ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НАД ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ СЛОВ
Автор: Ушакова Светлана Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: НОУ СОШ "Академическая гимназия" детский сад Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: статья Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НАД ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ СЛОВ Раздел: дошкольное образование
Ушакова С. В.
воспитатель НОУ СОШ «Академическая
гимназия» МО, г. Химки, мкр. Новогорск ул.
Олимпийская, стр. 15
Аннотация :
статья
предназначена
воспитателям
детских
дошкольных
учреждений.
В
ней
представлены
методические
рекомендации
по
использованию
игровых
методов
и
приемов
при
ознакомлении
детей
со
звуковой
стороной
слова.
Предлагаемые
упражнения
важны
не
только
для
подготовки к обучению грамоте, но и способствуют общеречевому развитию
дошкольников.
Ключевые
слова :
обучение
грамоте;
звуковой
анализ
слов;
понятия:
«гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква»;
игровые
методы
и
приемы;
дидактические
игры;
восприятие;
память;
воображение.
USAGE OF TECHNIQUES AND METHODS FOR GAME DEVELOPMENT
BY WORKING ON PHONETIC ANALYSIS OF WORD
WITH PRESCHOOL CHILDREN (THE 4TH YEAR)
Ushakova S.V.,
preschool teacher of the " Academic Gymnasia -
Novogorsk”, the Moscow Region,
Khimki, Olympiiskaya street, 15.
Annotation: The article is aimed at preschool teachers. There are submitted
guidelines
on
the
use
of
techniques
and
methods
for
game
development
by
introduction into the sound system of language. The recommended exercises are
important not only for teaching literacy but also for general language development of
preschool children.
Keywords: teaching literacy; sound analysis of words; the concept of "vowel",
"consonant", "hard sound", "soft sound", "letter"; methods and techniques for game
development; didactic games; perception; memory; imagination.
От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность
языка,
строение
звуковой
формы
слова,
зависит
не
только
усвоение
грамоты,
но
и
все
последующее
усвоение
языка-
грамматики и связанной с ней орфографии
Д. Б. Эльконин.
В
научной
литературе
широко
освещены
проблемы
ознакомления
дошкольников
со
звучащим
словом.
Существенная
задача
работы
при
подготовке детей к обучению грамоте – это формирование у детей общей
ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слов.
Необходимость формирования у детей основных понятий, таких как «гласный
звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «буква», вызвана тем, что дети
должны
уметь определять место звука в слове, количество звуков, ударный
слог.
Для
воспитателя
важно
использовать
игровые
приемы
и
методы в
обучении дошкольников,
так как дети легко обучаются играя, что доказали
великие
педагоги:
К.Д.
Ушинский,
Е.И.
Тихеева,
Е.А.
Флерина
и
другие.
Исследования под руководством А.Н Леонтьева, А.В. Запорожца показали, что
психические процессы, такие как ощущение, восприятие, память, воображение,
мышление
протекают
наиболее
успешно
в
игре
–
ведущей
деятельности
ребенка.
Исследования
ряда
психологов,
педагогов,
лингвистов
Д.Б.Эльконина,
А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и
других
ученых
свидетельствуют,
что
простое
осознание
фонетических
особенностей звучащего слова воздействует и на общеречевое развитие ребёнка
–
на
усвоение
грамматического
строя,
слов.
При
помощи
аналитико-
синтетической
деятельности
происходит
сравнение
ребёнком
своей
несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения.
Д.Б. Эльконин указывает, что под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение основных качественных характеристик звука.
Игровые приемы - это способ совместного (педагога и ребенка) развития
сюжетного игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения
игровых действий, направленных на обучение детей и их развитие.
Игровой
прием ( игровой замысел) + постановка игровых задач + игровые
действия = результат (обучение и развитие ребенка).
Требования, предъявляемые к отбору игровых приемов:
Содержание игровых действий должно соответствовать логике и
смыслу реальной жизни;
Ребенок должен войти в образ;
Необходимо
представлять
логику
игры,
возможное
усложнение
игровых действий;
Эмоциональная реакция самого воспитателя, его заинтересованный
переход от игры к обучению;
Игровые действия должны быть подчинены дидактическим задачам.
