Формы и виды исследовательской работы студентов при изучении иностранных языков
Автор: Ахунова Наиля Калимулловна Должность: преподаватель английского языка Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Туймазинский педагогический колледж Населённый пункт: г.Туймазы, республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Формы и виды исследовательской работы студентов при изучении иностранных языков Раздел: среднее профессиональное
студентов при изучении иностранных языков
Ахунова Н.К., преподаватель
английского языка Государственного
бюджетного профессионального
образовательного учреждения
Туймазинский педагогический
колледж г. Туймазы, республика
Башкортостан
Изменившиеся
и
находящиеся
в
динамке
все
составные
части
общественного устройства России коренным образом преобразовали ситуацию
на
рынке
труда:
имеется
в
виду,
что требования,
предъявляемые
работодателями к молодому специалисту, не просто повысились, они в некоторой
степени ужесточились. Поэтому в последние десятилетия особенно остро
ставится вопрос о необходимости подготовки специалистов нового качества: это,
прежде всего, должны быть многосторонне развитые личности, обладающие
широким кругозором, развитой культурой
мышления,
глубоким
видением
проблематики, умеющие теоретические знания применять на практике. На
перечисленные
данные наслаиваются
глубокие,
прочные
знания
по
выбранной
специальности,
навыки самообразования, умение осуществлять
творческий подход к своей сфере деятельности. К какой бы области знаний ни
относился специалист, наивысшей конкурентоспособностью будет обладать тот,
кто владеет навыками информационного самообслуживания, иностранными
языками, правовыми, экономическими знаниями, коммуникабельностью и
толерантностью в общении.
В этом же ракурсе следует сказать о концепции государственной политики в
области образования, которая представляет собой непрерывную систему «Школа
- колледж - ВУЗ». Колледж, как видим, в этой системе является переходным
звеном
к
высшему
образованию,
где образовательный процесс должен
соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам
(ФГОС) и вестись по интегрированным с ВУЗами учебным программам.
Требования, предъявляемые к уровню подготовки молодых специалистов,
интеграция учебного
процесса
ССУЗа
с
ВУЗом
неизбежно
ставят
преподавательский состав перед проблемой обновления, ревизии и пересмотра
целей, задач, методов и содержания подготовки будущих специалистов, что
связано с повышением квалификационного уровня самого педагогического
коллектива. В этом аспекте одну из важнейших ролей играет выполнение
научно-исследовательской
работы
преподавателями,
совместная
научная
деятельность
ССУЗов и ВУЗов. Следует отметить, что в последнее время
наблюдается активизация этой деятельности среди педагогических коллективов
средне - специальных учебных заведений, расширяется круг преподавателей,
вовлечённых в научно-исследовательскую деятельность, расширяется и круг
проблем, рассматриваемых в рамках проводимой ими научной работы. Вполне
понятно,
что такая работа не должна стать самоцелью для преподавателя;
полная самореализация педагога-исследователя
происходит
только
в
том
случае, если он сумеет вовлечь в такого рода деятельность и обучаемых им
студентов.
Научно-исследовательская
работа
является
одним
из
важнейших
компонентов
всего комплекса учебно-воспитательной работы по подготовке
специалистов. Преподаватель в современных условиях не может быть просто
носителем и передатчиком научной информации того пли иного рода, он не
просто реализатор знаниевой парадигмы образовательного процесса - такая его
функция не соответствует требованиям современных условий; преподаватель
становится реализатором личностно-ориентированной парадигмы процесса
образования,
когда
знание
становится
средством
развития
личности;
он
становится
организатором
познавательной деятельности
студентов,
их
самостоятельной
работы,
научного
творчества
и
поиска.
Таким образом,
реализуется творческое начало как студента, так и преподавателя.
Решение
учебных
проблем
с
опорой
на
самостоятельную
работу,
ориентация на научно-поисковый характер образования, развитие творческого
мышления должны стать основным содержанием в работе педагогического
колледжа.
Выпускник
педагогического колледжа
должен
решать
сложные
профессиональные задачи, уметь работать в разного типа образовательных
учреждениях, уметь находить точки соприкосновения в общении и сотрудничать
с различным контингентом обучаемых, принимать нестандартные решения в
сложных
педагогических
ситуациях,
реализовывать
и
совершенствовать
вариативные программы и методики по развитию детей, обладать творческой
инициативой, находить свою ниш}' и вписываться в постоянно меняющуюся
среду.
