Проектная технология как фактор социализации обучающихся в процессе изучения региональной культуры
Автор: Степаненко Елена Юрьевна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МАОУ "МЛ № 1" Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область Наименование материала: статья Тема: Проектная технология как фактор социализации обучающихся в процессе изучения региональной культуры Раздел: среднее образование
Проектная технология как фактор социализации обучающихся в
процессе изучения региональной культуры
Проблема
социализации
детей
в
процессе
обучения
является
актуальной
для
педагогов
современной
школы.
Решение
проблемы
социализации школьников мы нашли в проектном методе обучения.
А. Г. Асмолов говорит, что «Проект тесно переплетается с проблемным
обучением. Метод проектов, родившись из идеи свободного воспитания, в
настоящее
время
ст ановит ся
интегрированным
ком п о н е н том
структурированной системы
образования. Суть его состоит в том, чтобы
стимулировать
интерес
учащихся
к
обозначенным
проблемам,
овладение
определенной суммой знаний и решение этих проблем через проектную
деятельность, практическое применение полученных знаний.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия
«проект», его прагматическая направленность на результат, который можно
получить при решении той или иной практически или теоретически значимой
проблемы». [1]
В нашем случае, инновационность проекта заключается в раскрытии
сути социокультурной среды и возможности на этом материале осуществить
социализацию обучающихся.
В
ходе
теоретического
изучения
материала
по
теме
проекта
была
доказана
необходимость
внедрения
практико-ориентированного
проекта
«Социализация обучающихся в процессе изучения региональной культуры»
на базе культурных и исторических возможностей городского ландшафта
города Магнитогорска в образовательное пространство лицея.
Анализ
литературы
позволил
дать
определения
понятиям
«социализация», «региональная культура». По утверждению Ю.Б. Алиева,
«Культурно-эстетическое образование, в частности художественное, целиком
вписывается
в
дидактическую
концептуальную
схему,
вооружая
и
облагораживая учащихся разнообразным социально ценным художественным
опытом». [2]
По мнению В.Г. Бочаровой, «Решение задач оптимального развития
личности и социального развития общества вполне осуществляемо, если
суметь ликвидировать имеющий место отрыв семьи, социокультурной среды
от
образовательного
процесса,
т.е.
если
обеспечить
плодотворное,
взаимообогащающее, гармоничное сотрудничество всех институциональных
факторов социализации». [3]
«Под
социализацией
понимается
процесс
вхождения
индивида
в
социум, что порождает изменения в социальной структуре
общества и в
структуре
личности.
Последнее
обстоятельство
обусловлено
фактом
социальной активности человека при взаимодействии со средой, не просто
усваивать её требования, но и изменять эту среду». [4]
Иначе можно сказать, что социализация – это присвоение социального
опыта
ребенком
через
взаимодействие
с
культурной
средой.
Опыт
превращается
в
его
индивидуальное
развитие,
им
перерабатывается,
дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру
в виде определенных индивидуальных достижений.
Для
определения
понятия
«региональная
культура»
необходимо
рассмотреть базовые понятия, из которых оно складывается. Определение
«региона»
(лат.
regio
—
«страна»,
«область»)
в
качестве
термина
для
обозначения
территориальной
единицы
государства
можно
встретить
в
большинстве словарей и энциклопедий. Понятие «культура» (лат. cultura —
возделывание,
земледелие,
воспитание,
почитание)
несет
многогранный
смысл и имеет многовековую традицию употребления [5].
Региональная культура как качественное культурное явление должна
иметь
наряду
с
другими
атрибутами
собственную
историю.
Значит,
на
краеведческом региональном материале можно создать условия развития и
социализации
личности.
Существующее
в
педагогике
понятие
«воспитывающая среда» позволило рассматривать окружающую городскую
среду как средство социализации личности. Поэтому исторический городской
ландшафт
является
социально
ценностным
явлением,
содействующим
вхождению в современную культуру.
Анализ возможностей города Магнитогорска убеждает нас в том, что
уроки изобразительного искусства можно проводить, включая краеведческий
принцип в обучении, который несет в себе социальную, культурную и этно-
экологическую идентичность.
В современных образовательных программах есть блоки уроков на
основе возможностей региона. Например, в работе по программе «Искусство
и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского [6] краеведческий
материал
был
использован
в
следующих
блоках
уроков:
«Искусство
на
улицах
твоего
города»
в
5
классе,
«Человек
и
пространство
в
изобразительном искусстве» в 6 классе, «Ценности повседневной жизни» в 7
классе,
«Социальное
значение
дизайна
и
архитектуры
как
среды
жизни
человека».
В
программах
по
искусству
встречаются
множество
тем,
в
которых
можно
использовать
краеведческий
материал
именно
по
городу
Магнитогорску, не забывая, однако, о ценностях Мировой Художественной
культуры.
Большой проблемой для учителей при изучении региональных тем
является отсутствие наглядно - методических пособий. Поэтому возникла
необходимость
в
оформлении
результатов
проекта
в
виде
публикации
наглядно-методического
пособия
для
учителей
по
теме:
«Архитектурный
облик Магнитогорска» с использованием творческих проектов учащихся.
Таким
образом,
результатом
работы
над
проектом
явилась
его
практическая
составляющая.
