Напоминание

День рождения Снежинки


Автор: Гольцова Елена Дмитриевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1282 ДО № 1813
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Проект
Тема: День рождения Снежинки
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Проект «День рождения снежинки»
2-я младшая гр. №4.
Участники проекта: воспитатель Марова М.И., Мартынова Г.В.

музыкальный руководитель Гольцова Е.Д.,

дети, родители
Вид проекта: исследовательско - творческий. Возраст детей: 3-4 года. Продолжительность: 3 недели. Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта:
Формирование у детей знаний и навыков изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования.
Задачи:

Познание
: интеграция с другими образовательными областями: экология, художественное творчество, музыка, художественная литература, коммуникация. 1. Изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том – как образуются снежинки; 2. Выяснить, почему снежинки бывают разные по форме; 3. Наблюдать за появлением и исчезновением снежинок; 4.Сделать выводы и обобщить результат наблюдений.
Обучающие:
1.Научить детей замечать красоту зимнего пейзажа, обогащать словарный запас, закрепление предлогов, составлять рассказ с опорой на картинку; рисовать снежинку; 2. Закрепить навыки рисования красками при помощи ватной палочки и кисточки. 3. Закрепить знания детей рисовать короткие штрихи и линии. 4.Учить рисовать снежинку концом кисточки, используя различные способы изображения и различный изобразительный материал. 5.Учить рисовать лини в разных направлениях: сверху вниз, слева направо, справа налево; тренироваться в умении правильно держать ватные палочки, аккуратно пользоваться гуашью.
2 6. Учить детей в нарисованных пересекающихся линиях находить сходство со знакомыми элементами – снежинка. 7. Упражнять в употреблении прилагательных во множественном числе, активизировать словарь детей.
Развивающие:
1.Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. 2.Развивать творческое воображение, способность детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (тактильными, зрительными, слуховыми) 3. Развивать чувство формы, цвета, фантазию, внимание, мышление. 4. Развивать технику рисования гуашевыми красками.
Воспитывающие:
1.Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, интерес к процессу рисования. 2.Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к окружающей действительности, эстетические чувства через художественное слово, музыку и движение. 3.Воспитывать желание рисовать, создать обстановку, помогающую отразить образ зимнего чуда – снежинки. 4.Воспитывать эмоциональный настрой для воплощения своих чувств в рисунке. 5. Поддерживать интерес к творческой деятельности.
Методические приемы:
игровой, рассказывание, показ, объяснение, помощь, поощрение, опыты со снегом.
Материал и оборудование:
картон (по количеству детей) синий (голубой, гуашевые краски – белый цвет, влажные салфетки, ватные палочки, магнитофон, нарисованные снежинки, мольберт, магнитики.
Словарная работа:
снегопад, пушистый, холодный, колючий, мягкий, гуашь, опыт, эксперимент и т.д.
Предварительная работа:
беседа, загадывание загадок о зиме, рисование прямых линий кисточкой, рассматривание изображение снежинок на открытках, на окнах детского сада, чтение сказки «Снегурочка», чтение стихотворений и разучивание песенно –игрового материала по теме «ЗИМА» (подготовка к новогоднему утреннику).
3
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап: Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
Педагоги:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми, разучивание стихотворений, подборка фотографий, иллюстраций, литературы и музыкального материала по теме. Сотрудничество с родителями: Участие в выставке работ на тему снежинка. Разучивание стихотворений. Проведение бесед с родителями о необходимом участии в воспитательно- образовательном процессе в ДОУ.
Интеграция образовательных областей.
1.
Познание:
расширять знания детей о зиме, её признаках и явлениях. 2.
Эксперимент:
учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. 3.
Экология:
воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью. 4.
Музыка:
продолжать развитие музыкальных и творческих способностей детей, способности эмоционально воспринимать и реагировать на музыку. 5.
Художественное творчество:
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
6. Коммуникация
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
7. Художественная литература
– активизировать в речи существительные, глаголы диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки.
8. Социализация:
закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Помогать в работе.
Итог проекта:
1.Развитие мышления, интерес к зимним явлениям природы. 2.Радость от открытий, полученных в результате опытов. 3.Формирование интереса у детей к эстетической стороне окружающей действительности и его выражение в художественном творчестве. 4.Музыка (танцевально – игровое творчество) : умение самостоятельно отразить в движении предлагаемые художественные образы - в нашем проекте «свою снежинку».
4 Познакомиться с новыми играми и песнями о снежке и снежинках. 5.Совершенствование у детей диалогической речи 6. Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу. 7.Заинтересованность к образовательному процессу у детей и родителей. 8. Воспитание бережного отношения к окружающему миру. 9.Презентация проекта.
Планирование работы:

