Организация внеклассной внеурочной деятельности по русскому языку с целью развития деятельностных способностей личности
Автор: Карандаева Ольга Робертовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "ВАСИЛЬЕВСКАЯ СШ" Октябрьского муниципального района Волгоградской области Населённый пункт: с.Васильевка Октябрьского района Волгоградской области Наименование материала: статья Тема: Организация внеклассной внеурочной деятельности по русскому языку с целью развития деятельностных способностей личности Раздел: среднее образование
Организация внеклассной внеурочной деятельности по русскому языку с
целью развития деятельностных способностей личности
Введение
В
совершенствовании
преподавания
русского
языка,
в
вооружении
учащихся прочными знаниями по предмету, в привитии им прочных речевых
умений и навыков наряду с уроками большое значение имеет внеклассная
внеурочная работа по русскому языку. Учебная деятельность ученика не
ограничивается
только
присутствием
его
на
уроках
и
выполнением
очередных домашних заданий. Хорошо организованная и систематическая
внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и
навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать
богатства русского языка. Таким образом, внеклассная работа, внеурочная
работа – составная часть учебно – воспитательного процесса в школе, одна из
форм организации свободного времени учащихся.
Повышению
интереса
к
внеклассной
работе
способствует
занимательность. Занимательность внеклассной работы связана с формой ее
проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием ТСО и
наглядности,
интересных
заданий,
лингвистических
игр,
с
привлечением
интересных фактов.
Во
внеклассных
занятиях
должны
широко
использоваться
межпредметные связи, а также знания, полученные на уроках иностранного
языка,
географии,
истории.
Например,
учащиеся
могут
подготовить
сообщения о порядке слов в предложении русского и изучаемого языка, о
происхождении письменности и книгопечатания, о заимствованных словах.
Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению знаний и
умений, так и активизации естественной речевой деятельности школьников.
Различные виды внеклассной работы способствуют развитию познава
-тельной
деятельности
учащихся:
восприятия,
внимания,
мышления,
воображения.
Внеклассная
работа
помогает
формированию
творческих
способностей школьников. Некоторые виды внеклассной работы позволяют
детям глубже понять роль русского языка в жизни. Практически все виды
внеклассной работы способствуют воспитанию у учащихся культуры чувств.
Главным образом это так называемые интеллектуальные чувства (чувство
справедливости, долга, ответственности, сопереживания и вытекающими из
этих чувств удовольствие или неудовольствие, радость или грусть, гордость
или огорчение…) Поэтому тема курсовой является актуальной.
Цель
данной
работы
–
показать,
что
хорошо
организованная
внеклассная
работа
по
русскому
языку
открывает
большой
простор
для
пробуждения у учащихся интереса к изучению родного языка, воспитывает у
них
любознательность,
зоркость
к
явлениям
и
фактам
языка,
помогает
повышать речевую культуру школьников.
Задачи работы:
-выявить принципы организации внеурочной деятельности;
- определить содержание внеклассной работы;
- рассмотреть систему внеурочной работы по развитию самостоятельности и
творческой активности школьников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
и приложения.
1. 1. Принципы организации внеурочной работы по русскому языку.
В
Основных
направлениях
реформы
общеобразовательной
и
профессиональной школы сказано: « Свободное владение русским языком
должно
стать
нормой
для
молодежи,
оканчивающей
средние
учебные
заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут
лишь при комплексном использовании различных организационных форм
учебной
работы
по
русскому
языку
-
различного
типа
уроков,
факультативных занятий, индивидуальных занятий, внеклассной работы.
Внеклассные
занятия
должны
расширять
лингвистический
кругозор
школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение
к родному языку,
должны прививать учащимся навыки самостоятельной
работы
с
книгой,
учить
пользоваться
словарями
и
другой
справочной
литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
К
специфическим
принципам
внеклассной
работы
в
методической
литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий,
научной
углубленности,
практической
направленности,
занимательности,
добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на
участие
во
внеклассной
работе,
индивидуального
подхода
к
каждому
и
развития творческих способностей.
Конкретные
условия,
в
которых
организуется
внеклассная
работа:
возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому
языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы
(начало,
продолжение),
традиции
школы
и
т.
д.
требуют
ограничения
содержания работы, А следовательно, действует принцип избирательности.
