Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам гендерного воспитания дошкольников
Автор: Сидоренко Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №10 "Солнышко" Населённый пункт: Ростовская область Песчанокопский район с.Развильное Наименование материала: Статья Тема: Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам гендерного воспитания дошкольников Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам гендерного воспитания
дошкольников
Сидоренко Марина Александровна
воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,
с. Развильное, Песчанокопский район, Ростовская область.
В нынешнее время перемены, происходящие в нашем обществе,
постепенно разрушают исторически сложившейся стереотип по отношению к
социальным ролям женщин и мужчин. Стираются грани не только в
социально-нравственном статусе мужчин и женщин, но также и в их одежде,
причёсках, поведении в обществе. Поэтому в последнее время в воспитании
детей ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на
возрастные особенности детей, но и на их пол.
Гендер (англ.gender – род) – социальный пол, социально
детермированные роли, индентичности и сферы деятельности женщин и
мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной
организации общества.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к
какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо
девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети
понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами.
Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в
зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в
разных социальных институтах . Наиболее влиятельна из них - семья.
Осуществляя половое воспитание, родителям необходимо иметь в виду,
что
у
девочек
и
мальчиков
надо
формировать
множество
общих,
свойственных обоим полам нравственных качеств. Честность, трудолюбие,
доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура
поведения,
несомненно,
должны
быть
присущи
как
женщинам,
так
и
мужчинам.
Но
степень
выраженности,
интенсивность
проявления
нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.
Для
развития
у
мальчиков
начал
мужественности
следует
усилить
внимание
к
воспитанию
у
них
эмоциональной
устойчивости,
смелости,
решительности,
ответственности,
великодушия,
рыцарского
отношения
к
представительницам
женского
пола,
и
в
первую
очередь
желание
и
способность защищать. Чтобы девочки росли женственными, необходимо
особое внимание уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности,
аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
В дошкольном детстве ребёнок познаёт сложный мир
взаимоотношений в социуме и результаты полученного опыта в этот период
во многом зависят от родителей.
Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами,
должны
соответствовать
этой
роли,
принятым
в
обществе
понятиям
мужественности и женственности.
Для того, чтобы помочь ребёнку освоить способы полоролевого
поведения, воспитать эмоционально-ценностное отношение к своей
гендерной идентификации, взаимодействию с людьми разного пола, в нашем
детском саду было проведено исследование и разработан проект по теме
«Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной
организации». Одна из задач проекта - повысить роль семьи в гендерном
воспитании детей. Хочу подробнее остановиться на решении этой задачи.
В целях реализации задачи– повысить роль семьи в гендерном воспитании
детей - мы определили цели:
- Повысить компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания;
- Создать условия для осуществления гендерного воспитания в семье и ДОУ.
- создать условия для становления полоролевой идентификации ребёнка в
семье;
Алгоритм работы с родителями заключался в следующем:
- Проведение анкетирования на предмет выявления особенностей
воспитания мальчиков и девочек в семье;
- Организация консультаций для родителей, родительских собраний по
вопросам индивидуального развития мальчиков и девочек;
- Привлечение родителей к участию в различных мероприятиях, проводимых
в ДОУ (спортивные праздники, утренники, изготовление совместных работ
на выставки и др.).
В рамках реализации задачи мы составили социальный паспорт
каждой семьи наших воспитанников, использовали групповые и
индивидуальные формы работы с родителями, выявляли позитивный опыт
гендерного воспитания в семье, предлагали его для использования
родительской общественности.
Была проведена работа по повышению компетентности родителей в
вопросах
гендерного
воспитания.
Для
родителей
были
проведены
консультации на темы: «Полоролевая социализация в дошкольном возрасте»,
«Психологические
отличия
мальчиков
и
девочек»,
«Игры
мальчиков
и
девочек»,
«С кем играют мальчики
и
девочки" и др.; тематические
родительские собрания.
