Напоминание

Логопедические игры с камешками Марблс


Автор: Рубцова Ольга Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №8"
Населённый пункт: город Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Логопедические игры с камешками Марблс
Раздел: дошкольное образование





Назад





История Марблс
Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки, или, как её ещё называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведёт свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неардельтальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делали из кремния, камня и обожённой глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и в местах древних городов Ацтеков.
Изготовление Марблс
Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрёл специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведённые при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединённых Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века, теперь уже в Японии пришла ещё одна технология изготовления марблс, путем смешания стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс. Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений – красные. После выхода их печи, расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придаётся сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров. Кроме этого, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила
интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Актуальность
По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приёмов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук. Именно поэтому, я много работаю над развитием общей и мелкой моторики рук. На занятиях по коррекции речи детям должно быть интересно, они должны быть увлечены процессом. Поэтому я постоянно пытаюсь найти различный материал, который приводил бы воспитанников в восторг. Эти камешки и шарики успешно можно применять для создания сюрпризного момента, для релаксации. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. А еще, немало важную роль, они играют в создании эмоционально — положительного настроения. Играя с камешками, дети улыбаются, радуются.
Цель
Считаю, что
самая главная цель при использовании этих камешков — это

развитие мелкой моторики рук.

Задачи:
Коррекционно – образовательные:  Формировать познавательную активность;  формировать правильный захват шарика кистью руки;  обогащать словарный запас;  развивать коммуникативную функцию речи Коррекционно – развивающие:  развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;  развивать тактильную чувствительность рук;  развивать ориентировку на плоскости;  формировать оптико-пространственные представления;  работать над запоминанием цвета;  развивать внимание, память, мышление;  работать над предупреждением дисграфии в школе;
Коррекционно – воспитательные:  воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;  учить принимать условия игры, работать в совместной деятельности, сопереживать, поддерживать другого участника; формировать дружеские взаимоотношения;  способствовать эстетическому развитию ребёнка.
Примерный перечень игр с марблс и описание.
1. Использование камешков марблс при изучении лексических тем. Цель: закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. 2. Выложи по контуру. Цель: закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. 3. «Звуковая мозайка» Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. 4. Составление предложений. Цель: развитие связной речи, закрепление предложно – падежных конструкций. 5. Развитие пространственных представлений. Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, профилактика оптико – пространственных нарушений. 6. Работа по коррекции лексико – грамматического строя речи. Цель: Формирование лексико – грамматических категорий 7. «Угадай – ка» Цель: развитие тактильных ощущений; умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков марблс. 8. «Волшебный мешочек» Цель: Развитие фонематического слуха. 9. «Знакомство с буквой» Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики пальцев рук. 10. Работа по профилактике дисграфии. Цель: предупреждение дисграфии. 11.«Лабиринты на автоматизацию звуков» Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом. Литература:
1. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир.М- Мозаика-Синтез,2008; 2. Ванерман С.М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников.-М. Владос, 2001; 3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Методическое пособие – Н. Новгород, 1995. 4. Калинина И. Л. Учим детей писать и читать -М. Просвещение,»2001; 5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском саду-СПб.,1997; 6. Климова Г. Б. «Учебно- методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста», журнал «Дошкольная педагогика» № 8,2015 с.28-37.


В раздел образования