Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания 5 класс
Автор: Новосельцева Елена Анатольевна Должность: учитель "технологии" Учебное заведение: МАОУ СОШ №92 Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: методическая разработка Тема: Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания 5 класс Раздел: среднее образование
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
5 класс
Учитель: Новосельцева Е.А.
Предмет
Технология
Класс
5
Тема урока
Конструирование швейных изделий. Определение размеров швейного изделия.
Практическая работа № 4. «Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия» (2 часа)
Цели урока
Образовательная:
- сформировать новые понятия на основе ранее усвоенных понятий о строении фигуры человека;
- обеспечить формирование представлений у учащихся о технологии составления технологической последовательности
выполнения операций;
- создать условия для усвоения учащимися знаний по определению положения конструктивных линий по отношению друг к другу
(снимать мерки);
- обеспечить усвоение учащимися знаний по распознаванию мерок по условно-графическому обозначению.
Деятельностная :
- организовать деятельность по осознанию обучающимися необходимости составления технологической последовательности при
снятии мерок.
Развивающие:
- развивать информационную и коммуникативную компетенции учащихся, развивать познавательный интерес и эмоции учащихся;
- развивать мышление через умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
- Развивать сенсорные и моторные навыки;
- сформировать практические умения и навыки по индивидуальному снятию мерок;
- развивать логическое мышление учащихся путем выявления причинно- следственной связи между снятием мерок и построением
чертежа изделия.
Воспитатальная:
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению;
- воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъект процесса обучения заинтересованного в
самоизменении и способного к нему;
1
- создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство
ответственности и умение работать в паре, группе, коллективе.
Задачи урока
-Создать условие для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству.
-Воспитание целеустремлённости при достижении поставленной цели, ответственность за результат своего труда.
-Научиться снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.
-Использовать умения сравнивать, анализировать, классифицировать и делать выводы.
Планируемые образовательные результаты
Виды УУД
Учебные действия
Ожидаемые результаты
ПРЕДМЕТНЫЕ
-Формулируют и воспроизводят понятия
«конструктивные и условные линии», «мерки»,
«чертеж».
-Классифицируют мерки по группам «Обхват,
длина»
-Следят за правильностью снятия мерок и
соблюдением правил техники безопасности.
-Усвоение новых понятий: условно-графических обозначений мерок,
-Закрепление знаний по терминологии ручных, машинных и
влажнотепловых работ
-Освоение алгоритма написания технологической последовательности
снятия мерок
-Выполнение действий в нужном темпе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
регулятивные
-Преобразуют практическую задачу в
познавательную.
-Планируют свою деятельность.
-Осуществляют контроль и самооценку своих
действий.
-Управление своей деятельностью на уроке,
-Совместная деятельность учителя и учащихся
-Развитие у себя таких качеств, как терпение добросовестность
выполнения работы
-Самоконтроль.
познавательные
-Проводят сравнение, анализ, выдвигают
предположения о месте нахождения условных
линий.
-Определяют область применения мерок
человека.
-Совместные (парные) и индивидуальные действия, выполняемые под
руководством учителя
-Формирование представлений об использовании мерок.
коммуникативные
-Обмениваются знаниями между собой
-Консультируются с учителем
-Навыки сотрудничества: совместные действия, выполняемые под
руководством учителя
-Взаимоуважение и взаимоконтроль.
2
ЛИЧНОСТНЫЕ
-Проявляют устойчивый интерес к поиску
решения проблемы
-Мотивация на решение проблемы и
практических задач
-Развитие познавательной активности
-Формирование графической и технологической грамотности
учащихся, пространственного и креативного мышления,
-Овладение правилами культуры общения
-Умение достигать поставленной цели и применять знания в
повседневной жизни.
Место и роль темы в
курсе
Тема «Конструирование швейных изделий. Определение размеров швейного изделия.
Практическая работа № 4. «Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия»,
изучается после темы «Швейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка ткани». Изучение темы необходимо
для расширения и углубления знаний и навыков при выполнения построения чертежа и выкройки швейного изделия.
