Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики"


Автор: Головань Ольга Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Кулешовская СОШ №17
Населённый пункт: село Кулешовка
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики"
Раздел: среднее образование





Назад





Развитие творческих способностей учащихся на уроках

математики
Головань Ольга Георгиевна (olga. golovan.1955@mail. ru) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кулешовская средняя общеобразовательная школа №17 Азовского района (МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района) В настоящее время в свете Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие школьников, формирование культуры и самостоятельности творчества. Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Пробуждая интерес к своему предмету, учителю необходимо укреплять веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Каждый учитель должен развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться в своём развитии более способным детям, воспитывать у ребят силу воли, целеустремлённость при решении сложных заданий. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих активность, самостоятельность, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Чтобы добиться создания ситуации успеха ученика, необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся, к которым следует отнести:  пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;  творческое мышление;  способность находить и выражать оригинальные идеи;  изобретательские порывы и богатое воображение;  интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;  гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях. Нельзя заставить ребенка слепо штудировать предмет в погоне за всеобщей у с п е в а е м о с т ь ю . Н е о бход и м о д а в ат ь в о з м ож н о с т ь у ч е н и к у экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия, увлеченности, естественной реакции большинства учеников. Основная нагрузка в процессе обучения должна падать не на память учащихся, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.
Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний – это процесс творческий. Что же такое творческий процесс? Самая главная его характеристика – это умение, способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Ученые выделяют следующие фазы творческого процесса:  попытка использования для решения проблемы имеющиеся знания и средства, столкновение с трудностями;  снижение степени осознанности деятельности и поиск решения интуитивно (тем не менее, багаж знаний по проблеме необходим);  логическое обоснование решения и его обобщение. Часто творческий процесс рассматривается в виде трёх взаимосвязанных этапов:  Ученик ставит задачу и собирает необходимую информацию.  Ученик изучает задачу с разных сторон.  Ученик доводит начатую работу до завершения. Каждый из этих этапов требует определённых затрат времени, поэтому учитель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь. При развитии творческих способностей у школьников необходимо уделять внимание не какой-либо отдельной составляющей творчества, а комплексу взаимодействующих составляющих. В процессе обучения педагог по математике должен ориентироваться на следующие принципы:  Формирование и развитие у ребенка внутренних мотиов для обучения математическим дисциплинам;  Формирование умений решать задачи, причем такая практическая направленность должна иметь творческий подход;  Планирование конечного результата;  Учет педагогических и психологических закономерностей;  Поощрение детей на успехи (даже самые незначительные), не критиковать их при неудачах.
Цели

и

задачи

применения

методик

для

развития

творческих

способностей
:  Поддержать активный интерес у учащихся к дисциплине и теме урока в частности;  Развить основные качества творческой личности – усидчивость, самостоятельность, целеустремленность, нестандартное мышление, активность в познании мира;  Формировать и развивать мыслительные операции – обобщение, сравнение, анализ, синтез;  Развить творческий подход к решению любых ситуаций;  Подготовить ребенка к творческой деятельности;  Развить умение переносить полученные знания на необычные ситуации;
 Прививать навыки и умения в работе с исследовательским направлением;  Развить логическое мышление;  Развить воображение;  Приучать к самообразованию, умению работать с необходимыми документами и литературой, приборами;  Показать, как важна математика в повседневной жизни;  Нравственное и моральное воспитание учеников через математику.
Этапы решения творческих задач:
 Творческие задачи, которые связаны напрямую с предметом. Требуют самостоятельного изучения, поисков решения, нетрадиционного подхода к решению.  Задания повышенной трудности, которые о т л и ч а ю т с я интегрированным характером. Здесь нужно применять знания их различных дисциплинах.  Ребенок сможет научиться работать творчески, только если будет самостоятельно решать такие задачи, прибегая к исследовательской деятельности.
Формы математического мышления
. Для развития интеллектуальной и творческой составляющей у учеников, требуется развивать их особые формы мышления:  Логическое. Поможет заранее продумать конкретные наиболее вероятные результаты и получить выводы. Проявляется такое мышление, когда учащийся доказывает теоремы;  Функциональное. Ученик может осознать и соотнести объекты с их свойствами;  Пространственное. Формируется воображение, благодаря чему ученик будет видеть объект в пространстве, а в дальнейшем и сможет его конструировать не только в своем воображении;  Интуитивное. С п о с о б н о с т ь п о н и м а т ь с у т ь я в л е н и я б е з предварительных логических умозаключений. Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач, задач – головоломок, на соображение и догадку. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума. Готовясь к уроку, я подбираю материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.
Что же нужно знать тому, кто стремится создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку? Прежде всего, то, что на уроках такой строгой науки, как математика, сделать это можно только введением в них занимательных моментов. Занимательные моменты могут быть связаны с изучаемой темой, а могут быть с нею не связанными. Подводя итоги, следует сказать, что математика является предметом, который лучше всего подходит для творческого развития ребенка. Это объясняется логическим построением всех тем и курса в целом, использованием специальных упражнений и задач, чтобы закрепить материал, а также абстрактностью математического языка. Развивать творческий потенциал должен каждый человек, так как это дает возможность быть самостоятельным в своих суждения. В итоге, ребенок в дальнейшем сможет отстаивать собственное мнение, хорошо аргументируя свою точку зрения. Кроме того, повышается работоспособность. Но самое главное – ребенок формируется в человека не только думающего, но и чувствующего.


В раздел образования