Проектная деятельность: " Гендерный подход в практической деятельности воспитателя детского сада"
Автор: Борисюк Ольга Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ детский сад №210 "Ладушки" Населённый пункт: г. Тольятти Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проектная деятельность: " Гендерный подход в практической деятельности воспитателя детского сада" Раздел: дошкольное образование
деятельности воспитателя детского сада»
Подготовила:
Борисюк О.А., воспитатель МАОУ детский сад №210 «Ладушки»
г. Тольятти
1 .Обоснование необходимости проекта: Научно-технический прогресс 20-21вв. резко
изменил бытовые и экономические условия семьи. Значительно вырос образовательный
уровень мужчин и женщин., снизилась финансовая зависимость женщины в семье, но
остались стереотипы ролевого» домостроевского» сознания, не позволяющие, ни
мужчине, ни женщине в целом раскрыть полностью свой потенциал. Огромное количество
разводов, разрушение семейных ценностей, снижение рождаемости и т.д. – вот далеко
неполный список проблем современного Российского общества. Противоречивость
полоролевых взаимоотношений требует учета не только изменившегося положения
женщины в обществе, но и изменения статуса мужчины в нем.
Другими словами без грамотной гендерной государственной политики невозможно
преодоление всех явных и скрытых форм дискриминации по отношению к обоим полам.
Последние события в политической жизни показывают, что государство осознало
величину, взаимосвязанность и важность вышеназванных проблем и выработало
стратегию гендерного развития, направленную на полную реализацию природных
способностей мужчин и женщин во всех сферах жизни, на гармонозацию их
взаимодействия в профессии, семье, и других сообществах.
В утвержденном ФЗ («Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-
ФЗ.
(статья
44)
роль
родителей
(законных
представителей)
в
воспитании
детей
приоритетна.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного,
и
интеллектуального развития личности ребенка. Образовательная организация оказывает
помощь
родителям
в
воспитании
детей,
охране
и
укреплении
их
физического
и
психического
здоровья
,
развитие
индивидуальных
способностей
и
необходимой
коррекции нарушений их развития.
И, естественно, в дошкольных учреждениях у детей (начиная со старшего возраста)
очень видны отличия поведенческого характера, и если эти отличия совпадают с
параметрами «детская одаренность», то у воспитателя возникает вопрос : «А как сделать
так, чтобы яркая, нестандартная личность, отличающаяся от сообщества (и тем самым
временами его раздражающая), была бы принята и оценена этим сообществом по
достоинству?» А если – это противоположный гендерный тип «недефференцированный
гендер», то опять возникает вопрос у воспитателя: « Что за личность перед тобой, в чем ее
сильные и слабые стороны, чем ее можно стимулировать, от чего следует оберегать?»
Таким образом, изучив основные подходы гендерной социализации и опираясь, на
исследования в этой области таких авторов ,как Л.Штылева, Н.Пушкарева, Н.Царева,
В.Куницына, Л.Эллиса, Ш.Берна, мы пришли к выводу о необходимости создания системы
дидактических технологий, способствующих гармонизации межличностных гендерных
контактов в учебно-воспитательном процессе.
Цели проекта:
- Применение педагогических умений и навыков воспитателя в работе с детьми разных
гендерных типологий, постепенно внедряя гендерный подход в педагогический процесс
группы.
Задачи проекта:
- развивать способности у ребенка в деятельности, где он решает самостоятельно
поставленные задачи
-включить в календарное планирование «дифференцированный подход в соответствии с
гендерной типологией»
-разработать «индивидуальные маршруты развития и воспитания ребенка» для детей
остро в них нуждающихся
-практическая работа с семьей на понимание проблемы по гендерной принадлежности
человека.
-организация просветительской работы среди родителей
- развитие более высокого уровняпсихологизации во взаимодействии с детьми родителей
и воспитателя.
Участники проекта:
-воспитанники группы «Светлячки» МАОУ детского сада №210 «Ладушки»
-родители (законные представители) воспитанников группы «Светлячки» МАОУ детского
сада №210 «Ладушки»
-воспитатели группы «Светлячки» МАОУ детского сада №210 «Ладушки»
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей:
1.
Подготовительный (организационно-мотивационный)
№
п/
п
Мероприятие
Участники
Ответственны
й
Ресурсы
1
-провести анкетирование
родителей с целью выявления
их представлений об
особенностях воспитания
сына или дочери.
Родители,
воспитатель
Воспитатель
Материальные
-подготовить подборку статей
для родителей на тему
«Мальчики налево, девочки
направо», «Обучение
мальчиков и девочек без
стресса».
Родители,
воспитатель
Воспитатель
Материальные
2. Практический
№
п/
п
Мероприятие
Участники
Ответственны
й
Ресурсы
1
провести тематическую
выставку на тему: «Сильный,
не значит жестокий»
Родители,воспи
татель
Воспитатель
Материальные
определить гендерный тип
каждого воспитанника
группы, используя
индивидуальный лист
наблюдения за гендерными
проявлениями ребенка.
Воспитатель
Воспитатель
Материальные
включить в календарный план
тематику по формированию
гендерных представлений на
основе таких тем, как «Кто
Воспитатель
Воспитатель
Материальные
поможет Колобку помыть
посуду?», «О воинах-
защитниках», «О труде пап и
мам», «Транспорт».
3.Заключительный
№
п/
п
Мероприятие
Участники
Ответственны
й
Ресурсы
1
Родительское собрание –
презентация:
«Индивидуальный маршрут
развития и воспитания
ребенка».
Воспитатель,
воспитанники
Воспитатель
Материальные
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта:
Краткосрочные:
- практическая работа с семьей на понимание проблемы по гендерной принадлежности
человека позволит понять им эффективность личных технологий взаимодействия с
детьми, осознать неповторимость своих детей, их сильные и слабые стороны и способы
развития качеств личности.
Долгосрочные:
-практическая работа с семьей на понимание проблемы по гендерной принадлежности
человека.