Так же обучающиеся смогут применять знания, полученные при изучении конструкции чертежа, условных графических
обозначений и технологии выполнения конструктивных линий в различной практической деятельности.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том
числе ЦОР и нтернет)
Учебная литература
Методические ресурсы
(методическая литература,
стратегическая технология и
тактические технологии)
Технологическое оборудование:
school-collection.edu –
единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
Технология, обслуживающий
труд: Технология. Технологии
ведения дома: 5 класс: учебник
для учащихся
общеобразовательных
учреждений Н.В. Синица, В.Д.
Симоненко.-М.:Вентана-Граф,
2012.
Технология. 5 класс (девочки):
поурочные планы по учебнику
под ред. В. Д. Симоненко-В.
Издательство «Учитель»2008.
Технология. Технологии ведения
дома: 5 класс: Методическое
пособие Н.В. Синица,
М.:Вентана-Граф, 2015.
-Таблица с графическими
обозначениями снятия мерок.
-Таблица карта записи мерок
фигуры человека.
-Таблицы правила снятия
мерок..
-Условные графические
обозначения мерок.
-Образцы готовых швов.
Презинтация «Конструирование
швейных изделий. Определение
размеров швейного изделия».
- Аудиоколонки колонки.
- Видеопроектор.
- Персональный компьютер.
- Принтер.
- Экран.
- Рабочее место для влажнотепловых
работ (гладильная доска, утюг,
резиновый коврик под ноги).
- Бытовые универсальные швейные
машины с электроприводом.
- Инструменты и приспособления для
ручных работ.
3
Основные
понятия
Мерки, обхват талии, обхват бедер, длина нижней части, длина нагрудника, условно- графическое изображение, технологическая
карта.
Форма
проведения
урока
Работа фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Таблица 1
№ Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Методы,
приёмы, формы
Предметный
результат
УУД
1
Организационн
ый.
Приветствие учащихся, проверка
готовности класса к уроку.
Воспринимают на
слух, визуально
контролируют свою
готовность к уроку:
на столах учебник,
дневник, рабочая
тетрадь;
инструменты для
снятия мерок,
дидактический
материал к уроку.
Монологическая
речь учителя.
Беседа.
Организовать
актуализацию
требований к
учащимся со
стороны
учебной
деятельности.
Регулятивные:
волевая саморегуляция.
Личностные:
Самоорганизация.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
преподавателем и со
сверстниками.
2
Мотивирование
к учебной
деятельности.
Психологически настраивает
учащихся на урок, повторяем
правила поведения в мастерской.
Учитель предлагает ответить на
вопросы изученного материала.
Девочки, скажите, пожалуйста, что
мы изучали на прошлом уроке?
Каким образом можно соединить
отдельные детали изделия при
изготовлении одежды? Скажите,
для чего мы с вами изучали
Слушают учителя,
перечисляют
правила.
Рассматривают
рисунки фартуков.
Обсуждают
задаваемые
вопросы;
рассуждают о
содержании темы
урока.
Метод: учебный
диалог.
Приём: создание
эмоционально-
комфортной
обстановки
Форма работы:
фронтальная.
Создать условия
для
возникновения
внутренней
потребности,
включения в
учебную
деятельность.
Познавательные:
планируют совместное
сотрудничество со
сверстниками и с
учителем.
Регулятивные:
способность
прогнозировать
деятельность на уроке
Коммуникативные:
умениеслушать и
4
машинные швы? Правильно - с
помощью машинных швов
изготавливают швейные изделия.
Какое изделие мы с вами буде шить
для работы на кухне?
Формулируют
название изделия
«Фартук».
Показ слайдов
моделей фартука.
понимать речь учителя,
задавать вопросы и
отвечать на
поставленные
учителем.
3
Повторение
ранее
изученной
темы
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений.
Повторение материала по теме
«Швейные машинные работы.
Влажно-тепловая обработка ткани»:
соединительные и краевые швы,
назначение швов, отличие швов
друг от друга. Давайте поиграем!.
