"Что делать взрослому, чтобы ребенок научился играть?"
Автор: Остапенко Ирина Ивановна Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Льдинка" Населённый пункт: Красноярский край, город Дудинка Наименование материала: Статья Тема: "Что делать взрослому, чтобы ребенок научился играть?" Раздел: дошкольное образование
Что делать взрослому, чтобы ребенок научился играть?
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с
сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те
действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С
самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают
взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он
хочет делать то же и так же, как они. Тенденция подражать старшим лежит в
основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности –
сюжетной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, "понарошку"
может действовать как взрослый.
В сюжетных играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, в
которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача,
парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные
персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребенок отражает в
игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит. Все больше
растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками, малыш начинает
играть не только по инициативе взрослых, но и по собственному
побуждению. Первые игровые действия малыш совершает под руководством
взрослого: подносит ложку ко рту куклы, причесывает ее, баюкает. Вначале
он играет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, действия с
которыми ему показала мама или бабушка. Однако после полутора лет
ребенок с помощью взрослого уже может совершать некоторые простые
действия с предметами-заместителями (например, подражая взрослому,
кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба).
Так, что же делать?
Привлекайте его внимание к занятиям взрослых, обсуждайте и
комментируйте их (например, "бабушка готовит вкусную еду", "мама
укладывает ребенка спать", "папа купает малыша, гуляет с ним" и пр.)
Разыгрывайте перед ребенком небольшие сюжеты с куклами и
животными, показывайте игровые действия с ними. Например, посадите
куклу на стульчик и обратитесь к ней: "Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот
ложечка. Давай я тебя покормлю кашкой". Кормите куклу и разговаривайте с
ней так же, как вы разговариваете со своим сыном или дочкой. Одновременно
с этим вовлекайте малыша в свою игру: попросите помочь покормить куклу,
распределяйте с ним игровые действия. Можно сказать так: "Машенька,
давай вместе покормим куклу? Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем вот из
этой чашечки". Постепенно вводите в игру новые персонажи и предметы
(например, скажите: "Посмотри, киска сидит грустная, она тоже хочет
кушать. Давай дадим ей молочка на блюдечке?").
Постепенно расширяйте круг ситуаций, которые можно отображать в
игре. Если ребенок еще совсем мал, эти ситуации будут разрозненными.
Малыш может долго катать куклу в коляске, или без конца причесывать
ее, или купать в ванночке, застревая на одном и том же действии. Ваша задача
- не прерывая игры ребенка, постараться разнообразить ее. Если вы видите,
что ребенок без конца кормит куклу, спросите у него: "Может быть, куколке
пора спать? Где ее кроватка?". Тем самым вы подтолкнете малыша к новым
игровым действиям.
Маленькие дети еще не умеют планировать свою деятельность. Их
действия ситуативны и побуждаются теми предметами, которые попадаются
им на глаза: увидел расческу – причесал куклу, увидел утюжок – начинает
гладить все, что лежит на столе. Долгое время ребенка будет вполне
устраивать такая игра. Однако вы можете время от времени предлагать ему
более сложные образцы игры, договариваясь с малышом о том, как вы будете
играть.
Например: "Давай, мы сначала сварим суп, потом покормим мишку, а
потом положим его спать", или: "Ляле пора купаться. Давай вымоем ее в
ванночке, потом вытрем полотенцем, потом причешем, а потом погуляем с
ней". Если малыш согласится так играть, помогите ему придерживаться той
последовательности действий, о которой договорились. Но ни в коем случае
не требуйте от него неукоснительно следовать вашим указаниям.
Игра – это не занятие, а овладение сложными сюжетами происходит
далеко не сразу. Даже в младшем дошкольном возрасте игра не всегда
разворачивается по предварительному плану и представляет собой цепочку
разрозненных игровых действий.
Сюжетная игра предполагает не бездушное манипулирование
игрушками, а, прежде всего, взаимодействие между персонажами. Вместе с
ребенком одушевляйте кукол и животных: придумайте для них имена,
обращайтесь к ним с вопросами, отвечайте за них, комментируйте свои
действия и действия персонажей. Вовлекайте ребенка в разговор с куклами,
задавайте ему вопросы от лица кукол и животных, инициируйте его ответы.
Если малыш еще не умеет говорить, отвечайте за него. Со временем он
начнет повторять ваши слова, произносить собственные.
Постепенно вводите в игру предметы-заместители, например,
используйте вместо ложки палочку, вместо хлеба кубик, вместо яблочка
шарик и пр. Это будет способствовать развитию воображения ребенка.
Поощряйте игровую инициативу ребенка. Если он приносит вам свои
игрушки и просит поиграть с ним, обязательно выполните его просьбу.