1-занятие рисование
Педагог: читает стихотворение (Н. Родивилина) Кто вяжет снежинки и с неба бросает? Узоров таких даже мама не знает И пряжи нигде не встречали такой - Наш город весь белый, слегка голубой. А, может быть, их вырезают из ситца И тихо спускают ко мне на ресницы? Слезой на щеках они медленно тают... Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает? Ребята давайте поможем обрести нашей Снежинке подружек, чтобы ей не было так одиноко. Но сначала я хотела бы вам показать, какие снежинки вы можете нарисовать (показ готовых нарисованных снежинок). Эти снежинки я нарисовала ватными палочками. А для того, чтобы у вас получились такие же снежинки, мы с вами потренируемся. Приготовьте все указательный пальчик, и нарисуйте в воздухе каждый свою снежинку, повторяйте все движения за мной (дети имитируют рисование снежинки) .Ребятки, вы хотите нарисовать такие же красивые снежинки, как у меня. Дети: Хотим! Педагог: Я сейчас вам покажу, как нужно рисовать, а вы внимательно смотрите и запоминайте. Хорошо? Дети: Хорошо! Педагог: (подходит к мольберту) Я беру ватную палочку, окунаю её в белу краску, сверху вниз рисую полоску, потом снова окунаю палочку в баночку с белой краской и рисую другую линию слева на право. Затем опять опускаю ватную палочку в баночку с белой краской и рисую вот такую линию (показывает) она немного наклонилась в левую сторону, потом еще раз опускаю ватную палочку в баночку с белой краской и рисую вот такую линию (показывает) она немного наклонилась в правую сторону. Посмотрите, какая у меня получилась снежинка. Красивая снежинка, ребята? Дети: Красивая!
5 Педагог: Ребята давайте сейчас встанем и подойдём каждый к своему столу. Слушайте внимательно, и повторяйте за мной. У каждого на столе есть палитра с белой гуашью и ватная палочка. Берем ватную палочку, аккуратно опускаем ее в палитру с белой гуашью, вынимаем и рисуем снежинку на листе бумаги. Сначала проводим полоску сверху - вниз, а потом слева – направо. Потом рисуем наклонную линию в право, а затем в лево. Вот и получилась снежинка. А теперь сами нарисуйте еще снежинки. Не забываем ватную палочку опустить в палитру с белой гуашью (дети самостоятельно рисуют еще 1-2 снежинки, звучит легкая музыка).
Педагог
: Ребята посмотрите, какие у нас получались красивые снежинки, настоящий снегопад. Давайте каждый возьмет листочек двумя руками и покажем ваши снежинки. (дети берут свои рисунки в руки, встают в ряд и показывают зрителям свои работы). Спускались снежинки, три белых подружки, Нежнее пушинки небесные стружки. И в вальсе воздушном кружась понемножку, Художнику плавно легли на ладошку. Увидев сиянье рожденных метелью, Художник картину создал акварелью, На ней три снежинки, три белых подружки, Нежнее пушинки небесные стружки.
Музыкальный руководитель
: Ребята, я знаю, вы сегодня мастерили своими руками снежинки, а мы сейчас попробуем изобразить, как кружатся снежные красивые подружки, как они нежны в своём движении и изящны. Звучит музыка песни «Серебристые снежинки», «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского. Дети выполняют свободную импровизацию под музыку.
2. занятие- Эксперимент
Педагог: читает стихотворение Снежинки Летают снежинки, Почти невидимки, Как много всегда их зимой. И вот я снежинку - Пушистую льдинку Поймал наконец-то рукой. Заплакала тихо Хрустальная льдинка... На теплой ладони Осталась слезинка. А. Мельников Дневник наблюдение за таянием снежков в разных условиях. Условия эксперимента: На улице положили ведерко снег и взяли его с собой в группу. 1.Один из снежков положили в меховую сумочку. 2. Другой снежок просто положили на блюдце. Вопрос к детям: какой из снежков растает быстрее? Предположения детей: Снежок, который находится в сумочке, растает быстрее, чем тот, что просто лежит на блюдце.
6 Результаты эксперимента (через 2 часа): Снежок, который просто лежал на блюдце растаял быстрее, чем, тот который был в меховой сумочке. Вывод: Меховая сумочка задерживает доступ теплого воздуха к снежку и помогает сохранять внутри себя холодный воздух. Поэтому снежок в сумочке тает медленнее.
Музыка:
Ребята, я знаю, на улице

