Напоминание

Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам гендерного воспитания дошкольников


Автор: Сидоренко Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №10 "Солнышко"
Населённый пункт: Ростовская область Песчанокопский район с.Развильное
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам гендерного воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам гендерного воспитания

дошкольников

Сидоренко Марина Александровна
воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко», с. Развильное, Песчанокопский район, Ростовская область. В нынешнее время перемены, происходящие в нашем обществе, постепенно разрушают исторически сложившейся стереотип по отношению к социальным ролям женщин и мужчин. Стираются грани не только в социально-нравственном статусе мужчин и женщин, но также и в их одежде, причёсках, поведении в обществе. Поэтому в последнее время в воспитании детей ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на возрастные особенности детей, но и на их пол. Гендер (англ.gender – род) – социальный пол, социально детермированные роли, индентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами. Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных институтах . Наиболее влиятельна из них - семья. Осуществляя половое воспитание, родителям необходимо иметь в виду, что у девочек и мальчиков надо формировать множество общих, свойственных обоим полам нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность проявления нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Чтобы девочки росли женственными, необходимо особое внимание уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. В дошкольном детстве ребёнок познаёт сложный мир взаимоотношений в социуме и результаты полученного опыта в этот период во многом зависят от родителей. Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности и женственности. Для того, чтобы помочь ребёнку освоить способы полоролевого поведения, воспитать эмоционально-ценностное отношение к своей гендерной идентификации, взаимодействию с людьми разного пола, в нашем детском саду было проведено исследование и разработан проект по теме «Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации». Одна из задач проекта - повысить роль семьи в гендерном воспитании детей. Хочу подробнее остановиться на решении этой задачи. В целях реализации задачи– повысить роль семьи в гендерном воспитании детей - мы определили цели: - Повысить компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания; - Создать условия для осуществления гендерного воспитания в семье и ДОУ. - создать условия для становления полоролевой идентификации ребёнка в семье; Алгоритм работы с родителями заключался в следующем:
- Проведение анкетирования на предмет выявления особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье; - Организация консультаций для родителей, родительских собраний по вопросам индивидуального развития мальчиков и девочек; - Привлечение родителей к участию в различных мероприятиях, проводимых в ДОУ (спортивные праздники, утренники, изготовление совместных работ на выставки и др.). В рамках реализации задачи мы составили социальный паспорт каждой семьи наших воспитанников, использовали групповые и индивидуальные формы работы с родителями, выявляли позитивный опыт гендерного воспитания в семье, предлагали его для использования родительской общественности. Была проведена работа по повышению компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Для родителей были проведены консультации на темы: «Полоролевая социализация в дошкольном возрасте», «Психологические отличия мальчиков и девочек», «Игры мальчиков и девочек», «С кем играют мальчики и девочки" и др.; тематические родительские собрания. Особая роль была отведена вовлечению отцов детей в решении поставленной задачи проекта. В связи с ростом в настоящее время числа неполных семей, многие дети лишены мужского общения в семье, не имеют в качестве объекта для подражания мужской модели поведения. Поэтому так важно вовлекать отцов воспитанников в образовательный процесс. Мы
организовали и провели конкурсы «Я и папа – мастера», «Папа может» и др., организована фотовыставка «Мой папа солдат», что обогатило социальный опыт детей. С целью вовлечения родителей в образовательный процесс были организованы тематические выставки: «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках», «Портрет мамы», «Портрет папы», «Моя любимая игрушка» (подбор игрушек для мальчиков и девочек), и т.д. Оформлены фотоальбомы «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники». Для формирования представлений о мужественности и женственности в детском саду мы использовали художественную литературу. Родителям были рекомендованы произведения для чтения дома с детьми - сказки, произведения на основе былин, рассказы о защитниках Отечества, стихи С.Я Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», из которых дети узнали о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Дети, которые воспитываются в неполных семьях, зачастую получают искажённый пример социальных навыков в плане полоролевой идентификации. Если мальчика воспитывает одна мама, то это способствует тому, что у ребёнка в дошкольном детстве не закладываются основы социально-нравственного поведения будущего мужчины, мальчик подражает социальной роли, которую выполняет мама. В будущем такие дети испытывают вполне определённые трудности в плане социальной адаптации. Перед девочками из неполных семей (ребёнка воспитывает одна мама) таких проблем, в основном, не возникает – они подражают маме, социальная роль которой свойственна будущей женщине. Совместно с педагогом –психологом была проведена работа с родителями, которые воспитывают детей в неполных семьях. Им была оказана практическая помощь в освоении навыков гендерного воспитания детей – рассматривались проблемные ситуации, проводились тренинги, предлагался лекционный материал. Подводя итоги проделанной работы по решению задачи повышения роли семьи в гендерном воспитании детей, необходимо отметить, что большинство родителей стали целенаправленно заниматься проблемами гендерного воспитания детей в семье – их стали интересовать вопросы патриотического, нравственного, эстетического воспитания мальчиков и девочек, их культуры поведения.
Нельзя не заметить и позитивных изменений в поведении детей. В сюжетно-ролевых играх мальчики стали активнее брать на себя ведущие роли. В игре проявлять социально-нравственные качества, присущие будущим мужчинам. По отношению к девочкам мальчики стали терпимее – стали уступать игрушки, пропускать первыми войти в группу, и др. Девочки во время сюжетно-ролевых игр проявляли себя в соответствии с теми социальными ролями, которые присущи будущим женщинам. Всё это говорит о том, что дети стали осознанно относиться к своей гендерной принадлежности, стараются соответствовать тем стереотипам, которые приняты в семье и обществе. Позитивные результаты, полученные в результате реализации проекта в целом, стали возможны благодаря оптимальному сотрудничеству семьи и детского сада в решении поставленных задач. Список использованной литературы: 1. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. 2. Инновации в детском саду. / Микляева, Н.В. – М.: Айрис-пресс, 2008. 3. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. /Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 4. Настольная книга воспитателя детского сада. / Честнова, Н.Ю. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 3326 с. 5. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / Зверева, О.Л., Кротова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 6. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с. 7. Родительские собрания в ДОУ. / Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. – М.: Айрис- пресс, 2008. – 128 с.


В раздел образования