Автор: Маркина Лариса Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №221 Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: статья Тема: ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ Раздел: дошкольное образование
ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов.
Среди
них
-
влияние
различных
социальных
и
возрастных
групп,
их
фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Первоначальные
ростки
творчества
могут
появиться
в
различной
деятельности
детей,
если
для
этого
созданы
необходимые
условия.
От
воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем
обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным
фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им
навыки
и
умения,
без
которых
невозможна
творческая
деятельность,
воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний
и
умений,
формировать
критическое
мышление,
целенаправленность.
В
дошкольном
возрасте
закладываются
основы
творческой
деятельности
ребенка,
которые
проявляются
в
развитии
способности
к
замыслу
и
его
реализации
,
в
умении
комбинировать
свои
знания
и
представления,
в
искренней передаче своих чувств.
Песни детства
Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни
взрослых,
сочиненные
специально
для
детей
(колыбельные,
потешки
и
пестушки);
и
песни,
постепенно
перешедшие
из
взрослого
репертуара
в
детский
(колядки,
веснянки,
заклички,
игровые
песни);
и
пе с енки,
сочинявшиеся
самими
детьми.
В
детскую
поэзию
включают
также
прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.
В
младенчестве
матери
и
бабушки
убаюкивают
детей
ласковыми
колыбельными песнями, развлекали их частушками и потешками, играя с их
пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.
Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где
были? – У бабушки…». У хорошей няньки было много способов утешить и
развлечь ребенка.
Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских
игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали и
провожали Масленицу, закликали весну.
Сказка как фольклорный жанр
"Генетически литература связана с мифологией через фольклор" —
отмечал в своей работе "Классические формы мифа"Е. М. Мелетинский. На
хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор
занимает
промежуточное
положение,
является
связующим
звеном
в
культурном
пространстве
веков.
Возможно,
фольклор
стал
своеобразным
фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли,
пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые,
самые жизнеспособные. В настоящее время в фольклористике многое сделано
в области изучения жанра волшебной сказки, ее генезиса, истории, поэтики,
стиля, особенностей бытования и т.д. Из всех фольклорных жанров сказка
является
наиболее
структурированной
и
более
всех
других
жанров
подчиняющейся определенным законам.
Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве
термина,
обозначающего
те
виды
устной
прозы,
для
которых
в
первую
очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века
в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или
детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики,
часто
переделывались
и
переиначивались
согласно
вкусам
издателей.
Приблизительно
в
это
же
время
в
среде
русских
литературоведов
зреет
интерес
именно
к
подлинным
русским
сказкам
–
как
к
произведениям,
могущим стать фундаментом для изучения т.н. «настоящего» русского народа,
его
поэтического
творчества,
а
значит
и
могущим
способствовать
формированию русского литературоведения.
Произведения древнерусской словесности, но главным образом фольклор,
стали основным объектом исследования ученых, составивших
мифологическую школу в русском литературоведении.
Детский музыкальный фольклор
Существовало
множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь
взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные
обряды,
исполняя
при
этом
и
соответствующие
песни.
С
двенадцати-
четырнадцати
лет
подростки
допускались
на
посиделки
и
хороводы,
где
начиналось усвоение норм и правил взрослой жизни.
Первые
попытки
осуществить
музыкальное
воспитание
в
рамках
общеобразовательной
школы
можно
отыскать
ещё
в
Царской
России.
Школьная
система
отличалась
крайней
пестротой.
Это
были
кадетские
корпуса,
Институт
благородных
девиц,
духовные
семинарии
и
училища,
патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по
мере возможности и усмотрению начальства», уставы всех видов школ на
протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в
число обязательных предметов учебного плана.
Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться
о преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть
к тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности».
К счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях,
такие средства находились.
«Гимназиям
нашли
весьма
есть
отрадных
факты,
что
некоторые
наставники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают
большие хоры их учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению
и,
развивая
в
них
чувство
религиозности,
чувство
изящного
и
чувство
патриотическое…
в
высшей
степени
желательно,
чтобы
пример
таких
преподавателей, которые будут всегда особенно дороги для своих учеников,
не остался без подражания….»
Репертуар был разнообразен, в него входили произведения, как
русских, так и западных композиторов.
В
нашем
веке хоровое
пение
стало
рассматриваться
как
путь
творческого развития детей. Хоровое пение - один из видов коллективной
исполнительской
деятельности.
Оно
способствует
развитию
певческой
культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного
мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии
достижения
детьми
художественного
исполнения
музыкального
произведения.
В ы р а зи т е л ь н о е
и с п ол н е н и е
п р о и звед е н и й
д ол жн о
б ы т ь
эмоциональным,
в
нём
должна
чувствоваться
глубина
понимания
музыкального
образования.
Поэтому
выразительное
исполнение
требует
овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.
Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание
педагогу,
это
увлекательный
процесс,
напоминающий
настойчивое
и
постепенное восхождение на высоту. Воспитатель доводит до сознания детей,
что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.
Хоровое
пение
-
наиболее
доступная
исполнительская
деятельность
детей. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и
закономерностей
становления
голоса,
способствует
развитию
здорового
голосового аппарата.
Для развития и воспитания детского голоса воспитателю необходимо
знать
голосовые
и
певческие
возможности
ребёнка.
Так,
у
шестилетнего
ребёнка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не
сформирован.
Особое
значение
имеет
высокохудожественный
репертуар,
который
осваивается в определённой системе и последовательности.
Успех
работы
зависит
от
умений
воспитателя,
знаний
и
учёта
возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к
детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и
творческих способностей.
Произведения
устного
народного
творчества
имеют
огромное
познавательное
и
воспитательное
значение,
способствуют
развитию
образного мышления, обогащают речь детей.
Целенаправленное
и
систематическое
использование
фольклора
в
работе
с
детьми
помогает
им
овладевать
первоначальными
навыками
самостоятельной художественно-речевой деятельности.