Напоминание

Настроением можно управлять


Автор: Косова Анна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №6
Населённый пункт: пгт Лучегорск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Настроением можно управлять
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр развития ребенка – детский сад №6 пгт Лучегорск
Конспект непосредственно –

образовательной деятельности для детей

6-7 лет

Тема: «Настроением можно

управлять»
Воспитатель: Косова А.В. 2016 год

Программные задачи:
- обогащать обобщенные представления о способах передачи своих желаний, чувств, настроений; - способствовать проявлению интереса к сфере эмоциональных проявлений живых объектов (человек, животные, герои литературных произведений); - способствовать проявлению адекватных реакций на различные эмоциональные состояния других людей; - содействовать становлению способов передачи собственных эмоциональных состояний (жесты, мимика, интонация, поза, движения), умения сдерживать проявления негативных эмоций.
Оборудование:
Листы с сюжетными картинками; фотографии, картинки и рисунки с изображением детей с разными эмоциональными состояниями; прозрачная разноцветная пленка ярких и тусклых тонов; бумага для рисования, цветные карандаши.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель младшей группы Марина Ивановна. Она очень хочет познакомить своих воспитанников с разными настроениями и чувствами людей. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме. Ведь маленькие дети там любят рассматривать картинки и играть в разные игры! Однако Марина Ивановна нигде не смогла найти такую книгу. Тогда воспитатель вспомнила о вас, ребята. Она видела в вашей группе много книг, сделанных вами с помощью родителей, знает, что вам так много рассказывали и читали о разных настроениях и чувствах других людей, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для малышей? Дети: Да. Воспитатель: Какое название будет у вашей книги? Дети высказывают предположения. Чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о настроении и чувствах людей. А книгу о настроении мы начнем делать прямо сейчас. Каждый из вас из дома уже сделал по одной странице для нашей будущей книги. В качестве домашнего задания детым раздали заранее подготовленные листы с прорезью в виде квадрата (круга). Сзади прикрепляется пиктограмм (5-7 символических изображений). Каждая пиктограмма должна быть хорошо видна в прорези. Детям было предложено наклеить на эту страницу сюжетные картинки или рисунки, передающие различные эмоциональные состояния героев. Что помогло нам сделать эти первые страницы для нашей будущей книги?
Дети. Мы знаем о том, что у людей бывает разное настроение и разные чувства, знаем, как по лицу можно определить настроение человека. Воспитатель предлагает детям обменяться страничками, которые они делали дома. Обменявшись ими, дети учатся подбирать пиктограммы (посредством вращения диска), соответствующие эмоциональному состоянию героев картинок или рисунков. Воспитатель. Молодцы, вы верно определили чувства, которые испытывают люди, изображенные на картинках. Какое у них настроение? Ответы детей. Воспитатель. Верно, настроение у людей бывает разным: спокойным, озорным, унылым, шаловливым, грустным, тревожным, беспокойным, игривым, веселым. Предлагаю вам превратиться в маленьких артистов и изобразить разное настроение и чувства.
Игра – драматизация «Маленький народ»
Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает стихотворение Д.Хармса «Маленький народ». Дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие то или иное настроение. Воспитатель. Кому легко было изображать героев? Кому трудно? С помощью каких частей тела можно выразить чувства. Дети отвечают. Да, ребята, все тело участвует в движении. Но больше всего мы обращаем внимание на лицо и руки. Вот об этом мы вспомним в следующей игре.
Игра «Чувства»
Воспитатель раздает дощкольникам фотографии детей с разными эмоциональными состояниями и предлагает им встать по порядку так, чтобы в начале ряда оказалась карточка с самым приятным переживанием, а в конце – с самым неприятным. Воспитатель (показывает фотографию). Чему, по-вашему, может радоваться девочка, изображенная на фотографии? (ответы детей) Да, ребята, радость возникает, когда человек доволен тем, что происходит в его жизни. Поводов радоваться бывает много. Давайте вспомним то, что заставило вас радоваться. Каждый из вас назвал какое-то приятное событие. Значит, радость – приятное чувство. Какое настроение бывает, когда вам радостно? (ответы детей) Воспитатель. Да, ребята, когда вам радостно, то и настроение бывает веселым, озорным, шаловливым. Вспомните стихотворения, песни, сказки, в которых героям радостно. (ответы детей) Как можно узнать, что у человека хорошее настроение? Дети. По лицу, голосу, его поступкам.
