Напоминание

Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС


Автор: Лыткина Тамара Дмитриевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РС (Я) "Намский техникум"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Намский улус, с. Графский-Берег
Наименование материала: Педагогическая концепция
Тема: Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Педагогическая концепция

Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом

требования ФГОС
За последние годы в систему образования внедряются различные инновационные технологии. Одним из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является метод проектов. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Достоинства проектного метода бесспорны. Это – повышение учебной мотивации, углубленное изучение темы, развитие творческого мышления. Умение применять полученные знания на практике и работать как в команде. Так и отдельно от других, пробование учащимся себя в новой роли, профориентация, а также развитие навыков самостоятельной работы, столь необходимых для дальнейшего образования и самообразования. Исходя из вышесказанного, для разработки избранной проблемы исследования и в ряде публикаций последних лет, посвященных проектному обучению, методу проектов, доказывается актуальность и практическая необходимость введения проектного обучения в образовательный процесс обучения с учётом требования ФГОС. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Обучая учащихся проектной деятельности и применяя полученные ими навыки на своих уроках, я формирую все виды УУД, добиваясь предметных, метапредметных (работа с текстом, с ИКТ и т.д.) и личностных результатов у каждого обучающегося, т.к. работа в группах, а затем рефлексия (анализ собственной деятельности и деятельности других, полученных знаний и умений), деятельности каждого позволяет охватить всех учащихся в группе – нет таких, кто просто отсиживается. Известно, что учащимся легко и интересно з а н и мать с я информационными и творческими проектами. Метод проектной деятельности помогает учащемуся стать живым участником образовательного процесса, что и отвечает требованиям нового стандарта. Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках, необходимо определить,
какое

