Автор: Рубцова Ольга Юрьевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №8" Населённый пункт: город Сухой Лог, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Логопедические игры с камешками Марблс Раздел: дошкольное образование
История Марблс
Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки, или,
как её ещё называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить,
что игра в марблс ведёт свою историю от времен нашего пещерного предка,
когда маленькие неардельтальцы играли в свободное время мелкой галькой
или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в
различных археологических зонах всего мира. Марблс делали из кремния,
камня и обожённой глины. Шарики из глины, предназначенные для игры,
были найдены в пирамидах Египта и в местах древних городов Ацтеков.
Изготовление Марблс
Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно
двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими
керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков
рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в
Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрёл специальный
инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро
изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведённые при
помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а
чуть позже в Соединённых Штатах, так как поступление шариков из Европы
из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века, теперь уже в
Японии пришла ещё одна технология изготовления марблс, путем смешания
стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых
разводов. Началась новая эра в производстве марблс. Современные марблс
делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи
при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу
придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт,
получают синие шарики, селений – красные. После выхода их печи,
расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью
механических роликов им придаётся сферическая форма, после чего
получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии
изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных
расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень
художественных изделий и делает интересными для коллекционеров. Кроме
этого, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют
их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает
настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в
руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила
интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим,
высокотехнологичным игрушкам.
Актуальность
По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «…
есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как
артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна
речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем
более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и
необходимо применение разнообразных приёмов, способствующих
становлению полноценной мелкой моторики рук.
Именно поэтому, я много работаю над развитием общей и мелкой моторики
рук. На занятиях по коррекции речи детям должно быть интересно, они
должны быть увлечены процессом. Поэтому я постоянно пытаюсь найти
различный материал, который приводил бы воспитанников в восторг. Эти
камешки и шарики успешно можно применять для создания сюрпризного
момента, для релаксации. Работая с ними у детей, развивается память,
мышление, внимание, воображение. А еще, немало важную роль, они
играют в создании эмоционально — положительного настроения. Играя с
камешками, дети улыбаются, радуются.
Цель
Считаю, что самая главная цель при использовании этих камешков — это
развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Формировать познавательную активность;
формировать правильный захват шарика кистью руки;
обогащать словарный запас;
развивать коммуникативную функцию речи
Коррекционно – развивающие:
развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
развивать тактильную чувствительность рук;
развивать ориентировку на плоскости;
формировать оптико-пространственные представления;
работать над запоминанием цвета;
развивать внимание, память, мышление;
работать над предупреждением дисграфии в школе;
Коррекционно – воспитательные:
воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
учить принимать условия игры, работать в совместной деятельности,
сопереживать, поддерживать другого участника; формировать
дружеские взаимоотношения;
способствовать эстетическому развитию ребёнка.
Примерный перечень игр с марблс и описание.
1.
Использование камешков марблс при изучении лексических тем.
Цель: закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
2.
Выложи по контуру.
Цель: закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
3.
«Звуковая мозайка» Цель:
развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4.
Составление предложений.
Цель: развитие связной речи, закрепление предложно – падежных
конструкций.
5.
Развитие пространственных представлений.
Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, профилактика
оптико – пространственных нарушений.
6.
Работа по коррекции лексико – грамматического строя речи.
Цель: Формирование лексико – грамматических категорий
7.
«Угадай – ка»
Цель: развитие тактильных ощущений; умения выбирать предметы,
отличающиеся от камешков марблс.
8.
«Волшебный мешочек»
Цель: Развитие фонематического слуха.
9.
«Знакомство с буквой»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой
моторики пальцев рук.
10. Работа по профилактике дисграфии.
Цель: предупреждение дисграфии.
11.«Лабиринты на автоматизацию звуков»
Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука
В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько
видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно
их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия
варьируется педагогом.
Литература:
1.
Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир.М- Мозаика-Синтез,2008;
2.
Ванерман С.М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие
дошкольников.-М. Владос, 2001;
3.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Методическое
пособие – Н. Новгород, 1995.
4.
Калинина И. Л. Учим детей писать и читать -М. Просвещение,»2001;
5.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском саду-СПб.,1997;
6.
Климова Г. Б. «Учебно- методическая технология использования
камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста», журнал
«Дошкольная педагогика» № 8,2015 с.28-37.