Напоминание

Средства формирования основ экологической безопаности


Автор: Вечканова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Росток г. о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Средства формирования основ экологической безопаности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищённости) выступает необходимым условием полноценного развития ребёнка. Безопасность существования каждого человека, будь то ребенок, или взрослый напрямую зависит от безопасности окружающего его мира природы. Много - много лет человек использовал природу для своего блага: леса, моря, горы, реки, недра Земли, птиц, животных. Нанося природе колоссальный ущерб, забывая заботиться о ней, забывая о том, что Земля - наш общий дом, человек забывает, что и сам он - часть природы. Негативное отношение к экологической обстановке окружающей среды бумерангом отражается на здоровье человека и, вообще, на его существовании. Одним из факторов экологической безопасности, является работа по формированию основ экологической культуры, воспитанию бережного отношения к природе. Содержание раздела Программы Р.Стеркиной «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников», по которой я работаю, «Ребёнок и природа» позволяет помочь понять детям взаимосвязи и варианты взаимодействия всех природных объектов,способствовует развитию у детей ответственного отношения к природе. Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребёнок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть, хотя бы одну тайну природы. Во время прогулок по посёлку, экскурсий в лес, на конюшню - систематизирую знания детей об окружающей их живой природе в естественных условиях, обеспечиваю запоминание о явлениях происходящих в жизни растений, животных. Рассказываю о их жизни в природе. С помощью дидактических и настольно-печатных игр: «Как растёт живое», «Береги живое», «Стань другом природы» - систематизирую знания детей. Эти игры позволяют детям понять обитателей природы, лишний раз не навредить ей, правильно вести себя в природе. Красив и гостеприимен мир природы, но следует помнить об опасностях, которые подстерегают человека. Мир растений очень разнообразен. Среди растений нашего региона встречаются и ядовитые, которые вызывают отравления: белена, дурман, белладонна - из семейства паслёновых, ,ландыш, вороний глаз, волчье лыко и др. Дети знакомятся с внешним видом этих растений, я рассказываю о влиянии ягод или сока этих растений на организм человека. В тоже время я убеждаю детей в том, что и такие растения должны существовать в природе. Наша задача их не губить, а сохранять как вид. Здесь же закрепляем правила поведения при встрече с ядовитыми растениями или кустарниками с ягодами. Для обеспечения запоминания ядовитых растений, кустарников, ягод, использую настольно- печатную игру «Фрукты и ягоды», дидактическую игру «Съедобное - несъедобное», «Лекарственные растения Самарской области» и др., красочные иллюстрации. Так же знакомлю детей с ядовитыми грибами. Самые опасные: бледная поганка, красный мухомор, ложный белый, ложные опята, ложные лисички. В группе вывешиваю таблицу с изображением грибов, вношу дидактическую игру «Съедобное - несъедобное», муляжи грибов. Привлекаю к этой работе родителей (они подбирают материал о растениях и грибах, рисуют о оформляют книжки - малышки об опасных предметах природы) Кроме растений, ягод самыми опасными для жизни и здоровья детей могут быть насекомые. После экскурсии в лес в начале лета предлагаю детям стряхнуть и осмотреть свою одежду, так как в нашем районе много клещей. Если клещ впился в тело глубоко, достаточно, это место смазать маслом - и он вылезет сам, а поражённый участок кожи продезинфицировать. Опасен и укус пчелы или осы. Гуляя на улице, не нужно привлекать к себе внимание насекомых (не махать руками), а если вас укусили, следует удалить жало. Укус может нанести и комар, для защиты от них, можно использовать одеколон, которым натирают открытые места. Экскурсии на подворье «Русская слобода» помогает систематизировать знания о домашних животных (лошадь, козы, собаки, кошки, гуси, индюк), об их жизни. В том числе объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными, поэтому существуют особые правила поведения с животными. Их тоже необходимо знать и выполнять.
Опасности могут подстерегать детей на прогулке. Летом в сильную жару может наступить перегревание организма, солнечный или тепловой удар. Поэтому следует на улицу надевать головной убор, надевать лёгкую хлопчатобумажную одежду. Зимой открытые части тела (лицо, руки) могут подвергаться обморожению, поэтому нужно гулять на улице в варежках. Опасен зимой и гололёд, поэтому ходить по нему нужно осторожно, а дорожки на участке посыпать песком. Опасно проходить зимой рядом с домом, так как с крыши может упасть глыба льда, снега или сосульки. К работе по обеспечению безопасности детей и их экологическому образованию систематически привлекаю родителей (они подбирают материал о растениях и грибах, рисуют, оформляют книжки - малышки об опасных предметах природы, сопровождают нас на экскурсиях, участвуют в экологических развлечениях). Через родительский уголок провожу и экологическое просвещение родителей: рекомендации по поведению в природе, по организации совместного труда с детьми и т.д. Формы и методы работы по экологическому образованию и воспитанию экологической культуры дошкольников бывают очень разнообразны, я использую следующие: • Наблюдения за растениями и животными на участке, в ближайшем природном окружении. • Целевые прогулки и экскурсии в лес, на подворье «Русская слобода», по поселку Красная Глинка. • Игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, литературных персонажей. • Беседы на экологические темы, например, «Будем беречь и охранять природу». • Чтение стихов, произведений, отгадывание загадок. • Анализ народных примет о природе. • Дидактические и настольно - печатные игры экологического содержания: «Что растет в лесу», «Береги живое», «Стань другом природы» и др. • Экспериментирование: «Пар - это тоже вода», «Зависимость состояния воды от температуры воздуха» и др. • Кино и видео материалы. • Тематические досуги, развлечения, игры по экологическому воспитанию дошкольников: «Земля - наш общий дом», «Птицы - наши друзья» и др. • Рассматривание фотографий, иллюстраций о природном сообществе. • Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, коллажи на экологические темы. • И другие. Все эти методы и формы направлены на достижение главной цели - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания и экологической культуры через решение следующих задач: • Помочь понять, что человек - часть природы и он ответственен за ее сохранение. • Способствовать развитию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах разрешения их. • Обеспечить применение на практике имеющихся знаний и умений. Я в своей работе стараюсь подвести детей к выводу о том, что мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней, вечно изменчивой и непреходящей, вечно угрожающей и дающей убежище от любой опасности. Человек, не видящих красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Мы должны с малых лет воспитывать в людях чёткое понимание: природа принадлежит тебе, поскольку ты человек, но не будет всего этого - зелени, живности и тебе не жить на земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше будет жить в этом мире. 2
Я предлагаю разработку развлечения «Все мы друзья природы», которое мы проводили вместе с детьми и родителями.
Приложение