Учитель
обычно
самостоятельно
устанавливает
направление
внеурочных занятий. При этом принимается во внимание теоретический и
прикладной характер обучения русскому языку. Учитывается многоплано –
вость
задач,
стоящих
перед
руководителем
внеурочной
деятельностью
школьников,
разнообразие
их
лингвистических
интересов,
нужды
определенного класса, условия работы школы.
Принцип
избирательности
действует
и
в
выборе
форм.
Так,
для
начального
этапа,
выполняющего
агитационную
роль,
служащего
своеобразным трамплином для развертывания систематической внеклассной
работы по русскому языку, характерно преобладание массовых форм: выпуск
газет и бюллетеней, оформление уголка, проведение праздников русского
языка.
Позднее
соотношение
массовых
и
групповых
форм
меняется.
На
первый план выступают уже групповые формы, а участники их являются, как
правило,
инициаторами
проведения
вечеров,
соревнований,
праздников,
которые служат формой отчета деятельности кружка. Неделя русского языка
– большого школьного праздника – по-настоящему возможна при условии,
если в школе сложились традиции в проведении массовых соревнований,
праздников.
Таким
образом,
принцип
избирательности
реализуется
во
внеклассной
работе
многопланово,
охватывая
и
содержание
(выбор
направления, конкретной темы, определение ее объема и аспекта подачи
материала), и форму.
Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся.
Согласно
этому
принципу
содержание
внеурочной
деятельности
должно
составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует
варьировать, чтобы удовлетворить потребности как сильных, так и слабых
учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание
определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников.
Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся:
каждый ученик получает задание по вкусу и по своим способностям.
Принцип
занимательности
является
одним
из
основных
условий
пробуждения
и
поддержания
интереса
к
внеклассной
деятельности.
Занимательность
достигается
главным
образом
путем
использовании
материалов
занимательной
грамматики
–
игр,
шарад,
ребусов,
загадок,
кроссвордов,
метаграмм,
а
также
путем
широкого
привлечения
средств
наглядности
–
картин,
рисунков,
слайдов
и
т.д.
Однако,
считаю,
занимательность
не
следует
сводить
только
к
развлекательности.
Занимательность
–
это
то,
что
удовлетворяет
интеллектуальные
запросы
учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой
работой.
Принцип
разнообразия
форм
и
видов
внеурочной
деятельности.
Интерес
к
внеклассной
работе
поддерживается
не
только
содержанием
проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и
видов,
отличных
от
уроков,
а
также
необычностью
формулировки
тем
занятий,
формы
преподнесения
языкового
и
речевого
материала.
Чем
разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к
ней.
Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе
должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся
появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное
время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо,
интересно.
Принцип практической направленности реализуется прежде всего в
связи классных и внеклассных занятий, в тесной связи изучения русского
языка с жизнью: показ ребятам роли русского языка в разных ее областях,
практической значимости получаемых знаний о родном языке. Например,
убеждают
учеников
факты,
свидетельствующие
о
важности
знания
орфографии
и
пунктуации
(здесь
часто
приходится
идти
от
противного,
предлагая
задачи,
начинающиеся
словами:
«Что
было
бы,
если
бы
не
было…»). Огромную роль играют также занятия стилистикой, раскрывающие
«работу» одного и того же языкового явления в разных стилях речи. Принцип
практической направленности находит свое осуществление и в общественно
полезной деятельности участников внеклассных занятий: проведение ими
бесед, сообщений . изготовление наглядных пособий, организация выставок.
Подготовка материалов для газеты.
Все указанные принципы во внеурочной деятельности имеют разную
силу; ни одному из них не должно оказывать предпочтение, но соблюдение
их является обязательным условием, определяющим успех этой работы.
1. 2. Содержание внеклассной деятельности.
Одним из центральных вопросов организации внеклассной внеурочной
работы
по
русскому
языку
является
определение
ее
содержания.
В
соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского
языка
оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала,
изучаемого по программе.
Наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие
вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по русскому
языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их
лингвистического кругозора.
Таким образом, содержание внеклассной работы по русскому языку
составляют
два
круга
вопросов:
1)
вопросы,
связанные
с
программным
материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому и
способствующие
привитию
практических
навыков
грамотной
речи;
2)
вопросы,
не
связанные
с
учебным
материалом,
но
способствующие
расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный
материал
для
тренировки
как
навыков
правописания,
так
и
пользования
устной и письменной речью.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы
школьного курса. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым
на
уроках,
но
в
целях
пробуждения
у
учащихся
интереса
к
ним
формулируются они несколько иначе, например: « Сколько слов в русском
языке?» (беседа о словарном богатстве русского языка), «Как рождаются
новые слова» (беседа о происхождении слов), «В мире слов», «Кладовые
слова» (беседы о словарях), «Звуковые законы» (беседа об орфоэпических
нормах
языка)
и
др.
