Напоминание

"Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой"


Автор: Журавлева Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Колокольчик"
Населённый пункт: Кемеровская область г. Белово ПГТ Грамотеино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие познавательных интересов у

старших дошкольников в процессе

ознакомления с природой
» выполнила: Журавлева С.В., воспитатель МБДОУ №11 «Колокольчик» Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1 Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников в процессе ознакомления с природой • Особенности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6 • Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления детей с природой……………………………………………………………………..12 Глава 2. Методика использования элементарных опытов в процессе ознакомления с природой • Эксперимент как метод развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста……………………………………….........18 • Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по проведению опытов………………………………………………………….21 • Исследование использования элементарных опытов в процессе ознакомления с природой, как эффективное средство развития познавательных интересов…………………………………………………..24 Заключение……………………………………………………………………….28 Приложение………………………………………………………………………32 Введение
Современное общество нуждается в активной личности, способной к п о з н а в ат е л ь н о - д е я т е л ь н о й с а м о р е а л и з а ц и и , к п р о я в л е н и ю исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. В соответствии с ФГОС ДОО основы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Актуальность
Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Ориентация последних лет педагогического процесса дошкольного образовательного у ч р е ж д е н и я н а у с в о е н и е б о л ь ш о г о объема знаний является малопродуктивной. С одной стороны, информация в современном мире стремительно обновляется и увеличивается, поэтому становится невозможным научить всем знаниям и даже их основам. С другой стороны, психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста в этом смысле ограниченны: понимание и усвоение многих вещей, явлений и событий приходит с опытом. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности и других видов детских занятий. Особое место в данном направлении занимает процесс ознакомления дошкольников с природой. В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры. Ознакомление с природой связаны с познавательным интере сом к объектам и явлениям п ри роды, систематичностью представлений о природном мире, способностью
использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде.
Объект исследования
– познавательный интерес.
Предмет
– развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Цель работы
Рассмотреть развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Задачи:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования • Охарактеризовать методы работы по развитию познавательных интересов старших дошкольников в процессе ознакомления с природой • показать метод использования элементарных опытов в процессе ознакомления с природой, как эффективное средство развития познавательных интересов
Гипотеза
Мы предполагаем, что развитие познавательных интересов у старшего дошкольника в процессе ознакомления с природой экспериментирование (элементарные опыты) можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными, а вызванный интерес ведет не только к усвоению знаний о природе, но и побуждает к дальнейшей исследовательской деятельности. В своем исследовании мы применили
методы:
• анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; • наблюдение и беседа; • педагогический эксперимент.

