Автор: Круглякова Елена Николаевна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 8" Населённый пункт: город Энгельс Наименование материала: статья Тема: Анализ настроения школьников. Рефлексия. Раздел: среднее образование
РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия № 8»
Круглякова Елена Николаевна
О д и н
и з
принципов
развивающего
о б у ч е н и я
-
принцип
а к т и в н о с т и
и
сознательности.
Ребенок
м ожет
б ы т ь
а к т и в е н ,
е с л и
о с о з н а е т
цель
учения,
его
необходимость,
если
каждое
его
действие является
о с о з н а н н ы м
и
понятным.
Обязательным
условием
создания
развивающей
среды
на
уроке
я в л я е т с я
э т а п
рефлексии.
Слово
рефлексия
п р о и сход и т
о т
латинского
r e f l e x i o
–
обращение
назад.
Словарь
иностранных слов
определяет
рефлексию
ка к
размышление
о
своем внутреннем
состоянии,
самопознание.
Толковый словарь
русского
языка
трактует
рефлексию
ка к
с а м о а н а л и з .
В
современной
педагогике
под
рефлексией
понимают
самоанализ
деятельности и её
результатов.
Рефлексия
может
осуществляться
не только в конце
урока,
как
э т о
принято
считать,
но и на любом его
этапе.
Рефлексия
н ап р а в л е н а
н а
осознание
пройденного пути,
на сбор в общую
копилку
замеченного
обдуманного,
понятого каждым.
Её цель не просто
уйти
с
урока
с
зафиксированным
ре зульт атом,
а
выстроить
смысловую
цепочку, сравнить
с п о с о б ы
и
методы,
применяемые
д р у г и м и
с о
своими.
Исходя из
функций
рефлексии
предлагаю
следующая
классификация:
1.
рефлексия
настроения
и
эмоционал
ьного
состояния
2.
рефлексия
деятельнос
ти
3.
рефлексия
содержани
я учебного
материала
Проведение
рефлексии
н а с т р о е н и я
и
эмоционального
состояния
целесообразно
в
начале
урока
с
целью
установления
эмоционального
к о н т а к т а
с
группой и в конце
деятельности.
Применяю фото с
изображением
л и ц ,
ц в е т о в о е
изображение
настроения,
эмоционально-
художественное
оформление
(картина,
музыкальный
фрагмент).
Рефлексия
деятельности да
ет
возможность
осмысления
с п о с о б о в
и
приемов работы с
учебным
материалом,
поиска
наиболее
рациональных.
Э т о т
в и д
рефлексивной
деятельности
приемлем на этапе
проверки
домашнего
задания,
защите
проектных
работ.
Применение этого
вида рефлексии в
конце
урока
дает
возможность
оценить
активность
к а ж д о г о
н а
р а з н ы х
э т а п а х
урока,
используя
например
прием
«лестницы
успеха».
Эффективность
решения
поставленной
учебной
задачи
(проблемной
ситуации)
можно
оформить
в
виде
графического
организатора
«рыбья кость»
Рефлексия
содержания
учебного
материала испол
ь з у е т с я
д л я
выявления уровня
осознания
содержания
пройденного.
Эффективен
прием
незаконченного
предложения,
тезиса,
подбора
афоризма,
рефлексия
достижения
цели
с
использованием
«дерева
целей»,
оценки
«приращения»
з н а н и й
и
достижения целей
(высказывания
Я
не знал… - Теперь
я знаю…); прием
анализа
субъективного
о п ы т а
и
достаточно
известный
прием
синквейна,
который помогает
выяснить
о т н о ш е н и е
к
изучаемой
проблеме,
соединить
старое
з н а н и е
и
осмысление
нового.
О б ы ч н о
в
к о н ц е
у р о к а
подводятся
е го
итоги,
обсуждение
того,
что узнали, и того,
как работали – т.е.
каждый оценивает
с в о й
в к л а д
в
достижение
поставленных
в
н а ч а л е
у р о к а
ц е л е й ,
с в о ю
активность,
эффективность
работы
к л а с с а ,
увлекательность и
полезность
выбранных
форм
работы. Ребята по
кругу
высказываются
одним
предложением,
выбирая
начало фразы
из
рефлексивного
экрана на доске:
1.
сегодня я
узнал…
2.
было
интересно
…
3.
было
трудно…
4.
я выполнял
задания…
5.
я понял,
что…
6.
теперь я
могу…
7.