Беседы
на
перечисленные
и
подобные
темы
сопровождаются
выполнением
упражнений
и
заданий,
способствующих
привитию практических навыков употребления рассматриваемого языкового
материала.
Второй
круг
вопросов
отличается
от
первого
своей
новизной
и
информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на
уроках не встречаются. Поэтому ученики и младших, и старших классов с
интересом слушают беседы на темы: «Как люди научились говорить», « Как
люди научились писать», «Почему люди говорят на разных языках?» и др.
Тематика обеих групп может быть очень разнообразной. В выборе и
подаче
этого
разнообразного
материала
должно
быть
чувство
меры,
диктуемое возрастными особенностями учащихся. В таком случае и каждая
последующая
информация
будет
шагом
вперед
в
раскрытии
содержания
рассматриваемого вопроса.
1.3.Формы и виды внеклассной работы по русскому языку.
Отобранное для внеклассных занятий содержание реализуется в разных
формах.
Выделяют
следующие
формы
внеклассной
работы:
по
способу
подачи языкового материала – устные и письменные; по частоте проведения –
систематические
(регулярные) и эпизодические (разовые); по количеству
участников – индивидуальные, групповые, массовые.
Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов,
которые
отличаются
друг
от
друга
методикой
проведения,
объемом
используемого материала, характером участия школьников в работе.
К
письменным
формам
внеклассной
работы
по
русскому
языку
относятся: стенная газета, стенды, лингвистические бюллетени, рукописные
журналы. Все они характеризуются массовостью: вывешенные на видном
месте, они становятся достоянием учащихся всей школы.
Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся
в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными,
групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы
относятся те или иные поручения кружка, учителя; изготовление наглядных
пособий, подготовка сообщений, докладов.
К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского
языка, экскурсии ( в библиотеку, на производство на природу), викторины и
некоторые другие.
К
массовым
видам
внеклассной
работы
относятся:
праздники
(например, праздник сказки, праздник поэзии), выставки (например, детских
рисунков, лучших тетрадей), конкурсы, недели русского языка, олимпиады,
устные журналы и т.д.
Одни
из
видов
работы
проводятся
систематически,
другие
–
эпизодически, один-два раза в год. Например, регулярно – один раз в две
недели – проводятся занятия кружка русского языка; регулярно – раз в месяц
– выпускаются листки русского языка и стенная газета; ежедневно или один
– два раза в неделю организуются передачи по школьному радио. Такие
массовые
виды
внеклассной
работы,
как
праздник
поэзии
(или
другие
праздники), выставки, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, один-два
раза в год.
Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые
виды внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между собой.
При
планировании
внеклассной
деятельности
школьников
необходимо
учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных
видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала
перегрузки
учащихся
и
в
то
же
время
обеспечивала
их
равномерную,
регулярную
деятельность
над
овладением
русским
языком,
развивала
творческое
начало,
познавательную
самостоятельность,
деятельностные
способности личности.
1.4... Познавательные интересы школьников.
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной
частью
профессиональной
деятельности
учителя
и
познавательной
деятельности учащихся. Не секрет, что для многих учеников русский язык
перестает быть любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению
русского
языка
пропадает
у
большинства
ребят.
Объясняется
этот
факт
многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего
изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы – развитие у
школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать
его.
Педагогами
и
психологами
доказано,
что
познавательный
интерес
является
основным
внутренним
мотивом
обучения,
поэтому
развитие
познавательного
интереса
к
русскому
оказывается
столь
важным
для
учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но
несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные
Возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом,
сделать его любимым.
Интерес,
по
мнению
методистов,
-
это
«такое
эмоциональное
отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать
изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение
выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и
активности на уроке». У учащихся одного и того же класса познавательный
интерес
часто
проявляется
по-разному.
Выделяют
три
уровня
познавательного
интереса.
Элементарным
уровнем
принято
считать
«открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным
явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». Более
высоким считается интерес к познанию существенных свойств предметов и
явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями,
догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет
интерес
школьника
к
причинно-следственным
связям,
к
выявлению
закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в
разных условиях.
