Автор: Пырикова Инна Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: Смоленское областное государственное бюджетное професиональное образовательное учреждение "Смоленский политехнический техникум" Населённый пункт: г. Смоленск Смоленской обл. Наименование материала: статья Тема: конкуренция в отраслях Раздел: среднее профессиональное
Взаимодействие с родителями по реализации художественно-эстетическое развитие
«Художественное творчество».
Воспитывать – самая трудная вещь;
Думаешь: ну, все теперь кончилось!-
Не тут – то было: только что начинается…
М.Ю.Лермонтов
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования
индивидуальности ребенка, время приобретения навыков и умений, необходимых в
дальнейшей жизни.
Дети с нарушениями в развитии гораздо медленней развиваются, поэтому для
успешного прохождения абилитации необходимы два условия: 1)это семья, в которой
ребенок может ощутить любовь, заботу близких людей. 2)и специализированная помощь
со стороны дошкольного учреждения.
Из-за
возникающих
проблем
в
семьях,
имеющих
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья (лечение, социальная адаптация, деформация внутрисемейных
отношений, низкий уровень психолого-педагогической компетентности, переживания по
поводу развития ребенка и др.), у большинства родителей не выстроено целенаправленное
воспитание ребенка. Родители находятся в растерянном состоянии по поводу многих
аспектов в воспитании ребенка, имеющего нарушения в развитии, не знают с чего начать,
к кому обратиться и т.д. Все эти факторы влияют на самосознание родителей и мешают
им быть активными участниками в образовательном процессе.
В условиях внедрения федерального образовательного стандарта к структуре основной
общеобразовательной
программы,
одним
из
обязательных
блоков
является
«Взаимодействие с родителями».
В
условиях
нашей
работы,
учитывая
особую
категорию
детей
и
личностные
особенности
родителей,
воспитывающих
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья, возникает необходимость включения родителей в образовательный процесс, для
успешного развития ребенка, для налаживания отношений между родителями и детьми
через художественное творчество.
Целевой компонент предполагает следующие задачи:
1)
учить
родителей
способам
общения
с
детьми,
установление
психологического
комфорта и налаживание детско-родительских отношений;
2)
организовать работу, исходя из специфики особенностей и возможностей ребенка и
степени
участия
родителя
в
развитии
ребенка,
то
есть
построение
работы
в
позициях:
ребенок
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата
и
пассивный
родитель, такой же ребенок и активный родитель,
ребенок с аутистическим
спектром и пассивный (активный) родитель будет организованна по-разному;
3)
долг родителей – накормить, напоить, одеть; обязанность родителей – воспитать
человеком. Все родители имеют определенные знания в воспитании детей, т. е.
обладают определенной компетенцией. Но использовать, применять эти знания в
разных
ситуациях,
через
общение
и
деятельность,
воспитывая
ребенка
с
нарушениями в развитии (понятие воспитательной компетентности) многим не под
силу, без помощи специалистов.
Содержательный компонент реализуется через принципы:
комплексно-тематического
подхода,
деятельностного
подхода,
лично стно-
ориентированного подхода, принципа интеграции и других принципов.
Деятельностный компонент: через формы работы с родителями, предполагающие
информационно-просветительную и практическую направленность (трудности у детей,
пути
и
способы
помощи
ребенку,
обучение
приемам
и
способов
лепки,
рисования).
Разнообразие
форм
помогает
поддерживать
интерес
родителей,
сместить
мотивацию
участия родителя в развитии ребенка с пассивной на активную.
Принципы
взаимодействия
с
родителями
стимулируют,
активизируют
сотрудничество
педагогов
и
родителей,
обеспечивая
взаимодополнение
и
взаимовлияние дошкольного учреждения и семьи.
В помощь используются не только формы работы с родителями, но и средства, методы
и приемы, приемлемые в работе с данной категорией детей.
Работая с родителями, реализуя «Художественное творчество», затрагиваем и
другие аспекты развития. Например, обучая приемам лепки, рисования рекомендуем
родителям
при
организации
дома
совместной
деятельности
использовать
физкультминутки, следить за осанкой ребенка, соблюдать температурный режим. Учим
родителей при взаимодействии с ребенком, соблюдать психологическую и физическую
безопасность
(правильный
подбор
мебели,
красок),
формируем
согласованные
движения, укрепляем ручную моторику, нормализуем мышечный тонус, тем самым
решаем задачи здоровья.
Занимаясь с ребенком, обучая его, формируем трудовые навыки, решаем задачу
ценностного отношения к труду и его результатам.
Решаем задачи сенсорного развития (цвет, форма, размер, качества и свойства),
расширяем кругозор детей.
«Воспитание речи неотделимо от воспитания мысли…» слова К.И.Чуковского.
Формируем
навыки
общения,
правила
поведения,
которые
помогут
почувствовать
ребенку себя успешным в общении с другими людьми.
Результативный компонент взаимодействия с родителями можно проследить с
помощью диагностики: 1)появилось ли желание, интерес, активное участие родителей
в учебно-воспитательном процессе.
2)узнали и научились способам взаимодействия с ребенком;
3)сформированы навыки во взаимоотношениях с ребенком;
4)оценивание и удовлетворенность своей деятельностью,
результатами взаимодействия с ребенком.
Выставка поделок, организованная в рамках лексической темы « Профессии», как и
другие формы взаимодействия с родителями позволили постепенно включить родителей в
образовательный
процесс,
построить
дальнейшую
работу
в
стиле
сотрудничества,
нормализовать
детско-родительские
отношения,
тем
самым
ускорить
процесс
социализации ребенка с нарушениями в развитии.
Рекомендации родителям: как заниматься с ребенком в домашних условиях.
Уделите своему малышу по 15-20 минут каждый день, чтобы позаниматься с ним лепкой,
рисованием, аппликацией или конструированием (работа с соответствующим материалом
является
хорошим
«тренажером»
для
развития
двигательной
координации,
моторных
умений и навыков, сенсорного и пространственного восприятия).
Выполняйте предварительно сами все действия, которым вы хотите научить ребенка,
повторяя их несколько раз.
Описывайте словами каждое действие, необходимое для выполнения поставленной
задачи. Старайтесь быть эмоциональны, пусть ребенок внимательно наблюдает за вами.
Демонстрируйте ребенку свою уверенность в том, что он справиться с заданием, не
торопите поощряйте его старательность, самостоятельность.
Рекомендации родителям еще раз помогут в закреплении полученных знаний по
взаимодействию
со
свои
детьми
(психологического
и
практического
характера),
в
психологической поддержке родителей его,