Напоминание

"Я и моя профессия – воспитатель".


Автор: Хрящева Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/ с №151 корпус 3
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: Педагогическое эссе
Тема: "Я и моя профессия – воспитатель".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр». Для дошкольника игра – это наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Поэтому я работаю над темой: «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр». Образовательную деятельность осуществляю по комплексной программе Т. Н. Дороновой «Радуга», также реализую следующие технологии и методические пособия: 1. В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» 2. Н. Ф. Сорокина «Театр в детском саду» 3. О. С Ушакова «Развитие речи дошкольников» 4. Н. Я. Михайленко «Игры в детском саду» 5. Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам» Театрализованные игры делятся на две группы: - режиссерские и -игры - драматизации В играх-драматизациях ребенок-артист, я учу детей самостоятельно создавать образ с помощью различных средств выразительности: мимики, интонации, пантомимы, исполнять сюжет по сценарию. Использую различные виды драматизации: -игры-имитации животных, людей, персонажей; -ролевые диалоги на основе текста; -инсценировки сказок; -постановку спектаклей; -игры-импровизации без предварительной подготовки. Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров: -настольный, -плоскостной, -пальчиковый, -теневой.
Ребенок в таких играх выступает как режиссер импровизированного концерта или спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссерской игре ребенок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Анализируя свой опыт работы по формированию навыков общения у дошкольников, я пришла к выводу, что игра является тем инструментом, который позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивать умения и навыки. Любая из игр многофункциональна, но у всех общая цель – развитие коммуникативных навыков. Я считаю, что одним из важных педагогических условий эффективного развития коммуникативных способностей детей является грамотное и заинтересованное участие в этом процессе взрослых: педагогов и родителей. В младших группах для проявления доброжелательного внимания к детям я использую методику «Поговорим о хорошем», т. е. раз в неделю собираю детей и коротко рассказываю что-то хорошее о каждом ребенке, независимо от его достижений и поведения. В старших группах я применяю способ выбора занятия, т. е. предлагаю различные варианты и даю возможность самостоятельно выбрать чем заняться. Для развития коммуникативных способностей детей я использую систему игр, направленных на: • развитие умения сотрудничать, учу контролировать движения и соблюдать правила игры, воспитываю доверие друг к другу; • развиваю умение давать доброжелательную оценку другому; • учу общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства, развивать слуховое восприятие; • развиваю умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения; • учу перефразировать сказанное, сохранив главный смысл; • развиваю способность аргументировать свою точку зрения; • развиваю умение излагать свои мысли точно и лаконично. Эффективным педагогическим методом в рамках игровой театрализованной деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, выступает моделирование проблемных ситуаций. В моей деятельности игра является вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Метод применяю при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
В группе ребенку нужно суметь построить отношения не только со взрослыми, но и научиться общаться со сверстниками, соотносить свое поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И этому, конечно же, способствует игра и театрализованная деятельность. Сделав анализ и выводы по данной проблеме провожу констатирующий эксперимент, с целью выявления у детей уровня сформированности навыков общения. Для реализации цели использовала 3 методики: 1.«Сломанный карандаш» – автор С. А. Улитко; 2.«Волшебные очки» – авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова; 3.«Лесенка» - авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова Диагностика № 1 «Сломанный карандаш» Цель: выявление уровня сформированности навыков общения у дошкольников и характера отношений между ними. Метод: совместная деятельность. Критерии: - умение проявлять внимание по отношению к сверстнику; - проявляет сочувствие, но отсутствуют активные способы помощи сверстнику; - негативное отношение к затруднениям сверстника. На основе критерий разработала уровни. Высокий уровень – в процессе работы проявляет заботливое отношение к сверстнику, внимателен к его работе; проявляет сочувствие в случае возникающих затруднений у сверстника в процессе деятельности. Средний – проявляет заботу, внимание, но иногда увлекшись деятельностью не откликается на просьбу товарища. Низкий – груб в общении, не чувствителен к радости или неудачам сверстников, акцентирует внимание только на себе. Диагностика № 2 «Волшебные очки» Цель: изучение взаимоотношений между детьми, через словесное выражение своего отношения к другому. В процессе игры обращаю внимание на словесное выражение своего отношения к другому, как дети видят и подчеркивают положительные качества и достоинства других.
Во время эксперимента дети в основном отмечали положительные качества каждого: доброту, уступчивость, послушание. Скромность, не забывали и о красоте. Вывод: делая сверстнику комплименты, говоря о нем, дети не только доставляли ему удовольствие, но и радовались вместе с ним. Диагностика № 3 «Лесенка». Анализ результатов проведенного исследования показал, что 30% детей поставили себя на ступеньку «очень хорошие» и 40% «самые хорошие». Дети адекватно оценили себя. Есть и такие ребята, которые поставили себя на ступеньку, где находятся не очень хорошие дети. У них наблюдается неблагополучие в самооценке и общем отношении к себе. Это связано, в основном, с авторитарным воспитанием в семье. Результаты данного эксперимента: Высокий уровень - 30% Средний уровень – 40% Низкий уровень – 30% После проведенного констатируещего эксперимента и обобщения полученных результатов я наметила следующие задачи: 1. Продолжать развивать навыки общения у старших дошкольников. 2. Включить в педагогический процесс театрализованные игры, способствующие развитию коммуникативных способностей у дошкольников. 3. Заинтересовать родителей воспитанников данной проблемой, используя разные формы работы. Работа с родителями: - изготовила папку-передвижку «Учим детей общению?» - провела родительское собрание «Детская дружба» - консультацию на тему: «Взаимоотношения детей в игре» Для того, чтобы проведенная работа не прерывалась я разработала методические рекомендации по данной проблеме, которые включают: - разработать перспективный план работы игр, формирующих навыки общения; - провести повторную диагностику для выявления эффективности проведенной работы; - расширить предметно – игровую среду в группе.
Перспективный план мероприятий по игровой деятельности направленный на формирование навыков общения у старших дошкольников За основу плана я взяла 4 блока игр: • * Игры на развитие умения сотрудничать; • * Игры на умение активно слушать; • * Игры на умение перерабатывать информацию; • * Игры на умение конструировать «текст для другого»(умение говорить самому). Вывод: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром.


В раздел образования