Напоминание

"Путешествие в страну знаний"


Автор: Ерохина Ольга Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Афинская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Арефино, Ярославская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Путешествие в страну знаний"
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Арефинская школа-интернат»
Конспект занятия

«Путешествие в страну знаний»
Автор: Педагог-психолог Ерохина О.Б. Рыбинск 2016 г. 1

Путешествие в страну знаний

(занятие для учащихся 5 класса)

1. Цель:
- Способствовать развитию познавательных процессов учащихся и их личностных характеристик.
2. Задачи:

-
создать у учащихся положительный эмоциональный фон и хорошее настроение;
-
развивать рефлексию собственных личностных качеств
-
развивать внимание (переключение);
-
развивать мышление (анализ через синтез);
-
развивать внутренний план действий;
-
развивать умение работать в команде.
3. Формы работы

на занятии:
индивидуальные, парные и групповые.
4. Оборудование:
резиновый мяч, презентация с заданиями,листы бумаги на каждого учащегося, ручки, раздаточный материал на каждого участника, карточки для оценивания заданий.
Содержание занятия:

1. Вводная часть.
Психолог представляется учащимся и предлагает им игру «Знакомство»
Игра «Знакомство»

Цель:
знакомство с участниками занятия.
Содержание:
ведущий предлагает по кругу передавать мяч каждому участнику, который должен назвать своё имя и прилагательное, характеризующее какое-либо его личностное качество (Л е н а - спортивная, Миша - доброжелательный, Катя – оптимистичная и т.д.). Ведущий начинает с себя. После того, как все участники представятся, ведущий предлагает всем улыбнуться для создания доброжелательной атмосферы в группе: «Улыбнитесь и скажите друг другу добрые слова».
Слова ведущего:
Вот мы с вами и познакомились! Сейчас я предлагаю вам отправиться вместе со мной в путешествие. Как и в любом путешествии нам предстоит преодолевать препятствия, а преодолеть их нам помогут наша внимательность и сообразительность. Чтобы настроиться на преодоление трудностей я предлагаю вам выполнить упражнение «Заземлитель».
Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»

Цель:
улучшение внимания, мыслительной деятельности, понимания при чтении.
Инструкция:
Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. Вдохните, одновременно напрягая правую ногу, бёдра держите «собранными». Это поможет укрепить бедра и 2
стабилизировать спину. При выдохе согните правое колено. Повторите упражнение 3 раза. Затем сделайте то же самое левой ногой.
2.Основная

часть.

Слова ведущего:
Вы готовы к путешествию?(Ответы детей) Замечательно! Но я должна вас предупредить, что мы будем путешествовать с остановками на островах, где надо будет выполнить определённое задание, чтобы продолжить путь дальше. Название конечного острова мне не известно, но я знаю, что в его названии имеются начальные буквы островов, которые мы будем посещать, поэтому вы должны их запоминать.
ОСТРОВ 1. «ПРИДУМКА»

Упражнение «Говорящая надпись»

Цель:
рефлексия собственных личностных качеств.
Содержание:
Учащимся предлагается в течение 2,5 минут придумать надпись на обложку тетради, которая кратко отразила бы то, что каждый х о ч е т сообщить о себе окружающим. У учащихся карточки с вопросительным и восклицательным знаками, если что-то непонятно, учащимся предлагается поднять карточку с вопросительным знаком, чтобы психолог мог подойти и помочь ученику справиться с заданием. Затем надписи по очереди зачитываются (критический разбор не допускается) и обсуждаются: что же каждый хочет сообщить о себе? Зачитывается и надпись, сделанная психологом.
Вот вы и справились с первым заданием.
Поднимите карточки с восклицательным знаком те, кому не составило труда справиться с заданием и карточки с вопросительным знаком те, у кого возникли трудности. Что было особенно трудно?(Ответы детей)
ОСТРОВ 2. «ЗНАЙКА»

Упражнение «Составь слова»

