Автор: Чумакова Лидия Иринеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад Россияночка" Населённый пункт: г. Тихвин Ленинградская область Наименование материала: Консультация для родителей детей групп раннего возраста Тема: "Как знакомить детей с книгой" Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей детей раннего возраста
«Как знакомить детей с книгой»
Подготовила воспитатель Чумакова Лидия Иринеевна
Люди, которые много и с интересом читают, отличаются хорошо развитым
воображением
и
богатым
словарным
запасом.
Художественная
книга
для
ребенка
-
это
могучее
средство
всестороннего
воспитания.
Познакомьте
малыша
с
книгой
как
можно
раньше.
Чтение
поможет
развить
у
крохи
интеллектуальные
и
творческие
способности.
При
ознакомлении
детей
с
книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития.
Самым
маленьким
нужны
книжки
для
рассматривания
предметов,
животных,
растений
и
т.п.
Первые
книжки
должны
быть
с
толстыми
картонными листами, хорошего качества. На странице 80% площади должна
занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока
не представляет, как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться
облизыванием
и
бессмысленным
перевертыванием
страничек.
Но
если
вы
рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро
заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-
своему их называть.
Выбирайте для малышей книги с яркими и крупными иллюстрациями,
ведь
дети
очень
любят
рассматривать
картинки.
Купите
несколько
развивающих книжек в мягком оформлении и со звуковым сопровождением.
Например, от прикосновения корова – мычит, кошка - мяукает, курочка -
кудахчет.
В
продаже
также
есть
специальные
книжки,
с
которыми
можно
купаться. Обязательно обратите внимание на качество материала, из которого
изготовлена книга. Изделие должно быть безопасным для малыша, прочным и
желательно
моющимся.
Многим
детям
нравятся
книжки-игрушки
всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они
привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего,
предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите
количество книг-игрушек к минимуму.
Интересными получаются самодельные книжки для самых маленьких: в
папку с файлами вкладываются разные картинки (можно цветные лоскутки
ткани) заклеиваются двусторонним скотчем (чтоб не
выпадали). В таких книжках можно менять листы, и в рот тащить тоже можно.
Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку
стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками
хорошо
сопровождать
яркими
характерными
жестами. Начните
с
веселых
детских книжек–малышек. Читайте крохе детские стихи и песенки, делайте это
весело и с выражением. Отлично подойдут стихи А.Барто, З.Александровой и
И.Токмаковой.
Младших
дошкольников
особенно
привлекают
произведения,
отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном
чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися
ему словами и выражениями.
Сама
природа
от
ребёнка
раннего
и
младшего
дошкольного
возраста
требует
стихотворного
материала.
Дети
любят
слушать
и
читать
стихи.
Нравятся
детям
произведения
детского
фольклора.
Каждая
из
песенок,
подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-
спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и
певец, и танцор, и актёр, и чтец.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической
речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок
хорошо
запоминает
такие
образы,
как
«петушок
–
золотой
гребешок»,
«козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др.
Когда ребенок подрастет, познакомьте его со сказками. Выбирайте добрые
и поучительные, в которых за хорошие дела героев награждают, а злодеи терпят
поражение.
Начните с русских народных сказок, а затем постепенно переходите к
мировой литературе.
В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют
иллюстрации.
Они
помогают
малышу
понять
прочитанный
текст.
Однако
наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом
возрасте
появляется
и
первый
литературный
опыт,
помогающий
малышу
осознать содержание разных произведений.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события
чётко
следуют
друг
за
другом
и
последующее
логически
вытекает
из
предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок,
которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и
козлята», «Колобок», «Пых» и другие)
Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с
содержанием
и
элементы
художественной
выразительности
само
собой
к
ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего
возраста.