Использование методов и приемов нетрадиционных техник рисования в детском саду.
Автор: Сигаева Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Светлячок" Населённый пункт: г.Рославль Смоленская область Наименование материала: доклад Тема: Использование методов и приемов нетрадиционных техник рисования в детском саду. Раздел: дошкольное образование
(выступление на районном семинаре воспитателей)
Воспитатель Сигаева О . В.
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей
продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.
В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить
творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных
образов.
Оно
нередко
поражает
взрослых
своей
непосредственностью,
оригинальностью,
буйством
фантазии.
Дошкольники
рисуют
много
и
с
большим
желанием.
В
продуктивной
деятельности
у
детей
формируется
устойчивый
интерес
к
изобразительной
деятельности,
развитие
их
способностей.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных
занятий
для
детей
дошкольного
возраста,это
самый
доступный
вид
деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь
ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на
бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться
очень многого.В процессе рисования совершенствуются наблюдательность,
эстетическое
восприятие,
художественный
вкус,
творческие
способности.
Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и
душу и ум.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник
творческой
мысли.
Другими
словами,
чем
больше
мастерства
в
детской
руке,
тем
умнее
ребенок»
-
утверждал
В.
А.
Сухомлинский.
Вот
почему
так
важны
в
дошкольном
возрасте
занятия
изобразительной
деятельностью.
Они
служат
улучшению
художественного
образования
и
эстетического
воспитания
детей.
Необходимо
научить
детей
видеть
прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство
родной природы.
Я работаю во второй младшей группе. В своей работе использую
нетрадиционные техники рисования, которые способствуют развитию у детей
творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование
необычными
материалами,
оригинальными
техниками
позволяет
детям
ощутить
незабываемые
положительные
эмоции.
Результат
обычно
очень
э ф ф е к т и в н ы й
и
п о ч т и
н е
з а в и с и т
о т
у м е л о с т и
и
способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по
технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать
пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы
и получать забавный рисунок?
Цель моей работы: развитие художественно – творческих способностей
детей средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи:
•
Расширять
представления
детей
о
нетрадиционных
способах
рисования.
•
Ф о рм и р о ват ь
э с т е т и ч е с ко е
от н о ш е н и е
к
о к р у ж а ю щ е й
действительности.
•
Развивать
способность
смотреть
на
мир
и
видеть
его
глазами
художников, замечать и творить Красоту.
•
Формировать эстетический вкус.
•
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение,
ассоциативное мышление и любознательность.
•
Предоставить
свободу
в
отражении
-
доступными
для
ребенка
художественными средствами – своего видения мира.
Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только
положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку
ребенка
карандаш
или
кисточку
и
мучить
его.
Первые
неудачи
вызовут
разочарование,
и
даже
раздражение.
Нужно
заботиться
о
том,
чтобы
деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его веру в
собственные силы. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей,
вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в
то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить
чудеса на бумаге, пришла к выводу: это обучение детей нетрадиционной
техники рисования. И не ошиблась. Детям очень нравится рисовать, они с
большим интересом постигают тонкости искусства.Нетрадиционные техники –
это
толчок
к
развитию
воображения,
творче ства,
проявле нию
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с
использованием
нетрадиционных
техник
изображения
не
утомляет
дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на
протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционная
техника
изображения
способствует
развитию
у
ребенка:
•
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
•
Пространственной
ориентировки
на
листе
бумаги,
глазомера
и
зрительного восприятия;
•
Внимания и усидчивости;
•
Изобразительных
навыков
и
умений,
наблюдательно сти,
эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в
блоке совместной деятельности во второй половине дня.
Для
занятий
я
стараюсь
приготовить
красивые
и
разнообразные
материалы,
предо ставляю
детям
возможно сть
выбора
с р ед с т в
изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все
это
помогает не
допустить
в
детскую
изобразительную
деятельность
однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского
восприятия и деятельности.
Различных техник нетрадиционного рисования очень много. Это оттиск,
монотипия, кляксография, ниткография, граттаж, тычковое рисование, набрызг,
рисование ладошками и многие другие.
С
детьми
младшего
дошкольного
возраста
рекомендуется
использовать:
•
Рисование пальчиками;
•
Оттиск печатками из картофеля;
•
Рисование ладошками.
Рисование
пальчиками
–
это
самый
простой
способ
получения
изображения.
В
раннем
возрасте
многие
малыши
только
учатся
владеть
художественными
инструментами,
и
поэтому
им
легче
контролировать
движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ
рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш
опускает
в
гуашь
пальчик
и
наносит
точки,
пятнышки
на
бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные
движения, оставить разные отпечатки.
Позднее
я
учу
детей
рисовать
обеими
руками.
Здесь
также
возможны
варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно,
обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно
(например
«новогоднюю
мишуру»,
«салют»),
что
отлично
развивает
координацию.
Очень нравится детям рисовать ладошкой. Обмакиваю ладонь ребенка в
краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в
разные
цвета
кисточкой.
Интересно
получились
работы: «Солнышко»,
«Петушок», «Травка», «Рыбки».
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта
техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя
из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки,
платки и т.д.
С детьми среднего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
•
Тычок жесткой полусухой кистью;
•
Печать поролоном;
•
Печать пробками;
•
Восковые мелки + акварель;
•
Свеча + акварель;
•
Отпечатки листьев;
•
Рисунки из ладошки;
•
Рисование ватными палочками;
•
Волшебные веревочки.