"Теоретические основы разработки и моделирования не сложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов"
Автор: Евреионв Игорь Семенович Должность: преподаватель Учебное заведение: ГПОУ ТО ЕХТТ Населённый пункт: город Ефремов, Тульская область Наименование материала: Статья Тема: "Теоретические основы разработки и моделирования не сложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов" Раздел: среднее профессиональное
Организация внеурочной творческой деятельности студентов ГПОУ «Ефремовский
химико-технологический техникум» по технологии «Метод проектов» в рамках
изучения меж дисциплинарных курсов: МДК.01.01 «Технология формирования
систем автоматического управления типовых технологических процессов, средств
измерений, не сложных мехатронных устройств и систем»; МДК.04.01.
«Теоретические основы разработки и моделирования не сложных систем
автоматизации с учетом специфики технологических процессов.
Профессиональные
задачи,
которые
решаются
при
автоматизации
современных
химических производств, весьма сложны. Выпускник учреждения НПО для успешной
работы
на
предприятии
должен
обладать
профессиональными
и
общими
компетенциями:
навыком
выбора
типовых
методов
и
способов
выполнения
конкретных задач, оценивания их эффективности, умением работать в коллективе,
брать на себя ответственность за работу членов команды.
В
настоящее
время
насущным
требованием
к
обучению
является
построение
личностно-ориентированной
педагогической
системы,
развитие
индивидуальных
способностей,
заложенных
природой
в
каждом
обучающемся.
Этому
требованию
вполне
отвечают
современные
педагогические
технологии
практической
направленности и, в частности - метод проектов.
С целью углубленного освоения профессиональных и общих компетенций был создан
и реализовывается проект «Творческая деятельность студента», который базируется
на самостоятельном выборе практико-ориентированной тематики в рамках освоения
меж
дисциплинарных
курсов: МДК.01.01
«Технология
формирования
систем
автоматического управления типовых технологических процессов, средств измерений,
не
сложных мехатронных устройств и систем»; МДК.04.01. «Теоретические основы
разработки и моделирования не сложных систем автоматизации с учетом специфики
технологических процессов.
Данный проект предполагает решение определённой проблемы с использованием
информационно-компьютерных
технологий,
применения
умений
и
навыков
из
изучаемых профессиональных модулей образовательной программы и направлен на
развитие
внеурочной
научной
и
практической
деятельности
обучающихся
и
их
социальной активности и призван к решению ряда определенных задач:
- активизация познавательного интереса;
-
выработка
умения
определять
и
находить
возможные
источники
информации,
анализировать ее достоверность и достаточность для решения проблемы;
- повышение мотивации студентов к активной деятельности и ускорению процессов
усвоения знаний, умений и навыков;
- использование технологий мультимедийных сопровождений защиты проектов.
По ходу реализации проекта преподаватель становится организатором необходимых
условий для самостоятельной, творческой работы студентов.
Стиль общения со
студентами,
способы
и
методы
взаимодействия
с
ними
существенно
меняются
-
педагог выполняет роль консультанта, будущего коллеги.
На этапе подготовки и начала работы над проектом инициативные группы студентов
осуществляют постановку проблемы, выбор темы с учетом интересов участников,
подбор материалов, ознакомление с требованиями к выполнению и защиты проекта.
На данном этапе преподаватель помогает определить направление работы, цель и
планируемый результат работы.
Ранее, в благоприятной экономической обстановке в стране и полноценной работы
отечественной
промышленности
на
предприятии
ОАО
«Ефремовский
завод
синтетического
каучука»
для
студентов
ефремовского
химико-технологического
техникума
практиковалось реальное
проектирование
под
непосредственным
руководством
преподавателя .
Тематика
и
содержание
таких
проектов-работ
заключалась
в
разработке
документации,
монтаже,
наладке,
пуске
систем
автоматизации
по
заданию
службы
КИПиА
завода.