Опытный
учитель
всегда
может
установить,
на
каком
уровне
в
настоящий
момент
находится
познавательный
интерес
каждого
ученика.
Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере
познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится
ученик:
репродуктивно-фактологической,
описательно-поисковой
или
творческой.
Ведя
ученика
по
ступеням
от
одного
вида
деятельности
к
другому, учитель развивает познавательный интерес школьника.
Исходя
из
основной
цели
внеклассной
работы
по
русскому
языку,
можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе
такой деятельности:
1)воспитание коммуникативной культуры школьников;
2)расширение
и
углубление
запаса
знаний
учеников
и
формирование
лингвистической компетенции;
3)выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих
по русскому языку;
5) развитие и совершенствование психологических качеств и деятельностных
способностей
личности
школьников:
любознательности,
инициативности,
трудолюбия,
воли,
настойчивости,
самостоятельности
в
приобретении
знаний.
2.1. Деятельностный подход применительно к внеклассным занятиям.
В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана
деятельностная
парадигма
образования,
постулирующая
в
качестве
цели
образования
развитие
личности
учащегося
на
основе
о своения
универсальных
способов
деятельности.
Процесс
учения
понимается
не
просто
как
усвоение
системы
знаний,
умений
и
навыков,
составляющих
инструментальную
основу
компетенций
учащегося,
но
и
как
процесс
развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной
компетентности.
Системно – деятельностный подход основывается на теоретических
положениях
концепции
Л.С.Выготского,
А.Н.Леонтьева,
Д.Б.Эльконина,
П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности
процесса обучения и воспитания, структуру образовательной тдеятельности
учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного
развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения
о
том,
что
психологические
способности
человека
есть
результат
преобразования
внешней
предметной
деятельности
во
внутреннюю
психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким
образом,
личностное,
социальное,
познавательное
развитие
учащихся
определяется характером организации их деятельности, в первую очередь,
учебной.
Способности
–
это
индивидуально-психологические
особенности
личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость
овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и
навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое
приобретение,
фиксацию
и
эффективное
практическое
применение.
Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование
и развитие происходит в процессе определенным образом организованной
деятельности. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный,
который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать
сложившимися
образцами
деятельности
и
общения,
и
творческий,
обеспечивающий
создание
нового,
оригинального.
При
этом
следует
учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и
наоборот.
Приоритетом общества и системы образования является способность
вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед
ними новые, еще не известные задачи. На первый план, наряду с общей
,грамотностью, выступают такие качества личности, как, например, умение
работать
в
проектном
режиме,
инициативность
в
принятии
решений,
коммуникативность
и
т.
п.
Содержание
ключевых
задач
деятельностного
подхода
отражает
направления
формирования
качеств
личности
и
в
совокупности
определяет
результат
общего
образования.
Основные
результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного,
социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают
широкие
возможности
учащихся
для
овладения
знаниями,
умениями,
навыками,
компетентностями
личности,
способностью,
мобилизацией
и
готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию
и саморазвитию.
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к
саморазвитию
и
реализации
творческого
потенциала
в
духовной
и
предметно-продуктивной деятельности.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины
мира;
развитие
способности
управлять
своей
познавательной
и
интеллектуальной
деятельностью;
овладение
стратегиями
и
способами
познания
и
учения;
развитие
творческого
мышления,
воображения,
произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное
развитие
–
формирование
компетентности
в
общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других
людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать,
вести
диалог
в
соответствии
с
целями
и
задачами
общения,
строить
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Деятельность – это активное взаимодействие личности со средой, в
котором
он
достигает
сознательно
поставленной
цели,
возникшей
в
результате появления у него определенной потребности, мотива.
Потребность
есть
предпосылка,
энергетический
источник
деятельности. Деятельность определяет то, на что направлена вызвавшая ее
потребность.
Деятельность – система функций, выполняемая в рамках некоторой
организующей их целостности. Знание приобретает ценность только тогда,
когда
приобретает
определенную
функцию
в
структуре
деятельности
индивида. При построении технологии организации занятий разных типов
должен
сохраняться
деятельностный
метод
обучения
Для
формирования
деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать учащихся
в выполнении различных видов деятельности
Развитие
творческих
способностей
учащихся
является
одной
из
главных задач обучения. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения
и
навыки,
устойчивые
познавательные
интересы,
любознательность,
инициативность,
максимальная
целеустремленность
и
настойчивость
в
решении задач – это все творческие предпосылки.