Особая роль была отведена вовлечению отцов детей в решении
поставленной задачи проекта. В связи с ростом в настоящее время числа
неполных семей, многие дети лишены мужского общения в семье, не имеют в
качестве объекта для подражания мужской модели поведения. Поэтому так
важно вовлекать отцов воспитанников в образовательный процесс. Мы
организовали и провели конкурсы «Я и папа – мастера», «Папа может» и др.,
организована фотовыставка «Мой папа солдат», что обогатило социальный
опыт детей.
С
целью
вовлечения
родителей
в
образовательный
процесс
были
организованы
тематические
выставки:
«Книги
о
мальчиках
и
для
мальчиков», «Книги о девочках», «Портрет мамы», «Портрет папы», «Моя
любимая
игрушка»
(подбор игрушек для мальчиков и девочек),
и
т.д.
Оформлены фотоальбомы «О наших мальчиках», «О наших девочках»,
«Семейные праздники».
Для формирования представлений о мужественности и женственности
в детском саду мы использовали
художественную литературу. Родителям
были
рекомендованы
произведения
для
чтения
дома
с
детьми
-
сказки,
произведения на основе былин, рассказы о защитниках Отечества, стихи С.Я
Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», из которых дети узнали о
таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность,
готовность
помочь
слабым,
рыцарство,
присущих
не
только
взрослым
мужчинам, но и мальчикам.
Дети, которые воспитываются в неполных семьях, зачастую получают
искажённый пример социальных навыков в плане полоролевой
идентификации. Если мальчика воспитывает одна мама, то это способствует
тому, что у ребёнка в дошкольном детстве не закладываются основы
социально-нравственного поведения будущего мужчины, мальчик подражает
социальной роли, которую выполняет мама. В будущем такие дети
испытывают вполне определённые трудности в плане социальной адаптации.
Перед девочками из неполных семей (ребёнка воспитывает одна мама) таких
проблем, в основном, не возникает – они подражают маме, социальная роль
которой свойственна будущей женщине.
Совместно с педагогом –психологом была проведена работа с
родителями, которые воспитывают детей в неполных семьях. Им была
оказана практическая помощь в освоении навыков гендерного воспитания
детей – рассматривались проблемные ситуации, проводились тренинги,
предлагался лекционный материал.
Подводя итоги проделанной работы по решению задачи повышения
роли семьи в гендерном воспитании детей, необходимо отметить, что
большинство родителей стали целенаправленно заниматься проблемами
гендерного воспитания детей в семье – их стали интересовать вопросы
патриотического, нравственного, эстетического воспитания мальчиков и
девочек, их культуры поведения.
Нельзя не заметить и позитивных изменений в поведении детей. В
сюжетно-ролевых играх мальчики стали активнее брать на себя ведущие
роли. В игре проявлять социально-нравственные качества, присущие
будущим мужчинам. По отношению к девочкам мальчики стали терпимее –
стали уступать игрушки, пропускать первыми войти в группу, и др. Девочки
во время сюжетно-ролевых игр проявляли себя в соответствии с теми
социальными ролями, которые присущи будущим женщинам.
Всё это говорит о том, что дети стали осознанно относиться к своей
гендерной принадлежности, стараются соответствовать тем стереотипам,
которые приняты в семье и обществе.
Позитивные результаты, полученные в результате реализации проекта в
целом, стали возможны благодаря оптимальному сотрудничеству семьи и
детского сада в решении поставленных задач.
Список использованной литературы:
1. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О.И. – Волгоград: ИТД
«Корифей», 2008.
2. Инновации в детском саду. / Микляева, Н.В. – М.: Айрис-пресс, 2008.
3.
Методическая
копилка
для
педагогов
дошкольного
образовательного
учреждения. /Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
4. Настольная книга воспитателя детского сада. / Честнова, Н.Ю. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2006. – 3326 с.
5. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / Зверева,
О.Л., Кротова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В.,
Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
7. Родительские собрания в ДОУ. / Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. – М.: Айрис-
пресс, 2008. – 128 с.