Напоминание

Авторская программа кружка "Плавание"


Автор: Андрианов Евгений Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СШ № 74
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Авторская программа кружка "Плавание"
Раздел: полное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 74 ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ПЛАВАНИЕ».
Составитель программы учитель физической культуры МБОУ СШ № 74 высшей квалификационной категории Андрианов Е.Н. город Ульяновск 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощным фактором, повышающим адаптационные возможности организма, расширяющим функциональные резервы. Являясь одним из естественных видов двигательной деятельности, плавание в то же время представляет собой уникальное средство физического воспитания. Возможность погружаться на разную глубину, задерживая дыхание, оказывает тренирующее воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, центральный нервный аппарат. Пребывание под водой при задержке дыхания развивает анаэробную производительность организма, тренирует устойчивость к экстремальным ситуациям. У регулярно занимающихся плаванием жизненная активность легких значительно выше. В связи с укреплением и развитием дыхательных мышц усиливается легочная вентиляция. Передвижение в воде создает хорошие возможности для развития и совершенствования всех типов дыхания. Велико гигиеническое значение воды. Интенсивная мышечная нагрузка во время быстрого передвижения в водной среде очищает тело человека, не сопровождается обильным потоотделением. Прохладная вода повышает тонус мышц, что благотворно сказывается на состоянии мышечной системы. Занятия плаванием существенно снижают массу тела. Благодаря высокой плотности, вода оказывает заметное давление на кожный покров, массируя внутренние органы и способствуя расслаблению мышц. В воде растворено определенное количество кислорода, и организм получает возможность его дополнительного использования. Упругие потоки воды, оказывая сопротивление плывущему человеку, массируют тело, что благотворно сказывается на физическом и психическом состоянии. Различают плавание оздоровительное, лечебное, статическое, синхронное (художественное) и спортивное. В этой программе охвачено два направления, которые неразрывно связаны между собой: спортивное и лечебное плавание. К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение детей всеми способами: дельфин, на спине, брасс, кроль, а также стартов и поворотов, на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей), формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни. В процессе плавания создаются благоприятные условия для исправления нарушений осанки и деформаций позвоночника. Это позволило разработать специальное направление - лечебное плавание. Оно направлено на коррекцию деформаций позвоночника и грудной клетки, улучшение осанки, формирование правильного дыхания, повышение тонуса мышц - разгибателей позвоночника, брюшного пресса, а также улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния. Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах. Необходимость создания данной программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Цифры «кричат...», но слышат и понимают это только, к сожалению, лишь специалисты и родители, заинтересованные в воспитании здорового ребенка. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. В такой порочный круг попадают многие дети. Разорвать его можно, только обеспечив правильное физическое воспитание и адекватный двигательный режим для конкретного ребенка. Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение ни одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления учащихся школы. Вопросы физического развития школьников представлены, как основа
профилактики нарушений. Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью всего лечебного комплекса. Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребенком индивидуально, развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности. Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них лучше получаются. Это дает возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно.
Цель программы:
Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей).
Задачи программы:
 формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;  укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);  достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными особенностями детей;  прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.
Задачи программы 1 года обучения.
 привлечение максимально возможного числа детей к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;  овладение жизненно необходимыми навыками плавания;  обучение основам техники плавания способами кроль на груди, на спине;  приобретение детьми разносторонней физической подготовленности;  приобретение обучающимися уверенности в своих силах.
Задачи программы 2 года обучения.
 укрепление здоровья и закаливание;  устранение недостатков в уровне физической подготовленности; формирование интереса к целенаправленным многолетним занятиям плаванием;  формирование правильной осанки;  улучшение координации движений;  приобретение навыков плавания - освоение плавания;  закаливание организма
Задачи программы 3 года обучения
 обучение основам техники способов плавания кроль, брасс;  приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;  выявление талантливых в спортивном отношении детей на о снове морфологических критериев и двигательной одаренности.

Задачи программы 4 года обучения.
 увеличение силы и тонуса мышц;  улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;  совершенствование техники всех способов плавания;  совершенствование техники стартов и поворотов;  воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
В результате изучения программы обучающийся должен знать:  названия плавательных упражнений;  способы плавания и предметы для обучения;  влияние плавания на состояние здоровья;  правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации. Каждый ученик должен уметь: проплыть вольным стилем 15 метров и владеть: двумя любыми видами плавания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программного материала занятий по плаванию для обучающихся 1-го

года обучения.