место

занимает

проектная

деятельность

в

реализации ФГОС нового поколения.
1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение
результатов,
которые м ы д о л ж н ы п о л у ч и т ь н а в ы хо д е ( п л а н и р у е м ы е личностные, предметные и метапредметные результаты); 2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД); 3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход; 4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов позволяет планировать свою деятельность, а обучаемому – активизироваться и ориентироваться на самостоятельное решение проблем. Применяя на практике этот метод обучения, мы можем: - индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интенсивным; - предоставлять обучаемому выбрать свой темп продвижения к конечному результату обучения.
Такое обучение предполагает отказ от традиционно доминирующей роли преподавателя в процессе приобретения знаний и опыта обучающихся. Преподаватель консультирует, мотивирует, помогает, наблюдает. В какой бы роли ни выступал преподаватель, на любом этапе работы над проектом он выполняет функции содействия (сотрудничества, сопровождения). Как древняя мудрость гласит: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Наше педагогическое горение в том, чтобы в студенте видеть, прежде всего, человека, свободного, раскрепощенного, ответственного. И чтобы студент стал таковым, важно не нарушить, не сломать уникальность, неповторимую индивидуальность каждого студента. Целью педагогической концепции является - освоить теорию и практику применения одного из активных методов обучения - метода проектов на уроках композиции. Основные задачи педагогической концепции: - проанализировать и изучить основные требования к реализации метода проектов; - разработать учебную программу по методу проектов к предмету «Композиция» на принципе интеграции учебных предметов; - внедрить разработанную программу в образовательный процесс по предмету «Композиция». Учебная программа включает разделы: - пояснительную записку; - тематическое планирование с распределением учебных часов; - учебная программа, состоящая из разделов и тем. Целью обучения по предмету «Композиция» является: • формирование у учащихся эстетического отношения к окружающему предметному миру; • умение художественного проектирования при создании современных изделий; • развитие творческих способностей учащихся в создании вещей; • понимание основных закономерностей формообразования; • формирование начальных умений в выполнении объёмных проектов. Достижение цели обучения обеспечивается проведением взаимосвязанных практических и самостоятельных занятий и в производственном обучении, экскурсии на выставках, с представителями народного художественного декоративного творчества. Эффективность обучения повышается и за счет организации лицейских, региональных выставок, конкурсов, научно-практических конференций учащихся «Шаг в будущее». В результате изучения программы учащиеся, должны: - иметь чёткое представление о роли и месте метода проектов в области «Технологии и дизайна», о закономерностях композиции, о приёмах построения композиции, об орнаментах и их видах, об основе дизайна; - научиться приобретать знания самостоятельно; уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; пользоват ься исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Основной метод обучения – активное включение учащихся в процесс проектирования и изготовления посредством проектов. Дополнительными методами являются упражнения и дизайн – анализ. Проекты – деятельность, направленная на включение учащихся в целостный процесс дизайна (проектирования и изготовления). Упражнения – короткие, сфокусированные, практические задания для учащихся с целью изучения определенных навыков или приобретения определенных знаний. Дизайн – анализ – исследование различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик: «Почему данное изделие именно такое, какое оно есть? Какие принципы лежат в основе его работы?» При выполнении проектов учащиеся участвуют в некоторых или почти во всех стадиях дизайн – процесса.
Процесс дизайна – процесс улучшения технологии. Состоит из проектирования и изготовления. Важно отметить, что структура хода занятий проектного метода может выглядеть и следующим образом: Информирование Оценка Планирование Контроль Принятие решения Выполнение
Способы использования метода проектов на уроках «Композиции»
Применение метода проектов требует от учителя умения четкой цели работы, определения конкретных задач, правильного распределения ролей в группе, чтобы все ученики были вовлечены в творческую деятельность и выполняли посильные задания. Важно создать дружелюбную, позитивную атмосферу в классе. Немаловажен и выбор темы или проблемы, которая была бы интересна учащимся. Метод проектов используется в процесс обучения вот уже несколько год. За это время мы с учащимися на уроках «Композиции» сделали несколько мини- проектов на темы: «Виды орнаментов и их особенности», «Форма дизайна», «Формы и образы в бумагопластике». Учебный процесс по подготовке специалистов состоит из двух компонентов: теоретического и производственного обучения. По экспериментальному проекту внедряется углубленная профилизация производственного обучения. Связь теории и практики осуществляется в ходе подготовки творческих проектов по выбранному направлению обучения: резчик по камню, скульптор малых форм, флорентийская мозаика и прикладное искусство. Разумеется, структура урока должна быть гибкой и разнообразной. Однако для удобства разработки сценария имеет смысл выделить такие основные блоки, которые так характерны для творческих проектов и, несмотря на частные различия, все-таки следуют в каком-то общем для всех уроков порядке. Это следующие этапы: 1. Организация урока, установление порядка и дисциплины; 2. Постановка задач (определение темы и целей); 3. Информирование (ознакомление с учебным содержанием); 4. Исследование; 5. Написание спецификации; 6. Первоначальные идеи (выработка идей); 7. Принятие решения, выполнение (выбор лучшей идеи); 8. Итог. Домашнее задание. Например, работа над проектом «Форма дизайна» занимает 1 урок. Это урок закрепления знаний и умений учащихся. Практическая цель проекта – провести экспертизу формы шкатулки. Во время работы учащиеся выступают в качестве экспертов (дизайнера) изделий. Каждая творческая группа состоит из 5-6 человек.
Этот урок-проект состоит из 6 этапов:
На первом этапе учащиеся делятся на 4 группы. На втором преподаватель мотивирует учащихся на активизацию познавательной деятельности и сообщает проблему, цель предстоящей работы, проводится беседа о выборе будущей профессии, а учащиеся получают необходимую информацию о теме, обдумывают выбор темы проекта, отвечают на вопросы. На третьем этапе предлагается попробовать себя в роли экспертов (дизайнеров) изделия, ребята знакомятся с заданием проекта, обсуждают задания в группах и проводят экспертизу
формы шкатулки. Четвертый этап – это этап защиты проекта, на которой обсуждаются альтернативы, исходя, из своих знаний о форме дизайна выбирают оптимальный вариант и защищают проект. На пятом этапе назначается жюри, и выставляются оценки. Завершается урок-проект выдачей домашнего задания. Таким образом, учащиеся закрепляют знания о форме дизайна, учатся самостоятельно мыслить, находить и решить проблемы, быстро осваивают новую профессиональную деятельность. В разработанных уроках я стремилась продемонстрировать, как можно на примере конкретного урока реализовать заложенные в методе проектов принципы и идеи. Индивидуальный подход к работе над проектом обеспечивает выход каждого студента на собственный уровень развития, развивает его творческие способности. Выделяя следующие стадии разработки проекта: 1) разработка проектного задания; 2) разработка самого проекта; 3) оформление результатов; 4) общественная презентация; 5) рефлексия, - на протяжении ряда лет добиваюсь формирования творческих групп учащихся с предоставлением результатов исследовательской деятельности. Ярким примером этому служат успехи моих учащихся. Например, работа учащейся Ивановой Тамары, выступившей с проектом на тему: «Наскальные рисунки эпохи неолита» на региональной научно-практической конференции «Будущее в наших руках» и занявшей 1 место. Ею изготовлена картина из каменной крошки и песка. Маркова Надя приняла участие в региональной научно-практической конференции студентов «Поиск, творчество, интеллект – 2007» в г Мирном и награждена похвальной грамотой. Работа учащейся Винокуровой Светланы принимала участие в республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущую профессию», республиканской НПК «Наука. Образование. Искусство». Винокурова Света заняла 3 место и без экзаменов зачислена в Намский педагогический колледж. После прохождения каждой темы получила следующие результаты: - отношение учащихся к процессу обучения изменилось в лучшую сторону; - ученик постепенно переходит из объекта образовательного процесса в субъект; - у учащихся совершенствуются способности в исследовании различных ситуаций, в области оценки идей, навыки исследования, коммуникативные и творческие умения и личностные качества. Анализируя все эти результаты и сравнительного анализа успеваемости учащихся, я пришла к выводу: 1) Внедрение метода проектов в программе предмета: «Композиция», способствует тому, что учащийся учится творчески подходить к теме, происходит более углубленное его проникновение в проблему, он учится выражать свою мысль, идею по данной теме, свое понимание данной проблемы. 2) Все, что учащийся познает теоретически, он сумеет применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. 3) Ребята учатся владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Проектно - исследовательская работа на уроках композиции является инструментом формирования компетентностей необходимых современному человеку и соответствует требованиям новых федеральных образовательных стандартов.
Лыткина

Тамара

Дмитриевна

преподаватель

спецдисциплин

ГБПОУ

РС(Я)

«Намский техникум»


В раздел образования