Напоминание

"Наши руки" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (с использованием материалов и оборудования "Леготеки")


Автор: Булгакова Марина Игоревна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 887 СП 2 "Елочки"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект коррекционного занятия
Тема: "Наши руки" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (с использованием материалов и оборудования "Леготеки")
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект коррекционного занятия

на тему: «Наши руки»

для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

(с использованием материалов и оборудования «Леготеки»)

Цель:
обратить внимание детей на различные многообразные возможности, которые дают нам наши руки, пробудить желание развивать способности своих рук.
Коррекционные задачи:
- развитие тактильного восприятия; - развитие зрительного восприятия цвета и формы; - совершенствование тактильной, зрительной и слуховой памяти; - развитие мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения; - развитие коммуникативных навыков; - коррекция эмоционально-волевой сферы.
Материал:
4 набора «Никитин-материала», игровые пособия «Сенсино» (1 шт), «Серпентино» (1 шт.), домино «Разные поверхности» (все дубли из 4-х наборов), предметные картинки (ведро, мяч, ботинок, заяц, скамейка, напильник, губка, ластик, штанга, галоши, вилка, кожаная куртка, дерево, пупсик, консервная банка¸ варежки, замок, матрешка, шапочка для купания, шершавый камешек, хомячок).
Ход занятия:

1.

Вводная часть:
создание эмоционального фона перед занятием (организационный момент). Звучит музыка.
Педагог:
«Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол». На фоне музыки педагог читает стихотворение. Что за чудо – чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая. И скажу вам не тая, Руки всем нужны друзья! Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лепить, Чуткие руки умеют дружить…
Педагог:
Возьмитесь за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам верными помощниками.
2.

Основная часть:
Коррекционные упражнения и игровыми элементами. 1.
Педагог:
«Над цветами порхали бабочки. Давайте покажем, как они порхали, а помогут нам в этом наши руки» (Педагог демонстрирует движения, дети ему подражают). Дети соединяют обе руки ладонями внутрь от кончиков пальцев до локтя, а затем разъединяют только ладони, максимально отводя их в стороны. упражнение выполняется по счет «раз-два, раз- два» медленно, с напряжением в мышцах рук.
Педагог:
«Устали? Потрясите кистями рук, расслабьте руки».
Педагог:
«Наши руки могут многое показать, как мы только что показывали бабочек и могут многое сделать». Педагог обращает внимание детей на образец узора - «бабочка» и предлагает выложить её из Никитин-материала (у каждого ребенка есть такой набор, одновременно работают все дети). (В процессе работы с детьми обсуждаются отдельные детали строения, цвета, величины крыльев).
2 . Следующее задание на совершенствование памяти и тактильного ощущения. Используется игровое пособие «Сенсино». На вращающийся барабан выставляются фигурки животных. Ребенку предлагается раскрутить барабан и назвать животное, возле которого остановится шарик. Такие манипуляции совершаются ребенком 5 раз подряд. Второму ребенку даётся установка на запоминание последовательности «выпавших» животных. Далее первый ребенок держит мешочек с фигурками, а второй ребенок достает их оттуда (без участия зрения) в заданной игрой последовательности. (Дети меняются ролями. Проигрывается еще по 2 тура).
Педагог:
«Дети вы на фигурки не смотрели, а ваши руки помогли найти вам их. Так ваши руки помогут вам. например, найти что-то ночью в темноте». В то время как одна пара детей задействована в упражнении 2, вторая пара выполняет упражнение 3. Затем дети меняются заданиями. 3. Задание на развитие коммуникативных навыков и согласованности действий рук двух партнёров по принципу «сиамские близнецы» (Каждый ребенок стоит боком к другому, обнимая за талию партнёра ближайшей к нему рукой. Само задание выполняется свободными руками) с использованием пособия «Серпентино». Двум играющим предлагается довести шарик до овала, расположенного в правом (левом) верхнем углу. (Дети меняются ролями. Проигрывается еще по 2-3 тура, только уже предлагается довести шарик до других отверстий).
Педагог:
«Было не очень просто, но вы смогли договориться и помочь друг другу своими свободными ловкими, умелыми руками». 4 . Серия упражнений с использованием домино «Разные поверхности». Одновременно задействованы все дети подгруппы. а )Из домино выбираются все дубли. Ребенок должен на тактильном уровне обследовать каждую из поверхностей, затем сказать, что напоминает ему каждая из этих поверхностей. «На что похоже ? » Дощечки перемешиваются и передаются по кругу для выполнения того же задания следующему ребенку. Так пока задание не выполнит каждый ребенок. б) Предлагаются картинки, на которых изображены предметы окружающей действительности (например: ведро, мяч, ботинок и т. д., т. е. из хорошо распознаваемых разных материалов), а также дощечки-дубли с различными поверхностями. Дощечки лежат в центре стола, а предметные картинки перемешиваются и в равном количестве раздаются всем детям (по 5 штук). Ребенок берет одну картинку и, дотрагиваясь до поверхности дощечек, подбирает, к какой поверхности она подходит. Затем дощечку к картинке подбирает следующий игрок и т. д. Игра продолжается, пока не будут подобраны дощечки к каждой картинке. в ) Каждому ребенку раздается по целому набору дублей домино. Ребенок должен разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной, т. е. у ребенка каждая из них может ассоциироваться с какими-нибудь неприятными или приятными, грустными или радостными событиями. Эти ассоциации проговариваются. Затем ребенок трогает каждую из разложенных дощечек и откладывает «неприятные» дощечки в коробку, тем самым осуществляется коррекция эмоциональной сферы.
3. Заключительная часть:

Педагог:
«Какие умные и умелые у вас руки. Давайте, ребята, вспомним, что мы делали своими руками». Заслушиваются ответы детей.
Педагог:
«За что ты. Григор, любишь свои руки? Маша, а ты любишь свои руки?» (опрос каждого из детей).
Педагог:
«Дома, ребята, подумайте, за что можно еще любить свои руки, что еще ими можно делать?»
Педагог:
«Ваши руки могут ещё за ваш язык сказать, понравилось вам занятие или нет. Кому понравилось всё, поднимите обе руки вверх. Кому что-то понравилось, а что-то нет, поднимите только одну руку. Кому занятие совсем не понравилось занятие, руки не поднимайте». Заслушиваются комментарии по голосованию детей, которым не всё понравилось в занятии или же занятие не понравилось вовсе.


В раздел образования