Теоретический

раздел.
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (плавательные доски). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.
Практический раздел.
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «Поплавка», скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине. Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжения с движениями ног; гребковые движения рук; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле). Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание с помощью только рук и ног). Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».
Контрольный раздел.
Учащиеся 1 года обучения должны уметь плавать двумя видами плавания кроль на груди и кроль на спине, проплывать без остановки 12 метров без учета времени.
Содержание программного материала уроков плавания для учащихся 2-го года

обучения.

Теоретический раздел.
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья.

Практический раздел.
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Совершенствование плавания способом кроль на груди и на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте и в сочетании с ходьбой, согласование движений рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).
Контрольный раздел.
Учащиеся 2 года обучения должны уметь плавать двумя видами плавания кроль на груди и кроль на спине.
Содержание

программного

материала

уроков

плавания

для

учащихся

3-го

года

обучения.

Теоретический раздел.
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Названия упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества. Дистанции в соревнованиях по плаванию.
Практический раздел.
Совершенствование техники плавания кроль на груди и на спине. Разучивание техники плавания брасс.
Контрольный раздел
. Учащиеся 3 года обучения должны уметь плавать видами кроль на груди и кроль на спине, брассом.
Содержание программного материала уроков плавания для учащихся 4-го года

обучения.

Теоретический раздел
. Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Названия упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества. Дистанции в соревнованиях по плаванию.
Практический раздел.
Совершенствование техники плавания кроль на груди и на спине, брасс. Разучивание техники поворотов при плавании кролем.
Контрольный раздел.
Учащиеся 4 года обучения должны уметь плавать видами кроль на груди и кроль на спине, брассом. Выполнять технику поворотов при плавании кроль на груди.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по плаванию являются:  умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами
освоения учащимися содержания программы по плаванию являются следующие умения:  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными

результатами
освоения учащимися содержания программы по плаванию являются следующие умения:  характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;  находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий по плаванию;  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;  планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;  анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;  видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;  оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;  управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;  технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами
освоения учащимися содержания программы по плаванию являются: знания о плавании.
Выпускник научится:
 ориентироваться в понятиях «плавание», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развитие основных систем организма;  раскрывать на примерах положительное влияние занятий плаванием на физическое, личностное и социальное развитие;  ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;  организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в бассейне, так и на открытом водоеме), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий плаванием.
Выпускник получит возможность научиться:

 выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;  характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Тематическое планирование.

Первый год обучения.
№ Тема Дата 1 Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Гигиена плавания и купания. Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. 2 Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры 3 Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры. 4 Вспомогательные средства для занятий плаванием (плавательные доски). Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры. 5 Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры. 6 Изучение техники скольжения на груди. 7 Совершенствование техники скольжения на груди. 8 Изучение движений ногами при плавании кролем. Подвижные игры 9 Изучение движений ногами при плавании кролем Подвижные игры 10 Совершенствование движений ногами при плавании кролем. 11 Совершенствование движений ногами при плавании кролем. 12 Виды водного спорта. Изучение движений руками при плавании кролем на груди. 13 Изучение движений руками при плавании кролем на груди. 14 Изучение согласованности движений рук и ног при плавании кролем на груди. 15 Изучение согласованности движений рук и ног при плавании кролем на груди. 16 Совершенствование согласованности движений рук и ног при плавании кролем на груди. 17 Совершенствование согласованности движений рук и ног при плавании кролем на груди. 18 Совершенствование согласованности движений рук и ног при плавании кролем на груди. 19 Изучение техники скольжения на спине. 20 Совершенствование техники скольжения на спине. 21 Изучение техники плавания кроль на спине. 22 Изучение техники плавания кроль на спине. 23 Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 24 Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 25 Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 26 Совершенствование техники плавания кроль на спине и на груди. 27 Совершенствование техники плавания кроль на спине и на груди. 28 Поведение в экстремальной ситуации на водоемах. Сдача нормативов.
Тематическое планирование.

Второй год обучения.