Основным
продуктом
стали
разработанные
методические рекомендации и дидактические пособия для учителей
по
разным темам в области искусства.
Созданное к урокам наглядно-методическое пособие «Архитектурный
облик Магнитогорска» включает в себя слайд - альбомы с видами города,
дидактические карточки с разработкой композиции и заданиями, наглядные
плакаты,
искусствоведческий
материал
«Застывшая
музыка
истории»,
а
также
авторский
видеофильм
«Обзорная
экскурсия
по
городу
Магнитогорску». Разработаны следующие методические рекомендации:
-Методические
рекомендации
к
использованию
на
уроках
искусствоведческого материала «Застывшая музыка истории»;
-Методические
рекомендации
к
использованию
на
уроках
слайд
–
альбомов «Искусство на улицах города»;
-Методические
рекомендации
к
использованию
на
уроках
культурологической
направленности
наглядных
дидактических
карт.
Например,
созданы дидактические карты по темам: «Искусство на улицах
города», «Ценности повседневной жизни», «Социальное значение дизайна и
архитектуры как среды жизни человека», «Художественное проектирование
среды»,
«Трехмерное
моделирование».
Они
содержат
этапы
работы
над
творческим заданием, которое учащиеся должны выполнить самостоятельно.
Такие пособия, как «Человек и пространство в изобразительном искусстве» и
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры», предназначены для проверки
знаний учащихся по пройденному материалу.
Диагностика
эффективности
внедрения
проекта
в
образовательную
среду
включает
результаты
анкетирования
и
диагностирования
мотивов
изучения региональной культуры, экспертную оценку работ учащихся через
выставочную
деятельность,
итоги
творческих
конкурсов.
В
результате
анализа научной литературы были выделены критерии определения уровня
развития социализации обучающихся: социальная адаптивность, социальная
автономность и социальная активность, которые обоснованы показателями.
Критерии уровня развития социализации мы оформили таблицей №1.
Таблица №1 Критерии уровня развития социализации обучающихся
Критерии
Индикативные показатели
Социальная
адаптивность
Результативность
участия
обучающихся
в
общественных мероприятиях, фестивалях, акциях,
п е р е д в и ж н ы х
в ы с т а в к а х ,
к а ч е с т в е н н а я
успеваемость
по
предметам,
определяющие
уровень их приобщения к ценностям региональной
культуры.
Социальная
Количество
обучающихся,
участвующих
в
проектной
деятельности,
НОУ,
альтернативных
автономность
т в о р ч е с к и х
ко н к у р с а х ,
о п р е д е л я ю щ е е
удовлетворение потребности в самореализации.
Социальная
активность
Количество
человеко/мероприятий
как
показатель уровня осознания собственной роли в
сообществе,
ответственного
отношения
к
окружающему миру.
Проведенный анализ
результатов
в
процессе
социализации
обучающихся
по
итогам
апробации
наглядно-методического
пособия
«Архитектурный
облик
Магнитогорска»
показал
высокие
результаты
учащихся в муниципальных, региональных, всероссийских и международных
конкурсах по изобразительному искусству.
В рамках реализации проекта с учащимися проводятся тематические
выставки
совместно
с
социальными
партнерами
в
школьной
галерее
и
городских
выставочных
залах.
В
2015году
в
совместных
мероприятиях
участвовали
30
школьников.
В
этом
году
было
проведено
городское
мероприятие «Фестиваль ремесел», где от лицея представлено 50 творческих
работ
учащихся
за
2015
год,
а
общее
количество
участников
акций
и
фестивалей составило 135 человек.
Высокие
результаты
стали
доказательством
повышения
социальной
адаптации обучающихся в процессе реализации проекта.
В перспективе дальнейшего развития проекта:
1. Разработка программы работы творческой группы для педагогов –
единомышленников «Изучение региональной культуры через архитектурный
облик города»;
2. Сетевое взаимодействие с целью распространения проекта;
3. Воплощение одного или нескольких ландшафтно - архитектурных
проектов учащихся в реальной жизни: «детская площадка», «зона отдыха».
Таким
образом,
практико-ориентированный
проект
«Социализация
обучающихся в процессе изучения региональной культуры» направлен на
решение задачи социализации личности средствами социокультурной среды.
Список используемой литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.
— М., 2008
2. Алиев, Ю.Б. Роль и место самообразования в художественном
образовании школьников – подростков / Ю.Б. Алиев// Новые исследования в
педагогической науке: сборник АПН – М.,1991.- С.8 – 15.
3.
Бочарова,
В.Г.
Педагогика
социальной
работы
/ В.
Г.
Бочарова//
Программа: Обновление гуманитарного образования в России – М., 1994 –
207 с.
4. Лавриненко В.Н.Социалогия.М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998
5.
Гиндер,
И.А.
Региональная
культура:
к
определению
понятия./
И.А.Гиндер
//
Макарьевские
чтения:
материалы
девятой
международной
конференции – Горно-Алтайск, 2011.- С. 364 – 369.
6.
Неменский,
Б.М.
Методические
рекомендации
к
программе
для
общеобразовательных учреждений «Искусство и художественный труд»/ Б.М.
Неменский. – М: Просвещение, 2009. – 138 с.