вы проводили эксперимент со снежком, а мы сегодня познакомимся с песенкой «Ах, снежок!» - автор – Е. Гольцова и поиграем со снежками.
3.Занятие

Загадка
Я живу под самой крышей Даже страшно глянуть вниз Я могла бы жить и выше. Если б крыши там нашлись. ( Ответы детей) А на нашей крыше есть сосульки? На что они похожи? Давайте подумаем, в каком месте сосульки длиннее? ( На солнечной стороне или в тени?) Почему? Предлагаю потрогать сосульку и определить её на ощупь ( Гладкая, скользкая, холодная, ледяная) Ребята, а что за дорожка светится впереди? ( Каток, ледяная дорожка) А можно ли скользить по этой дорожке? Предлагаю пройти по ледяной дорожке, передвигаю ноги по льду и стараясь не упасть. Спортивное упражнение « Кто смелый». А кто хочет, пробует разбежаться (2-3 шага) и проскользить немного самостоятельно. Нерешительным детям помогаю, взяв их за руку. После скольжения показываю детям цветные льдинки. На что они похожи? И предлагаю игру « Собери узор». Рассматриваем получившиеся узоры. Стихотворение про снежинку Н.Нищева. Как подул Дед Мороз – в воздухе морозном Полетели, закружились ледяные звёзды, Кружатся снежинки в воздухе морозном, Падают на землю кружевные звёзды. Вот она упала на мою ладошку, Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Опыт со снежинками.
Предлагаю подставить руку навстречу падающему снегу, а когда снежинка упадет на варежку – рассмотреть её. Что происходит со снежинкой? На варежке лежит, а на ладошке от тепла тает; тает от теплого дыхания, от сильного дуновения и т.д. Дать характеристику снежинке ( Легкая, пушистая, красивая).
Музыка:
Двигательное упражнение « Мы погреемся немножко»
4.Занятие Эксперимент
Задачи: расширять представления детей об особенностях снега: белый, холодный, при нагревании превращается в воду. Закрепить знания о свойствах воды, объяснить понятия:
7 холодный - горячий, грязный – чистый, заканчивать фразы взрослого нужным по смыслу словом, воспитывать интерес к занятию, любознательность. ХОД: I ЧАСТЬ: Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям: - Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, от куда я его принесла? - Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный). Предлагает детям поочереди взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения). - Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я.(Воспитатель показывает, как надо дуть на ладони). - Вы чувствуете, как идет тепло? Что ты чувствуешь, Егор? А ты, Маша? ( индивидуальные повторения). II ЧАСТЬ: Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят ведерки со снегом и небольшие совочки. - Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист картона или бумаги). - А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета. Далее показывает детям свечку, зажигает ее. Предлагает вытянуть руки вперед и ощутить тепло. Поясняет детям, что тепло идет от огня. - Моим рукам очень горячо, а твоим Ваня? (Активизирует ответы детей). А Таниным рукам горячо? Берет железную кружку и наполняет небольшим количеством снега. (При этом активизирует речь детей). Затем кружку подносит к огню и начинает нагревать. - Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду из кружки в стеклянный стакан. - Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? ( Снег растаял) Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы начали его нагревать, он сразу растаял и превратился в воду. В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять. III ЧАСТЬ: - А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная). - А от куда тогда можно пить? (Из крана, чайника, баллона). - А почему из крана, чайника, баллона воду пить можно, а из растаявшего снега нельзя? ( Она грязная).
5.Занятие Ледяные игрушки
Дети сами могут делать простейшие ледяные игрушки из цветного льда. Что для этого нужно? Всего лишь вода, краски и разнообразные формочки, как большие, так и маленькие. Наверное, любой ребенок любит играть с водой и не откажется самостоятельно сделать цветной лед, ведь он такой необычный и интересный. Если заморозить лед вместе с ниточками (предварительно сделав петельки), то получатся оригинальные игрушки, которыми можно украсить веточки деревьев. С помощью цветных маленьких льдинок можно выкладывать узоры на снегу, геометрические фигуры, лабиринты и цветные дорожки, и если заморозить лед в разнообразных больших формочках, то получится
8 ледяной конструктор для строительства замка, башенок и машинок. Несложно сделать и большие ледяные шары из цветного льда. Для этого в обычные шарики для надувания наливается цветная вода (если мы хотим сделать матовый лед, то нужно использовать сырую воду), шары завязываются веревочкой и остаются на морозе. После замерзания воды оболочка снимается, и получается красивый ледяной шар. Любую детскую площадку и дачный участок можно украсить зимой такими необычными поделками. При взаимодействии детей с цветным льдом на улице необходимо во избежание переохлаждения взять запасные теплые варежки для рук. Цветными кубиками изо льда можно рисовать на листе бумаги разные узоры. Если налить в тазик теплую воду и положить туда кусочки льда, то можно наблюдать, как лед тает, а вода становится цветной. Взаимодействие с цветным льдом доставляет детям эстетическое удовольствие, способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики пальцев рук. Украшая детские площадки поделками из снега и льда, мы вместе с детьми создаем зимнюю сказку. Пальчиковая игра «Про зиму». Облако зимнее, Что несешь в корзине, Снега сыпучие, Ветры колючие, Вьюги завьюжные И снежинки дружные Прибегали ребятки, Приносили лопатки, Ими снег собирали, В ладошки брали. И лепили колобки, Белоснежные комки.
5. Занятие Аппликация «Снежинки».
Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке (снежинка). Учим передавать образ снежинок с помощью перекрестного накладывания полосок одной на другую. Перед занятием вспомните с ребенком, какие бывают снежинки, возможно, он знает, как их вырезают из бумаги перед Новым годом, рассмотрите картинки в книжках, нарисуйте не сложные снежинки карандашами. Для аппликации понадобятся заранее вырезанные круги темного цвета: фиолетовые, синие, темно-зеленые или черные, а также на каждый круг по 3-5 (в зависимости от возможностей ребенка) белых полоски. Чем больше полосок, тем меньше их толщина. Попросите ребенка выложить на своем круге звездочку из белых полосок, так чтобы ее центр совпал с центром круга. После этого звездочка убирается, а ребенок берет по отдельной полоске и аккуратно приклеивает на круг. Когда звездочка будет приклеена, дайте ей подсохнуть. Если начнете разукрашивать сразу после того, как наклеили, то из-за большого количества наклеенных деталей полоски могут начать сборить. С помощью фломастеров или красок разукрасьте снежинку. На белых полосках можно нарисовать точки, поперечные полоски или штрихи. Аппликация «Снежинки». Уточняет представление ребенка о симметричном строении снежинок.
6.Занятие Снежные цветы

