""Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка"
Автор: Бырка Виктория Альбертовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 102 "Подснежник" Населённый пункт: Республика Саха Якутия г. Якутск Наименование материала: проект Тема: ""Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №102
«Подснежник»
городского округа «город Якутск»
Проект
«Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка»
Автор проекта: Педагог-психолог: Бырка В.А.
Якутск, 2016г.
Проблема: Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее
острых проблем и не только для педагогов и психологов, но и для общества в
целом. Нарастающая волн детской преступности и увеличение числа детей
склонных к агрессивном формам поведения, выдвигают на первый план
задачу
изучения
психологических
условий,
временные
вызывающих
эти
опасные
явления.
Особенно
важным
является
изучение
агрессивности
в
дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления
и
когда
еще
можно
предпринять
своевременные
корригирующие
меры.
Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и
самому себе. Опыт работы с родителями и детьми убеждает, что детская
агрессивность – одно из тяжелейших испытаний и для родителей. С одной
стороны
дети,
которые
часто
сами
не
могут
справиться
со
свое
агрессивностью, с другой стороны родители пребывающие в растерянности в
момент
агрессии
ребенка.
Познакомимся
поближе
с
существующими
причинами появления агрессивности поведения детей. Большинство кроются
в семье, именно семья является микрокосмосом ребенка. В ней он получает
все необходимое для выживания, учится не только ходить, говорить, но и
узнает о том, как устроен мир, как мир относится к нему, что надо и нельзя
делать, чтобы получить желаемое и многое другое. А что является самым
необходимым для выживания человека? .. Любовь! Родительская любовь и
ласка без слов, говорят ребенку, что он нужен, момент рассчитывать на
поддержку и помощь, что мир безопасен. К сожалению, многие дети очень
скоро узнают , что мир не так уж прекрасен и совсем не безопасен….
1.
Неприятие ребенка – одна из основных причин агрессивности ребенка.
Совсем не обязательно говорить ребенку, что его не хотели, он итак все
поймет.
2.
Напряженный
эмоциональный
климат
в
семье.
Если
мир
в
семье
нарушен, или его вообще нет, родители постоянно в ссорах, шумных
выяснениях отношений, взаимных обвинениях, мира нет и в душе
ребенка.
3.
Неуважение
к
личности
ребенка.
Высказывание
в
адрес
ребенка
обидных
оскорбительных
выражений,
унижающих
достоинство
человека.
4.
Имитация поведения родителей и близких. Ребенок подражает тому,
что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются
как устойчивые качества личности, в том числе ребенок учится у нас,
как реагировать на стресс, неудачи, неловкость.
5.
Чрезмерный
контроль.
Часто
родители
из
благих
побуждений
окружают
ребенка
чрезмерной
опекой,
предугадывают
каждый
шаг
ребенка,
предоставляют
на
все
готовое
решение,
лишая
ребенка
собственной
инициативы,
возможности
выбора.
Как
следствие
вырастает человек без воли, неспособный справиться с пустяком.
6.
Недостаток внимания. Современные родители очень много работают, и
соответственно
меньше
уделяют
времени
ребенку.
Недостаток
внимания
очень
болезненно
отражается
на
детях,
и
чтобы
компенсировать его, дети готовы делать запрещенные вещи – пусть
отругают, зато точно заметят!
7.
Запрет на физическую активность. Ребенок часто слышит запреты – не
шуметь, не стучать, не прыгать, не бегать, что скажут соседи и т. Д., а
что делать с накопившейся за день энергией?
Способ выявления проблемы. Существует несколько способов выявления
данной проблемы, которые считаются более эффективными в комплексном
применении. А именно:
Стандартные схемы наблюдения за ребенком;
Проведение анкетирования родителей, опросники
Индивидуальные беседы с ребенком
Анализ продуктов деятельности ребенка (рисунка , поделки, лепки и т.д.)
Цель деятельности педагога-психолога:
1.
Построить
благоприятные
условия
для
адекватного
восприятия
и
принятия
детей
с
выявленной
агрессивностью,
кА
в
детском
коллективе, так и в семье;
2.
Формировать адекватное поведение в отношении агрессивных детей,
развивать
коммуникативные
навыки,
уметь
снимать
эмоциональное
напряжение.
