Автор: Ерохина Ольга Борисовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГОУ ЯО "Афинская школа-интернат" Населённый пункт: с. Арефино, Ярославская область Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Путешествие в страну знаний" Раздел: среднее образование
Государственное образовательное учреждение Ярославской области
«Арефинская школа-интернат»
Конспект занятия
«Путешествие в страну знаний»
Автор:
Педагог-психолог Ерохина О.Б.
Рыбинск
2016 г.
1
Путешествие в страну знаний
(занятие для учащихся 5 класса)
1. Цель:
-
Способствовать
развитию
познавательных
процессов
учащихся
и
их
личностных характеристик.
2. Задачи:
- создать
у
учащихся
положительный эмоциональный
фон
и
хорошее
настроение;
- развивать рефлексию собственных личностных качеств
- развивать внимание (переключение);
- развивать мышление (анализ через синтез);
- развивать внутренний план действий;
- развивать умение работать в команде.
3. Формы работы
на занятии: индивидуальные, парные и групповые.
4. Оборудование: резиновый мяч, презентация с заданиями,листы бумаги
на каждого учащегося, ручки, раздаточный материал на каждого участника,
карточки для оценивания заданий.
Содержание занятия:
1. Вводная часть.
Психолог представляется учащимся и предлагает им игру «Знакомство»
Игра «Знакомство»
Цель: знакомство с участниками занятия.
Содержание: ведущий предлагает по кругу передавать мяч каждому
участнику,
который
должен
назвать
своё
имя
и
прилагательное,
характеризующее
какое-либо
его
личностное
качество
(Л е н а
-
спортивная,
Миша
-
доброжелательный, Катя – оптимистичная и т.д.).
Ведущий начинает с себя.
После того, как все участники представятся, ведущий предлагает всем
улыбнуться
для
создания
доброжелательной
атмосферы
в
группе:
«Улыбнитесь и скажите друг другу добрые слова».
Слова ведущего:
Вот мы с вами и познакомились! Сейчас я предлагаю вам отправиться
вместе со мной в путешествие. Как и в любом путешествии нам предстоит
преодолевать
препятствия,
а
преодолеть
их
нам
помогут
наша
внимательность и сообразительность. Чтобы настроиться на преодоление
трудностей
я
предлагаю
вам
выполнить
упражнение
«Заземлитель».
Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»
Цель:
улучшение внимания, мыслительной деятельности, понимания при
чтении.
Инструкция: Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо,
левую направьте строго
прямо.
Вдохните,
одновременно напрягая правую
ногу,
бёдра
держите
«собранными».
Это
поможет
укрепить
бедра и
2
стабилизировать
спину. При
выдохе
согните
правое
колено. Повторите
упражнение 3 раза. Затем сделайте то же самое левой ногой.
2.Основная
часть.
Слова ведущего:
Вы готовы к путешествию?(Ответы детей)
Замечательно!
Но
я
должна
вас
предупредить,
что
мы
будем
путешествовать с остановками на островах, где надо будет выполнить
определённое задание, чтобы продолжить путь дальше. Название конечного
острова мне не известно, но я знаю, что в его названии имеются начальные
буквы островов, которые мы будем посещать, поэтому вы должны их
запоминать.
ОСТРОВ 1. «ПРИДУМКА»
Упражнение «Говорящая надпись»
Цель: рефлексия собственных личностных качеств.
Содержание:
Учащимся
предлагается
в
течение
2,5
минут
придумать
надпись на обложку тетради, которая кратко отразила бы то, что каждый
х о ч е т сообщить
о
себе
окружающим.
У
учащихся
карточки
с
вопросительным
и
восклицательным
знаками,
если
что-то
непонятно,
учащимся предлагается поднять карточку с вопросительным знаком, чтобы
психолог мог подойти и помочь ученику справиться с заданием.
Затем
надписи
по
очереди
зачитываются
(критический
разбор
не
допускается)
и обсуждаются:
что
же
каждый
хочет
сообщить
о
себе?
Зачитывается и надпись, сделанная психологом.
Вот вы и справились с первым заданием.
Поднимите карточки с восклицательным знаком те, кому не составило
труда справиться с заданием и карточки с вопросительным знаком те, у
кого возникли трудности.
Что было особенно трудно?(Ответы детей)
ОСТРОВ 2. «ЗНАЙКА»
Упражнение «Составь слова»
Цель: развитие мышления (анализ через синтез)
Содержание:
У ч а щ и м с я
з а д а ё т с я
д л и н н о е
с л о в о
( н а п р и м е р ,
«электростанция», «перерегистрация», «корреспонденция», «тарификация»,
«каракатица»…).
Н у ж н о
с о с т а в и т ь
к а к
м о ж н о
б о л ь ш е
с л о в
(существительных) из букв, входящих в заданное слово. Добавлять другие
буквы
запрещается.