Все мы друзья природы. ( Развлечение)

Цели:
способствовать развитию у детей природоохранного поведения, развивать представление о том, какие действия вредят природе, и как природа может навредить человеку; закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, и какой вред могут принести некоторые цветы человеку.
Оборудование:
костюмы для взрослых Лесовика и Ш а л т а я — Б о л т а я , знаки-символы, картинки-фотографии, музыкальные фонограммы, дары леса (шишки и т. д.).
Ход:
Зал оформлен в виде лесной поляны с елочками, осенними деревьями, лесными скамеечками, пенька. Под звучание песни «Ни кола, ни двора» в зал вбегают дети и строят из модулей домик. На припев песни в зале появляются остальные дети с игрушками (зверюшками) в руках. Исполняется танцевальная композиция. Дети садятся. На поляне появляется Лесовик. Л е с о в и к . Ой какой шум! Что случилось? Откуда здесь столько народа? Д е т и . Мы в гости пришли к лесным жителям и построили для них этот домик. Л е с о в и к . Ой-ой-ой, хорошее дело! Оказывается, вы наши друзья! Я Лесовик, слежу за порядком в лесу и не люблю, когда в лес приходят недруги. А вам мы очень рады. Милости просим! Посмотрите, как красива поляна! Я живу здесь давно, а все не могу налюбоваться этими красотами. А уж осень - мое самое любимое время года. Прямо-таки петь хочется! А вам? Дети садятся на ковер рядом с Лесовиком и поют песню «Осень». 1 Л е с о в и к . Значит, вы и вправду любите лес, если так хорошо поете. А ведь иногда приходят сюда такие люди ... и устраивают здесь шум, гам! Все звери разбегаются, кто куда, прячутся в норы. Вот и сейчас я уже слышу, как кто-то нарушает покой леса. Это скорее недруг, чем друг. Прячьтесь, ребята! В грамзаписи звучит песня «Кому что нравится». В зал, пританцовывая вбегает Ш а л т а й - Б о л т ай. Ш а л т ай - Б о л т ай. Почему это я недруг? Еще какой друг! Я люблю в лесу гулять: на полянку прибегу, под кусточком полежу, веточку сломаю, птиц перепугаю. Л е с о в и к . Постой, не шуми! И так от тебя покоя в лесу нет. Ты кто такой? Ш а л т ай - Б о л т ай. Меня все так зовут. Л е с о в и к . Так обычно называют того, кто без дела шатается и болтается. А бездельник ничему хорошему научить не могут. Л е с о в и к . Вспомни, какие ягоды ты оборвал? Калину, рябину, черемуху. Вкусные и полезные ягоды, но ведь ты все веточки переломал, ни одной ягодки птицам не оставил. А ведь им зимовать, и помощи ждать неоткуда. (Дает Ш а л т а ю - Б о л т а ю значок-символ в виде небольшого диска на петельке, запрещающий ломать ветки, деревья.) Вот тебе на память значок. Хочешь с собой носи, хочешь здесь оставь, чтобы все знали, что в лесу делать нельзя. Если б ты тогда те рябинки не обломал, они были бы сейчас такие же кудрявые, как на этой поляне. Девочки исполняют хоровод. 3
Ш а л т а й - Б о л т а й . Ладно, не буду больше деревья ломать, да и с птицами, белками дружить стану. Ну а как же, например, дружить с пчелами? Они же кусачие! Меня летом пчела так укусила, что глаз заплыл, щека раздулась. Л е с о в и к. А зачем к ним в друзья набиваться? Достаточно не мешать им, не волновать их, и пчелы тогда нас сладким медом угостят. Дети исполняют песню «На пасеке». Ш а л т а й - Б о л т а й . А можно мне попробовать, какой он на вкус? (Слизывает мед с пальца, вытирает рот салфеткой, которую бросает на пол.) И вправду очень вкусно! Л е с о в и к . Дети! Что Ш а л т а й - Б о л т а й сделал неправильно? (Дети отвечают.) Конечно же, нельзя оставлять мусор в лесу! Вот тебе еще один значок на память. Ш а л т ай - Б о л т ай. Это нельзя, это нельзя, не рви, не ломай ... А что же можно? Л е с о в и к . Можно только осторожно! И