Цель:
развитие мышления (анализ через синтез)
Содержание:
У ч а щ и м с я з а д а ё т с я д л и н н о е с л о в о ( н а п р и м е р , «электростанция», «перерегистрация», «корреспонденция», «тарификация», «каракатица»…). Н у ж н о с о с т а в и т ь к а к м о ж н о б о л ь ш е с л о в (существительных) из букв, входящих в заданное слово. Добавлять другие буквы запрещается. Имена собственные, прилагательные, глаголы, числительные, использовать нельзя. Для выполнения задания участники разбиваются на пары.
Вот и второе задание вы успешно выполнили.
Что развивает данное упражнение: память, внимание или мышление? (Ответы детей) Правильно, данное упражнение развивает мышление, вы же должны были размышлять, составлять слова из букв, а это не очень-то легко. Но вы справились и с этим! 3
Давайте поаплодируем себе. Молодцы!
ОСТРОВ 3. «Алфавит»

Упражнение «Называйте и считайте»

Цель:
развитие внимания (переключение)
Содержание:
Ученикам предлагается вспомнить алфавит и называть буквы алфавита, которые перемежаются счетом: А-1, Б- 2, В- 3 и т.д. Затем для усложнения задания используется числовой ряд, а вместо чисел учащиеся называют буквы алфавита.
Вот вы справились и с третьим заданием.
Поднимите красную карточку те, кому было легко справиться с заданием, а жёлтую – те, у кого возникли трудности при выполнении задания. Чем нам может быть полезно данное упражнение?
ОСТРОВ 4. «Незевайка»

Упражнение «Бабочка»
(модифицировано упражнение «Муха» Локалова Н. П. «Уроки психологического развития»)
Материал к заданию
: большой квадрат, разделенный на 25 клеточек (10x10 см). В центральном квадрате нарисована бабочка.
Цель:
развитие внутреннего плана действий.
Содержание:
Ученикам объясняется, что бабочка может совершать движения по квадрату вверх или вниз, влево или вправо. Начало движения бабочки с того места, где она остановилась. Психолог называет направления перемещения бабочки, а ученики должны, глядя на квадрат, мысленно следить за ее перемещениями и ответить, в каком квадрате оказалась бабочка в результате очередного перемещения. Например, психолог говорит: «вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где бабочка?». Ученики должны показать этот квадрат. Усложнение з а д а н и я достигается за счет увеличения количества и скорости передвижений.
И с этим вы справились!
Что развивает данное упражнение, как вы считаете? (Ответы детей) Правильно, данное упражнение развивает внимание и умение составлять внутренний план действий. Вы же мысленно выстраивали маршрут бабочки, чтобы понять, где она остановится. Поднимите красные карточки те, кому было легко проследить за полётом бабочки и жёлтые - те, кому не всегда удавалос ьэто сделать.
ОСТРОВ 5. « ИНКОГНИТО»

Упражнение 5. «Угадай, кто это?»

Цель:
развитие представлений о личностных качествах и умения работать в команде.
Содержание:
учащимся предлагается разделиться на 2 группы. Каждая группа выбирает из своего состава человека и описывает его личностные качества. После выполнения задания участникам противоположной команды предлагается узнать по описанию участника. Побеждает команда, которая наиболее точно описала своего представителя. 4

Вот и последнее препятствие вы преодолели.
Как вы считаете, удалось вам справиться с заданием? (Ответы детей) Что было особенно трудно? Чем нам может быть полезно данное задание? Поднимите карточку с восклицательным знаком те, кто считает, что задание не вызвало трудности, а с вопросительным – те, для кого задание оказалось сложным.
А сейчас пришло время узнать название последнего острова

ОСТРОВ 6. « ?»

О

Н

Е

П

О

З

Н

А

Н

И

Е

3
.
Заключительная часть.

Рефлексия
А сейчас, когда все задания выполнены, я предлагаю вам оценить свою работу и обвести на карточках соответствующий ответ. № Вопрос Ответ обведите 1. На занятии я работал активно пассивно 2. Своей работой я доволен не доволен 3. Урок для меня показался коротким длинным 4. За урок я не устал устал 5. Моё настроение стало лучше хуже 6. Задания на занятии были мне понятны не понятны После формирующего оценивания психолог говорит участникам: «Пожалуйста, встаньте в шеренгу. Я хочу предложить Вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу».
Содержание:
участники по кругу пожимают друг другу руки и говорят: «Спасибо за приятное занятие!». По окончании церемонии психолог благодарит всех участников занятия.
Используемая литература:
5
1. Локалова Н. П. «Уроки психологического развития» в ср. шк.(5-6 класс). М. Изд-во «Ось-89» 2001. 2. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2006. 6
7


В раздел образования