Личностно-деятельностный
подход
–
в
центре
находится
сам
обучающийся – его мотивы, цели. Обучающийся в конце занятия должен
ответить себе, чему он сегодня научился, что узнал нового.
Таким образом деятельность – это форма активного целенаправленного
взаимодействия
с
окружающим
миром
(включающим
и
других
людей),
отвечающего
вызвавшей
это
взаимодействие
потребности,
как
«необходимости» в чем-либо.
Внеклассная деятельность входит в систему развивающего обучения,
которая включает в себя следующие принципы:
- принцип деятельности;
- принцип непрерывности;
- принцип целостного представления о мире;
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
2.2.Специфика
проведения
внеклассных
занятий
в
условиях
школы
закрытого типа.
Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные»
дети, т.е. дети с дивиантным поведением. Профессор С.А.Завражин дает
следующее определение категории «трудные дети»: это дети с затруднениями
или нарушениями процесса социализации.
Такие дети характеризуются замкнутостью, ранимостью, повышенной
обидчивостью,
довольно
часто
можно
наблюдать
их
грубость
и
даже
агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым. Воспитание у таких
детей
чувства
гуманности,
культуры
чувств
является
важной
задачей.
Считаю, что учителя русского языка обладают большими возможностями для
решения этой задачи.
Именно
внеклассная
деятельность
предоставляет
«трудному»
возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его
недостатки
выявлением
положительных
сторон,
дает
возможность
организовать атмосферу «успеха», помогает детям обретать уверенность в
своих силах, потому что во время внеклассных мероприятий сублимируется
их отрицательная энергия в творческое, созидательное русло.
В
условиях
школы
закрытого
типа
широко
использует ся
дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся во
внеурочной
работе.
Специфика
этих
занятий
состоит
в
том,
что
они
проводятся по программам, выбранным учителем и обычно согласованным с
учениками
и
корректируемым
в
процессе
обучения
с
учетом
их
интеллектуальных возможностей, познавательных интересов и развивающих
потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является
необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его
работа
также
оценивается,
но
другими
способами:
поощрениями
через
стенную печать, награждениями грамотами, благодарностями, сувенирами.
Само участие воспитанника в факультативе, в кружковой работе, в
лингвистических
состязаниях
и
неделях
русского
языка
уже
является
организацией его деятельности и способствует развитию его способностей.
Во внеурочной работе в специальной школе закрытого типа, однако,
есть
свои
специфические
особенности,
обусловленные
разнообразными
факторами:
- небольшой количественный
состав учащихся в классах и, тем более,
интересующихся русским языком и желающих заниматься им во внеурочное
время;
- зачастую отсутствие параллельных классов;
-
дефицит
свободного
(внеурочного)
времени
из-за
необходимости
придерживаться внутришкольного режима;
-
ограниченность
источника
самостоятельного
приобретения
учениками
дополнительных
знаний:
ограниченность
необходимой
литературы
по
предмету личной библиотекой учителя и школьной библиотекой.
Внеурочные
занятия
по
русскому
языку
призваны
решить
целый
комплекс задач по всестороннему развитию индивидуальных способностей
воспитанников
и
максимальному
удовлетворению
их
интересов
и
потребностей.
Главное
значение
–
усилить
интерес
к
русскому
языку,
содействовать
развитию
языковых,
лингвистических
способностей.
Для
непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеют
развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание
навыков
самообучения
по
русскому
языку.
В
психолого-педагогической
литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности
к
деятельности,
совершаемой
без
вмешательства
со
стороны.
Какие
же
деятельностные способности помогает развить внеклассная деятельность?
Это прежде всего
- способность обобщать материал, выделять главное, видеть общее во внешне
различном;
- способность к оперированию знаковой символикой;
-
способность
к
последовательному
рассуждению,
связанному
с
потребностью в доказательствах, обосновании и выводах тезиса;
- способность сокращать процесс рассуждения или пересказа; способность к
пространственным и абстрагированным представлениям.
Что может заставить учащихся посещать кружок, факультатив? Конечно же
не
принуждение,
ни
просьбы
и
ни
убеждения.
Основной
побуждающий
источник – это интерес и удивление. Поэтому из множества форм и методов я
стараюсь
найти
такие,
которые
возбуждают
интерес
к
предмету,
поддерживают у ребят желание заниматься русским языком.
