Напоминание

Проектная технология как фактор социализации обучающихся в процессе изучения региональной культуры


Автор: Степаненко Елена Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ "МЛ № 1"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная технология как фактор социализации обучающихся в процессе изучения региональной культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная технология как фактор социализации обучающихся в процессе изучения региональной культуры Проблема социализации детей в процессе обучения является актуальной для педагогов современной школы. Решение проблемы социализации школьников мы нашли в проектном методе обучения. А. Г. Асмолов говорит, что «Проект тесно переплетается с проблемным обучением. Метод проектов, родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время ст ановит ся интегрированным ком п о н е н том структурированной системы образования. Суть его состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к обозначенным проблемам, овладение определенной суммой знаний и решение этих проблем через проектную деятельность, практическое применение полученных знаний. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы». [1] В нашем случае, инновационность проекта заключается в раскрытии сути социокультурной среды и возможности на этом материале осуществить социализацию обучающихся. В ходе теоретического изучения материала по теме проекта была доказана необходимость внедрения практико-ориентированного проекта «Социализация обучающихся в процессе изучения региональной культуры» на базе культурных и исторических возможностей городского ландшафта города Магнитогорска в образовательное пространство лицея. Анализ литературы позволил дать определения понятиям «социализация», «региональная культура». По утверждению Ю.Б. Алиева, «Культурно-эстетическое образование, в частности художественное, целиком вписывается в дидактическую концептуальную схему, вооружая и облагораживая учащихся разнообразным социально ценным художественным опытом». [2]
По мнению В.Г. Бочаровой, «Решение задач оптимального развития личности и социального развития общества вполне осуществляемо, если суметь ликвидировать имеющий место отрыв семьи, социокультурной среды от образовательного процесса, т.е. если обеспечить плодотворное, взаимообогащающее, гармоничное сотрудничество всех институциональных факторов социализации». [3] «Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека при взаимодействии со средой, не просто усваивать её требования, но и изменять эту среду». [4] Иначе можно сказать, что социализация – это присвоение социального опыта ребенком через взаимодействие с культурной средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений. Для определения понятия «региональная культура» необходимо рассмотреть базовые понятия, из которых оно складывается. Определение «региона» (лат. regio — «страна», «область») в качестве термина для обозначения территориальной единицы государства можно встретить в большинстве словарей и энциклопедий. Понятие «культура» (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) несет многогранный смысл и имеет многовековую традицию употребления [5]. Региональная культура как качественное культурное явление должна иметь наряду с другими атрибутами собственную историю. Значит, на краеведческом региональном материале можно создать условия развития и социализации личности. Существующее в педагогике понятие «воспитывающая среда» позволило рассматривать окружающую городскую среду как средство социализации личности. Поэтому исторический городской ландшафт является социально ценностным явлением, содействующим вхождению в современную культуру.
Анализ возможностей города Магнитогорска убеждает нас в том, что уроки изобразительного искусства можно проводить, включая краеведческий принцип в обучении, который несет в себе социальную, культурную и этно- экологическую идентичность. В современных образовательных программах есть блоки уроков на основе возможностей региона. Например, в работе по программе «Искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского [6] краеведческий материал был использован в следующих блоках уроков: «Искусство на улицах твоего города» в 5 классе, «Человек и пространство в изобразительном искусстве» в 6 классе, «Ценности повседневной жизни» в 7 классе, «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека». В программах по искусству встречаются множество тем, в которых можно использовать краеведческий материал именно по городу Магнитогорску, не забывая, однако, о ценностях Мировой Художественной культуры. Большой проблемой для учителей при изучении региональных тем является отсутствие наглядно - методических пособий. Поэтому возникла необходимость в оформлении результатов проекта в виде публикации наглядно-методического пособия для учителей по теме: «Архитектурный облик Магнитогорска» с использованием творческих проектов учащихся. Таким образом, результатом работы над проектом явилась его практическая составляющая. Основным продуктом стали разработанные методические рекомендации и дидактические пособия для учителей по разным темам в области искусства. Созданное к урокам наглядно-методическое пособие «Архитектурный облик Магнитогорска» включает в себя слайд - альбомы с видами города, дидактические карточки с разработкой композиции и заданиями, наглядные плакаты, искусствоведческий материал «Застывшая музыка истории», а также авторский видеофильм «Обзорная экскурсия по городу Магнитогорску». Разработаны следующие методические рекомендации: -Методические рекомендации к использованию на уроках искусствоведческого материала «Застывшая музыка истории»;