Девочки одевают фартуки не по
размеру. Ставится проблемная
ситуация. Почему одежда не
подходит? Почему все выглядят
смешно? Что нужно для этого
сделать.
Предлагает определить: «Какие
знания и умения необходимы для
успешного изготовления швейного
изделия?».
Девочки, давайте выясним:
- У вас одежда одного размера или
нет? Как определить ваш размер?
Как добиться изготовления изделия
по размеру. Что нужно знать, если
мы хотим сами выполнить такое
изделие? Как можно определить
размер будущего изделия?
От каких факторов он будет
зависеть? От точности снятия
мерок.
Мерки – это основные размеры
фигуры человека, полученные
Формулируют тему
урока:
« Конструи-
рование
швейных
изделий.
Определение
размеров швейного
изделия.»
Самостоятельно
определяют цель и
задачи учебной
деятельности.
Фронтальный
опрос, беседа.
Работа учеников у
доски.
Показ слайдов
моделей одежды.
Метод:
проблемное
обучение.
Организовать
актуализацию
изученных
способов
действий,
достаточных для
построения
новых знаний.
Зафиксировать
актуализированн
ые способы
действия в речи
(повторение
понятий и
определений).
Организовать
обобщение
актуализированн
ых способов
действий.
Мотивировать
учащихся к
учебному
действию.
Организовать
выполнение
учащимися
учебного
действия.
Зафиксировать
учебные
Познавательные:
составляют
технологическую карту
последовательности
выполнения шва.
Регулятивные:.
Моделирование,
выбор наиболее
эффективных способов
решения проблемы.
самоконтроль и оценка
прогнозирования,
извлекают
необходимую
информацию из текстов
слайдов, таблиц
Коммуникативные:
выражение своих
мыслей с достаточной
точность;.
умение оформлять свои
мысли в устной форме
Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее
эффективных способов
решения проблемы.
5
путем ее измерения.
Диагностируется
сформированность умения ставить
цель.
затруднения
(общие или
персональные)
4
Подготовка к
активному и
сознательному
усвоению
нового
материала.
Какие задачи мы должны решить?
Определить назначение и размеры
изделия ( - что для этого нужно?
-выбрать размеры изделия из
предложенных или выполнить при
необходимости снятие мерок с
объекта, чтобы изделие подходило
каждому индивидуально.
Высказывают
предположения на
поставленные
вопросы.
Формы и методы:
словесные,
наглядные.
Зафиксировать
актуализированн
ые способы
действия в речи
(понятия,
определения).
Поиск новых
решений
возникшей
проблемы,
приведение
примеров,
подбор
аргументов,
формулирование
выводов по
обоснованию
решения,
отражение в
устной форме
результатов.
Познавательные:
научиться подбирать
вид шва для обработки
узла
Регулятивные: умение
сравнивать,
анализировать и
проводить аналогию
выбор способа
действия,
аргументация,
самооценка, постановка
учебной задачи,
планирование,
прогнозирование.
Коммуникативные:
умение в ходе
обсуждения отстаивать
свою точку зрения,
уважая мнение других,
осуществлять контроль
и оценку действий.
6
5
Изучение
нового
теоритического
материала.
Усвоение
новых знаний
и способов
действия.
( Рассматриваем конструктивные
линии, относительно которых
производится снятие мерок с
фигуры человека) Симметрия
швейных изделий.
Для того чтобы точно определить
условные линии на фигуре
человека, представим себе озеро с
гладкой поверхностью воды.
- Из воды на берег выходит девочка
– линия воды находится на линии
шеи (точки пересечения основания
шеи и линии плеча);
- Девочка остановилась, когда вода
дошла до передних углов
подмышечных впадин. По линии
воды будет расположена линия
груди . - Потом вода дошла
до самого узкого места фигуры –
это линия талии .
- На 12 – 14 см. ниже линии
талии будет располагаться линия
бедер . - На
уровне середины колена проходит
линия колен .
Учащиеся,
формир
уют
поняти
я
размер,
снятие мерок,
чертеж
.