Одной из таких форм внеурочной работы являются конкурсы, которые
обладают большим эмоциональным воздействием на участников и зрителей
Рассмотрим в качестве примера два вида таких состязаний.
Фразеологическая мозаика.
Оборудование:
2
красочных
конверта
с
заданиями,
2
упаковки
фломастеров, 2 клеящих карандаша, 2 больших листа бумаги, стенды, на
которых оформлены сообщения учащихся.
Играющие делятся на две команды.
Ведущий. Наша речь состоит не только из «кирпичиков» (слов), но и из
«блоков»
(словосочетаний).
Часто
в
речи
встречаются
устойчивые
словосочетания – фразеологизмы: бежать сломя голову, сесть в калошу, у
черта на куличках,
взяться за ум. Употребление фразеологизмов в речи
делает ее яркой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно сказать
коротко
о
многом.
Чем
больше
вы
сегодня
запомните
фразеологизмов,
узнаете значений устойчивых сочетаний. Тем полезнее, значит, пройдет наша
игра.
Конкурс « Найди антоним».
Ведущий
раздает
командам
листы
с
заданием:
к
каждому
фразеологизму
левой
колонки
найти
противоположный
по
смыслу
фразеологизм из правой колонки
1.На руках носить 1. С открытой душой.
2.От доски до доски.
2.Своим горбом жить.
3.Камень за пазухой держать. 3.Ворон считать.
4.На чужой шее сидеть. 4. Держать в ежовых рукавицах.
5.Лясы точить.
5.Воды в рот набрать.
6.Держать ухо востро. 6. Не покладая рук.
7.Сидеть сложа руки.
7. В руки взять.
8 От рук отбился.
8.С пятого на десятое.
9.Во всю. Ивановскую.
9.Держать язык за зубами.
Конкурс «Подбери синоним»
Каждой команде вручаются красочно оформленные конверты. В них на
узких
полосках
бумаги
напечатаны
фразеологизмы.
Ведущий
называет
основное значение фразеологизма, команда должна выбрать из напечатанных
на узких полосках бумаги устойчивых сочетаний синонимичные и наклеить
их на большой лист бумаги.
1)Попасть
в
неловкое
положение
– попасть
впросак, попасть в
ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет.
2)Льстить,
хвалить
безмерно
– петь
дифирамбы.
Курить
фимиам.
Возносить до небес.
3)Маленький,
незначительный
человек
– мелкая
сошка,
последняя
спица в колеснице, божья коровка. И т. п.
Конкурс живописцев.
Ведущий показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами
рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо
назвать фразеологизм.
Конкурс «Путаница».
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует
заменить: Крокодил в мешке. Как с совы воды. Утиная песня. Тигриная доля
Конкурс « Кто больше?»
Ведущий называет слово, команда должна назвать как можно больше
фразеологизмов, в которых есть названное слово: глаз (глаз выколи, говорить
в глаза, на глазах, отводить глаза, с глазу на глаз) и т. д.
Конкурс оформителей.
Кто лучше оформит обложку книги о фразеологизмах.
Пока
жюри
подсчитывает
баллы,
набранные
командами,
ведущий
знакомит учащихся с книгами по данной теме, имеющимися в школьной
библиотеке.
Викторина «Самое слабое звено».
Вопросы:
1.Как иначе называют родственные слова? (Однокоренные)
2.Может ли слог состоять из одного согласного звука? ( Нет)
3.Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
4.Сколько гласных букв в русском языке? (10)
6.Для чего нужны предлоги в речи? (Для связи слов в предложении). И т.п.
В игровые формы внеклассной деятельности целесообразно вовлекать
и тех учеников, у которых проявился интерес к русскому языку, несмотря на
низкую
успеваемость
по
предмету.
Предлагая
ученику
посильные
упражнения
и
задания,
интересные
головоломки
и
игры,
занимательную
литературу, поощряя за самые малые успехи, достигнутые самостоятельным
трудом
в
свободное
от
уроков
время,
я
не
только
стимулирую
лингвистическое
самообучение,
но
и
способствую
переходу
его
из
слабоуспевающих
в
успевающие.
Именно
игра
помогает
замкнутым
и
ранимым
детям
обре сти
инициативу,
«чувство
локтя»,
опыт
«окультуривания»
собственных
чувств
и
поведения,
необходимость
действовать по определенному плану, приучают к дисциплинированности и
ответственности.