Цель исследовательской работы студентов - углубленное изучение того
или
иного учебного
материала,
его
закрепление,
овладение
боомами
и
методами
научного
мышления,
Овладение
научным
методом
познания
способствует не только более глубокому усвоению знаний, но и приучает
студента
грамотно
формулировать
направление
и
цели исследования,
выбирать
адекватные
методы
исследования,
анализировать
результаты
и
делать выводы и обобщения. Кроме того, оно помогает формированию у
студентов
таких
личностных качеств,
как
вдумчивость,
пытливость,
самостоятельность, инициативность. Полноценное становление специалиста
высшей
квалификации
невозможно
без
его
приобщения
к
науке. Такой
специалист,
даже
если
в
будущем
он
не
будет
сознательно,
творчески
относиться к своему труду, постоянно стремится к самосовершенствованию в
своей профессии.
Приобщение
студентов
к
исследовательской
работе
-
процесс
постепенный и достаточно сложный. Вполне понятно, что пройти все этапы
такой работы - от выбора направления и темы до обобщения результатов -
под
силу
не
каждому
студенту,
а
только
интересующимся, активным,
пытливым.
Кроме
того,
следует
учесть,
что
большая
часть
студентов,
которые поступают в педагогический колледж, не имеют полного среднего
образования, и уровень владения базовыми знаниями у них различный. Это
предопределят
проведение подготовительного
этапа
перед
включением
студентов
в
исследовательскую
работу.
На
этом этапе
преподаватель
-
предметник
должен
суметь
разглядеть,
выявить
талантливых,
творчески
мыслящих, способных к исследовательской работе студентов, помочь им в
самореализации, обеспечить
им
широкий
круг
выбора
вопро сов
исследования.
Д л я
ц е л е н ап р а вл е н н о го
и
р е зул ьт ат и в н о го
у п р а в л е н и я
исследовательской работой студентов необходим анализ сильных и слабых
сторон
познавательных
возможностей студентов,
индивидуальных
особенностей их мышления и памяти, внимания и рецептивных навыков;
необходим
дифференцированный
подход.
(В
этой
работе
преподавателю
-предметнику
могут
помочь
психолого-педагогические
службы
учебного
заведения).
При тщательном
осуществлении
такого
подхода
оказывается
возможным
привлекать
к исследовательской работе студентов не только с
высоким
и
средним
уровнем
обучаемости,
но
и
с
низким,
естественно,
дифференциация при этом и виды работ, проводимых с ними.
Эффективность
студенческой
исследовательской
работы
зависит
от
нескольких факторов:
студенту
должна
быть
интересна
проводимая
им
работа, он должен чествовать ее полезность, значимость, он должен видеть,
что такая работа действительно углубляет его знания и готовит его к работе
в образовательном учреждении.
Задача
учебного
заведения
-
создать
условия
для
творчества
талантливых студентов, чтобы полученные в стенах ССУЗа навыки ведения
научно-исследовательской работы они могли применить в своей дальнейшей
учебе и профессиональной деятельности.
Основные виды и организованные формы исследовательской работы
студентов:
1)
Доклад
2)
Реферат
3)
Курсовая работа
4)
Выпускная квалификационная работа.
Доклад
представляет
собой
развернутое
устное
сообщение
на
какую-либо
тему, сделанные публично. Доклад, являясь разновидностью
научной работы, применяется, главным образом, на семинарских занятиях.
Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается
тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится
на
самостоятельное
изучение студентами.
Такой
вид
работы
позволяет
дополнить
лекционный
материал
и
дает преподавателю
возможность
оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным
материалом.
Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и
серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу,
если будет включать в себя следующие этапы:
-
изучение наиболее важных научных работ по данной теме,
перечень которых, как
правило, дает сам преподаватель;
-
анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с
точки зрения
раскрытия темы доклада фактов, мнений разных учебных и научных
положений;
-
обобщение
и логическая последовательность в изложении
материала
доклада,
например: в форме развернутого плана;
-
написание текста доклада с соблюдением требований научного
стиля;
Построение доклада, как и любой другой научной работы,
традиционно включает три
части:
вступление,
основную
часть
и
заключение.
Каждая
часть
должна
иметь
четкое логическое построение. Изложение материала должно быть
связным, последовательным и доказательным.