База исследования:
В эксперименте участвовало 22 ребенка детей в возрасте от 5,5 до 6 лет старшей группы детского сада № 43 «Солнышко» города Белово. Глава 1. Теоретические основы развития познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой • Особенности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. В 6-7 летнем возрасте идёт активное развитие познавательной деятельности. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. В.А. О н и щ у к считает: «Познавательные мотивы, среди которых ведущим является интерес к знаниям и процессу их добывания, желание узнать как можно больше, расширить свой кругозор, интерес к определённым видам деятельности, являются главными в проявлении познавательной активности»[18]. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума.
Проявление познавательного интереса В.А. Онищук связывает со следующими стадиями: а) любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов. б) любознательность - стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы; в) познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления[18]. Все стадии тесно переплетаются, взаимосвязаны между собой, следуют друг за другом. B.C. Мухина; А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие отмечают, что по мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления - всё используется детьми для познания окружающего мира, который выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Полученные данные являются обязательным условием развития мышления детей. Предпосылки развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста связываются с преобладанием определённых форм активности, возникающих из потребности во внешних впечатлениях (Л.И.
Божович, Л.С. Выготский и др.) и из потребностей в общении и деятельности (А.А. Невский, А.И. Сорокина). Интересы начинают формироваться довольно рано и выступают первоначально в форме любопытства. Уже на первом году жизни ребёнка привлекают яркие, красочные предметы, громкие звуки. Однако эта направленность на объект в силу его эмоциональной привлекательности пока что «привязана» к восприятию, т.е. эти интересы не являются познавательными. Эти интересы находят удовлетворение в функционировании органов чувств [20]. Исследования Л.М. Маневцовой и Н.К. Постниковой позволяют говорить о реальных возможностях воспитания активного познавательного интереса к окружающему. Для развития познавательного интереса необходимо наличие достаточно развитых психических процессов. Своеобразие познавательного интереса детей дошкольного возраста, по мнению П.Г. Сирбиладзе, заключается в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое - любопытство. Постепенно любопытство переходит в любознательность и далее в потребность убедиться в истине. Таким образом, познавательный интерес дошкольников претерпевает изменение по линии углубления и по линии расширения их круга[13,21]. В связи с тем, что на первоначальном этапе развития познавательного интереса познавательное отношение слито с деятельностью, исследователи Е.Ф. Рыбалко, Л.М. Маневцова, Г.И. Щукина указывают на то, что уже в старшем дошкольном возрасте у ряда детей дифференцируется познавательное отношение к окружающему и они связывают это явление с постепенным нарастанием возможностей ребёнка (расширением объёма знаний, умений)[20, 13, 24]. А. И. Сорокина, указывает: характерными чертами познавательных интересов являются: многосторонность, глубина, устойчивость, динамичность, действенность[21]: • Многосторонность - это активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям. Многосторонние интересы характеризуются
значительным объёмом знаний, способностью к разносторонней умственной деятельности. • Глубина характеризуется интересом не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений. • Устойчивость выражается в постоянстве интересов, в том, что ребёнок проявляет интерес к тому или иному явлению длительное время, руководствуясь сознательным выбором. • Динамичность заключается в том, что знания, усваиваемые ребёнком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребёнку в его умственной деятельности. • Действенность выражается в активной деятельности ребёнка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в проявлении волевого усилия для достижения цели. Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые, динамичные и действенные интересы, педагоги формируют личность ребёнка в целом, обогащая его ум. Познавательный интерес, обладая огромной побудительной силой, заставляет ребёнка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». Этот интерес придаёт мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает её продуктивность. Ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, волевому усилию проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость, в случае разрешения задачи, ободрение взрослых - создают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Н.А. Менчинская в своих исследованиях показала, что между уровнем развития познавательного интереса ребенка и уровнем знаний об
окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребёнка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знание - важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребёнка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса меняется качество самих знаний, они становятся более полными, яркими, образными[14]. Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребёнка[21]. Отражая в игре различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают существующие связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений. Поиск знаний, пытливость ума обнаруживается наиболее полно тогда, когда то или иное явление возбуждает интерес, питает чувства ребёнка, а необходимых знаний для их выражения нет. Таким образом, можно выделить основные проявления познавательных интересов у старших дошкольников: • задаёт вопросы познавательного характера; • стремится пополнить свои знания об интересующем предмете, используя различные средства информации (просит рассказать, прочитать, рассматривает иллюстрации, самостоятельно наблюдает, обращается к теле- и радиопередачам и т.д.); • рассказывает взрослым и сверстникам о своих интересах; • участвует в беседах о том, что его интересует (проявляет при этом активность, инициативу); • способен к длительному сосредоточению внимания, умеет элементарно планировать деятельность, пытается преодолеть возникшие трудности; • отражает свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество;
