Автор: Цветкова Зоя Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад Россияночка" Населённый пункт: г. Тихвин Ленинградская область Наименование материала: Консультация для родителей детей групп раннего возраста Тема: "Игры с песком или песочная терапия" Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Игры с песком или песочная терапия»
Подготовила воспитатель Цветкова Зоя Николаевна
В настоящее время значительно возрос интерес к занятиям
с детьми с использованием песка. И это не случайно, при
взаимодействии с песком ребенок учится проявлять чудеса
фантазии
и
одновременно
с
этим
происходит
процесс
развития
самосознания.
Казалось
бы
все
просто,
но
именно это просто хранит уникальную «Тайну бытия».
Многократно
проживая
эту
тайну,
ребенок
достигает
равновесия
во
внутреннем
пространстве,
уменьшается
доля тревоги и страха.
В
песочных
картинах
есть
важнейший
ресурс
–
возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий. Именно эта идея лежит
в
основе
сказкотерапевтического
подхода
к
игре
с
песком.
Однако
уделяя
внимание
песочной терапии, не будем забывать о мощных ресурсах для корекционно-развивающей и
образовательной работы с ребенком. Именно песок создает дополнительный акцент на
тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. С одной
стороны, повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой интенсивно и гармонично
происходит развитие познавательных процессов.
Как
должен вести себя
взрослый во время совместных игр с песком?
1. Присоединение к ребенку:
Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его
внутреннем мире. Понять ребенка и его проблемы, почувствовать ритм песочной картины,
ощутив
неповторимый
образный
строй
картины
-
все
это
входит
в
понятие
присоединения.
2. Искренняя заинтересованность:
Рассматривая
картину
ребенка,
взро слый
проявляет
л юб о п ы т с т во
путешественника,
которому
интересно,
что
происходит
в
том
мире,
который
создал
ребенок.
3. Строгое следование общечеловеческой этике :
Взрослый
не
может
в
присутствии
ребенка
без
спроса
изымать
фигурки
из
песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное мнение. Внутренний мир
ребенка хрупок и только строгое соблюдение этического кодекса могут защитить ребенка
от психических травм.
Общие условия организации песочной терапии:
Д
ля
организации
песочной
терапии
потребуется:
песочница, песок, вода, набор миниатюрных фигурок.
Традиционная песочница сочетает естественный цвет
дерева
и
голубое
дно.
Таким
образом,
д н о
символизирует воду. Голубой цвет оказывает на ребенка
умиротворяющее
воздействие,
кроме
того
«голубая
песочница» являет собой миниатюрную модель нашей
планеты в человеческом восприятии.
Пять шагов организации игрового процесса
1 Демонстрация песочницы.
Посмотри, наша песочница заполнена песком. У нее есть один секрет: если мы с
тобой раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. А с помощью воды сухой песок легко
превращается во влажный. Мы можем создать любой ландшафт: и горный, и холмистый, и
равнинный, здесь все во власти нашей фантазии.
2 Демонстрация фигурок.
Посмотри здесь много фигурок, мы можем их рассмотреть, подержать в руках.
3 Правила игры на песке:
Очень часто задают вопрос: Как научить ребенка играть с песком аккуратно? Как
запретить кидать песок в глаза товарищу? Как объяснить, что нельзя рушить созданное
другим? Чтобы избежать нравоучений, надо познакомить ребенка с правилами и постоянно
проговаривать их перед началом игры. Этот ритуал правил создается вместе с детьми.
Пример:
Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
В дальнейшем повторяя ритуал входа в страну песка, дети запоминают эти простые
правила и игры проходят без происшествий.
4 Формулировка темы:
Это шаг осуществляет сказочный герой песочной страны. Он задает тему игры, от
его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и
контролирует весь игровой процесс.
5 Завершение занятия. Ритуал выхода.
Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, убирают игрушки,
разравнивают
песок,
кладут
ладони
на
поверхность
песка
и
произносятся
слова
благодарности сказочному герою песчаной страны, например:
В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Как вы понимаете, мы прошли лишь первые шаги по дороге песочных игр. Подробнее вы
можете ознакомиться с этим методом в книгах:
1 .Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. ; Грабенко Т.М «Практикум по песочной терапии», «Тренинг
сказкотерапии»,
2. М.Монтессори «Мир ребенка»
3.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»