"Наши руки" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (с использованием материалов и оборудования "Леготеки")
Автор: Булгакова Марина Игоревна Должность: учитель - дефектолог Учебное заведение: ГБОУ Школа № 887 СП 2 "Елочки" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Конспект коррекционного занятия Тема: "Наши руки" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (с использованием материалов и оборудования "Леготеки") Раздел: дошкольное образование
для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
(с использованием материалов и оборудования «Леготеки»)
Цель: обратить внимание детей на различные многообразные возможности, которые дают нам
наши руки, пробудить желание развивать способности своих рук.
Коррекционные задачи:
- развитие тактильного восприятия;
- развитие зрительного восприятия цвета и формы;
- совершенствование тактильной, зрительной и слуховой памяти;
- развитие мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения;
- развитие коммуникативных навыков;
- коррекция эмоционально-волевой сферы.
Материал: 4 набора «Никитин-материала», игровые пособия «Сенсино» (1 шт), «Серпентино» (1
шт.), домино «Разные поверхности» (все дубли из 4-х наборов), предметные картинки (ведро, мяч,
ботинок, заяц, скамейка, напильник, губка, ластик, штанга, галоши, вилка, кожаная куртка, дерево,
пупсик, консервная банка¸ варежки, замок, матрешка, шапочка для купания, шершавый камешек,
хомячок).
Ход занятия:
1.
Вводная часть:
создание эмоционального фона перед занятием (организационный момент). Звучит музыка.
Педагог: «Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек –
нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего
товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол».
На фоне музыки педагог читает стихотворение.
Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить…
Педагог: Возьмитесь за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей,
которые будут вам верными помощниками.
2.
Основная часть:
Коррекционные упражнения и игровыми элементами.
1. Педагог: «Над цветами порхали бабочки. Давайте покажем, как они порхали, а помогут нам в
этом наши руки» (Педагог демонстрирует движения, дети ему подражают).
Дети соединяют обе руки ладонями внутрь от кончиков пальцев до локтя, а затем разъединяют
только ладони, максимально отводя их в стороны. упражнение выполняется по счет «раз-два, раз-
два» медленно, с напряжением в мышцах рук.
Педагог: «Устали? Потрясите кистями рук, расслабьте руки».
Педагог: «Наши руки могут многое показать, как мы только что показывали бабочек и
могут
многое
сделать».
Педагог обращает внимание детей на образец узора - «бабочка» и предлагает выложить
её
из
Никитин-материала
(у
каждого
ребенка
есть
такой
набор,
одновременно
работают
все дети). (В процессе работы с детьми обсуждаются отдельные детали строения, цвета,
величины
крыльев).
2 .
Следующее
задание
на
совершенствование
памяти
и
тактильного
ощущения.
Используется
игровое
пособие
«Сенсино».
На
вращающийся
барабан
выставляются
фигурки
животных.
Ребенку
предлагается
раскрутить
барабан
и
назвать
животное,
возле
которого
остановится
шарик.
Такие
манипуляции
совершаются
ребенком 5 раз подряд. Второму ребенку даётся установка на
запоминание
последовательности
«выпавших»
животных.
Далее
первый
ребенок
держит
мешочек с фигурками, а второй ребенок достает их оттуда (без участия зрения) в заданной
игрой
последовательности.
(Дети
меняются
ролями.
Проигрывается
еще
по
2
тура).
Педагог: «Дети вы на фигурки не смотрели, а ваши руки помогли найти вам их. Так ваши
руки помогут вам.
например, найти что-то ночью в темноте».
В то время как одна пара детей задействована в упражнении 2, вторая пара выполняет
упражнение 3. Затем дети меняются заданиями.
3.
Задание
на
развитие
коммуникативных
навыков
и
согласованности
действий
рук
двух
партнёров
по
принципу
«сиамские
близнецы»
(Каждый
ребенок
стоит
боком
к
другому,
обнимая за талию партнёра ближайшей к нему рукой. Само задание выполняется
свободными
руками)
с
использованием
пособия
«Серпентино».
Двум
играющим
предлагается
довести
шарик
до
овала,
расположенного
в
правом
(левом)
верхнем углу. (Дети меняются ролями. Проигрывается еще по 2-3 тура, только уже
предлагается
довести
шарик
до
других
отверстий).
Педагог: «Было не очень просто, но вы смогли договориться и помочь друг другу своими
свободными
ловкими,
умелыми
руками».
4 .
Серия
упражнений
с
использованием
домино
«Разные
поверхности».
Одновременно
задействованы
все
дети
подгруппы.
а )Из
домино
выбираются
все
дубли.
Ребенок
должен
на
тактильном
уровне
обследовать
каждую из поверхностей, затем сказать, что напоминает ему каждая из этих поверхностей.
«На что похоже
?
» Дощечки перемешиваются и передаются по кругу для выполнения того
же задания следующему ребенку. Так пока задание не выполнит каждый ребенок.
б)
Предлагаются
картинки,
на
которых
изображены
предметы
окружающей
действительности (например: ведро, мяч, ботинок и т. д., т. е. из хорошо распознаваемых
разных
материалов),
а
также
дощечки-дубли
с
различными
поверхностями.
Дощечки
лежат в центре стола, а предметные картинки перемешиваются и в равном количестве
раздаются
всем
детям
(по 5 штук). Ребенок берет одну картинку и, дотрагиваясь до
поверхности
дощечек,
подбирает,
к
какой
поверхности
она
подходит.
Затем
дощечку
к
картинке подбирает следующий игрок и т. д. Игра продолжается, пока не будут подобраны
дощечки
к
каждой
картинке.
в ) Каждому
ребенку
раздается
по
целому
набору
дублей
домино.
Ребенок
должен
разложить дощечки от самой неприятной до
самой приятной, т. е. у ребенка каждая из
них
может
ассоциироваться
с
какими-нибудь
неприятными
или
приятными,
грустными
или
радостными
событиями.
Эти
ассоциации
проговариваются.
Затем
ребенок
трогает
каждую из разложенных дощечек и откладывает «неприятные» дощечки в коробку, тем
самым
осуществляется
коррекция
эмоциональной
сферы.
3. Заключительная часть:
Педагог: «Какие умные и умелые у вас руки. Давайте, ребята, вспомним, что мы делали
своими
руками».
Заслушиваются
ответы
детей.
Педагог: «За что ты. Григор, любишь свои руки? Маша, а ты любишь свои руки?» (опрос
каждого
из
детей).
Педагог: «Дома, ребята, подумайте, за что можно еще любить свои руки, что еще ими
можно
делать?»
Педагог: «Ваши руки могут ещё за ваш язык сказать, понравилось вам занятие или нет.
Кому понравилось всё, поднимите обе руки вверх. Кому что-то понравилось, а что-то нет,
поднимите только одну руку. Кому занятие совсем не понравилось занятие, руки не
поднимайте».
Заслушиваются
комментарии
по
голосованию
детей,
которым
не
всё
понравилось
в
занятии или же занятие не понравилось вовсе.