• ребёнку свойственна увлечённость, эмоционально сть, выразительность речи, мимики при проявлении интереса[21].. В исследовании Н.К. Постниковой определены педагогические условия формирования познавательных интересов. Во-первых, это обогащение детей знаниями в процессе непосредственной деятельности. Вторым условием является обеспечение высокого уровня умственной активности в процессе деятельности. Эффективным средством, дающим благоприятное содержание и возможность активизации познавательной деятельности, является поисковая, исследовательская р а б от а с детьми[21]. Эта работа, в исследовании Н.К. Постниковой, представлена как своеобразный способ организации познавательной деятельности, в котором в единстве представлены труд, наблюдения, опыт. Причём, основой является труд. Такая организация познавательной деятельности даёт возможность для детей самостоятельно раскрывать явления природы во всём многообразии их взаимосвязей и отношений. Для развития познавательных интересов старших дошкольников необходимо[2]: • создать условия для активных действий; • вовлекать в процесс самостоятельного поиска; • ставить вопросы проблемного характера; • разнообразить детскую деятельность; • показывать детям нужность, важность познавательного процесса; • предлагать эмоциональный материал; • планировать достижения результатов, положительно оценивать Психолого-педагогические исследования ещё раз подтверждают, что дети старшего дошкольного возраста имеют все возможности для становления познавательных интересов.
• 2. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления детей с природой. Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. В любом случае, деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Методика экологического образования детей шестого года жизни имеет следующие структурные компоненты[16]. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью - за хомяком, зимой - за птицей, весной - за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и
отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк (т.е. как функционируют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения - не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на их состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, т.е. как гуманно и бережно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам[9]. Это же самое относится к циклам наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными). Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты (например, лук выращивается тремя различными способами: при наличии всех необходимых условий, в темноте, в холоде). Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям. На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их умственном развитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного
становится пиктограммно - символическим: дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного сезона, значками- пиктограммами - параметры погоды, цветом - дни недели. Аналогичными становятся календари наблюдений за зимующими птицами, за ростом и развитием огородной культуры - они также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений. Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календаря выставляют в соответствующих графах картинки с изображением тех птиц, которых они видели во время прогулки, а затем переносят общую картину в символический план − «галочками» разного цвета (т.е. символами) обозначают птиц, которые прилетали на подкормку, ели на кормушке и собирали крошки под ней или летали над участком, наблюдали за событиями с крыши здания, с дерева, на строке данного дня. Картинки воспитатель убирает, а в календаре остаются их «следы» - цветные галочки. Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная деятельность воспитателя с 2- 3 детьми в уголке природы - это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенка помогают воспитателю не менее трех дней подряд - за это время они начинают осознанно относиться к делу, приобретают навыки, некоторую самостоятельность[21]. Еще одной формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы: «Зеленая елочка − живая иголочка» (с начала декабря до середины января), «Украсим Землю цветами» (приурочена ко Дню Земли − 22 апреля). Дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально) участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветочную рассаду и высаживают ее на территории детсада и за ее пределами). Дети седьмого года жизни много знают и многое умеют. По форме методика эколого-педагогической работы с детьми этого возраста похожа на
методику предыдущего периода, но по содержанию она сложнее. В циклах наблюдений дошкольники прослеживают самые различные нюансы взаимо связи объектов живой природы со средой о б и т а н и я , морфофункциональной приспособленности к ней. В циклы включаются наблюдения сравнительного характера, проблемные и опытнические ситуации, дети прослеживают рост и развитие птенца, детеныша млекопитающего, их меняющуюся связь с внешней средой. Таким образом, дети узнают все внешние проявления и особенности тех обитателях детского сада, с которыми они находятся в постоянном контакте в течение всего года. Дети любят их, легко и почти самостоятельно ухаживают за ними, могут эмоционально и с интересом рассказать об их жизни в неволе и в природе. Большое значение в методике подготовительной к школе группы имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа. К этому возрасту дети накопили много конкретных чувственных знаний - на их основе можно проводить классификацию объектов природы, объединять их в группы по разным основаниям, демонстрировать самые различные экологические зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенное знание в новых ситуациях, что является основой умственной подготовки детей к обучению в школе. На таких занятиях дошкольники приобретают первые навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы. В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы − экскурсии и походы в лес, на луг, водоем. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера. Участвуют в природоохранном деле или акции. Походы и экскурсии дают много эмоциональных впечатлений − их надо закрепить, поэтому все участники похода, готовясь к нему, делают игрушечные фотоаппараты, которыми «фотографируют» все интересные и красивые явления природы. По
