Автор: Ерохина Ольга Борисовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГОУ ЯО "Афинская школа-интернат" Населённый пункт: с. Арефино, Ярославская область Наименование материала: Презентация Тема: "В первый раз-в первый класс!" Раздел: среднее образование
КЛАСС!»
ГОУ ЯО «Арефинская школа-интернат»
Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется
…
Я. Корчак
- ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ БУДУЩИХ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ;
- ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О
ПРИЧИНАХ ШКОЛЬНОЙ
ДЕЗАДАПТАЦИИ;
- ЗНАКОМСТВО С
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ;
Цель и задачи:
Поступление в школу – переломный момент
в жизни каждого ребёнка.
Начало школьного обучения кардинальным
образом меняет весь его образ жизни:
надо
систематически
и
напряжённо
трудиться,
соблюдать
режим
дня,
подчиняться
разнообразным
нормам
и
правилам
школьной
жизни, выполнять требования учителя и т.д . Все
дети
наряду
с
переполняющими
их
чувствами
радости, восторга или удивления по поводу всего
происходящего
в
школе
испытывают
тревогу,
растерянность, напряжение. Период адаптации к
школе,
связанный
с
приспособлением
к
её
основным
требованиям,
существует
у
всех
первоклассников.
Адаптация - процесс довольно длительный
и трудный.
И трудности испытывает не только
первоклассник, но и родитель, и учитель.
И если мы разберёмся в них, если
научимся чувствовать друг друга, мы
облегчим этот процесс всем, прежде всего
нашим детям.
Трудность или лёгкость адаптации зависит
от особенности нервной системы;
темперамента; черт характера;
адаптационных способностей; адекватного
опыта.
Физиологические условия адаптации
первоклассников к школе
- во время выполнения домашних заданий
обращать внимание на правильную посадку во
избежание искривления позвоночника, на
освещение рабочего места для предупреждения
близорукости;
- тренировать мелкие мышцы кистей рук;
- обязательно вводить в рацион витаминные
препараты, овощи, фрукты;
- создавать условия для занятия спортом;
-
воспитывать самостоятельность и
ответственность ребёнка как главные качества
сохранения собственного здоровья.
Психологические условия адаптации первоклассников к
школе
Воспитательная работа начинается с педагогической
диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
нужно узнать его во всех отношениях, так писал К. Д.
Ушинский.
1. Недопустимо применять физические меры воздействия,
запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии
других людей.
2. Желательно познакомиться с одноклассниками и
пообщаться с ними после уроков.
3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам
ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе –
самоценность ребёнка для родителей.
5. Создавать благоприятный климат в семье.
6. Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной
работе и вместе с тем обоснованно контролировать его
учебную деятельность.
7. Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.
ТЕСТ «ПИРАМИДА»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
•
Давайте детям поручения, выполнение которых входит в
повседневные дела семьи.
•
Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.
•
Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов
семьи.
•
Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно
нуждается в помощи.
•
Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.
•
относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте
его в игру. В то же время используйте игровые формы организации
труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.
•
Никогда не используйте труд как средство наказания.
Уровень умения понимать связь событий
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
3
2
4
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Результаты диагностического обследования подопечных
Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения,
устанавливать причинно-следственные связи
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
(ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ КЕРНА ЙИРАСИКА)
Уровень развития вербального мышления
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
2
5
2
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБОБЩЕНИЯ
Уровень развития процесса обобщения
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
5
3
1
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА КЛАССИФИКАЦИИ
3
4
2
Уровень развития процесса классификации
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Уровень развития механического запоминания
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
0
5
4
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ
ПАМЯТИ
1
7
1
Уровень развития кратковременного зрительного запоминания
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ
Уровень развития произвольного внимания
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3
3
3
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ИЗУЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ
ВНИМАНИЯ
Уровень развития устойчивости внимания
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
5
4
0
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Уровень переключения внимания
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
4
4
1
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Уровень развития восприятия
0
1
2
3
4
5
6
7
7
2
0
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО
ОБРАЗЦУ
Уровень способности действовать по образцу
0
1
2
3
4
5
6
7
1
6
2
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
4
5
Уровень общей способности к обучению
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ
Уровень мотивации
0
1
2
3
4
5
6
7
7
2
внешняя мотивация
внутренняя
Изучение общей способности к обучению
4
5
Уровень общей способности к обучению
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ
Уровень мотивации
0
1
2
3
4
5
6
7
7
2
внешняя мотивация
внутренняя
Пусть первые шаги вашего
ребёнка в школьной жизни
будут радостными и
уверенными, как для него
так и для вас!