Автор: Малыгина Елена Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4 "Солнышко" Населённый пункт: г.Осташков Тверская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Особенности развития детей 2-3 лет Раздел: дошкольное образование
Познавательная сфера
•
Мышление наглядно – действенное
•
Внимание, мышление, память – носят
непроизвольный характер .
•
Восприятие также носит непроизвольный
характер, он может выделить в предмете лишь
его ярко выраженные признаки, часто
являющиеся второстепенными.
Prezentacii
•
Основной способ познания ребенком
окружающего мира - метод проб и ошибок ,
поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
•
Обучение в этом возрасте происходит и на
собственном практическом опыте, и на основе
подражания приятному взрослому . При этом
ребёнок подражает всему , что делает взрослый,
- и хорошему и плохому; и правильному и не
правильному.
Эмоциональная сфера
•
В этом возрасте дети очень восприимчивы к
эмоциональному состоянию окружающих. Они очень
подвержены так называемому «эффекту заражения».
•
Активное проявление и негативных и позитивных эмоций
зависит от физического комфорта или его отсутствия.
•
Основными чертами ребенка 2-3 лет являются
открытость, честность и искренность. Он просто не умеет
скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему
бы то ни было.
•
Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а
настроение подвержено частой смене.
Основные направления в развитии
ребенка.
•
Развитие речи – в этом возрасте ребенок учится
понимать речь. Не зря он любит прислушиваться к
разговору взрослых. Ему нравится слушать
рассказы, сказки, стихи, потешки – это значит,
что ребенок начинает познавать мир с помощью
языка. Интересный факт, в 2-3 года словарный
запас ребенка от 300 до 1500 слов. К трем годам
ребеноковладевает всеми падежами и может с
помощью предлогов строить сложные предложения
Игра - игра предметная, т.к. объект познания –
предметы, их внутреннее устройство. Способ
познания - разобрать, сломать. В этом возрасте
ребенок выполняет различные действия с
игрушками, которые наблюдал у взрослых, таким
образом появляются игры подражания. Игра в
данном возрасте чаще индивидуальная, сверстник
ребенку малоинтересен. Лишь на четвертом году
дети начинают проявлять интерес к сверстнику,
как партнеру по игре.
Отношения со взрослыми – взрослый интересен
как источник информации, защиты и ласки.
Поэтому долгое расставание воспринимается
болезненно. Но несмотря на это у них
проявляется потребность в самостоятельности,
происходит формирование личности.
Формирование личности (Я) – связано со
становлением самосознания: он узнает себя в
зеркале, знает и отзывается на свое имя,
осознает свое место среди сверстников. Трех-
четырехлетки начинают сравнивать себя с
другими людьми, складывается их самооценка,
стремление соответствовать требованиям
взрослых.
В ходе наблюдений за детьми двухлетнего возраста
отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс
поведения:
2. Достигнув желаемого, они
стремятся тут же
продемонстрировать свои
успехи взрослому, без
одобрения которого эти успехи
в значительной степени теряют
свою ценность.
2. Достигнув желаемого, они
стремятся тут же
продемонстрировать свои
успехи взрослому, без
одобрения которого эти успехи
в значительной степени теряют
свою ценность.
1. Стремление к
достижению результата
своей деятельности: дети
не просто манипулируют
предметами, но настойчиво
ищут нужный способ
решения задачи.
3. У детей наблюдается
обостренное чувство
собственного достоинства,
которое выражается в
повышенной обидчивости и
чувствительности к признанию
их достижений эмоциональных
вспышках по пустякам,
преувеличении собственных
успехов.
К
трём
годам
у
ребёнка
появляются
свои
собственные
желания
.
Возросшее
к
концу
раннего
возраста
стремление
к
самостоятельности
и
независимости
от
взрослого
,
как
в
действиях
,
так
и
в
желаниях
ребёнка
,
приводит
к
существенным
осложнениям
в
отношениях
ребёнка
и
взрослого
.
Этот
период
в
психологии
получил
название
кризиса
трёх
лет
.
Критическим
этот
возраст
является
потому
,
что
на
протяжении
всего
нескольких
месяцев
существенно
меняются
поведение
ребёнка
и
его
отношения
с
окружающими
людьми
.
В
кризисе
трех
лет
,
с
отделением
себя
от
своего
действия
и
от
взрослого
,
происходит
новое
открытие
себя
и
взрослого
.
Кризис 3-х лет
Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
•
Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений.
Ребенок, отделяясь от взрослых , пытается установить с ними новые,
более глубокие отношения.
•
Изменение позиции ребенка – «Я – новая позиция САМ»,
возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких
взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с
ребенком не складываются, его инициатива не поощряется,
самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают
собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со
взрослыми.
«Я
сам»
упрямст
во
негативиз
м
строптивос
ть
деспотиз
м
своевол
ие
Обесцениван
ие взрослого
Протест -
бунт
Кризис
3-
х
лет
относится
к
числу
самых
острых
.
Острый
он
не
только
для
ребенка
,
но
в
большей
степени
для
родителя
.
Ребенок
неуправляем
,
впадает
в
ярость
.
Поведение
почти
не
поддается
коррекции
.
Так
во
многих
случаях
начинается
кризис
трех
лет
,
кризис
может
начаться
уже
с
2,5
лет
,
а
закончится
в
3,5 - 4
года
.
У
некоторых
детей
он
протекает
ярко
выражено
у
других
напротив
незаметно
.
Кризис
начинается
и
завершается
незаметно
,
аффективные
вспышки
,
капризы
,
конфликта
с
близкими
.
Вот
основные
признаки
трех
лет
.
кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или
негативной наследственности, а природная необходимость испытать
себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это
жизненный этап, без которого невозможно становление личности
ребенка!
Кризис нужно пережить!
Как бы ни было трудно, сохраняйте спокойствие!
Не заостряйте внимание на плохом поведении ребёнка!
Не пытайтесь «сломить» характер ребёнка!
Вседозволенность и потакание капризам до добра не доведут!
Ребёнок не должен решить, что истерика – это надёжный способ добиться своего!
Создайте иллюзию выбора: «ты хочешь гулять во дворе или в
парке?»
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?
•
Не придавайте большого значения упрямству . Примите к сведению
этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
•
Оставайтесь вовремя приступа упрямства рядом с ребенком и
дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
•
Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать
в такой ситуации не имеет смысла . Он сильно возбужден и не может
вас понять.
•
Будьте в поведении с ребенком настойчивы . Если вы сказали «нет»,
оставайтесь и дальше при этом мнении.
КАК ПРЕОДАЛЕТЬ КАПРИЗЫ?
Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:
•
Нарушения режима дня.
•
Обилие новых впечатлений.
•
Плохое самочувствие во время болезни.
•
Переутомление (физическое и психическое).
Преодолеть капризы можно, если:
•
Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
•
Будут тверды в позиции , дадут понять значение слова «нельзя».
•
Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении
цели.
•
Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со