возвращении дошкольники «проявляют» фотографии - создают рисунки, а взрослые делают настоящие фотографии, демонстрируют видеофильм. Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера. Праздник Нового года взрослые организуют вместе с детьми на участке (в ближайшем природном окружении) вокруг живой елки. Это самый настоящий гимн жизни - прекрасному дереву, которое не срубили, которому удалось выжить в пору предновогодней массовой вырубки елей. Праздник, посвященный воде, организуется 5 июня (совпадает с Всемирным днем охраны окружающей среды). Вода - это сама жизнь, без нее не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости людям, особенно детям - праздник дает возможность это почувствовать. Но самым главным экологическим праздником в подготовительной к школе группе является всемирный День Земли (22 апреля). Дошкольный возраст отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, спецификой его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей. В содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возраста существуют значительные различия. В программах по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром достаточно много внимания уделяется вопросам ознакомления с природой. Поэтому к пяти годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и определенное отношение к ней, которые могут служить основой для экологического образования в старшем возрасте. Таким образом, по отношению к детям 5-7 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, формировании представлений о взаимосвязях природных объектов и явлений.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что каждое экологическое занятие должно способствовать активному взаимодействию ребенка с миром. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее развиваются и реализуются первые творческие проявления. А это, в свою очередь, невозможно без проведения элементарных опытов. Глава 2. Методика использования элементарных опытов в процессе ознакомления с природой 2.1. Эксперимент как метод развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста В настоящее время в системе дошкольного образования формируется такой эффективный метод познаний закономерностей окружающего мира, как метод экспериментирования. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и РАН Поддьякова Н. Н. Он сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельно сти является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. И привел ряд доказательств, в числе которых основным стал тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования [22]. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский[4]. При развитии познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использовании этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения в дошкольном образовании. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Поэтому рекомендуется использовать в работе все существующие разновидности экспериментов:
- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтов в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное); - плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные); - эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулирует их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. В детских дошкольных учреждениях используются несложные эксперименты (опыты). Опыт − это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.[15] Специально организованные опытнические ситуации позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельно сть. Через опыты можно я р ко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. Например, чтобы дети увидели, как птица реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик, звонить в колокольчик. Дошкольники по поведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши и она хорошо слышит (хотя и отсутствуют наружные ушные раковины). Таким образом, включая детей в процесс поиска причины того или иного физического явления, создаются предпосылки формирования у дошкольника новых практических и умственных действий. Результатом
детского экспериментирования выступает приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий” в процессе элементарных опытов, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. • 2. Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по проведению опытов Организация э к с п е р и м е н т а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и р е б е н к а , обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, и включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент[24].
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое − в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Также опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой можно проводить посредством следующих элементарных опытов, проводимых в контексте экологических занятий: • Опыты с предметами неживой природы, направленные на выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды (Приложение 1); • Опыты с растениями, направленные на ознакомление детей с условиями, необходимыми для жизни растений (Приложение 2); • Опыты с животными, целью которых является выявление действия органов чувств животных (Приложение 3); Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате
закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении, считает Т.А. Заварухина, является наличие развивающей среды. С этой целью в группах оборудуются уголки для детского экспериментирования и практической деятельности, где имеются различные ёмкости, сосуды, увеличительные стёкла, песочные часы, микроскоп и другое оборудование [7]. Лаборатория − новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория − это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы: стаканчики из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, картонные коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, т рубочки для ко к т е й л я (неиспользованные), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования стоит привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение. В монтессори – группах для проведения опытов можно использовать имеющийся специальный материал (кувшинчики, стаканчики для переливания воды, цилиндры и т.п.). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Для проведения различных исследований в лаборатории и на прогулках хорошо приобрести лупы.
Важное значение имеют живые объекты для наблюдений. «Дом для червей» − аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ и за тем, как они перерабатывают остатки растений и проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпустят «на волю». «Прозрачный горшок» − стеклянная емкость (банка или небольшой аквариум), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно следить за развитием корней лука. Длинные корни образуются также и у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки нужно поставить в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду. Занятия в лаборатории имеют свои особенности. Приходя в лабораторию, дети как бы превращаются в «ученых». Во время проведения опытов они надевают белые халаты (можно попросить родителей сшить такие халаты, например, из старых мужских рубашек) и получают опознавательные карточки, которые прикрепляются на груди. На такой карточке, сделанной из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый − Степанов Михаил». Можно разработать соответствующие обозначения для разных типов исследований: капелька воды − «Исследователи воды», воздушный шарик − «Исследователи воздуха»[5, 25]. Занятие организовывается так, чтобы каждый ребенок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. Коллективные исследования или демонстрации опытов педагогом также возможны, однако преобладать должна индивидуальная работа. Для ребенка очень важно иметь свой набор лабораторной посуды, самому выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.
• 3. Исследование использования элементарных опытов в процессе ознакомления с природой, как эффективное средство развития познавательных интересов Наблюдая за детьми в ходе экспериментов (наличие и уровень познавательного интереса к миру растений), можно отметить следующее: Если в начале работы (до начала проведения с детьми опытов), наблюдая за деятельностью детей в уголке природы и анализе их поведения, с точки зрения проявления познавательного интереса, установили, что больший интерес дети проявляют к животным и рыбкам, нежели к растениям. Наблюдая за детьми в свободное время, мы пришли к выводу, что интерес к растениям дети не проявляли; дети не удивлялись и не замечали изменений в развитии растений, по собственной инициативе редко останавливались возле растений, чтобы полюбоваться ими; мало задавали вопросов познавательного характера. Из 22 детей: 7 (32%) - совершенно не проявляли интереса к растениям; 8 (36%) детей задавали вопросы природоведческого характера, но не ориентированные на мир растений (их интересовало: «Почему лёд прозрачный, а снег белый?», «Почему снег хрустит?», «Почему заяц бегает по снегу и не проваливается?»); 7 (32%) детей задавали вопросы о растениях, но они носили элементарный характер - их интересовали внешние признаки растений, названия, и, несмотря, на то, что на каждый вопрос дети получали обстоятельный ответ, вопросы повторялись. Нередко дети забывали ответ на свой вопрос, а задавая его вновь, часто не требовали на него ответа. Лишь 2 детей (из 7) задавали вопросы об уходе «и назначении растении. Дети проявляют интерес к растениям лишь под влиянием новизны, при целенаправленном знакомстве детей с растениями, и яркости предмета. Было
установлено, что в подавляющем большинстве детей больше интересуют способы ухода за растениями, чем само растение. Большинство детей обращают внимание лишь на внешнюю сторону предмета, не пытаясь раскрыть причинно-следственные связи. Для формирования познавательного интереса к миру растений мы поставили совместно с детьми один из самых распространенных опытов - выращивание зелени. Рассмотрим особенности методики работы на данном примере. Опыты проводят с детьми при выращивании зелени из репчатого лука. Эти опыты позволяют определить влияние разных факторов на рост растения. В старшей группе были поставлены три банки с луковицами: одну − в темноту; другую − в прохладное, но светлое место; третью нормально − в теплом помещении на окне. Дети наблюдали влияние разных условий на рост луковиц − в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени. Важно иметь в виду следующее обстоятельство − в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить). Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья
стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие [8] Таким образом, развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Каждое фундаментальное естественно - научное понятие (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Наблюдая за детьми в ходе этих занятий и просто находясь в природе, мы увидели рост познавательного интереса к миру растений и к природе в целом (Таблица 1). Таблица 1. Сравнительные показатели познавательного интереса к миру растений
Параметры