Имена
собственные,
прилагательные,
глаголы,
числительные, использовать нельзя.
Для
выполнения
задания
участники
разбиваются на пары.
Вот и второе задание вы успешно выполнили.
Что
развивает
данное
упражнение:
память,
внимание
или
мышление?
(Ответы детей)
Правильно, данное упражнение развивает мышление, вы же должны были
размышлять, составлять слова из букв, а это не очень-то легко.
Но вы справились и с этим!
3
Давайте поаплодируем себе. Молодцы!
ОСТРОВ 3. «Алфавит»
Упражнение «Называйте и считайте»
Цель: развитие внимания (переключение)
Содержание: Ученикам предлагается вспомнить алфавит и называть буквы
алфавита,
которые
перемежаются счетом: А-1, Б- 2, В- 3 и т.д. Затем для
усложнения задания используется числовой ряд, а вместо чисел учащиеся
называют буквы алфавита.
Вот вы справились и с третьим заданием.
Поднимите красную карточку те, кому было легко справиться с заданием, а
жёлтую – те, у кого возникли трудности при выполнении задания.
Чем нам может быть полезно данное упражнение?
ОСТРОВ 4. «Незевайка»
Упражнение «Бабочка» (модифицировано упражнение «Муха»
Локалова Н.
П. «Уроки психологического развития»)
Материал к заданию : большой квадрат, разделенный на 25 клеточек (10x10
см). В центральном квадрате нарисована бабочка.
Цель: развитие внутреннего плана действий.
Содержание: Ученикам объясняется, что бабочка может совершать движения
по квадрату вверх или вниз, влево или вправо. Начало движения бабочки с
того
места,
где
она
остановилась.
Психолог
называет
направления
перемещения
бабочки,
а
ученики
должны,
глядя
на
квадрат,
мысленно
следить
за
ее перемещениями
и
ответить,
в
каком
квадрате
оказалась
бабочка в результате очередного перемещения.
Например, психолог говорит: «вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо,
вниз. Где бабочка?». Ученики должны показать этот квадрат. Усложнение
з а д а н и я достигается
за
счет
увеличения
количества
и
скорости
передвижений.
И с этим вы справились!
Что развивает данное упражнение, как вы считаете? (Ответы детей)
Правильно, данное упражнение развивает внимание и умение составлять
внутренний
план
действий.
Вы
же
мысленно
выстраивали
маршрут
бабочки, чтобы понять, где она остановится.
Поднимите красные карточки те, кому было легко проследить за полётом
бабочки и жёлтые - те, кому не всегда удавалос ьэто сделать.
ОСТРОВ 5. « ИНКОГНИТО»
Упражнение 5. «Угадай, кто это?»
Цель: развитие представлений о личностных качествах и умения работать в
команде.
Содержание: учащимся
предлагается
разделиться
на
2
группы.
Каждая
группа выбирает из своего состава человека и описывает его личностные
качества. После выполнения задания участникам противоположной команды
предлагается узнать по описанию участника. Побеждает команда, которая
наиболее точно описала своего представителя.
4
Вот и последнее препятствие вы преодолели.
Как вы считаете, удалось вам справиться с заданием? (Ответы детей)
Что было особенно трудно?
Чем нам может быть полезно данное задание?
Поднимите карточку с восклицательным знаком те, кто считает, что
задание не вызвало трудности, а с вопросительным – те, для кого задание
оказалось сложным.
А сейчас пришло время узнать название последнего острова
ОСТРОВ 6. « ?»
О
Н
Е
П
О
З
Н
А
Н
И
Е
3 . Заключительная часть.
Рефлексия
А сейчас, когда все задания выполнены, я предлагаю вам оценить свою
работу и обвести на карточках соответствующий ответ.
№
Вопрос
Ответ обведите
1.
На занятии я работал
активно
пассивно
2.
Своей работой я
доволен
не доволен
3.
Урок для меня показался
коротким
длинным
4.
За урок я
не устал
устал
5.
Моё настроение стало
лучше
хуже
6.
Задания на занятии были мне
понятны
не понятны
После
формирующего
оценивания
психолог
говорит
участникам:
«Пожалуйста, встаньте в шеренгу. Я хочу предложить Вам поучаствовать
в
небольшой
церемонии,
которая
поможет
нам
выразить
дружеские
чувства и благодарность друг другу».
Содержание:
участники по кругу пожимают друг другу руки и говорят:
«Спасибо
за
приятное
занятие!».
По
окончании
церемонии
психолог
благодарит всех участников занятия.
Используемая литература:
5
1. Локалова Н. П. «Уроки психологического развития» в ср. шк.(5-6 класс). М.
Изд-во «Ось-89» 2001.
2. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост.
– СПб.: Речь, 2006.
6
7