-Методические рекомендации к использованию на уроках слайд – альбомов «Искусство на улицах города»; -Методические рекомендации к использованию на уроках культурологической направленности наглядных дидактических карт. Например, созданы дидактические карты по темам: «Искусство на улицах города», «Ценности повседневной жизни», «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека», «Художественное проектирование среды», «Трехмерное моделирование». Они содержат этапы работы над творческим заданием, которое учащиеся должны выполнить самостоятельно. Такие пособия, как «Человек и пространство в изобразительном искусстве» и «Человек в зеркале дизайна и архитектуры», предназначены для проверки знаний учащихся по пройденному материалу. Диагностика эффективности внедрения проекта в образовательную среду включает результаты анкетирования и диагностирования мотивов изучения региональной культуры, экспертную оценку работ учащихся через выставочную деятельность, итоги творческих конкурсов. В результате анализа научной литературы были выделены критерии определения уровня развития социализации обучающихся: социальная адаптивность, социальная автономность и социальная активность, которые обоснованы показателями. Критерии уровня развития социализации мы оформили таблицей №1. Таблица №1 Критерии уровня развития социализации обучающихся Критерии Индикативные показатели Социальная адаптивность Результативность участия обучающихся в общественных мероприятиях, фестивалях, акциях, п е р е д в и ж н ы х в ы с т а в к а х , к а ч е с т в е н н а я успеваемость по предметам, определяющие уровень их приобщения к ценностям региональной культуры. Социальная Количество обучающихся, участвующих в проектной деятельности, НОУ, альтернативных
автономность т в о р ч е с к и х ко н к у р с а х , о п р е д е л я ю щ е е удовлетворение потребности в самореализации. Социальная активность Количество человеко/мероприятий как показатель уровня осознания собственной роли в сообществе, ответственного отношения к окружающему миру. Проведенный анализ результатов в процессе социализации обучающихся по итогам апробации наглядно-методического пособия «Архитектурный облик Магнитогорска» показал высокие результаты учащихся в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах по изобразительному искусству. В рамках реализации проекта с учащимися проводятся тематические выставки совместно с социальными партнерами в школьной галерее и городских выставочных залах. В 2015году в совместных мероприятиях участвовали 30 школьников. В этом году было проведено городское мероприятие «Фестиваль ремесел», где от лицея представлено 50 творческих работ учащихся за 2015 год, а общее количество участников акций и фестивалей составило 135 человек. Высокие результаты стали доказательством повышения социальной адаптации обучающихся в процессе реализации проекта. В перспективе дальнейшего развития проекта: 1. Разработка программы работы творческой группы для педагогов – единомышленников «Изучение региональной культуры через архитектурный облик города»; 2. Сетевое взаимодействие с целью распространения проекта; 3. Воплощение одного или нескольких ландшафтно - архитектурных проектов учащихся в реальной жизни: «детская площадка», «зона отдыха». Таким образом, практико-ориентированный проект «Социализация обучающихся в процессе изучения региональной культуры» направлен на решение задачи социализации личности средствами социокультурной среды.
Список используемой литературы 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2008 2. Алиев, Ю.Б. Роль и место самообразования в художественном образовании школьников – подростков / Ю.Б. Алиев// Новые исследования в педагогической науке: сборник АПН – М.,1991.- С.8 – 15. 3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова// Программа: Обновление гуманитарного образования в России – М., 1994 – 207 с. 4. Лавриненко В.Н.Социалогия.М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 5. Гиндер, И.А. Региональная культура: к определению понятия./ И.А.Гиндер // Макарьевские чтения: материалы девятой международной конференции – Горно-Алтайск, 2011.- С. 364 – 369. 6. Неменский, Б.М. Методические рекомендации к программе для
общеобразовательных учреждений «Искусство и художественный труд»/ Б.М. Неменский. – М: Просвещение, 2009. – 138 с.


В раздел образования