Формирование элементарных математических представлений Тема: "В гости к лесным жителям"
Автор: Чобану Роза Рабисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС №12 "Росинка" Населённый пункт: г.Мегион Наименование материала: конспект занятия Тема: Формирование элементарных математических представлений Тема: "В гости к лесным жителям" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
Формирование элементарных математических представлений
Тема: «В гости к лесным жителям»
Цель:
Учить считать в пределах 3, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно
отвечать на вопрос «Сколько?»
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник) независимо от их размера.
Развивать умение определять пространственное направление от себя; вверху, внизу,
впереди, сзади, слева, справа.
Воспитывать интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие,
наблюдательность;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать сообща, умение
слышать друг друга. Формировать навыки доброжелательности, отзывчивости.
Оборудование: ноутбук с мультимедийным оборудованием, колонки, конверт с письмом
от медвежонка, логические блоки Дьенеша, грамзапись «шум осеннего леса», декорации
деревьев, обручи.
Предварительная работа : знакомство с геометрическими фигурами, формой, размером
предметов.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие», «Музыка».
Ход НОД:
Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».
Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком,
почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу.
(опустить руки подуть на ладони).
Воспитатель: Давайте ребята закроем с вами глаза и окажемся с вами в осеннем лесу.
(слайд «Осенний лес»).
А сейчас мы с вами откроем глаза. Мы очутились на лесной опушке. Давайте погуляем с
вами, прошуршим листочками.
Среди осенних листочков находим конверт.
Воспитатель: Ой, ребята что? Это же письмо. Интересно от кого письмо, что в нём
написано? Давайте прочтём.
(Дорогие ребята! Пишет вам медведь. Скоро наступит зима. И я лягу спать. Я расстанусь
со своими друзьями на всю зиму. Я буду очень скучать по ним. Помогите мне собрать их
на лесной опушке и весело поиграть напоследок.
Воспитатель: Ну что ребята, отправимся в гости, на лесную опушку?
(дети вместе с воспитателем ходят по кругу).
Воспитатель: Ребята, слышите мы уже вошли в лес (звучит звукозапись «шум леса».
Давайте остановимся и внимательно послушаем какие в лесу раздаются звуки. (звуки
осеннего леса).
Дети: мы слышим, как шумят деревья, поют птицы.
Вопросы мудрой совы
(По дороге к опушке дети встречают сову, которая спрашивает, кто они такие и куда идут?)
(слайд №1 сова).
Дети: Мы дети, идём в гости к лесным жителям на лесную опушку.
Сова: Ага, значит хотите попасть на лесную опушку? Но для того- что бы туда пройти вы
должны правильно ответить на мои вопросы и выполнить моё задание. Вы готовы?
Дети: Да.
Сова: Тогда слушайте первый вопрос. Кто из лесных жителей самый хитрый?
Дети: Лиса.
Сова: Молодцы ребята, на мой первый вопрос вы ответили верно. Но у меня к вам ещё два
вопроса. Вы готовы на них ответить?
Дети: Да, мы готовы.
Сова: Тогда слушайте следующий вопрос. У этого зверя длинные уши, беленькая шубка,
он ловко прыгает по лесу. Ребята угадали кто это?
Дети: Да это зайчик.
Сова : Вы правильно угадали два моих вопроса, а теперь слушайте последний. Эта птица
очень умная, и спит она только днём, о ком я говорю ребята?
Дети: Это же загадка про тебя сова!
Сова: У меня есть волшебный мешочек, а в нём геометрические фигуры. Назовите эти
фигуры. (волшебный мешочек)
Последовательно показывает детям треугольник, квадрат, круг. Уточняет название, форму
и цвет фигур. Затем кладёт фигуры в мешочек. Дети по очереди нащупывают фигуры,
называют их и показывают остальным.
Сова: Я ребята хочу поиграть с вами в интересную игру. Вы согласны?
На ковре приготовлены три обруча: в одном обруче лежит круг, в другом – квадрат, в
третьем – треугольник.
- Обручи – ваши домики; у кого в руке круг (показывает кружок, у тех домик – обруч с
кругом, обруч с квадратиком – это дом тех, у кого в руках квадрат (показывает квадрат, а
обруч с треугольником – это дом тех, у кого в руках треугольник (показывает
треугольник). Пока я играю в бубен, вы бежите в колонне за мной, как только бубен
перестает звучать, каждый бежит в свой домик.
Воспитатель выполняет роль направляющего, дети бегут за ним в колонне по одному.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно
ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры в их обруче.
Сова: Я вижу, что вы очень умные детки, правильно ответили на все мои вопросы. Теперь
вы можете идти, я вас пускаю.
Дети: Спасибо, сова, пока!
По дороге встречаются зайчики. (слайд №2)
Игровая ситуация «Угостим зайчиков морковкой».
Воспитатель:
На нашу полянку прибежали зайчики. Давайте посчитаем сколько их. (дети считают. Их
3). Зайчики проголодались, и мы угостим их морковкой (выкладываю две морковки под
двумя зайчиками, под каждым зайчиком одну морковку, одной морковки не хватает).