Методы:
словесно-
иллюстрационные
, наглядные
Работа с условно-
графическими
объектами.
Форма работы:
парная и
групповая.
Расширение и
углубление
знаний по теме.
Формирование
навыков, знаний
видах мерок,
способах записи
результатов
измерений.
Познавательные:
научиться определять
расположение
конструктивных линий,
формирование и
развитие
познавательного
интереса учащихся к
швейной технологии;
постановка и
формулировка
проблемы; умение
осознанно и
произвольно строить
речевые высказывания
Регулятивные: умение
сравнивать,
анализировать и
проводить аналогию;
оперировать
графическими
объектами; умение
структурировать
знания;
целепологание как
постановка учебной
задачи, планирование,
прогнозирование.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои
мысли в письменной и
устной форме.
7
Физкульт-
минутка.
Профилактика
утомления,
нарушения
осанки и
зрения
учащихся.
Изучение
нового
теоритического
материала.
Усвоение
новых знаний
и способов
действия.
Стоп, уроки!
Стоп, дела,
Отдыхать пришла пора!
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – работать сесть опять
Как вы считаете, какие линии
необходимы для построения
чертежа фартука?
Вы сегодня знакомитесь с новым
для вас приспособлением –
сантиметровой лентой
С помощью сантиметровой ленты
мы можем узнать свои размеры. От
точности снятия мерок зависит
качество изделия, его точность. Для
этого нужно соблюдать правила
снятия мерок. Демонстрирует
правильность снятия мерок на
манекене.
- Как вы выдумаете, почему чертеж
изделия строится на половину
фигуры?
Наша фигура симметрична
относительно оси. Поэтому чертеж
выкройки, как правило, строится на
половину фигуры.
Демонстрирует приемы снятия
Выполняют
упражнения вместе
с одним из
учеников, который
показывает
упражнения.
Повышают свою
работоспособность,
восстанавливают
физические силы.
Высказывают
предположения на
поставленные
вопросы.
Линия талии,
линия бедра.
Записывают
правила снятия
мерок.
Здоровье
сберегающие
технологии -
динамическая
пауза.
Методы
организации
работы:
словесные,
наглядные.
Методы:
словесно-
иллюстрационные
, наглядные
Работа с условно-
графическими
объектами.
Форма работы:
парная и
групповая.
Профилактика
профессиональн
ых заболеваний.
Расширение и
углубление
знаний по теме.
Формирование
навыков, знаний
видах мерок,
способах записи
результатов
измерений.
Регулятивные:
корректировка
самочувствия
Коммуникативные:
взаимодействие с
одноклассниками.
Личностные:
развитие волевых
качеств характера.
Познавательные:
научиться определять
расположение
конструктивных линий,
формирование и
развитие
познавательного
интереса учащихся к
швейной технологии;
постановка и
формулировка
проблемы; умение
осознанно и
произвольно строить
речевые высказывания
Регулятивные: умение
сравнивать,
анализировать и
проводить аналогию;
оперировать
графическими
объектами; умение
структурировать
знания;
8
мерок на манекене.
Все измерения записывают
условными обозначениями:
О - обхват
С – полуобхват (О:2)
Д – длина
- Давайте подумаем, какие мерки
нам надо снять, чтобы построить
чертеж выкройки фартука?
Так как фартук имеет точку опоры
на талии, то нам необходимо
измерить От.
Самая широкая часть у фартука
- это обхват бедер, Об.
Длина фартука – Днч.
Дн- длина нагрудника.
Помните, мы говорили, что фигура
симметрична? Поэтому мы
записываем Ст, Сб, Ди.
целепологание как
постановка учебной
задачи, планирование,
прогнозирование.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои
мысли в письменной и
устной форме.
6
Закрепление
нового
материала
Выполнение
практической
работы (в
группах)
Давайте проведем эксперимент:
разделитесь на группы и с помощью
сантиметровой лены узнайте свой
размер одежды, соблюдая правила
снятия мерок.