Воспитатель. Да, ребята, радость, как и любая эмоция, отражается на лице человека. Взгляд становится добрым. Говоря еще: «глаза светятся», уголки губ поднимаются. Человек улыбается или смеется. Все зависит от того, насколько сильно человек может переживать чувство радости. Ребята, а вы умеете радоваться? Дети. Да. Воспитатель. Представим, что каждому из вас подарили новую красивую игрушку. Покажите, как вы обрадуетесь. Дети выполняют задание. Сейчас вы все радовались по-разному. Люди тоже радуются по-разному. Одни могут выражать радость не только мимикой, но и интонацией, жестами, действиями. Другие радуются тихо, но это вовсе не значит, что они испытывают меньшую радость. Просто они более сдержанны в проявлении своих чувств. Большую роль играет и воспитание человека. Воспитанные люди не будут проявлять бурную радость в общественных местах. Это может помешать окружающим. Каждый человек может управлять своим настроением, особенно если его поступки мешают другим. Послушайте об этом стихотворение «Посидим в тишине» Е.Благининой. Почему девочка не стала играть в шумные игры, бегать, прыгать, петь, громко смеяться? (ответы детей) Воспитатель. Да, нельзя прыгать и бегать, когда рядом находится заснувший от усталости человек, потому что это мешает ему отдыхать. Ребята, вспомните пословицы о радости, веселом настроении. (ответы детей) Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Кто людей веселит, за того весь свет стоит»? Дети. Люди любят веселых. Воспитатель. Да, ребята, человек умеющий вовремя и хорошо пошутить, слывет весельчаком. Всем нравятся веселые люди, от их улыбок у всех поднимается настроение. Послушайте об этом стихотворение. Странные вещи со мною случаются: Я огорчаюсь – все огорчаются! И огорченные люди встречаются, И огорченно деревья качаются… Я улыбаюсь – горе кончается! Всюду веселые лица встречаются. Всюду деревья от смеха качаются! Но почему же так получается? Э. Мошковская А вы как думаете? (ответы детей) Воспитатель. Так что же мы разместим в нашей книге из того, что поможет рассказать малышам о таком приятном чувстве, как радость?
Дети. Наши рисунки-иллюстрации к стихам, рассказам, сказкам, пословицам и поговоркам, в которых рассказывается о тех, кому радостно. Воспитатель. Продолжим наш разговор о чувствах и настроении. Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Беседа о чувстве страха. Воспитатель. Нарисуйте, свой страх. Какие у вашего страха получились глаза? Действительно ли они большие? Какого они цвета? Какой формы? Что он делает? А теперь приручите его – подружитесь с ним – покормите, пририсуйте смешные детали, сделайте его симпатичным. Как изменились ваши рисунки? Что вы сейчас чувствуете? Можно ли поместить в нашу книгу рисунки к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? Почему? Дети. Они помогут Марине Ивановне рассказать малышам о страхе. Воспитатель. Продолжим наш разговор о настроении и чувствах. Воспитатель показывает детям фотографию с изображением обиженного ребенка. Какое настроение у этой девочки? Что она чувствует? Как вы узнали об этом? (ответы детей) Вспомните пословицы о грустном настроении. Как вы понимаете смысл пословицы «Не тужи: перемелется – мука будет». (ответы детей) Если уметь терпеть и быть настойчивым, то из твоих горестей тоже может получиться что-нибудь хорошее. Воспитатель. С детства очень важно быть добрым, заботливым, не капризничать, потому что хорошее настроение продлевает человеку жизнь, улучшает его здоровье. Добрый и внимательный человек приятен для людей. Плохое настроение часто делает все окружающее безрадостным. Унылым, неинтересным. И, наоборот, доброжелательный, светлый настрой делает все вокруг красивым, приятным. Послушайте об этом стихотворение М.Щелованова «Утро». Молодцы, ребята, вы много вспомнили сегодня о настроении и чувствах. Думаю, что странички нашей новой книги, которые вы сделаете вместе с родителями дома, получатся интересными, полезными и нужными для всех.
Муниципальное Бюджетное дошкольное Образовательное Учреждение Центр развития ребенка – детский сад №6 пгт Лучегорск
Конспект непосредственно –