Таким образом, работа над докладом не только позволяет студенту
приобрести
новые знания,
но
и
способствует
формированию
важных
научно-исследовательских
умений,
освоению методов научного познания,
приобретению навыков публичного выступления.
Реферат (от латинского "геГегге" - "сообщать") - краткое изложение
в письменной форме определённого научного материала. Эта форма научной
работы студентов используется при изучении, как основных теоретических
курсов, так и специальных прикладных дисциплин.
Реферат
представляет
собой
итог
самостоятельного
изучения
студентом
одной
(монографический
реферат)
или
нескольких
(обзорный
реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При
его
написании
студент
должен
продемонстрировать умение
выделять
главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а
также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами),
логично выстраивать и систематизировать изученный материал.
Реферат как форма самостоятельной научной работы студентов широко
применяется в учебном процессе. Рефераты могут быть обязательными для
всех студентов или выполняться по желанию.
Если реферат является обязательным, то общее руководство работой
над рефератами осуществляется преподавателем, ведущем учебный курс. Он
предлагает
студентам
на
выбор темы
рефератов,
сообщает
единые
требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.
Основной
формой
проверки
реферата
является
рецензирование.
Другими
формами
являются
взаиморецензирование
работ
студентами
или
сдача
рефератов
в
форме устного
доклада
на
семинаре
или
студенческой
конференции.
Курсовая
работа
это
учебная
научно-исследовательская
работа
студента,
которая выполняется
им
на
протяжении
всего
курса
под
руководством
преподавателя
-
научного руководителя
и
оформляется
по
определённым
правилам,
а
затем
защищается
студентом
в присутствии
комиссии,
состоящей
из
членов
предметного
цикла,
или
кафедры,
на
которой выполнялась работа.
Студенты
выполняют
курсовые
работы,
начиная
с
3-го
курса.
Им
предоставляется возможность
выбора
темы
и
научного
руководителя.
Каждый
преподаватель,
имеющий
право руководить курсовыми работами
студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной
научной работе или связаны с научными направлениями ПЦК.
Выбрав
тему,
под
руководством
научного
руководителя,
студенты
определяет направления
исследовательского
поиска,
основные
этапы
работы и сроки ее поэтапного выполнения.
Несмотря на чрезвычайное разнообразие наук, и исследовательских
методов
научная работа
в
любой
области
-
естественно
-
научной,
гуманитарной
или
технической
-
имеет
много общего.
Общими
можно
назвать два главных направления в исследовании, которые взаимодополняя
друг друга, позволяют получать серьезные научные результаты:
изучение научной литературы по данной проблеме, т.е. знакомство с тем, что
уже сделано предшественниками;
собственная экспериментально - практическая работа
исследователя.
В русле этих двух направлений выполняется и студенческая научная
работа. По мере ее выполнения расширяется научный кругозор студента, он
глубже овладевает теоретическими и
практическими
методами
исследования,
вырабатывает
самостоятельность
мышления, обретает собственные научные взгляды.
Выбранная
студентам
на
3
курсе
тема
научного
исследования
обычно
в
курсовых работах
последующих
лет
обучения
получает
дальнейшее развитие и углубление, постепенно усложняясь.
Проделанная самостоятельная научная работа оформляется студентом в
соответствии с установленными требованиями и представляется к защите.
Каждый студент, защищающий курсовую работу, делает небольшой
доклад (10- 15 минут) по своей теме, в котором он должен отразить наиболее
существенные положения своей работы: сформулировать ее цель, показать
теоретическую,
то
есть
результаты
изучения литературы по проблеме, и
экспериментальную базу исследования, сделать выводы.
Выпускная квалификационная работа - это итоговая аттестационная
научная
работа студента,
выполненная
им
на
выпускном
курсе,
оформленная в письменном виде с соблюдением необходимых требований
и представленная по окончании обучения к защите перед государственной
аттестационной
комиссией.
В
колледже
курсовая
работа
выпускников
становится их выпускной квалификационной работой.