я
почувствов
ал, что…
8.
я
приобрел
…
9.
я
научился…
10. у меня
получилось
…
11. я смог…
12. я
попробую
…
13. меня
удивило…
14. урок дал
мне для
жизни…
15. мне
захотелось
…
Для
подведения итогов
у р о к а
м о ж н о
воспользоваться у
пражнением
«Плюс-минус-
интересно». Это
упражнение
можно
выполнять
как
устно,
так
и
п и с ь м е н н о ,
в
зависимости
от
наличия
времени.
Для
письменного
выполнения
предлагается
заполнить
таблицу
из
трех
граф. В графу «П»
-
« п л ю с »
записывается
все,
что
понравилось
н а
у р о к е ,
и н ф о р м а ц и я
и
формы
работы,
которые
вызвали
положительные
эмоции,
либо
по
мнению
ученика
могут
быть
ему
п о л е з н ы
д л я
достижения
каких-то целей. В
г р а ф у
« М »
-
«минус»
записывается
все,
ч т о
н е
понравилось
на
уроке,
показалось
скучным, вызвало
неприязнь,
осталось
непонятным,
или
информация,
к о т о р а я ,
п о
мнению
ученика,
оказалась для него
н е
н у ж н о й ,
бе с п ол е з н о й
с
т о ч к и
з р е н и я
решения
жизненных
ситуаций. В графу
«И» - «интересно»
учащиеся
вписывают
в с е
любопытные
факты, о которых
узнали на уроке и
ч т о
б ы
е щ е
хотелось
узнать
п о
д а н н о й
проблеме,
в о п р о с ы
к
у ч и т е л ю .
Э т у
таблицу придумал
Эдвард
де
Боно,
доктор
медицинских
н а у к ,
д о к т о р
философии
Кембриджского
университета,
с п е ц и а л и с т
в
области
развития
практических
навыков в области
мышления.
Это
упражнение
позволяет
учителю
взглянуть на урок
глазами учеников,
проанализировать
его с точки зрения
ц е н н о с т и
д л я
каждого
ученика.
Д л я
у ч а щ и х с я
наиболее
важными
будут
графы «П» и «И»,
т ак
как
в
н и х
будут содержаться
памятки
о
то й
информации,
которая может им
когда-нибудь
пригодиться.
В конце
урока можно дать
ребятам
небольшую анкет
у ,
к о т о р а я
позволяет
осуществить
самоанализ,
дать
качественную
и
количественную
о ц е н к у
у р о к у.
Некоторые
п у н кт ы
м ож н о
варьировать,
дополнять,
э т о
зависит от того, на
какие
элементы
урока
обращается
особое
внимание.
Можно попросить
учащихся
аргументировать
свой ответ.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на
уроке я
3.Урок для меня
показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне
был
7.Домашнее задание мне
кажется
Для
оценивания
учащимися своей
активности и
качества своей
работы на уроке
предлагаю
ребятам на
листочке условно
отмечать свои
ответы:
«V» - ответил по
просьбе учителя,
но ответ не
правильный
«W» - ответил по
просьбе учителя,
ответ правильный
« | » - ответил по
своей инициативе,
но ответ не
правильный
«+» - ответил по
своей инициативе,
ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая
в
к о н ц е
у р о к а
результаты
своих
наблюдений,
учащиеся
смогут
объективно
о ц е н и т ь
с в о ю
а к т и в н о с т ь
и
качество
работы.
Для
того,
чтобы
закончить урок на
положительной
н о т е
м о ж н о
воспользоваться
о д н и м
и з
вариантов
упражнении
«Комплимент»
(Комплимент-
похвала,
Комплимент
деловым
качествам,
Ко м п л и м е н т
в
ч у в с т в а х ) ,
в
котором учащиеся
оценивают
вклад
друг друга в урок
и благодарят друг
друга и учителя за
проведенный
у р о к .
Т а к о й
вариант
окончания
урока
дает
возможность
удовлетворения
п от р е б н о с т и
в
признании
личностной
значимости
каждого.
Концепция
развивающего
обучения
предполагает
научить
школьников
работать в разных
режимах
(индивидуальный,
групповой,
коллективный)
Коллективная
учебная
деятельность
создает
условия
д л я
о в л а д е н и я
иноязычным
общением.
Поэтому
рефлексивная
деятельность,
как
л ю б а я
д р у г а я ,
может
организовываться
в индивидуальной
и
г р у п п о в о й
ф о р м е .