Задачи, решаемые программой:
Усвоить правильное более точное представление об агрессивных детях;
Формирование способности правильно оценивать отношение к себе
детей с повышенной агрессивность;
Формирование
способности
понимать
эмоциональное
состояние,
переживания, личностные особенности агрессивных детей;
Устранить все агрессивные формы поведения среди близких, помня что
ребенок, ж , видит все;
Развитие навыков совместной деятельности, умение сотрудничать с
данной категорией детей, согласовывать собственное поведение с их
поведением.
Организация работы:
Вид работы
Цели и задачи
Ф о р м ы
и
средства
Сроки
проведения
Индивидуальная
б е с е д а
с
родителями
проблемного
ребенка.
А н ке т а
«критерии
агрессивности
ребенка»
Лаврентьева
Г.П.,
Титаренко Т.М. (20
вопросов), До и мой
ребенок»
Наладить
доверительные
отношения
педагог-
родитель.
Выявление
возможных
причин
агрессии
ребенка.
Выработка
стратегии работы
п е д а г о г а
с
ребенком.
Выявление
отношения
р о д и т е л я
к
ребенку,
проведение
досуга,
восприятие
серьезности
проекта в целом.
Р а б о т а
с
р од и т е л я м и
и
воспитателем.
Самостоятельная
работа
Декабрь 2011
П о д г о т о в к а
к
беседе.
Индивидуальная
беседа с ребенком с
одобрения
р о д и т е л е м
и
н а б л ю д е н и я
з а
ребенком в детском
коллективе.
Предлагают ся
2
варианта:
1.
«Внучка
красная
шапочка
приход ит
в
Наладить
доверительные
отношения
педагог-
родитель.
Определить
эмоциональное
н а с т р о е н и е
и
поведение
ребенка в семье.
Сопоставить
результаты
р а б о т ы
с
родителями
относительно
Р а б о т а
с
ребенком
в
виде
драматизации
сказки.
Рассказ.
Рисунок семьи
Декабрь 2011
г о с т и
к
б а бу ш ке ,
и
рассказывает,
к а к
о н а
провела
выходные
с
родителями»
2.
Рисунок
«Моя
семья»,
«Мама , папа
и
я » ,
самостоятель
ный
а н а л и з
рисунка
п о
наводящим
вопросам.
результатов
работы с детьми.
Разработка
тактики
коррекционной
,
индивидуальной
р а б о т ы
с
ребенком.
Составление
индивидуальных
рекомендаций
д ля
р о д и т е л я .
Составление
общей
памятки
д л я
в с е х
р о д и т е л е й
н а
тему:
«Агрессивный
ребенок»
Проведение
индивидуальной
коррекционной
работы,
ситуативная
успокаивающая
бе с ед а
н а
ф о н е
отвлекающей
игры
(кубики,
пазлы
и
т.д.)
Снятие
эмоционального
напряжения,
развитие
навыка
управления
собственным
поведением,
эмоциями.
Привитие
навыков
культурного
поведения,
спокойного
отношения к той
и л и
и н о й
ситуации
Игра. Беседа
Январь-февраль
2012г.
Групповое
занятие
(детей и родителей,
детей
и
педагога).
Упражнение
д л я
снятия
н е р в н о го
напряжения
(жужжа,
«надуть
ш а р и к
з л о с т и » ,
«кукла
бабы-яги»и
т.д.)Упражнения
Снятие
напряжения,
развитие
способности
понимать
эмоциональное
состояние
окружающих
людей,
возможности
к
Рол е в ы е
и г р ы
(участники
дети
и родители)
Январь-февраль
2012г
дыхательные
«Дрока». Сюжетно-
р о л е в а я
и г р а
носящая
социальный
характер
(Дочки-
матери,
«Я
иду
на
работу»,)где
взрослые
–дети,
а
дети-взрослые
самовыражению.
Формирование
моральных
представлений,
коррекция
поведения.
Возможность
ребенка
побыть
н а
м е с т е
взрослого
Способы оценки эффективности:
Наблюдение за детьми, анкетирование родителей, обратная связь о родителей
на родительском собрании, рисуночные тесты для детей
Дальнейшие перспективы:
В планах, по результатам оценки эффективности проведенной коррекционной
работы с детьми и рекомендательной работы с родителями, провести Общее
родительское
собрание
на
тему:
«Роль
семьи
в
формировании
психологического здоровья ребенка». В результате родительских отзывов и
предложений
провести
при
необходимости
повторную
работу,
при
этом
включить новые методики отталкиваясь от пожеланий родителей.