наблюдения

Констатирующий этап

(до включения детей в

экспериментальную

деятельность)

Контрольный этап

(После

в к л юч е н и я

д е т е й

в

экспериментальную

деятельность)
Проявление интереса к растениям 7 (32%) 16 (72%) З а д а в а л и в о п р о с ы природоведческого характера 8 (36%) 17 (77%) Задавали вопросы о р а с т е н и я х , н о о н и носили элементарный характер 7(32%) 3 (14%)
Задавали вопросы об уходе и назначении растении 2 (9%) 7 (32%) Мы видим, что познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста растет в процессе включения детей в проведение элементарных опытов. Таким образом, была подтверждена, выдвинутая нами гипотеза: развитие познавательных интересов у старшего дошкольника в процессе ознакомления с природой экспериментирование (элементарные опыты) можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Появившийся познавательный интерес ведет не только к усвоению знаний о природе, но и побуждает к дальнейшей исследовательской деятельности. Заключение Предметом познавательных интересов является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно- следственные связи, закономерности, противоречивость. Специфической чертой развития познавательных интересов у старших дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного
возраста, мы выяснили сущность и структуру познавательного интереса. Определили, что, у детей познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и, как показало наше исследование, экспериментирование с его объектами и явлениями является основой развития познавательной активности. Приложение 1 Конспект занятия с элементарными опытами для подготовительной группы Тема:
«Волшебная вода»
Задачи: ( Образовательные) 1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды. 2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
3. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. 4. Прививать бережное отношение к воде. ( Воспитательные) 1. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей. 2. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга. Ход занятия: Организационный момент. - Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз занятия: С голубого ручейка Начинается река. А занятие начинается – с улыбки. 1 часть. - А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки: Бежит, бежит, не выбежит, Течет, течет, не вытечет. ( вода) Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без ….. ( воды) - О чем все эти загадки? ( о воде) _ Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде. Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Поэтому, воду надо беречь и охранять. - Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете? ( 1. Вода – это жидкость. 2. Вода не имеет собственной формы. 3. У воды нет вкуса и запаха.) - Сегодня я на занятие пригласили интересную гостью. - Дети, встречайте…( Входит Капелька) Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – Капелька! Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить? - Ребята, давайте расскажем Капельке, кому нужна вода. Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?» - Ребята, а давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?
Игра: « Вода в жизни человека». 2 часть. - Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас снова пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой. ( Присаживаемся за столы.) 1 опыт. _ Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком. - Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду. - В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? ( сахарный песок в воде растворился). - Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? ( Речной песок в воде не растворился.) - Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?( Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет) - Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. 2 опыт. - Дети, закройте глаза ( по руке каждого ребенка проводится кусочком льда) - Что вы почувствовали? ( Холод) - Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? ( чем-то мокрым, холодным, льдом). - Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить. ( Лед начинает таять. Лед превращается в воду) - Так что же такое лед?( Лед – это вода в твердом состоянии) _ В каком состоянии может быть вода? ( Вода может быть в жидком и твердом состоянии) - Возьмите салфеточки и протрите руки. - А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Хорошо- плохо» - Встаем в круг . Я вам буду кидать мячик и задавать вопрос: Вода – это хорошо . Почему? Или Вода – это плохо. Почему? 3 опыт. - А теперь давайте продолжим наши опыты с водой. - Подвиньте к себе поближе 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. - Положите в оба стаканчика по камешку.
- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет? ( В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камешек виден). - Как вы думаете, почему? ( В стаканчике с водой камешек виден, потому что вода прозрачная, бесцветная). - Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?( Вода прозрачная, бесцветная) - Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем. - Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде. - Изменила вода свой цвет или нет? ( да) - Какого цвета стала вода у ……..? - Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? ( Вода может менять свой цвет). - Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома. - Капелька, что это у тебя? Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она. - Ребята, а нам можно пить такую воду пить?( НЕЛЬЗЯ) Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут. Капелька: Что же мне делать? Может вы мне посоветуете? - Ребята, поможем Капельке очиститься? _ А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату. - Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр. - Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром. - Что мы видим? ( вода очищается) - Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? ( Вода стала чистая, прозрачная) - Куда делась грязь? ( вся грязь осталась на фильтре) - Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы. - Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились? ( Вода может растворять одни вещества, а другие нет. Вода прозрачная. Вода может менять свой цвет. Вода может быть в жидком и твердом состоянии. Воду можно очистить с помощью фильтра.) Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. А на память я вам дарю своих подружек – капелек. Дружите с ними и берегите их.
- Спасибо, тебе Капелька! До свидания! - Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами: В природе путешествует вода. Она не исчезнет никогда. То в снег превратится, то в лед, Растает и снова в поход. Вокруг оглянитесь: Вас окружает везде и всегда Эта волшебница – наша вода. К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой. Приложение 2 Конспект занятия с элементарными опытами для подготовительной группы Тема:
«Поглощение воды растениями»

Цель:
• Познакомить детей с процессом поглощения воды растениями.
Оборудование:
• сельдерей; • чернила;
• пипетка; • емкость с водой Воспитатель предлагает детям познакомиться с процессом поглощения воды растениями. Для этого он берет банку и наливает в нее немного воды. Затем добавляет несколько капель чернил в банку с помощью пипетки, чтобы придать цвет воде. Помещает пучок сельдерея в воду и оставляет банку на некоторое время в теплом месте. Результат: Через несколько часов стебель и листья сельдерея окрасились. Объяснение: Стебель поглощает окрашенную воду, а от него вода поступает к листьям. Именно таким образом растения впитывают воду корнями из земли, после чего она поступает к стеблю и листьям.
«Есть ли у растения органы дыхания?»
Цель: помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. Материал: вода, комнатное растение, вазелин. Оборудование: прозрачная емкость, микроскоп, лупа. Ход занятия-экспериментирования 1. Постановка исследовательской задачи Воспитатель предлагает детям узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. 2. Прогнозирование результата Дети высказывают предположения о том, как обнаружить воздух. Рассматривают срез листика через лупу(есть отверстия), погружают стебель в воду (выделение пузырьков из стебля). 3. Выполнение эксперимента Воспитатель с детьми проводит долгосрочный опыт. Ребенок смазывает вазелином нижнюю часть листика растения, на котором дети обнаружили отверстия. Растение убирается на подоконник. Каждый день дети рассматривают смазанный лист, делают выводы. Через 12 дней смазанный вазелином лист погиб, а не смазанные листья остались зелеными и живыми.
«Что выделяет растение?»
Цель: помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. Материал: маленький горшочек с растением. Оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, лучинка, спички. Ход занятия-экспериментирования 1. Постановка исследовательской задачи Воспитатель. Почему в лесу так приятно дышится? (Растения выделяют кислород, и его много, потому что много деревьев.) 2. Прогнозирование результата
Воспитатель предлагает детям зарисовать, что, по их предположениям, получится, если в ёмкость с крышкой поместить растение. 3. Выполнение эксперимента Дети под руководством воспитателя выполняют опыт: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением. Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1—2 суток воспитатель ставит перед детьми вопрос: как узнать, накопился ли в банке кислород? (Предположения детей.) Воспитатель демонстрирует опыт. Дети наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. 4. Фиксирование результатов эксперимента Воспитатель раздает детям их рисунки и предлагает сравнить свои представления с реально совершившимися событиями. Вывод: Растения нужны животным и человеку для дыхания. Приложение 3 Конспект занятия с элементарными опытами для подготовительной группы Тема:
«Роль окраски в жизни животных, или «кто какого цвета?»