№ п/п Тема Дата 1 Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры. 2 Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры. 3 Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 4 Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 5 Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 6 Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры. 7 Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры. 8 Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры. 9 Изучение техники дыхания при плавании кролем на груди. 10 Изучение техники дыхания при плавании кролем на груди. 11 Изучение техники дыхания при плавании кролем на груди. 12 Совершенствование техники дыхания при плавании кролем на груди. 13 Совершенствование техники дыхания при плавании кролем на груди. 14 Совершенствование техники дыхания при плавании кролем на груди. 15 Сочетание техники дыхания с техникой работы руками при плавании кролем на груди. 16 Сочетание техники дыхания с техникой работы руками при плавании кролем на груди. 17 Совершенствование техники дыхания с техникой работы руками при плавании кролем на груди. 18 Совершенствование техники дыхания с техникой работы руками при плавании кролем на груди. 19 Совершенствование техники дыхания с техникой работы руками при плавании кролем на груди. 20 Плавание кролем на груди в полной координации. 21 Плавание кролем на груди в полной координации. 22 Плавание кролем на груди в полной координации. 23 Совершенствование плавания кроль на спине, на груди. 24 Совершенствование плавания кроль на спине, на груди. 25 Совершенствование плавания кроль на спине, на груди. 26 Совершенствование плавания кроль на спине, на груди . 27 Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Совершенствование плавания кроль на спине, на груди. 28 Сдача нормативов.
Тематическое планирование.

Третий год обучения.
№ п/п Тема Дата 1 Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 2 Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 3 Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 4 Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры. 5 Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры. 6 Названия упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания. Совершенствование техники плавания кроль на груди.
Подвижные игры. 7 Изучение движений ног при плавании брассом. 8 Изучение движений ног при плавании брассом. Влияние плавания на физические качества. 9 Изучение движений ног при плавании брассом. 10 Изучение движений рук при плавании брассом. 11 Изучение движений рук при плавании брассом. 12 Изучение движений рук при плавании брассом 13 Изучение согласованности движений рук и ног при плавании брассом. 14 Изучение согласованности движений рук и ног при плавании брассом. 15 Изучение согласованности движений рук и ног при плавании брассом. 16 Совершенствование согласованности движений рук и ног при плавании брассом. 17 Совершенствование согласованности движений рук и ног при плавании брассом. 18 Совершенствование согласованности движений рук и ног при плавании брассом. 19 Изучение техники дыхания при плавании брассом. 20 Изучение техники дыхания при плавании брассом. 21 Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брассом. 22 Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брассом. 23 Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брассом. 24 Совершенствование плавание кроль на спине, на груди и брасс. 25 Совершенствование плавание кроль на спине, на груди и брасс. 26 Дистанции в соревнованиях по плаванию. Совершенствование плавание кроль на спине, на груди и брасс. 27 Правила соревнований. Совершенствование плавание кроль на спине, на груди и брасс. 28 Сдача нормативов.
Тематическое планирование.

Четвертый год обучения.
№ п/п Тема Дата 1 Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 2 Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 3 Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры. 4 Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры. 5 Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры. 6 Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры. 7 Названия упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания. Изучение техники поворотов при плавании кролем на груди. 8 Изучение техники поворотов при плавании кролем на груди. 9 Изучение техники поворотов при плавании кролем на груди. 10 Совершенствование техники поворотов при плавании кролем на груди. 11 Совершенствование техники поворотов при плавании кролем на груди. 12 Совершенствование техники поворотов при плавании кролем на груди.
13 Совершенствование техники поворотов при плавании кролем на груди. 14 Изучение техники поворотов при плавании кролем на спине. 15 Изучение техники поворотов при плавании кролем на спине. 16 Изучение техники поворотов при плавании кролем на спине. 17 Совершенствование техники поворотов при плавании кролем на спине. 18 Совершенствование техники поворотов при плавании кролем на спине. 19 Совершенствование техники поворотов при плавании кролем на спине. 20 Совершенствование техники плавания брассом. 21 Совершенствование техники плавания брассом. 22 Совершенствование техники плавания брассом. 23 Изучение техники поворотов при плавании брассом. 24 Изучение техники поворотов при плавании брассом. 25 Совершенствование техники поворотов при плавании брассом. 26 Совершенствование техники поворотов при плавании брассом. 27 Правила соревнований. Дистанции в соревнованиях по плаванию. Совершенствование плавание кроль на спине, на груди и брасс. 28 Сдача нормативов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
 Ганчар И. Л, Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 1998.  Макаренко Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию. – М.: ФИС, 1985. с. 27-38.  Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991  Плавание: Методические рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва. – М., 1993.


В раздел образования