Тема "Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворение "Неохотно и несмело…"
Автор: Васильева Валентина Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ им. В.В.Николаева Населённый пункт: с.Чуваш-Карамалы Аургазинского района РБ Наименование материала: Методическая разработка Тема: Тема "Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворение "Неохотно и несмело…" Раздел: среднее образование
Тема «Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворение «Неохотно и
несмело…»
Цели урока.
1.
Познакомить с краткой биографией Ф.И.Тютчева.
2.
Обрисовать зрительные образы при чтении стихотворения, понять
настроение, чувства поэта.
3.
Тренировать учащихся в нахождении в стихотворениях тропов.
4.
Воспитывать эстетические чувства учащихся.
Оборудование урока: портреты Ф.И.Тютчева, компьютер и мультимедийный
проектор, диск со стихотворением и романсом на стихотворения
Ф.И.Тютчева, слайды «Путешествие по Овстугу.
Эпиграф.
Не то, что мните вы, природа—
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.
Ход урока.
1. Организационный момент .
-- Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф нашего урока. О чем
сегодня мы с вами будем говорить? О Ф.И.Тютчеве и его
стихотворениях о природе.
-- Какие стихотворения поэта нам уже знакомы? («Весенняя гроза»,
«Летний вечер»).
--Сейчас мы с вами послушаем романс, написанный на стихотворение
Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Понравилась вам музыка? Почувствовали ли
вы полноту жизни, желание наслаждаться жизнью?
2. Работа над темой урока.
А) Знакомство с краткой биографией поэта. Заочное путешествие по дому-
музею в усадьбе Овстуг (использую слайды).
Б) Работа над стихотворением «Неохотно и несмело…»
1) Прослушивание стихотворения в исполнении актера.
2) Чтение стихотворения учащимися.
3) Анализ стихотворения.
-- Какова тема этого стихотворения? (Тема природы).
-- На сколько частей можно разделить стихотворение?
1,2 строфы ожидание грозы
3.4 сама гроза
5—умиротворение освеженной грозой природы
-- Как актер передает постепенное нарастание стремительности весенней
грозы? (Синей молнией струя, пламень белый и летучий, вихрем пыль летит
с полей).
3 . Работа над теорией литературы.
-- Выписываем в тетради эмоциональные средства, тропы.
Эпитеты: теплые порывы, дальний гром, синей молнии, пламень белый и
летучий, смятенная земля.
Олицетворения: принахмурилась земля, раскаты громовые все сердитей и
смелей, солнце взглянуло исподлобья на поля.
--Как передаются в стихотворении ощущения, настроения? (Чудное
преображение природы достигается благодаря умелому использованию
выразительных средств речи).
4. Итог урока.
--Сегодня мы с вами узнали еще об одном поэте, который любил изображать
красоту природы. Понравилось ли вам стихотворение?
--С помощью чего достигается эмоциональность в стихотворениях?
--Чем рисует поэт картины природы в стихотворениях?
Выставление оценок активным детям.
5.
Задание на дом: выучить стихотворение «Неохотно и несмело…»
наизусть.
Здравствуйте, уважаемые участники конференции!
После посещения музея С.Т. Аксакова в селе Ново-
Аксаково у меня появилась идея познакомиться и с другими музеями. Мне
удалось побывать еще в музее в городе Уфе. Много интересного и полезного
для себя узнала и там. Но когда прочитала о подмосковной усадьбе
Абрамцево, я была удивлена до глубины души и решила познакомиться с
историей усадьбы. Ведь Абрамцево стало не только музеем С.Т. Аксакова, но
центром всей русской культуры. ( Вид музея)
Первые упоминания об Абрамцеве относятся к XVI в. «Обрамково», как
называют эту местность документы 1580-х гг., вместе с соседней деревней
Мутовки числилось тогда за помещиком Волынским.
В начале XVIII в. Абрамково, как теперь называлось поместье, стало
владением Федора Ивановича Головина – представителя старинного знатного
рода.. Привлекательность усадьбе придавало живописное местоположение,
богатые охотничьи и рыболовные угодья, обилие грибов и ягод.
