Напоминание

Тема "Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворение "Неохотно и несмело…"


Автор: Васильева Валентина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ им. В.В.Николаева
Населённый пункт: с.Чуваш-Карамалы Аургазинского района РБ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема "Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворение "Неохотно и несмело…"
Раздел: среднее образование





Назад





План открытого урока в 6 классе по литературе.

Тема «Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворение «Неохотно и

несмело…»

Цели урока.

1.
Познакомить с краткой биографией Ф.И.Тютчева.
2.
Обрисовать зрительные образы при чтении стихотворения, понять настроение, чувства поэта.
3.
Тренировать учащихся в нахождении в стихотворениях тропов.
4.
Воспитывать эстетические чувства учащихся.
Оборудование урока:
портреты Ф.И.Тютчева, компьютер и мультимедийный проектор, диск со стихотворением и романсом на стихотворения Ф.И.Тютчева, слайды «Путешествие по Овстугу.
Эпиграф.
Не то, что мните вы, природа— Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.


Ход урока.
1. Организационный момент
. -- Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф нашего урока. О чем сегодня мы с вами будем говорить? О Ф.И.Тютчеве и его стихотворениях о природе. -- Какие стихотворения поэта нам уже знакомы? («Весенняя гроза», «Летний вечер»). --Сейчас мы с вами послушаем романс, написанный на стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Понравилась вам музыка? Почувствовали ли вы полноту жизни, желание наслаждаться жизнью? 2.
Работа над темой урока.
А) Знакомство с краткой биографией поэта. Заочное путешествие по дому- музею в усадьбе Овстуг (использую слайды). Б) Работа над стихотворением «Неохотно и несмело…»
1) Прослушивание стихотворения в исполнении актера. 2) Чтение стихотворения учащимися. 3) Анализ стихотворения. -- Какова тема этого стихотворения? (Тема природы). -- На сколько частей можно разделить стихотворение? 1,2 строфы ожидание грозы 3.4 сама гроза 5—умиротворение освеженной грозой природы -- Как актер передает постепенное нарастание стремительности весенней грозы? (Синей молнией струя, пламень белый и летучий, вихрем пыль летит с полей). 3
. Работа над теорией литературы.
-- Выписываем в тетради эмоциональные средства, тропы. Эпитеты: теплые порывы, дальний гром, синей молнии, пламень белый и летучий, смятенная земля. Олицетворения: принахмурилась земля, раскаты громовые все сердитей и смелей, солнце взглянуло исподлобья на поля. --Как передаются в стихотворении ощущения, настроения? (Чудное преображение природы достигается благодаря умелому использованию выразительных средств речи).
4. Итог урока.
--Сегодня мы с вами узнали еще об одном поэте, который любил изображать красоту природы. Понравилось ли вам стихотворение? --С помощью чего достигается эмоциональность в стихотворениях? --Чем рисует поэт картины природы в стихотворениях? Выставление оценок активным детям.
5.

Задание на дом:
выучить стихотворение «Неохотно и несмело…» наизусть.


Здравствуйте, уважаемые участники конференции! После посещения музея С.Т. Аксакова в селе Ново- Аксаково у меня появилась идея познакомиться и с другими музеями. Мне удалось побывать еще в музее в городе Уфе. Много интересного и полезного для себя узнала и там. Но когда прочитала о подмосковной усадьбе Абрамцево, я была удивлена до глубины души и решила познакомиться с историей усадьбы. Ведь Абрамцево стало не только музеем С.Т. Аксакова, но центром всей русской культуры. ( Вид музея) Первые упоминания об Абрамцеве относятся к XVI в. «Обрамково», как называют эту местность документы 1580-х гг., вместе с соседней деревней Мутовки числилось тогда за помещиком Волынским. В начале XVIII в. Абрамково, как теперь называлось поместье, стало владением Федора Ивановича Головина – представителя старинного знатного рода.. Привлекательность усадьбе придавало живописное местоположение, богатые охотничьи и рыболовные угодья, обилие грибов и ягод. В 1797 г. Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, семья которого владела поместьем до 1840 г. Составить представление о поместье
того времени можно по экономическому описанию Дмитровского уезда Московской губернии за 1800 г.: «На правом берегу реки Вори дом господский деревянный об одном этаже и при нем сад с плодовитыми деревьями. Деревни Быкова и Мутовка на правой стороне той же реки Вори, коя в жаркое время имеет широты 3 сажени, глубины 1 аршин (1 сажень равна 3 аршинам или 2,1336 м. – Прим. ред.), в ней рыбы: щуки, окуни, плотва. На оной состоит мучная мельница о двух поставах и действует во всегодичное время для крестьянского употребления и в соседственные имения. Вода к употреблению людям и скоту здорова. Лес строевой: сосновый и еловый; дровяной: ольховый, кленовый, березовый и орешник, а частью дубовый. В том лесу бывают набегом звери: волки, зайцы, лисицы, белки и налетом птицы: тетерева, рябцы, куропатки и прочие. Грунт земли иловатый с песком, к урожаю ржи, ячменя, овса, гречи, льну, конопли, пшеницы и ярового и к произращению сенных покосов средственный. Крестьяне упражняются на пашне и возят для продажи в Москву дрова. Женщины же прядут лен, посконь, шерсть и ткут холсты. Зажитком средственные». В 1841 г. поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Васильевич Неведомский, но уже в 1843 г. продал его С. Т. Аксакову. ( Портрет С.Т.Аксакова) Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), представитель старинного, но небогатого дворянского рода, родился в Уфе. Здесь, а также в имении деда в Оренбургской губернии прошло его детство. В Абрамцеве Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе – 1858). После смерти С. Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870 г. усадьба была продана С. И. Мамонтову. В 1870–1880-х гг. был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. С конца 1860-х гг. дом Мамонтовых на Садовой-Спасской начали посещать представители творческих профессий – художник Н. В. Неврев, архитектор В. А. Гартман и др. В последующие годы к кругу знакомых Мамонтовых присоединились И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок. По инициативе Е. Г. Мамонтовой, при участии И. Е. Репина, В. Д. и Е. Д. Поленовых, В. М. Васнецова и Андрея Мамонтова, в Абрамцеве была собрана коллекция произведений народного искусства (1881–1890-е). ( Две картины В.Поленова). На основе этой коллекции создавались изделия абрамцевской мастерской, преобразованной в столярно-резчицкую. Художественное руководство мастерской с 1885 по 1892 г. осуществляла Е. Д. Поленова, создавшая более ста эскизов, по которым изготовлялись украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта ( Два слайда мебели и резки). В 1890 г. в «Культурном поселке» была
построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. В 1881–1882 гг. в усадебном парке по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного. ( Вид церкви). После Октябрьской революции 1917 г. Абрамцево было национализировано. Здесь открылся для посетителей музей, получивший название Музей-усадьба «Абрамцево». Его первой хранительницей стала Александра Саввишна Мамонтова. К началу 1920-х гг. коллекция музея насчитывала около двух тысяч экспонатов. В 1932 г. доступ посетителей в музей был закрыт, а на территории усадьбы организован дом отдыха для работников искусства. В 1989 г. музею- заповеднику был передан дом отдыха «Абрамцево», располагавшийся на территории бывшего «Культурного поселка» Мамонтовых. В 1995 г. указом Президента РФ музей-заповедник получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения. (Слад со стихотвворением) Спасибо за внимание.


В раздел образования