Ч т о б ы
показать
учащимся,
к а к
они
работали
в
г р у п п е ,
к а к о в
у р о в е н ь
и х
коммуникации,
анализируется
не
только
результат,
н о
и
п р о ц е с с
работы,
который
можно оценить по
следующему
алгоритму:
Как
общение в ходе
работы влияло на
выполнение
задания?
- делало её более
эффективной
- тормозило
выполнение
задания
- не позволило
точно выполнить
задачу, испортило
отношения в
группе
На каком
уровне в большей
степени
осуществлялось
общение в
группе?
обмен
информаци
ей
взаимодейс
твие
взаимопон
имание
были
равномерн
о
задействов
аны все
уровни
Какого
уровня
коммуникативные
трудности
испытывали
участники группы
при выполнении
задания?
недостаток
информаци
и
недостаток
средств
коммуника
ции
(речевых
образцов,
текстов и
др.)
трудности
в общении
Какой стиль
общения
преобладал в
работе?
ориентиров
анный на
человека
ориентиров
анный на
выполнени
е задания
Сохранилос
ь ли единство
группы в ходе
выполнения
задания?
в группе
сохранилос
ь единство
и
партнерски
е
отношения
единство
группы в
ходе
работы
было
нарушено
Кто или что
сыграло
решающую роль в
том, что
произошло в
группе?
лидер,
выдвинувш
ийся в ходе
работы
нежелание
наладить
контакт
большинст
ва
участников
группы
непониман
ие задачи,
поставленн
ой для
совместной
работы
сама задача
оказалась
неинтересн
ой, трудной
Рефлексивна
я
к о н т р о л ь н о -
оценочная
деятельность
при
организации
коллективно-
учебной
деятельности
в
группе
предполагает
включение
каждого
у ч а щ е г о с я
в
действие
взаимоконтроля
и
взаимооценки.
Д л я
э т о г о
используются
оценочные
карты,
цель
которых
–
научить адекватно
оценивать
себя
и
других.
Можно
предложить
учащимся сделать
краткие
записи
–
обоснования
оценки
в
в и д е
похвалы,
одобрения,
пожелания и т.д.
В с е ,
ч т о
делается на уроке
по
организации
рефлексивной
деятельности – не
с а м о ц е л ь ,
а
п о д г о т о в к а
в
сознательной
внутренней
рефлексии
развитию
очень
важных
качеств
современной
личности:
самостоятельност
и,
предприимчивост
и
и
конкурентоспособ
ности.
Однако,
процесс
рефлексии должен
быть
многогранным,
так
как
оценка
должна
проводиться
не
только личностью
самой
себя,
но
и
окружающими
людьми.
Таким
образом,
р е ф л е к с и я
н а
у р о к е
–
э т о
совместная
деятельность
у ч а щ и х с я
и
учителя,
позволяющая
совершенствовать
учебный
процесс,
ориентируясь
на
личность каждого
ученика.
Использова
нная литература:
1.
Кульневич
С.В.,
Лакоценин
а
Т . П .
«Анализ
современн
ого урока».
Практическ
ое
пособие.-
Издательст
во
«Учитель»,
Ростов-на-
Дону,
2003
г.
2.
Кульневич
С.В.,
Лакоценин
а
Т . П .
Современн
ы й
у р о к .
Ч а с т ь
1 .
Научно-
практическ
ое пособие.
-
Издательст
во
«Учитель»,
Ростов-на-
Дону,
2004
г.
3.
Майорова
Н.П.,
Чепурных
Е.Е.,
Шурухт
С.М.,
«Обучение
жизненно
важным
навыкам
в
школе:
пособие
для
классных
руководите
л е й » .
–
СПб.:
Издательст
во
«Образова
н и е
–
Культура»,
2012г.
4.
«Модерниз
ация
образовате
льного
процесса
в
начальной,
основной и
старшей
школе:
варианты
решения.
Рекоменда
ц и и
д л я
опытьно-
эксперимен
тальной
работы
школы./под
ред.А.Г.Кас
пржак и др.
–
Националь
ный
фонд
подготовки
кадров.
Институт
новых
технологий
образовани
я .
–
М . :
Просвещен
ие, 2004г
5.
Якиманска
я
И . С .
Личностно
-
ориентиров
анное
обучение
в
современн
ой школе -
М.:
Просвещен
ие, 2011