Что
касается
проведения
учебно-исследовательской
работы
со
студентами
в
области иностранных
языков,
то
здесь
возможно
использование всех вышеперечисленных форм и видов, включая некоторые
специфичные,
исходящие
из
специфичности
самого
предмета. Трудно
ожидать проведения глубокой, полноценной исследовательской работы от
студентов, для которых иностранный язык является общеобразовательным
предметом и изучается в объеме двух-трех часов в неделю, тем не менее, и
в
пределах
этого
учебного
времени
можно включить в образовательный
процесс простейшие формы и виды исследовательского труда. Например, в
начале
первого
семестра
со
студентами-первокурсниками
студенты
под
руководством преподавателя работают над циклом устных разговорных тем
под общим названием «Я и мое окружение». В этот цикл входят следующие
темы:
«Моя
биография»,
«Моя
семья»,
«Мой
дом/квартира»,
«Мой
друг/подруга», «Мои увлечения/хобби», «Мой родной край», «Мода и я» и
другие.
Сначала
преподаватель
знакомит
студентов
с
тематическим
вокабуляром, правилами составления монологического высказывания, затем
им предлагается составить рассказ в нужном объеме на родном языке и
перевести его на английский язык. Для качественного выполнения такой
р а б о т ы
с т уд е н т у необходимо
будет
использовать
справочные
и
информационные
источники. Составленные
рассказы
проверяются
и
корректируются
преподавателем,
озвучиваются
перед одногруппниками. В
последствии студенты используют свои рассказы при ответе на экзаменах.
Работа
по
составлению
рассказов
развивает
навыки
составления
монологических высказываний, навыки поисковой работы со справочной
литературой
и
интернет-источниками,
умения
и
навыки публичных
выступлений,
создает
у
студента
«копилку»
готовых,
разработанных
совместно с преподавателем устных тем. При работе над темой «Моя семья»
кроме
составления
рассказа студентам
предлагается
еще
и
составление
генеалогического
древа
своей
семьи,
что предполагает дополнительную
поисковую
работу
в
форме
изучения
семейных
архивов,
если таковые
имеются, семейных альбомов, бесед с родственниками и т.д. Полученную
информацию студенты обрабатывают, с помощью преподавателя и правил
транслитерации
переводят
на
английский
язык
(это
в
основном,
имена
собственные и топонимы) и затем оформляют это графически в виде таблицы.
Работая над темой «Мой дом/квартира» в дополнение к рассказу студенты
составляют
и
план
своего
жилья.
При
этом
им
необходимо
провести
определенную словарную работу, т.к. не все нужные слова встречаются в
учебнике, а обозначения в своих планах они должны написать по-английски.
В черновом виде планы проверяются преподавателем, даются рекомендации,
затем
работы
оформляются,
оцениваются и
могут
быть
использованы
студентами на экзаменах при ответах по этой теме.
В теме «Мой родной край» исследовательская работа обязательно должна
затронуть историю происхождения и развития края, будь то город, поселок
или деревня; современные данные по населению, видам учреждений и т.д.
Если студент заинтересован , то он обязательно должен будет поработать с
местными
и
республиканскими
справочными
материалами, архивами,
материалами прессы, провести встречи и беседы со старожилами этого края
и
др. При
изучении
страноведческих
тем
очень
эффективными
видами
учебно-исследовательской работы являются доклад и реферат.
Изучая
грамматические
темы
также
можно
включить
элементы
исследовательской работы
в
самостоятельную
работу
студентов.
Нами
опробован
метод
работы
с
образцами устного
народного
творчества:
пословицами
и
поговорками.
Преподаватель
подбирает
английские
пословицы и поговорки по изучаемой грамматической теме, предлагает их
студентам
для
перевода
и
затем
дает
задание
подобрать
к
ним
соответствующие
эквиваленты
в
родных
языках
(русском,
татарском,
башкирском
и
др.).
Следующий
этап
работы
заключается
в
том,
что
студенты должны сравнить варианты, проанализировать их и сделать вывод,
как
изучаемое грамматическое явление выражается в каждом из данных
языков.
При
таком
виде
работы
студенты
пользуются
такими
методами
исследования
как сравнение,
анализ
и
обобщение.
Такой
вид
работы
углубляет знания
студентов,
прививает
интерес
к
исследованию,
к
изучению
языков,
раскрывает потенциальные
возможности
студентов
к
проведению самостоятельной поисковой работы.
Исследовательская
работа,
по
какому
бы
аспекту,
в
какой
бы
организационной
форме она
ни
выполнялась,
-
является
неотъемлемой
составляющей
образовательной
программы
всех ступеней
средне
-
специального и высшего профессионального образования.