Игровая
деятельность
выполняет
такие
функции:
развлекательную,
коммуникативную:
освоение
дидактики
общения;
игротерапевтическую:
преодоление
различных
трудностей,
возникающих
в
разных
видах
жизнедеятельности; функцию коррекции: внесение позитивных изменений в
структуру личностных показателей.
Заключение.
В процессе обучения русскому языку внеклассная внеурочная работа –
это один из основных факторов, который действенно помогает школьникам
настоящему изучению родного языка, свободному и активному овладению
как устной, так и письменной речью. Это мощное средство формирования у
учащихся
интереса
к
русскому
языку
как
учебному
предмету
и
лингвистическому явлению, эффективная форма расширения и углубления
знаний, приобретаемых на уроках.
Внеклассная деятельность дает учителю возможность применять самые
разнообразные
средства
и
формы
работы
для
совершенствования
речи
учащихся , развития творческих возможностей детей.
Внеклассная
работа
проводится
в
тесной
взаимосвязи
с
уроками
русского
языка
и
строится
на
общедидактических
принципах
обучения:
научно сти,
сознательно сти
и
активно сти,
систематично сти
и
последовательности,
доступности,
связи
теории
с
практикой,
прочности
знаний,
наглядности,
индивидуального
подхода
к
учащимся,
а
также
на
основе коммуникативности – основополагающего принципа обучения.
Способствуют
организации
внеурочной
работы
деятельностные
способы обучения:
- в процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели;
- опора на внутренние мотивы;
- совместный с учащимися выбор средств;
- возможность индивидуального выбора;
- позитивные внутренние личностные изменения;
- самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения.
Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности
школьников
на
уроках
и
преследуя
те
же
конечные
цели,
что
и
уроки,
внеклассная
работа
имеет
и
свою
специфику,
и
свои
принципы,
и
свое
содержание, формы и методы организации.
Список литературы.
1.Бондаревский
В.Б.
Воспитание
интереса
к
знаниям
и
потребности
к
самообразованию.- М.: Просвещение,1985
2.Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы,
викторины, олимпиады .- Ростов н/Д.: Феникс,2007
3.Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку.- М.: Учпедгиз, 1960
4.Кружковая работа по русскому языку: Пособие для учителей/ Н.Н.Ушаков.-
М.: Просвещение,1979
5.Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на
уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1983
6.Организация
внеклассной
работы
по
русскому
языку:
Пособие
для
учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000
7.Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского
языка.- М.: Просвещение, 1985
8.Предметные
недели
в
школе:
Русский
язык
и
литература
/
Сост.
Л.И.Косивцова.- Волгоград:Изд.-во «Учитель»,2001
9.Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку,- М.:
Просвещение,1985
10.Шарапова
О.Ю.
Материалы
для
внеклассной
работы
по
лексике,
фразеологии и словообразованию // Русский язык в школе.- 1995.-№4.-С.51-
54
Приложение.
«Брейн-ринг» для учащихся 9 класса .
1.Виды
сложных
предложений,
которые
связываются
по
смыслу
и
интонационно.(Бессоюзные)
2.Стихотворение в прозе И.С.Тургенева. («Русский язык»)
3.Фамилия известного автора – составителя словаря. (В.И.Даль).
4.Раздел науки о языке, изучающий части речи. (Морфология),
5.Вид работы по русскому языку, в котором учащийся имеет возможность
изложить свое мнение. (Сочинение).
6.Как
называются
слова,
пришедшие
в
русский
язык
из
других
языков?
(Заимствованные).
?.Каких звуков больше в русском языке? (Согласных).
8.Какой тип речи очень напоминает геометрическую теорему? (Рассуждение).
(.Каким признаком обладают глаголы с постфиксом –ся? (Возвратность).
10.Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит?
(Кирилл и Мефодий).
11.С какой целью до 1918 года в словах, оканчивающихся на согласный,
использовали «Ъ»? (Слог не мог оканчиваться на согласный, а Ъ обозначал
гласный).
12.Из чего состоят гласные буквы? (Голос).
13.Что такое русский язык? (Наука).
14.Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (Угроза).
15.Как еще называют главные члены предложения? (Грамматическая основа).
16Какой признак у глаголов был, есть, будет? (Время).
17.Какой звук обозначает Ь? (Не обозначает звука),
18
Как
пишется
частица
НЕ
с
глаголами,
употребляемыми
без
не?
(Раздельно).
19.Сколько склонений в русском языке? (Три)
20.Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в
написании? (орфограмма).
Неделя русского языка
1день: Открытие Недели. Олимпиады по русскому языку (по классам).
