Использование самоконтроля и мотивации на результат на примере внеурочных занятий по гирям, как средство повышения качества физвоспитания учащихся.
Автор: Королев Геннадий Геннадьевич Должность: учитель физкультуры Учебное заведение: МБОУ школа № 124 Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: методическая разработка Тема: Использование самоконтроля и мотивации на результат на примере внеурочных занятий по гирям, как средство повышения качества физвоспитания учащихся. Раздел: полное образование
Использование самоконтроля и мотивации на результат на примере
внеурочных занятий по гирям, как средство повышения качества
физвоспитания учащихся.
Автор: Королев Геннадий Геннадьевич
Организация: МБОУ школа № 124
Населенный пункт: Россия, Нижний Новгород
В связи с всеобщей реорганизацией системы образования России, внедрением нового
федерального государственного образовательного стандарта, роль уроков физической
культуры заметно выросло. Так как проблема сохранения здоровья и развития
физического потенциала обучающихся является одной из основных задач нового подхода к
системе образования. Поэтому от роли учителя физической культуры зависит результат
воспитания и обучения, который играет решающую роль в формировании и накопления
основ здорового образа жизни и полезных навыков стимулирования здоровья, которые
пригодятся в дальнейшей жизни.
Передовым направлением в деятельности преподавателя физической культуры является
использование методики развития интеллектуальных способностей учащихся в сочетании
с практической и профессиональной подготовкой. Решение проблемы реальной
интеграции процессов формирования знаний по физической культуре, как, основы
появления у молодежи осознанных мотивов, и потребностей в физическом
совершенствовании и активной физкультурно-двигательной деятельности основано на
активном участии учащихся в усвоении знаний.
Цель нашего исследования – разработка системы саморегуляции и мотивации
учащихся, как основа для формирования мотивированной целеустремленной
личности.
Задачи:
1.
Изучить систему мониторинга как основу системы самоконтроля состояние
здоровья школьников на занятиях физкультуры, формирующей собственную
(индивидуальную) культуру здоровья;
2.
Провести отбор методик для формирования системы самоконтроля состояние
здоровья школьников на занятиях физкультуры, формирующей собственную
(индивидуальную) культуру здоровья;
3.
Разработать индивидуальную программу для занятий по гирям на основе ОФП;
4.
Разработать систему саморегуляции и мотивации учащихся.
По новым стандартам образования изменилось содержание деятельности учителя, он
становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает
его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и
методической подготовленности.
Предметом нашей статьи является – обучение учащихся правильному отношению к своим
результатам, профилактика психо-эмоционального выгорания на соревнованиях,
воспитание воли, стратегическому мышлению. Результаты работы данной программы
просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.
На занятиях ученики должны быть мотивированы на положительный результат и
доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при
комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее
результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод
регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.
Мною разработан специфический метод организации и проведения соревнований по
гирям среди 7-9 классов (одна гиря 16 кг), среди 10-11 классов (две гири по 16кг).
Соревнования проводятся в рамках недели спорта к 23 февраля. Подготовка начинается с
3й четверти. В начале уроков по лыжной подготовке проводится изучение техники
поднятия одной (двух) гирь, методика тренировки.
Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом
круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям
физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они поднимут гирю
,подтянутся на перекладине, сколько раз отожмутся.
За неделю до 23 февраля объявляется лично-командное первенство школы № 124 по
гирям. Особенности его проведения:
1.
Учащиеся 7-9 классов поднимают одну гирю 16кг (любой рукой, но помогать
другой рукой нельзя )
2.
Учащиеся 10-11 классов поднимают две гири 16кг
3.
Поднимать гири можно любым способом от груди (жим, толчок, швунг жимовой )
4.
Вначале идет подъем гири на грудь, затем все подъемы от груди
5.
Если гиря или обе (10-11 класс) сорвались с груди во время выполнения
упражнения, подсчет результата прекращается
6.
На выполнение зачета дается 1,5 минуты
7.
Отдыхать можно 3-4 сек (примерно), но не более 3 раз
8.
У каждого участника есть 1 попытка в день, то есть за неделю каждый может
выступить 6 раз (при шестидневной форме обучения)
9.
Результаты выступления отдельного участника не суммируются, а пишется только
лучший результат.
10. Командный результат определяется как сумма лучших результатов всех участников
данного класса
У учащихся постоянно идет соперничество между собой и классами, они стали жить в
соревновательном движении. Для мотивации на результат мною используется проектная
методика в виде организации стенда достижений, которые ежедневно обновляются.
Дается информация какой класс впереди по поднятию гирь и список лучших 5-8
результатов в категории 7-9классов, 10-11 классов.Вот пример:
Только вместо 2016 год пишется : на 15февраля 2016 года, на 16 февраля 2016 года и т.д. И
только в последний день печатаем просто 2016 год.
Как видите для усиления интереса добавляются лучшие результаты за все время
проведения соревнований – рекорды.
Ребята, воодушевленные впечатляющими примерами учатся строить свою спортивную
карьеру сначала в классе, школе, районе и т.д., планируют свои занятия, которые
обсуждают и советуются со мной, разрабатывают комплексы общих развивающих
упражнений для разминки, ставят себе цели достижений – например, по гирям - 40 раз
.повышение уровней тяги, по гибкости – сесть на шпагат за 1 месяц, за три занятия и др
На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но
и навыки организатора. Нужно все время прививать интерес к спорту, человеческим
достижениям. Прививаю ученикам быть в курсе событий мирового спорта, делиться
новостями, быть «в сфере спорта», иметь интерес, иметь кумира, цель.
То есть с помощью планирования целей и результатов, учащиеся выстраивают
индивидуальную траекторию своего обучения. Самомотивация — двигатель прогресса в
спортивном достижении. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их
отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость,
самостоятельность, изобретательность.
Также развиваются и обязательные специфические волевые качества для не только
спортсмена, но и успешного гражданина, достигающего свои цели: решительность и
смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им
в будущей трудовой деятельности.
По сути, это воспитание личности лидера, который готов взять в свою ответственность
свою будущую жизнь, быть примером для других. На уроках и внеурочной деятельности
обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных
форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на
самостоятельную работу учащихся и переход к саморегуляции и самокоррекции.