Сколько морковок? Одна, две, всего две морковки. Выйдет к доске Анвар и посчитает их
указательным пальцем правой руки слева направо. Сколько зайчиков? Три зайчика и две
морковки. Сравните чего больше три зайчика или две морковки? (Три зайчика больше, чем
две морковки). Чего меньше, две морковки или три зайчика? (Две морковки меньше, чем
три зайчика). Если три зайчика больше, чем две морковки, то, какое число больше три или
два? А если две морковки меньше, чем три зайчика, то, какое число меньше два или три?
Что нужно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну, по три? Правильно, нужно
положить еще одну (выделяю интонацией слова «еще одну») морковку. Поскольку стало
зайчиков и морковок? Как получилось три морковки? Да, к двум морковкам мы добавили
еще одну морковку, и морковок стало три.
- Дети, мы с вами умеем считать до трех и узнали, что если к двум морковкам прибавить
одну морковку, то получится три морковки.
Физминутка: «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Воспитатель: Ну что, ребята, отдохнули? (Ответы детей: да), тогда идём дальше. Ой
смотрите, кто это вышел на солнышке погреться? (ёжик и бельчата). А где живут ёжики и
бельчата? (в лесу, значит это какие животные? (дикие, правильно! Сколько ёжиков? (один).
А бельчат? (три). Спрашиваю по очереди всех детей. Но ёжику скучно без друзей. Давайте
поможем ему? Но как ему помочь? (ответы детей). Нужно позвать его друзей. На экране
появляются ещё два ёжика. Ребята давайте посчитаем сколько стало ёжиков? Правильно
их 3. Сколько белочек? Сколько ёжиков? Если белочек три и ёжиков три, значит их
поровну.
Ребята, давайте пригласим лесных зверушек поиграть с нами в очень интересную и
познавательную игру.
- Давайте, возьмемся за руки и сделаем большой и красивый круг. А теперь все дети
закроют глаза (дети закрывают глаза). Я буду подходить к кому-нибудь из вас, и звенеть
колокольчиком впереди, сзади слева, справа, вверху или внизу, а вы мне должны
правильно назвать направление, где зазвенел колокольчик.
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: Вот ребята мы и побывали в гостях у лесных зверушек.
Я, надеюсь, что и вам, ребята, и зверушкам понравилось наше занятие. А, что вам
понравилось больше всего? (Выслушиваю ответы детей) Сегодня мы с вами научились
считали до трех, повторили названия таких геометрических фигур, как: круг, квадрат,
треугольник и правильно определяли направление, где звенел колокольчик. А теперь
пришла пора прощаться с зверушками. До свидания.
1.
Литература: И. А. Помораева В. А. Позина Формирование элементарных
математических представлений. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От
рождения до школы / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Самоанализ НОД по ФЭМП в средней группе
«В гости к лесным жителям»
Цель:
Учить считать в пределах 3, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно
отвечать на вопрос «Сколько?»
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник) независимо от их размера.
Развивать умение определять пространственное направление от себя; вверху, внизу,
впереди, сзади, слева, справа.
Воспитывать интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие,
наблюдательность;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать сообща, умение
слышать друг друга. Формировать навыки доброжелательности, отзывчивости.
Оборудование: ноутбук с мультимедийным оборудованием, колонки, конверт с письмом
от медвежонка, логические блоки Дьенеша, грамзапись «шум осеннего леса», декорации
деревьев, обручи.
Предварительная работа : знакомство с геометрическими фигурами, формой, размером
предметов.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие», «Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных
между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение
определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.
Все элементы НОД логически объединены между собой общей темой «В гости к
лесным
жителям»
и
общей
целью
-
формирование
элементарных
математических
представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Вводная часть – это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На
организационном этапе НОД было предложено детям отправиться на лесную опушку.
Использовала игровую проблемную ситуацию – выполнить задания совы.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и
самостоятельную деятельность детей - создавались проблемные ситуации, направленные
на решение поставленных задач.
В заключительной части НОД также использовала игровую проблемную ситуацию –
выполнить задания совы, чтобы проверить усвоение материала и подтвердить успешную
реализацию воспитательной задачи. Были сюрпризные моменты (угощение от
медвежонка). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, основанные на игровых
обучающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной
деятельности.
В
работе
с
детьми
использовала
беседу,
вопросы
к
детям
на
сообразительность
и
логическое
мышление,
проблемные
ситуации
на
закрепление
названий
геометрических
фигур
(круг,
квадрат,
треугольник),
выделение
их
свойств
(форма,
размер),
закрепление
знания
количественного
счета
до
3,
соотношение
с
количеством
предметов.
Все
это
способствовало
эффективности
НОД,
мыслительной
деятельности
и
развитию
речи,
формирование
элементарных
математических
представлений у детей.
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их
психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и
задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают
результаты деятельности.
Деятельность
на
НОД
характеризуется
как
совместная,
индивидуальная.
Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Включение физкультминутки способствовало снятию мышечного напряжения,
эмоциональному отдыху.
Поставленные
задачи
непосредственно
образовательной
деятельности
были
выполнены! НОД своей цели достигло!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Росинка»
Непосредственно образовательная деятельность
Формирование математических представлений
Образовательная область «Познавательное развитие»
«В гости к лесным жителям»
Подготовила и провела:
воспитатель
Чобану Р.Р.
Используемая литература:
1.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От
рождения до школы / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2.
И. А. Помораева В. А. Позина Формирование элементарных математических
представлений. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
г. Мегион, п. Высокий
2016г.