Задание: Пользуясь
технологическими таблицами, вам
нужно самостоятельно снять со
своего товарища мерки и заполнить
ваши индивидуальные таблицы.
Таким образом, каждый из вас
побывает в роли клиента ателье по
пошиву одежды и в роли мастера
Снимают мерки и
записывают
результат.
Испытывая при
этом затруднения
1-й шаг я не знаю?
2-й шаг – Сама
постараюсь
определить
Самостоятельно
работают в
Показ
презентации
правила снятия
мерок.
Профессиональна
я ориентация.
Рассказ о
профессии
закройщика
швейной
промышленности.
Приведение
примеров,
подбор
аргументов,
формулирование
выводов по
обоснованию
решения,
отражение в
устной форме
результатов.
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации,
смысловое чтение
текстов, схем и таблиц.
Знакомство с
профессией швейного
производства-
закройщик.
Регулятивные:
9
-закройщика, принимающего заказ.
Помните, что клиенты не шумят, а
работник ателье должен быть очень
деликатным и не произносить в
полный голос результаты
измерений.
У кого какие результаты?
Кому удалось, а кому
нет справиться с заданием?
Подумайте.
В каком месте испытали
затруднения и почему?
группах.
Заполняют карту
размеров.
Корректируют свои
знания. Стремятся
закрепить новые
знания по теме.
Слушают рассказ
учителя, задают,
если есть, вопросы.
Беседа.
построение логической
цепочки рассуждений и
доказательство.
Коммуникативные:
учебное
сотрудничество с
педагогом и
одноклассниками.
7
Включение в
систему знаний
и повторение.
Включение нового знания в
систему знаний, повторение и
закрепление ранее изученного.
Правильные ответы на слайде.
Критерии оценок.
Выполняют задание
по карточкам
проверочный тест.
Проверяет партнер
по группе, ставит
оценку.
- Где могут
пригодиться вам
полученные
знания?
- Выполним
задания, которые
закрепят ваши
знания и умения.
Презентация.
Отвечают на
поставленные
вопросы.
Учащиеся дают
оценку усвоения
нового
материала по
этапам и в целом
- Регулятивные: умение
сравнивать,
анализировать и
проводить аналогию;
оперировать
графическими
объектами; умение
структурировать
знания;
целепологание как
постановка учебной
задачи, планирование,
прогнозирование.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои
мысли в письменной и
устной форме
8
Уборка
рабочих мест.
Формировать навыки
самообслуживания
Организует
контроль за
уборкой рабочих
мест.
Убирают
рабочие места,
рабочую форму
Уборка рабочих мест.
10
9
Домашнее
задание
Организовать обсуждение и запись
домашнего задания.
Дополнительная
литература.
Нарисовать эскиз
фартука.
Регулятивные:
волевая саморегуляция
Коммуникативные
Уметь оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме;
слушать и понимать
речь других.
10
Рефлексия
Подведение итогов совместной и
индивидуальной деятельности
учеников, достижения
поставленной цели. Побуждает
оценить свою деятельность на
уроке:
-я узнала….
-я научилась….
-у меня получилось…
-я затруднялась…
-Свою работу на уроке я оцениваю
… потому что...
-Мое настроение в конце урока…
Учитель дает объективную оценку
результатов группового и
индивидуального труда учащихся
на уроке, выставляет отметки в
классный журнал и в дневники
учащихся.
- Я благодарю вас за совместную
деятельность на этом занятии. Мне
очень интересно было сегодня
общаться с вами.
- Спасибо за внимание. Урок
окончен.
Оценивают себя в
процессе
деятельности,
адекватное
понимание причин
успеха и неуспеха в
учебной
деятельности.
Подают дневники
для выставления
оценок.
Создание
условий для
развития
осознания своей
УД
обучающимися
Оценивание
результатов
группового и
индивидуального
труда учащихся на
уроке.
Регулятивные: умение
анализировать
результаты своей
деятельности,
уметь адекватно
оценивать
правильность
выполнения действия
на уроке и свое
эмоциональное
состояние.
Личностные
Способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности,
осознание своей УД.
11
12