Игровой метод дает наибольший эффект при сочетании игры и учения.
Реализация
игровых
приемов
и
ситуаций
на
занятии
проходит
по
таким
основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
-
в
учебную
деятельность
вводится
элемент
соревнования,
который
переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в
своей практике я использую следующие игровые методы и приемы:
1.
Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.
Из опыта работы замечено, что в результате использования игровых
методов и приемов повышается эффективность усвоения детьми знаний.
Если
при
знакомстве
с
буквой
просто
назвать
звук
и
показать
соответствующую ему букву, это не вызовет у ребенка всплеска эмоций, не
вызовет интерес. А вот если все это превратить в увлекательную игру, то он с
удовольствием
будет
выполнять
задания.
Так,
например,
при
знакомстве
с
буквой ж предлагаю детям поиграть в «жуков»: дети бегают по группе, машут
руками, жужжат. И тут получают первое задание: какую песенку поют жуки?
(ж-ж-ж).
- А теперь скажите слово жук так, чтобы услышать в нем эту песенку.
- Давайте послушаем, есть ли песенка жука еще в каких-нибудь словах?
(жжжонглер, ложжжка, бабочка…) А где спрятался звук в этих словах?
Придумайте сами слова с этим звуком. На что похожа буква ж?
При знакомстве со звуками использую соотнесение звуков речи со звуками
окружающего мира.
- Как поют комарики? (З – з – з…) Как рычит собака? (Р-р-р…)
Для усвоения зрительного образа букв, для формирования звукобуквенной
связи использую стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук
или букву с предметами окружающего мира.
Буква Б – с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. (А. Шабаев)
2.Использование наглядного занимательного материала.
У детей в этом возрасте наглядно-образное мышление. Они в основном
оперируют
образами,
а
не
понятиями.
Так,
например,
при
характеристике
согласных звуков детям очень помогают «мальчики-Звукарики», у которых цвет
одежды подсказывает детям правильный ответ: зеленый – мягкий, синий –
твердый, на голове колокольчик – звонкий, соломенная шляпа – глухой.
При знакомстве детей с понятиями «гласный звук», «согласный твердый
звук», «согласный мягкий звук» применяю пособие «Звуковые замки» с его
жителями
мальчиками
–Звукариками.
Абстрактные
понятия
обретают
материальную форму с отличительными особенностями каждого звука.
3.Использование сказочных персонажей, игрушек.
Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к
ним
со
своими
проблемами,
они
нуждаются
в
помощи
и
знаниях
детей.
Проблемная ситуация, задаваемая персонажами, меняет позицию ребенка из
обучаемого
в
обучающего.
Смена
позиции
активизирует
интеллектуальную
деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.
Это могут быть Буратино, Мальвина, Незнайка и другие. Дети, включаясь
в игру,
помогают
ему
отобрать
картинки,
в названиях
которых
есть
соответствующий
звук,
подсказывают
пропущенный
звук
в слове
или
недосказанное
слово
в предложении,
восстанавливают
перепутанные
слоги
и слова.
Использую такие игры, как
- «Кто внимательный?» (Рассмотрите рисунки, найдите одинаковый звук в
словах)
- «Кто больше?» (назовите слова, начинающиеся со звука з , зь)
- «Доскажите словечко»
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ……(карандаш)
- «Где звук? » (Определите позицию звука н в словах: нос, санки, сон и
т.д.)
-
«Твердый-мягкий».
(Поднимите
синюю
карточку,
если
услышите
твердый согласный звук м, зеленую – если мягкий мь. Мяч, молоко, мама,сумка,
семья… )
- «Звук заблудился!».
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку. (корку)
4. Использование дидактических игр и игровых упражнений.
В
дидактической
игре
познавательное
содержание
сочетается
с
привлекательной
для
ребенка
игровой
деятельностью.