образовательной деятельности для детей

6-7 лет

Тема «Достоинство и

благородство»
Воспитатель: Косова А.В. 2016 год

Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с понятиями «благородство» и «достоинство»; - учить соотносить собственное поведение с благородными и достойными образцами, соответствующими полу ребенка; - способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиями, признанию окружающих; - способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности; - развивать речь детей, обогащать словарь новыми словами.
Оборудование
: настольно-печатная игра «Хорошо – плохо»; иллюстрации к сказкам и рассказам; альбом детских рисунков «Наши добрые дела»; мяч.
Ход НОД.
Воспитатель. Сегодня я предлагаю вспомнить все, что вы знаете о достойных поступках. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство. А вот чем оно определяется, вы вспомните, если послушаете рассказ В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку. - Зачем ты берешь мусор с собой? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. - Стыдно… перед соловушкой. – тихо ответила Лида. Воспитатель. Как поступила Оля? Что сделала Лида? Как показали себя девочки? (ответы детей) Почему в лесу нельзя оставлять мусор? Поступок какой девочки можно назвать достойным? В чем проявилось достоинство Лиды? (ответы детей) Воспитатель. Достоинство человека определяется его отношением к окружающему (к рукотворному миру, природе, самому себе). Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, разрушать то, что создано руками человека, губить живое. Ребята, а почему нужно стремиться делать хорошее? Дети. Чтобы быть приятными другим, не огорчать родителей, чтобы у всех было хорошее настроение. Чтобы радовать собой и своими поступками людей. Быть довольным собой, иметь много друзей. Воспитатель. Ребята, что означает словосочетание «держаться с достоинством»? (ответы детей) Держаться с достоинством – означает стремиться к хорошим поступкам, признанию окружающих,
самостоятельности. О достойных людях написано много сказок. Рассказов, стихов. Вспомните героев этих произведений и назовите их. (ответы детей) Воспитатель. Ребята, предлагаю придумать рассказу о Лиде и Оле другое окончание. (варианты детей) А были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок? (рассказы детей) Воспитатель. А сейчас предлагаю рассмотреть ваши рисунки о хороших поступках. Дети находят рисунки с изображением смелого, доброго поступка, проявления дружбы. Любви к природе, животным и вывешивают их на стенде. Воспитатель предлагает дополнить выставку детских рисунков иллюстрациями с изображением хороших поступков, которые нужно выбрать из других. Что люди, изображенные на картинках и ваших рисунках чувствуют? Хорошо это лил плохо? Что случилось? Кто из изображенных персонажей вызывает уважение? (ответы детей) Воспитатель. Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его? (ответы детей) О достойных поступках мальчиков написано много стихов. Послушайте одно из них: «Защитник» О.Бундура. (обсуждение стихотворения) Воспитатель. Мальчиков ценят и уважают за мужские поступки, в которых проявляются смелость, честность, сила, благородство. Слово «благородство» произошло от двух слов: «благо» и «род». «Благо» обозначает добро, «род» - объединение родственников. Быть благородным – значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья.
Игра «Мужские качества»
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать «Да-да-да». А если качество не мужское произнести: «Нет-нет-нет» (слова: мужественный, сильный, кислый, смелый, ловкий, колючий, стеклянный, любящий, одаренный, способный, решительный, благородный, находчивый, заботливый и т.п.). Воспитатель. Давайте послушаем рассказ «Хитрое яблоко» Т.Пономаревой и подумаем, хорошо ли поступил мальчик. Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее. Петя взял яблоко и отнес его маме. На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.
На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой – ярко-желтый, а на маленьком черенке – зеленый листик. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на колени. Петя откусил яблоко, оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: «Зря я отдал два яблока папе и маме, лучше бы сам их съел. Теперь только для себя буду рисовать». Только он это сказал, как яблоко выпало из его рук и вкатилось в его альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан. Воспитатель. Как вы думаете, что мальчик сделал не так? Какое качество он проявил? Почему эта история называется «Хитрое яблоко»? как вы думаете, что почувствовал Петя, когда вместо большого красивого яблока у него на рисунке появилось яблоко с надкусанным боком? (ответы детей) Воспитатель. А в чем проявляется достоинство девочек? Дети. В доброте, нежности, заботе по отношению к окружающим, в том, что они следят за чистотой, создают уют. Воспитатель. Если девочка неряшливо одета, злится и кричит. Дерется, ведет себя грубо, она проявляет достоинство? Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность ко всему живому. Если у нее доброе сердце – это достойная девочка.
Игра «Хорощо - плохо»
По предложению воспитателя дети выбирают из предложенных им картинок те. На которых изображены дети, ведут себя достойно, и рассказывают о них. Воспитатель. Когда мальчики и девочки станут взрослыми, они смогут создать семью, у них будут дети. А чтобы быть хорошими мамами и папами, нужно многому научиться. Девочкам нужно знать колыбельные песни, чтобы малыши спокойно засыпали, уметь стирать, шить, убирать дом, сервировать стол, чтобы было чисто и красиво. Мальчикам нужно быть сильными, чтобы оберегать свой дом, семью, выполнять тяжелую работу, быть решительными, умными, чтобы все их слушали.


В раздел образования