Цель
: показать роль окраски в жизни животных.
Материалы

и

оборудование
: разноцветные бумажные "жучки", гусеницы, бабочки, червяки (в наиболее простом варианте это могут быть замещающие животных кружочки-символы), большая модель бабочки, у которой верхняя часть крыльев окрашена ярко, с крупными пятнами, а
нижняя — однотонная, коричневатая (крылья должны раскрываться и складываться).
Предварительная

работа
. Изготовление бумажных насекомых и дождевых червяков вместе с детьми. Неоднократные наблюдения за живыми насекомыми, червями на прогулках, во время которых воспитатель особое внимание обращает на их окраску, подчеркивает, заметны они или нет на окружающем фоне. Перед занятием в разных местах тропинки (среди листьев, на коре, на земле, на асфальте) разместите бумажных бабочек, жуков, гусениц, червяков. Должны быть представлены две ситуации: насекомое не заметно на окружающем фоне и насекомое сразу выделяется среди своего окружения.
Ход занятия.
1. Скажите детям, что сегодня на тропинке можно обнаружить необычных красивых бабочек, жуков и других насекомых, а также дождевых червяков. Одни из них спрятались, другие, наоборот, заметны издалека. Задание детям: найти как можно больше разных бумажных насекомых, червяков и принести их воспитателю. При этом нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки и какого цвета было их окружение. Можно ограничить игру по времени и заранее определить количество насекомых. Другой вариант: выделить для каждого ребенка отдельный участок, на котором он должен обнаружить определенное количество (например, 6) насекомых. Если какие-то объекты не найдены, обязательно покажите их детям, обсудив, почему именно их было трудно заметить (как правило, в таких случаях окраска моделей соответствует окружающему фону). После наблюдений выслушайте ребят и предложите ответить на вопрос: "Каких животных они замечали в первую очередь: ярких, выделяющихся на фоне окружающей среды, или тех, кто окрашен так же, как и все вокруг?" (лист, кора дерева и т.п.) Например, сразу ли дети заметили божью коровку? На чем она сидела? Выделялась ли по окраске? А кузнечик в траве? Дождевой червяк на земле? Бабочка с коричневыми крылышками на коре? 2. Предложите детям самостоятельно спрятать бумажных насекомых и дождевых червяков в разных местах, а вы постараетесь их найти (другой вариант: одна группа детей прячет, другая ищет). Обсудите, почему именно дети положили зеленую гусеницу на листок, а божью коровку спрятать так и не удалось. Божья коровка никого не боится. Пусть дети вспомнят: если они возьмут божью коровку в руки, то она может выделить желтые капельки. Если после этого случайно сунуть палец в рот, то во рту станет очень горько. Когда какая-нибудь птица попытается съесть божью коровку, ей тоже будет неприятно, горько, и она "запомнит", что яркий, красный с черными точками жучок совершенно несъедобен. В другой раз эта птица, заметив божью коровку, сразу "вспомнит", какая она невкусная, и не станет есть ее на обед. 3. Попросите детей разместить всех жучков так, чтобы они "испугали" птицу, то есть чтобы насекомые были хорошо заметны. Птица подумает, что они ядовитые, несъедобные, испугается и улетит. Дети размещают всех жучков, бабочек, гусениц так, чтобы они контрастировали с цветом своих
