Актуальность темы - Использование артикуляционной гимнастики при формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста.
Автор: Титслова Анна Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ№172 Населённый пункт: г.Казань, Татарстан Наименование материала: Статья Тема: Актуальность темы - Использование артикуляционной гимнастики при формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Актуальность темы - Использование артикуляционной гимнастики при формировании
лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста.
Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки
касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и
выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового
анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и
лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.
Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических
групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную
группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Нарушения
лексико-грамматического
строя
речи
является
ведущим
дефектом
в
структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов,
аграмматизм,
дефекты
произношения
и
фонемообразования,
неправильное
употребление
в
речи
глаголов,
падежных
окончаний,
предлогов,
союзов,
а
также
неправильное
согласование
в
роде
и
числе,
что
влияет
на
общение
детей
с
окружающими.
При
общем
недоразвитии
речи
наблюдается
сложные
и
стойкие
нарушения
письма,
связанные
с
нарушениями
всех
компонентов
речи
и
их
взаимодействия.
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в
речевом
развитии.
Чаще
это
дети
с
нарушениями
всех
компонентов
речи:
звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-
грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие
дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и
в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются
при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут
последовательно,
грамотно
и
логично
излагать
свои
собственные
суждения,
воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием
для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности
лексико-грамматического строя речи. Поэтому формирование лексико-грамматических
категорий
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
является
наиболее
актуальной
проблемой на сегодняшний день.
На
необходимость
формирования
лексико-грамматических
конструкций
у
детей
особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В.
Вопросами
коррекции
лексико-грамматической
стороны
речи
у
дошкольников
занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А.
Чевелева.
Таким образом, нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что
ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует
собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка
приводит
к
нарушениям
морфологической
структуры
слова
и
синтаксической
структуры
предложения.
Недостаточное
внимание
уделено
развитию
лексико-
грамматического
строя
языка
на
артикуляционной
гимнастики,
а
ведь
именно
артикуляционная
гимнастика
присутствует
на
каждом
индивидуальном
занятии,
поэтому эта тема и актуальна.