В 1797 г. Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, семья
которого владела поместьем до 1840 г. Составить представление о поместье
того времени можно по экономическому описанию Дмитровского уезда
Московской губернии за 1800 г.: «На правом берегу реки Вори дом
господский деревянный об одном этаже и при нем сад с плодовитыми
деревьями. Деревни Быкова и Мутовка на правой стороне той же реки Вори,
коя в жаркое время имеет широты 3 сажени, глубины 1 аршин (1 сажень
равна 3 аршинам или 2,1336 м. – Прим. ред.), в ней рыбы: щуки, окуни,
плотва.
На оной состоит мучная мельница о двух поставах и действует во
всегодичное время для крестьянского употребления и в соседственные
имения. Вода к употреблению людям и скоту здорова. Лес строевой:
сосновый и еловый; дровяной: ольховый, кленовый, березовый и орешник, а
частью дубовый. В том лесу бывают набегом звери: волки, зайцы, лисицы,
белки и налетом птицы: тетерева, рябцы, куропатки и прочие. Грунт земли
иловатый с песком, к урожаю ржи, ячменя, овса, гречи, льну, конопли,
пшеницы и ярового и к произращению сенных покосов средственный.
Крестьяне упражняются на пашне и возят для продажи в Москву дрова.
Женщины же прядут лен, посконь, шерсть и ткут холсты. Зажитком
средственные».
В 1841 г. поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Васильевич
Неведомский, но уже в 1843 г. продал его С. Т. Аксакову. ( Портрет
С.Т.Аксакова) Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), представитель
старинного, но небогатого дворянского рода, родился в Уфе. Здесь, а также в
имении деда в Оренбургской губернии прошло его детство. В Абрамцеве
Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературные
произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного
охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести
«Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку
«Аленький цветочек» (обе – 1858). После смерти С. Т. Аксакова, а вскоре и
его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870 г. усадьба
была продана С. И. Мамонтову. В 1870–1880-х гг. был отремонтирован
усадебный дом, заново построены кухня и людская. С конца 1860-х гг. дом
Мамонтовых на Садовой-Спасской начали посещать представители
творческих профессий – художник Н. В. Неврев, архитектор В. А. Гартман и
др. В последующие годы к кругу знакомых Мамонтовых присоединились И.
Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов и другие художники.
Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как
Мамонтовский художественный кружок. По инициативе Е. Г. Мамонтовой,
при участии И. Е. Репина, В. Д. и Е. Д. Поленовых, В. М. Васнецова и Андрея
Мамонтова, в Абрамцеве была собрана коллекция произведений народного
искусства (1881–1890-е). ( Две картины В.Поленова). На основе этой
коллекции создавались изделия абрамцевской мастерской, преобразованной в
столярно-резчицкую. Художественное руководство мастерской с 1885 по 1892
г. осуществляла Е. Д. Поленова, создавшая более ста эскизов, по которым
изготовлялись украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы
быта ( Два слайда мебели и резки). В 1890 г. в «Культурном поселке» была
построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой
стал М. А. Врубель. В 1881–1882 гг. в усадебном парке по проекту В. М.
Васнецова и В. Д. Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного.
( Вид церкви). После Октябрьской революции 1917 г. Абрамцево было
национализировано. Здесь открылся для посетителей музей, получивший
название Музей-усадьба «Абрамцево». Его первой хранительницей стала
Александра Саввишна Мамонтова. К началу 1920-х гг. коллекция музея
насчитывала около двух тысяч экспонатов.
В 1932 г. доступ посетителей в музей был закрыт, а на территории
усадьбы организован дом отдыха для работников искусства. В 1989 г. музею-
заповеднику был передан дом отдыха «Абрамцево», располагавшийся на
территории бывшего «Культурного поселка» Мамонтовых. В 1995 г. указом
Президента РФ музей-заповедник получил статус объекта исторического и
культурного наследия федерального значения. (Слад со стихотвворением)
Спасибо за внимание.