Защита
реальных
дипломных
проектов проводилось непосредственно в действующих производственных цехах, где
присутствовали инженерно-технические работники технологического цеха и службы
КИПиА,
рабочие,
что
позволяло
предметно
применять
теоретические
знания,
получать
практический
опыт
в
конкретных
производственных
условиях,
а
также
выявить слабые стороны теоретического обучения.
В настоящее экономически-непростое время на большинстве предприятий нашего
города используются морально и физически устаревшие средства автоматизации и
системы управления, поэтому практическая деятельность студентов, участвующих в
проекте, сегодня существенно изменилась и направлена уже преимущественно на
исследование и решение задач по анализу и синтезу систем управления.
Одним
из
направлений
практико-ориентированной
деятельности
проекта
«Творческая
деятельность
студента»
стала
модернизация
существующих
систем
автоматизации
на
действующих
предприятиях.
Используя
современные
информационные компьютерные системы и технологии, наши студенты создают на
основе производственных технологических регламентов модели объектов с целью
выработки
направлений
по
использованию
микропроцессорной
техники
и
современных средств автоматизации. Активная деятельность студентов, а также их
высокая
заинтересованность,
как
правило,
наблюдается
на
этапе
перехода
от
локальных
систем
управления
к
АСУ
ТП
(РАСШИФРОВАТЬ!).
Кроме
того,
особое
внимание должно уделяться вопросам охраны труда, охраны окружающей среды и
разработке систем автоматической защиты.
Отдельные наработанные темы проекта в дальнейшем служат основой для курсового
и дипломного проектирования обучающихся, что и является основой мотивации их
участия в проекте «Творческая деятельность студента».
Защита проектов проводится в форме компьютерных презентаций по конкретной
тематике.
Студенты
второго
и
третьего
курса,
как
правило,
показывают
высокий
уровень владения материалом по теме «Моя будущая специальность», а студенты
четвёртого
курса
уже
демонстрируют
более
глубокие
знания
по
специфике
-
«Системы
автоматического
управления»,
«Надежность
АСУ
ТП»,
«Автоматизация
дискретных технологических процессов» и другим.
Данная педагогическая технология позволяет не только способствовать становлению
будущих
профессионалов
по
выбранной
специальности,
но
и
имеет
большой
воспитательный
потенциал.
В
целях
воспитания
патриотизма
к
70-ой
годовщине
Великой победы группа студентов, участников проекта, получили задание провести
поисковую работу и собрать материал о боевом пути и подвигах преподавателей
техникума, которые сражались на фронтах Великой Отечественной Войны. Итогом
этого направления проекта стало оформление стенда «Никто не забыт - ничто не
забыто» и материал «Они сражались за Родину», опубликованный в местной газете
«Заря». Участниками проекта также создана мультимедийная презентация, которая
успешно используется в рамках различных внеклассных мероприятий патриотической
направленности.
Еще
одним
воспитательным
ракурсом
направлений
проекта
«Творческая
деятельность студента» стала многогранная исследовательская работа по подготовке
празднования
юбилея
«55
лет
специальности
КИПиА
Ефремовского
химико-
технологического
техникума»,
в
котором
многие
обучающиеся
приняли
самое
активное
участие
-
собрали
большой
и
интересный
материал
о
становлении
и
развитии
специальности,
преподавателях,
успехах
выпускников.
Защита
этого
направления
проекта
прошла
непосредственно
на
праздничном
мероприятии
и
получила высокую оценку гостей, преподавателей и студентов.
Всё
вышеизложенное
позволяет
сделать
вывод,
что
метод
проектов,
как
педагогическая технология, дает возможность организовать учебную деятельность
студентов,
соблюдая
разумный
баланс
между
теорией
и
практикой,
между
академическими знаниями и практическими умениями. Кроме того, данный метод,
безусловно,
является
исследовательским
методом,
способным
сформировать
у
обучающегося определённый опыт творческой деятельности и приносит большую
пользу
в
развитии
всех
сфер
личности
студента,
профессиональных
и
общих
компетенций.