г р а « Ш а л т а й - Б о л т а й». Ш а л т а й - Б о л т а й кувыркается и веселит детей. Ш а л т а й - Б о л т ай. Вот я опять вспоминаю лето, бабушку. Она, как и я, в лес ходила, грибы тоже рвала! Много! Иногда по целому ведру. Л е с о в и к . Она грибы не срывала, а срезала осторожно, аккуратно, чтобы не повредить корешки - грибницу. А ты грибы срывал, а многие сбивал ногами. Ш а л т а й - Б о л т ай. Так я только ядовитые мухоморы сбивал. Л е с о в и к . Это для людей мухоморы ядовитые. А лоси, например, с удовольствием едят их, и даже лечатся. А людям нужно хорошо знать все грибы. Вы хорошо знаете грибы? Умеете их собирать? 1- й р е б е н о к . Ишь поганка-егоза Так и лезет на глаза. Так и лезет к нам без толку. Не возьму его в кошелку. 2- й р е б е н о к . Гриб хороший, настоящий Притаился где-то в чаще. Он не любит лезть вперед, Кто поищет, тот найдет. Ш а л т а й - Б о л т а й . А осенью, сколько грибников в лесу, видимо-невидимо! Л е с о в и к . Хорошо, если они охотятся только за грибами, в лес приходят с корзинами, а если с ружьем? Если бы меня могли услышать люди во всех уголках нашей планеты, я бы запретил им браться за ружье. Ш а л т а й - Б о л т а й . А вот мой знакомый мальчик Сережа с тобой не согласен. 3- й р е б е н о к . Шел охотник на охоту, 4
Увидал в кустах кого-то. Он затвором щелк да щелк, И на снимке вышел волк! Л е с о в и к . Ах, вот какой охотник! Чем он щелкал, ребята? Фотоаппаратом! Таким охотникам всегда рады в лесу. Ш а л т а й - Б о л т а й . Я, может быть, тоже буду фотоохотником, только как зверей-то поймать, чтобы сфотографировать? Лесовик. А зачем их ловить? Надо незаметно за ними следить, притаившись. Вот попробуй. (Дает фотоаппарат.) Сейчас на нашей поляне столько зверей появится ... Я их всех созову, а ты фотографируй. «Перепляс зверят». Ш а л т а й - Б ол т а й ( п о ка з ы в а е т всем фотографии, заранее приготовленные рисунки или открытки). Замечательные снимки получились! Но хорошо, что взрослых волков на нашей поляне не было. Я бы их ни за что не стал фотографировать. Л е с о в и к . Ты опять не прав! Так уж природой устроено, и не нам людям в этом разбираться. Пусть, все звери живут так, как веками жили. Ш а л т а й - Б о л т а й . А что ты за них заступаешься? Они ведь такие зубастые, клыкастые. Чего им бояться? Л е с о в и к . Я расскажу тебе про особую поляну - «Поляну слез». Собираются там звери, когда их люди обижают, и рассказывают друг другу о своих бедах и печалях. Ох, и жалко их бывает! Вот, слышите, опять те же звери. (Слышен вой волка.) Ш а л т ай - Б о л т ай. О, я узнал голос того волчонка, которого встретил однажды в лесу. У него была ранена лапка. Он, наверное, попал в капкан. А капкан тот поставил охотник. Я слышал, как плачет волчонок, но не помог ему, даже не пожалел! Какой же я бессердечный! Лесовик, миленький, пойди на ту поляну и скажи зверям, что я и сам не буду их обижать и другим не позволю. Л е с о в и к . Хорошо, обязательно передам. Человек должен быть в лесу гостем, приходить туда с добром и не мешать лесным жителям. А если вам захочется поиграть, приласкать зверушку, так есть домашние животные. С ними можно дружить. Есть у вас друзья? Дети. Да! Л е с о в и к . Вот и хорошо! Все в лесу у нас верят в это. Пусть все люди будут нам друзьями и помощниками. А лес вас порадует своими подарками. (Раздает шишки, желуди, орехи и т. д.) Вот примите на память эти дары и никогда не забывайте о «Поляне слез». А мне пора домой. Всего доброго! Ш а л т а й - Б о л т а й . Видите, как идет? Тихо, не спеша, аккуратно. А мы с вами пришли с шумом. Давайте уйдем тихо, никого не беспокоя. 5


В раздел образования