Напоминание

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности с использованием фольклора


Автор: Щелкунова Маргарита Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №146 "Дельфин"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Презентация
Тема: Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности с использованием фольклора
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие речи детей

посредством театрализованной

деятельности с использованием

фольклора и учётом

регионального компонента.




Речь – важнейшая психическая функция

человека – не является врождённой. Она

формируется у ребёнка постепенно в процессе

его роста и развития и зависит от многих

условий.




Г.С.Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал

более близкий, затрагивающий интересы и потребности

детского возраста и потому самый занимательный, чем

тот, который связан с детским бытом, с повседневной

жизнью, который возник, вырос и развился из исканий

высокой радости детской народной массы. Это – детский

фольклор».


Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические

произведения, созданные для детей и имеющие определённую

педагогическую направленность.

Такие произведения окрашивают речь взрослого,

делая её образной, красочной; привлекают внимание

детей, оживляют обычные повседневные дела ребёнка.


Виды малых фольклорных жанров

Потешки

Песенки

Загадки

Прибаутки

Колыбельные

Пословицы

Поговорки

Кричалки

Заклички

Небылицы






С целью развития речи детей младшего

дошкольного возраста широко используются:

потешки,

песенки,

прибаутки,

колыбельные

Этот речевой материал доступен, интересен,

понятен детям, особенно если проживается в

театрализованной деятельности.


Драматизируя различные формы фольклора, дети

знакомятся с окружающим миром, с художественным

словом через образы, краски, звуки.


В старшем возрасте произведения фольклора

помогают сформировать художественно-речевую

деятельность ребёнка, развить его словесное

творчество.

Для достижения этой цели необходимо:

1. Создать у детей определённый запас русских

народных сказок и фольклора малых форм.



2. Обогатить опыт детей знаниями нового

материала с доступным для данного возраста

содержанием.




3

. Помочь детям усвоить способы развития

сюжета, построения русской народной сказки,

выразительные средства русского языка.

4. Подвести детей к наибольшей

самостоятельности в словесно-творческих

проявлениях.


Методические рекомендации при ознакомлении с

фольклорным произведением

Эмоциональное отношение взрослого к читаемому.

В младшем возрасте сопровождаемое действиями.

Старшим дошкольникам читать следует сдержаннее.

Во время беседы по содержанию необходимо обращать

внимание на художественные особенности

произведения.


Методические приёмы

Демонстрация сказки с помощью наглядного

материала.

Обращается внимание детей на характер

построения, на последовательность появления

персонажей, очерёдность эпизодов.

Использование приёма совместного творчества.


Постановка перед детьми задачи.

Сочинение сказки по предложенным темам,

персонажам, сюжету.

Сочинение сказки с самостоятельным выбором

темы, сюжета, персонажам.

Демонстрация сказки на фланелеграфе,

магнитной доске, куклами конусного театра.


Региональный компонент




Федеральные государственные образовательные

стандарты рассматривают учет регионального

компонента, как необходимое условие вариативности

дошкольного образования. Необходимо дать детям

понимание, что великая страна начинается с малой

Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если

ребенок знает историю, культуру своего города, поселка,

интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать

частью происходящих в нём событий, то он вырастет

настоящим патриотом не только малой Родины, но и

большой, великой страны под названием – Россия.


Развитие речи детей происходит и через знакомство с

культурным наследием Малой Родины.

В нашем детском саду созданы картотеки:

Сказки Рязанского края.

Народные игры Рязанского края.

Театральные миниатюры и постановки:

« Почему у месяца платья нет»

«Горошек»

«Горшочек».


При разыгрывания театральных миниатюр,

музыкальных спектаклей целесообразно

включение в их содержание региональных

народных игр, хороводов.


Таким образом, приобщение

дошкольников к

театрализованной деятельности

через фольклор является одним из

важных условий развития речи.

Можно и нужно использовать

этот богатейший материал

словесного творчества народа для

речевого развития дошкольников,

ибо как писал М.Горький :

«Начало искусства слова – в

фольклоре».


Список методической литературы

И.А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста

с русским народным творчеством».

«Детство-Пресс». Санкт-Петербург,2013

М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском

саду». Сфера. Москва,2001

Н.Н.Яковлева «Использование фольклора в развитии

дошкольника». Детство-Пресс. Санкт-Петербург,2011

ЭОР. Сайт «Резво инфо»


В раздел образования