2день: КВН «Веселая грамматика» (для учащихся 5 - 6 классов).
3день:
Игра
–
путешествие
«В
гостях
у
Слова»:
по
страницам
лингвистических словарей. (для учащихся 7 классов).
4день: Викторина « Своя игра» (для учащихся 8 – 9 классов)
5день: Защита стенгазет по русскому языку. ( все классы )
6день: Игра «Поле лингвистических чудес» ( для 6-9 классов, участники –
победители конкурса «Лучшие кроссворды школы»). Закрытие Недели.
КВН «Веселая грамматика»
В игре участвуют две команды: «Крошка Енот» (девиз: Кто живет без
улыбки, совершает ошибку) и «Ну, погоди!» (девиз: «Ну, погоди» всегда
впереди!)
1 Конкурс «Слова, слова, слова…».
Конкурс «Слово-змейка»
За 1-2 минуты нужно записать на доске слова в таком порядке, чтобы
второе слово начиналось с последней буквы первого слова (например, адрес –
салют – тетрадь). Конкурс оценивается в 3 балла, орфографические ошибки
снижают балл.
Конкурс «Загадка в загадке»
Прочитайте загадку, вставляя в слова пропущенные буквы, назовите
отгадку. Конкурс оценивается в 5 баллов.
Через поле и л..сок И зел..н и густ
Подается г..л..сок, На гря..ке вырос куст.
Он б..жит по пр..в..дам. П..к..пай немно..ко:
Скажешь здесь, а слышно там Под кустом…
(Телефон) (Картошка)
Загадки для болельщиков.
Отгадайте
загадку
и
определите
часть
речи
(
за
каждую
правильно
отгаданную загадку – 1 балл).
1.
Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа – сущ.)
2.
Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь – сущ.)
Конкурс «Наборщик слов»
Из букв данных слов в течение 1 минуты составьте новые слова (сущ.,
нарицат., ед. ч., им. пад.)
Контрабас, сверло
Загадки для болельщиков.
Раскройте смысл выражений:
1.
Рукой подать («близко»)..
2.
Через час по чайной ложке («медленно»).
3.
Во весь дух («быстро»).
4.
Работать засучив рукава («хорошо»).
5.
Работать спустя рукава («плохо»)
6.
Морочить голову («обманывать
2.Конкурс «Шарады»
Для 1 команды: Для 2 команды:
Мой первый слог – предлог, Река, две ноты и согласная
А во втором мы проживем все лето, Составят овощ цвета красного.
И целое от нас и вас (Помидор)
Давно уж ждет ответа. (Задача)
3.Конкурс «Метаграммы
Для 1 команды: Для 2 команды:
С глухим согласным наливаюсь в поле, С ч над морем я летаю,
Со звонким - сам звеню я на раздолье. С г в машинах я бываю.
(Колос – голос) (Чайка – гайка)
4Конкурс «Составь слово»
Для 1 команды – 4 «рака»: Для 2 команды – 4 «осы»:
1.Этот «рак» из сатина сшит. 1.На этой «осе» в октябре позолота.
(р__а_к_). (Рубашка) (ос__а) (Осина)
2.Этот «рак» на Луну летит. 2.Эта «оса» растет у болота.
(рак___).(Ракета) (ос__а) (Осока)
3.Этот «рак» - долгожданный день. 3.Эта «оса» на Луну улетает.
(_ра____к) (Праздник) (_ос___а__) (Космонавт).
4.Этот может вспорхнуть на пень. 4. А эта «оса»на солнце худеет и тает.
(_ос____а) (Сосулька).
Жюри подводит итог конкурсов.
Игра «Типография»
В игре принимают участие 2 команды по 8 человек в каждой. Для
участников
игры
надо
подготовить
два
комплекта
табличек
с
буквами,
образующими слово «грамотей». Таблички одного комплекта букв должны
отличаться по цвету от другого комплекта.
Команды выстраиваются шеренгами, одна против другой. У каждого из
играющих на груди табличка с буквой.
Учитель
называет
одно
за
другим
те
слова,
которые
могут
быть
составлены из букв, входящих в комплекты, например: герой, море, тема,
гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, сом, маг, торг и др.
Участники команд, буквы которых входят в названное учителем слово,
должны сделать шаг вперед и построиться так, чтобы можно было прочесть
это
слово
(слева
направо).
Команде,
которая
сделает
это
быстрее,
засчитывается очко. Затем все возвращаются на свои места и ждут, пока будет
названо следующее слово.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.