Напоминание

Анализ настроения школьников. Рефлексия.


Автор: Круглякова Елена Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 8"
Населённый пункт: город Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: Анализ настроения школьников. Рефлексия.
Раздел: среднее образование





Назад





АНАЛИЗ НАСТРОЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ.

РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 8» Круглякова Елена Николаевна
О д и н и з принципов развивающего о б у ч е н и я - принцип а к т и в н о с т и и сознательности. Ребенок м ожет б ы т ь а к т и в е н , е с л и о с о з н а е т цель учения, его необходимость, если каждое его действие является о с о з н а н н ы м и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке я в л я е т с я э т а п рефлексии. Слово рефлексия п р о и сход и т о т латинского r e f l e x i o – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию ка к размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию ка к с а м о а н а л и з . В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как э т о принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия н ап р а в л е н а н а осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным ре зульт атом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить с п о с о б ы и методы, применяемые д р у г и м и с о своими. Исходя из функций рефлексии предлагаю следующая классификация: 1. рефлексия настроения и эмоционал ьного состояния 2. рефлексия деятельнос ти 3. рефлексия содержани я учебного материала Проведение
рефлексии

н а с т р о е н и я

и

эмоционального

состояния
целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального к о н т а к т а с группой и в конце деятельности. Применяю фото с изображением л и ц , ц в е т о в о е изображение настроения, эмоционально- художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия

деятельности
да ет возможность осмысления с п о с о б о в и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Э т о т в и д рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность к а ж д о г о н а р а з н ы х э т а п а х урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического
организатора «рыбья кость»
Рефлексия

содержания

учебного

материала
испол ь з у е т с я д л я выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» з н а н и й и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного о п ы т а и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить о т н о ш е н и е к изучаемой проблеме, соединить старое з н а н и е и осмысление нового. О б ы ч н о в к о н ц е у р о к а подводятся е го итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает с в о й в к л а д в достижение поставленных в н а ч а л е у р о к а ц е л е й , с в о ю активность, эффективность работы к л а с с а , увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы

из

рефлексивного

экрана
на доске: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно … 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствов ал, что… 8. я приобрел … 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую … 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось … Для подведения итогов у р о к а м о ж н о воспользоваться
у

пражнением

«Плюс-минус-

интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и п и с ь м е н н о , в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - « п л ю с » записывается все, что понравилось н а у р о к е , и н ф о р м а ц и я и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему п о л е з н ы д л я достижения каких-то целей. В г р а ф у « М » - «минус» записывается все, ч т о н е понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, к о т о р а я , п о мнению ученика, оказалась для него н е н у ж н о й , бе с п ол е з н о й с т о ч к и з р е н и я решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся
вписывают в с е любопытные факты, о которых узнали на уроке и ч т о б ы е щ е хотелось узнать п о д а н н о й проблеме, в о п р о с ы к у ч и т е л ю . Э т у таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских н а у к , д о к т о р философии Кембриджского университета, с п е ц и а л и с т в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ц е н н о с т и д л я каждого ученика. Д л я у ч а щ и х с я наиболее важными будут графы «П» и «И», т ак как в н и х будут содержаться памятки о то й информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. В конце урока можно дать ребятам небольшую
анкет

у
, к о т о р а я позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную о ц е н к у у р о к у. Некоторые п у н кт ы м ож н о варьировать, дополнять, э т о зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «
|
» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил. Обсуждая в к о н ц е у р о к а результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно о ц е н и т ь с в о ю а к т и в н о с т ь и качество работы. Для того, чтобы закончить урок на положительной н о т е м о ж н о воспользоваться о д н и м и з вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент- похвала, Комплимент деловым качествам, Ко м п л и м е н т в ч у в с т в а х ) , в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный у р о к . Т а к о й вариант окончания урока дает возможность удовлетворения п от р е б н о с т и в признании личностной значимости каждого. Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия д л я о в л а д е н и я иноязычным
общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как л ю б а я д р у г а я , может организовываться в индивидуальной и г р у п п о в о й ф о р м е . Ч т о б ы показать учащимся, к а к они работали в г р у п п е , к а к о в у р о в е н ь и х коммуникации, анализируется не только результат, н о и п р о ц е с с работы, который можно оценить по следующему алгоритму: Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более эффективной - тормозило выполнение задания - не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?  обмен информаци ей  взаимодейс твие  взаимопон имание  были равномерн о задействов аны все уровни Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?  недостаток информаци и  недостаток средств коммуника ции (речевых образцов, текстов и др.)  трудности в общении Какой стиль общения преобладал в работе?  ориентиров анный на человека  ориентиров анный на выполнени е задания Сохранилос ь ли единство группы в ходе выполнения задания?  в группе сохранилос ь единство и партнерски е отношения  единство группы в ходе работы было нарушено Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?  лидер, выдвинувш ийся в ходе работы  нежелание наладить контакт большинст ва участников группы  непониман ие задачи, поставленн ой для совместной работы  сама задача оказалась неинтересн ой, трудной Рефлексивна я к о н т р о л ь н о - оценочная деятельность при организации коллективно- учебной деятельности в группе предполагает включение каждого у ч а щ е г о с я в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Д л я э т о г о используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в в и д е похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
В с е , ч т о делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не с а м о ц е л ь , а п о д г о т о в к а в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельност и, предприимчивост и и конкурентоспособ ности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, р е ф л е к с и я н а у р о к е – э т о совместная деятельность у ч а щ и х с я и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Использова

нная литература:
1. Кульневич С.В., Лакоценин а Т . П . «Анализ современн ого урока». Практическ ое пособие.- Издательст во «Учитель», Ростов-на- Дону, 2003 г. 2. Кульневич С.В., Лакоценин а Т . П . Современн ы й у р о к . Ч а с т ь 1 . Научно- практическ ое пособие. - Издательст во «Учитель», Ростов-на- Дону, 2004 г. 3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководите л е й » . – СПб.: Издательст во «Образова н и е – Культура», 2012г. 4. «Модерниз ация образовате льного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекоменда ц и и д л я опытьно- эксперимен тальной работы школы./под ред.А.Г.Кас пржак и др. – Националь ный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образовани я . – М . : Просвещен ие, 2004г 5. Якиманска я И . С . Личностно - ориентиров анное обучение в современн ой школе - М.: Просвещен ие, 2011


В раздел образования