9 Приготовьте для опыта: - соломинку, мыльный раствор Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки. Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки. Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.
Музыка:
«Ледяная фигура, замри!» Дети под музыку вальса А. Грибоедова двигаются по залу в разных направлениях. С окончанием музыки замирают в красивых позах в виде снежинок.
6.

Занятие Ледяная фантазия

Чтение сказки Е. Гольцовой «День рождения снежинки» и изготовление снежинок

совместно с родителями.
Даже если за окошком нет снега, но есть мороз, можно сделать свои собственные снежинки. Такое украшение, к сожалению, не повесишь в комнате, зато на улице оно сразу будет привлекать к себе внимание своей оригинальностью и красотой. Такие красивые льдинки-снежинки можно развесить на веревке за окошком, где вы все время сможете на них любоваться. По такому же принципу можно сделать небольшие ледяные кубики, которыми вполне можно украсить венок на двери. Главное условие для такого украшения – это, конечно же, мороз! Что вам нужно: - для снежинок: вода, небольшие круглые миски; бумажные или вязаные салфетки; кусочки ниток. - для кубиков: краски акварельные; кусочки ниток; бусинки; кусочки фольги. Ледяные кубики Цветные кубики смогут сделать даже дети. Добавьте в воду краски, какие-либо украшения, кусочки цветной фольги, или все то, что вам попадется под руку. Потом залейте воду в формочки, вложите в каждый сектор по небольшой петельки из ниток (чтобы потом можно было кубик повесить на венок) и поставьте на два часа в морозильную камеру. Получатся ледяные снежинки.
Музыка: презентация сказки Е.Д. Гольцовой – «День рождения снежинки».

10


В раздел образования