А
повторы
действий
способствуют формированию умений и навыков. В ходе дидактической игры
ребенок
должен
правильно
выполнить
предложенное
задание,
а игровая
ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы
каждая
из
игр
имела
относительно
завершенную
структуру
и включала
основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила
и результат игры.
-
«Купи
игрушку».
Каждому
играющему
дается
задание
–
купить
игрушку, в названии которой два слога. (игрушки: мяч, кукла, лиса, мишка,
собака, машина, чебурашка…)
- «Что вокруг нас?». На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что
имет в названии одну часть: шар, мяч, куб…; две части: цветы, трава…; три
части: качели, веранда…
- «Собери цепочку». Дети собирают цепочку из трех карточек (картинка,
слово,
первая
буква
слова).
Причем
одна
карточка
дается
ребенку,
а
две
остальные он должен найти самостоятельно.
- «Засели домик».
Воспитатель рисует на песке квадратики-домики.
Нужно заселить домики жильцами: один квадрат – односложное слово, два
квадрата – двухсложное слово, три – трехсложное.
5. Создание игровой ситуации . В начале занятия: дети получают письмо
или посылку с заданиями. Герой-отправитель может быть известен сразу или
его
имя
выясняется
в
ходе
выполнения
задания.
Дети
вместе
с
героем
отправляются в путешествие: в сказочную страну, в космос, плывут на корабле
и т.д.
Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий
дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия
проходит через все этапы образовательной деятельности. Такая деятельность
вызывает
у
детей
огромный
интерес,
оживление,
радость,
программный
материал усваивается легче и быстрее, поддерживается работоспособность в
течении всей непрерывной образовательной деятельности.
Использование
игровых
приемов
и
методов
в
процессе
обучения
дошкольников
дает
возможность
заинтересовать
детей,
донести
до
них
информацию в той форме, в которой они способны ее воспринимать. Занятие
для ребенка превращается в увлекательную игру. В игре ребенок развивается
как
личность,
у
него
формируются
те
стороны
психики,
от
которых
впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.
На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:
сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.
Каждая игра имеет свою задачу. Характерным для каждой дидактической
игры является наличие в ней: обучающей задачи, содержания, правил, игровых
условий.
Использование игровых технологий в работе показало, что дети легче
усваивают и запоминают материал занятия, получают удовлетворение от игры,
проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.
В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки.
Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих
способностей.
Данная
система
работы
позволяет
детям
старшего
дошкольного
возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов,
определять
его
звуковую
характеристику,
соединять
звуки
в
слова,
моделировать
новые,
что
имеет
огромное
значение
для
последующего
систематического изучения родного языка в школе. Кроме того дети научились
сравнивать,
быстро
находить
правильное
решение,
стали
более
самостоятельными,
инициативными,
у
них
появился
интерес
и
стремление
у з н а в а т ь
н о в о е .
Именно
поэтому
использование
игровых
технологий
в
процессе
обучения
грамоте считаю одним из основных требований в работе с дошкольниками.
Игровые упражнения делают занятие интересным, эмоциональным. Это
помогает поддерживать устойчивый интерес детей к занятию, процесс обучения
будет протекать активнее, быстрее и преодоление трудностей проходить легче.
Благодаря этому работоспособность детей сохраняется в течение всего занятия,
ребенок активно участвует в процессе освоения грамоты
Список литературы.
1. Л.Е Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская «Обучение
д о ш к о л ь н и к о в
г р а м о т е » . - М . , 2 0 0 2 .
2. Е. В. Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке
дошкольников
обучению
грамоте
в
условиях
дет ского
с а д а » .
3. Т. В. Александрова «Живые звуки или фонетика для дошкольников».
4.Г.А.Туманова
«Ознакомление
дошкольника
со
звучащим
словом».-
Москва, «Просвещение», 1991.
5.В.Волина
«Праздник
Букваря».
-
М.,
АСТ-ПРЕСС.
1 9 9 6 .
6. Н. С. Варенцова, Н. С. Старжинская. «Подготовка к обучению грамоте в
детском саду». – Минск, 2002.
7.Эльконин Д.Б. Послесловие – Собр. соч.: в 6-ти т. М., 1984, т. 4.