"домов". Если ребята выполнили все задания правильно, скажите им, что они помогли спастись своим жучкам от птицы. А птица теперь улетела искать других насекомых. 4. Внимательно рассмотрите вместе с детьми модель бабочки, ее крылья с верхней и нижней сторон. Пусть дети выскажут свои предположения о причинах различной окраски крыльев сверху и снизу. Предложите им выяснить, для чего бабочке нужны по-разному окрашенные крылья. Скажите детям, что бабочка долго летала, устала и ей нужно отдохнуть. Она решила сесть на ствол дерева. Затем попросите детей ненадолго закрыть глаза и прикрепите бабочку на стволе так, чтобы была видна ее яркая окраска, крылья с кружочками-глазами. Сразу ли дети обнаружат бабочку? Почему? А будет ли такая бабочка заметна птицам? Конечно, будет. Как она может спрятаться? Многие бабочки научились обманывать птиц. Предложите детям снова закрыть глаза и сложите крылья бабочки так, чтобы она не выделялась на фоне коры. Как быстро отыщут бабочку дети в этот раз? Почему она не сразу видна? Теперь насекомое незаметно, так как крылья снизу по цвету похожи на ствол дерева. Сидит наша бабочка, отдыхает. Птицы пролетают мимо, не замечают ее. Но вот нашлась одна очень внимательная птица, которая все-таки заметила нашу бабочку. Возможно, потому, что бабочка шевельнулась (подвигаем модель). Обратите внимание детей на то, что, пока бабочка не двигалась, она была практически незаметной. Как только она начнет двигаться, на нее сразу обратят внимание птицы. Напомните детям, что когда они играют в прятки, то тоже стараются сидеть неподвижно (если они будут махать руками, водящий их сразу заметит). Так и животные, когда прячутся, стараются не двигаться. Итак, наша бабочка почувствовала, что рядом - враг. Что ей делать? Как отвлечь внимание птицы? (Пусть дети предложат свой вариант.) Она решает ее напугать. А как безобидная в общем-то бабочка сможет напугать хищную птицу? Она ведь не может зарычать или наброситься на нее, как некоторые другие животные. Что бы дети сделали на месте бабочки? (Выслушиваем ответы.) Когда птица подлетела к бабочке совсем близко, бабочка резко раскрыла свои крылья. (Показываем это на бумажной модели.) Что же произошло? Птица вместо коричневатых увидела яркие, да еще с "глазами"-кружочками крылья. Перед ней теперь уже сидит совсем не та бабочка, которую она пыталась съесть, а совершенно непонятное существо. Сначала птица удивилась, потом испугалась, а потом решила, что лучше уж поголодать, чем связываться с такой непонятной добычей. Взмахнула она крыльями и улетела искать себе обед в другом месте, а хитрая бабочка, отдохнув, отправилась на луг искать вкусный нектар в цветах (пусть дети сами отнесут бабочку на клумбу). 5. Выберите участок, покрытый травой. Для этого задания вам понадобится набор одинаковых "червячков-гусениц" (или жучков-кружочков) разного цвета. То есть у вас должны быть два вида "гусениц": резко
отличающиеся по цвету от газона (красные, оранжевые) и те, которые будут незаметны на нем (зеленые разных оттенков). Договоритесь с детьми, кто из них будет изображать голодную птицу и собирать себе на обед гусениц. Разбросайте "червячков" на траве (дети не должны видеть, как вы это делаете). Попросите "птицу" собрать всех гусениц. Собирать их нужно по одной и каждый раз, подняв с пола, отдавать воспитателю. Вы берете у ребенка его "добычу" и раскладываете на земле или асфальте гусениц в том порядке, в каком их приносит ребенок. Когда вся "добыча" будет поймана (собрана), обратите внимание детей на то, каких гусениц ребенок принес первыми, а каких — последними. Первыми "птица" склевала самых заметных, ярких. Их она быстро заметила и собрала. А самыми последними были собраны те, которые по цвету мало отличаются от травы и на ней почти незаметны. Такую игру можно повторить в помещении, разбросав модели на полу (но и в этом случае обязательно должны быть бумажные насекомые, незаметные на общем фоне). Еще раз подчеркните, что и в природе ярких насекомых легче заметить, чем тех, кто "прячется" и по цвету окрашен почти так же, как цветок или листок, на котором они сидят.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники