Напоминание

"Семейный клуб "Родительская школа"


Автор: Симошина Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель подготовительной группы
Учебное заведение: "Киреевский центр образования №3"
Населённый пункт: город Киреевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Семейный клуб "Родительская школа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наш любимый «Теремок» Он не низок, не высок. А для нас любимый дом, Здесь мы дружно все живём. Есть в городе Киреевске детский сад со сказочным названием «Теремок». Если зайти туда, то можно почувствовать атмосферу тепла и уюта. Вас встретят красивые, счастливые, весёлые и умные дети, внимательные и заботливые педагоги, которые стремятся научить своих воспитанников играть, трудиться, быть всесторонне развитыми и воспитанными. Более шестнадцати лет каждое утро я открываю двери этого дошкольного учреждения, в котором сначала работала помощником воспитателя и часто наблюдала сложности в отношениях между родителями и воспитателями, которые были связаны с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда местом недоверием. Но не часто взрослые задумываются, что непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка, который в дальнейшем становится агрессивным, истеричным, кусачим. А в чём проблема всех детских психических бунтов родители даже не догадываются. Закончив Тульский педагогический колледж №2 в 2006 году, я стала воспитателем и столкнулась с теми же проблемами, которые наблюдала со стороны в течение четырёх лет. Только теперь они касались лично меня и родителей моих воспитанников. Сигнал тревоги я забила сразу. Я начала задумываться о проблеме взаимодействия и сотрудничества с родителями. Перечитала много педагогической и психологической литературы и все они говорят об одном: «сотрудничество между педагогами и родителями необходимо для комфортного, спокойного и благополучного развития и воспитания ребёнка». Изучив литературу, я познакомилась со сравнительно молодым термином «взаимодействие», который был разработан Т.А. Марковой. Она предполагала «взаимодействие» как обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которые предполагают равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Понятие «сотрудничество» подразумевает объединение кого- либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Осмыслив полученную мною информацию, я решила в своей педагогической деятельности сделать акцент на работе с родителями. Так в 2007 году в моей группе был создан семейный клуб «Родительская школа». Целью которой являлось: создание обстановки открытости и доброжелательности в общении
между педагогами, детьми и родителями. Выстраивая взаимодействие с родителями, я взяла за основу пять основных принципов: 1. Доброжелательно сть (каждодневное д о б р оже л ат е л ь н о е взаимодействие воспитателя с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие) 2. Индивидуальный подход (он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями). Общаясь с родителями, я должна чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь мне на помощь приходит человеческое и педагогическое умение успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации). 3. Сотрудничество (хоть современные родители люди грамотные и осведомленные, и конечно же, хорошо знающие, как им воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее бывает создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях). 4. Ответственность (любое даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями я стараюсь подготовить очень тщательно и серьёзно. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий). 5. Динамичность (наше дошкольное учреждение находится в режиме развития, а не функционирования, т. е я стараюсь быстро реагировать на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей) Создавая этот клуб, вместе со своей напарницей, мы понимали, что «ох, нелёгкая эта работа, из болота тащить бегемота». Но чем чаще мы стали организовывать мероприятия с детьми и привлекать к ним родителей, тем активнее они становились. Первые два года существования семейного клуба были экспериментальными. За это время я поняла, что семья и дошкольное учреждение – это два важных компонента для социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Следующим шагом была разработка перспективного плана работы с родителями. Планирование составлялось с учётом предложений и пожеланий родителей. План работы
на 2015-2016 учебный год № Название мероприятия Цель мероприятия Участники мероприятия
СЕНТЯБРЬ
1 Вечер развлечения «Промелькнуло лето пёстрыми шарами» В ы з ы в а т ь я р к и е , положительные эмоции у д е т е й и р о д и т е л е й . Способствовать творческому развитию л и ч н о с т и . С о з д а т ь благоприятные условия для д р у ж н о г о д е т с к о г о коллектива Родители, дети воспитатели 2 Конкурс «Чудо – овощи» Формирование интереса к э с т е т ич е с кой с т о р о н е окружающей действительности, удовлетворение п о т р е б н о с т и д е т е й в самовыражении Родители, дети 3 Заседание родительского клуба Выборы родительского к о м и т е т а г р у п п ы , знакомство родителей с задачами воспитания на у ч е б н ы й г о д , п с и х о л о г и ч е с к и м и и возрастными особенностями детей. Воспитател и, родители 4 Фотовыставка «Разноцветное лето» Развивать т в о рч е с к и й потенциал, эстетический вкус детей и родителей Родители, дети 5 Посещение семьи опекаемого ребёнка (Бережкова Дмитрия) Формировать представление о семье опекаемого ребёнка, его и н т е р е с а х и п о возможности оказывать с о д е й с т в и е в е г о благополучном воспитании Воспитател и родительск ий комитет. соц. педагог
ОКТЯБРЬ
6 Круглый стол «Нравственно- эстетическое воспитание детей в семье» Формировать нравственно - эстетическое воспитание детей через семью Родители, воспитатели 7 Фотовыставка Развивать т в о рч е с к и й Родители,
«Лекарственные растения» потенциал, эстетический вкус детей и родителей дети 8 «Конкурс шляп» Формирование интереса к э с т е т ич е с кой с т о р о н е окружающей действительности, удовлетворение п о т р е б н о с т и д е т е й в самовыражении Родители, дети 9 «Душевный разговор» Консультация «Книжные именины» Просвещение родителей в индивидуальном порядке или группами по вопросам о пользе книг в жизни детей Родители, дети воспитатели 10 День открытых дверей Привлечение родителей в работу группы по всем направлениям образовательной программы. Повышение педагогической грамотности родителей в той или иной области развития и обучения детей. Родители, дети воспитатели
НОЯБРЬ
11 Конкурс «Мои пернатые и пуховые» Формирование интереса к э с т е т ич е с кой с т о р о н е окружающей действительности, удовлетворение п о т р е б н о с т и д е т е й в самовыражении Родители, дети 12 «Душевный разговор» Консультация «Как провести выходной день с детьми» Просвещение родителей в индивидуальном порядке или группами по вопросам о пользе общения между детьми и родителями Родители, воспитатели 13 Праздник «День Матери» Способствовать созданию и п о д д е р ж а н и ю благоприятного психологического климата в с емье, в о с п и т ы ват ь чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи. Родители, дети воспитатели
ДЕКАБРЬ

14 «Душевный разговор» Консультация «Игра в систем оздоровительной и воспитательной работы с детьми» Просвещение родителей в индивидуальном порядке или группами по вопросам воспитания и оздоровления детей Родители, воспитатели 15 «Скоро! Скоро! Новый год. Он торопится, идёт!» С о з д а т ь в г р у п п е праздничную, волшебную, сказочную ат м о с ф е р у, ра звиват ь т в о р ч е с к и й потенциал, эстетический вкус каждого родителя, который в дальнейшем поможет ребёнку раскрыть себя Родители, дети воспитатели
ЯНВАРЬ
16 Конкурс семейных рисунков «Новогодняя ёлка» Формирование интереса к э с т е т ич е с кой с т о р о н е окружающей действительности, удовлетворение п о т р е б н о с т и д е т е й в самовыражении Родители, дети 17 Вечер развлечения «Я из многодетной семьи и горжусь этим»» Укреплять родственные связи; учить работать в команде, соблюдая правила в з а и м о у в а ж е н и я и взаимопомощи; развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение. Родители, дети воспитатели 18 «Семейная гостиная» посиделки с чаем и порогами Способствовать сплоченности семьи; дать возможность родителям реализовать в форме игр, з а г а д о к , п е с е н , с в о и неиспользованные способности Родители, дети воспитатели
ФЕВРАЛЬ
19 «Душевный разговор» Консультация «Режим дня в жизни Просвещение родителей в индивидуальном порядке или группами по вопросам Родители, воспитатели медсестра
ребёнка» режима дня детей 20 Фотовыставка «Мой папа самый лучший, любимый и родной» Развивать т в о рч е с к и й потенциал, эстетический вкус детей и родителей Родители, дети 21 Мастер-класс «А ну-ка папы» способствовать гармонизации д е т с ко - родительских отношений; з а к р е п л я т ь з н а н и я о в о е н н ы х п р о ф е с с и я х , н а з в а н и я х в о е н н о й техники; совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей и их пап; воспитывать патриотические чувства. Родители, дети воспитатели 22 День открытых дверей Знакомство родителей с работой детского сада по в с е м н а п р а в л е н и я м образовательной программы. Повышение педагогической грамотности родителей в той или иной области развития и обучения детей. Родители, дети воспитатели
МАРТ
23 Плакат «О чём думает мама» Прививать детям любовь к с а м о м у д о р о г о м у и родному человеку - маме Воспитател и дети 24 «Семейный выходной» поездка в ТЮЗ «Кошкин дом» Создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи. Родители, дети воспитатели 25 Заседание родительского клуба Привлечение родителей к организации и проведению весеннего субботника по благоустройству участка ДОУ. Воспитател и, родительск ий комитет
АПРЕЛЬ-МАЙ

26 Субботник по благоустройству территории д/с с привлечением родителей Привлечение родителей к совместной с сотрудниками деятельности Родители, дети, сотрудник и 27 «Душевный разговор» Консультация «Отравления ядовитыми растениями» Просвещение родителей в индивидуальном порядке или группами по вопросам ЗОЖ Родители, воспитате ли медсестра 28 «Педагогическая лаборатория» А н а л и з п р о ш е д ш и х м е р о п р и я т и й за год и о б с у ж д е н и е н а н о в ы й учебный год Родители, воспитате ли План работы на 2016-2017 учебный год № Название мероприятия Цель мероприятия Участники мероприятия
СЕНТЯБРЬ

1 Фотовыставка «Как я провёл лето» Вызывать яркие, положительные эмоции у детей и родителей. Способствовать творческому развитию личности. Создать благоприятные условия для дружного детского коллектива Родители, дети воспитатели 2 Конкурс «Чудо – овощи» Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении Родители, дети 3 «Семейный выходной» поездка в ТЮЗ «Царевна лягушка» Создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи. Родители, дети воспитатели 4 Заседание родительского клуба Привлечение родителей в оказании помощи при проведении праздника «Осень в гости к нам пришла» Родители, воспитатели
ОКТЯБРЬ
5 «Душевный разговор» Консультация «От игры к учебе, или кризис 6-7 лет» Просвещение родителей в и н д и в и д у а л ь н о м порядке или группами по вопросам Родители, воспитатели Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья». Способствовать развитию творче ских спо собно стей д е т е й ; развитие эмоционально- насыщенного взаимодействия р од и т е л е й , д е т е й и работников д е т с ко го сада. Родители, дети 6 Экскурсия на хлебозавод г Киреевска Обогащать знания детей о п р о ф е с с и я х и о б окружающем мире Родители, дети воспитатели
7 День открытых дверей Показ родителям работу воспитателей группы по в с е м н а п р а в л е н и я м образовательной программы. Повышение педагогической грамотности родителей в той или иной области развития и обучения детей. Родители, дети воспитатели
НОЯБРЬ
8 Детско- родительский досуг «Собираем портфель знаний» Формировать у детей и родителей заинтересованность в с о в м е с т н ы х и г р а х , театрализованных представлениях, создавать положительный эмоциональный настрой Родители, дети воспитатели 9 «Душевный разговор» Консультация «О здоровье всерьёз» Пропаганда здорового о б р а з а ж и з н и . Привлечение семьи к вопросам оздоровления детей в дошкольных условиях
.
Родители, дети воспитатели
ДЕКАБРЬ
1 0 Конкурс «Кормушки для птиц» Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания Родители, дети воспитатели 11 Выставка поделок «Новогодняя сказка». Формировать у детей и родителей интерес к совместному творчеству. Родители, дети 1 2 Экскурсия в типографию Обогащать знания детей о п р о ф е с с и я х и о б окружающем мире Родители, дети воспитатели
ЯНВАРЬ
1 3 Плакат «Зимние забавы. Плюсы и минусы» Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей Родители, дети воспитатель 1 Семейная Ре а л и за ц и я е д и н о г о Родители,
4 викторина: «В мире дорожных знаков» воспитательного подхода п о о бу ч е н и ю д е т е й правилам д о р ожно го движения в детском саду и дома. дети воспитатели 1 5 «Семинар- практикум» «Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников Формировать у родителей представления о положительном эмоциональном, психологическом, психическом здоровье детей, объяснить какой вред наносят не правильные игры и фильмы ребёнку Родители, воспитатель, психолог, медсестра
ФЕВРАЛЬ
1 6 «Душевный разговор» Консультация: «Мои страхи перед школой» Просвещение родителей в и н д и в и д у а л ь н о м порядке или группами по вопросам поступления в школу родители, психолог, учителя из школы 1 7 «Кому в Армии служить» Воспитывать любовь и уважение детей к своим п а п а м , д е д у ш к а м и Российской Армии. Родители, дети воспитатели 1 8 День открытых дверей Привлечение родителей в работу группы по всем направлениям образовательной программы. Повышение педагогической грамотности родителей в той или иной области развития и обучения детей. Родители, дети воспитатели 1 9 Заседание родительского клуба Привлечение родителей к подготовке и проведению выпускного бала Родители, воспитатель
МАРТ
2 0 Мастер-класс «Портрет мамы» В ы з ы в а т ь я р к и е , положительные эмоции у Генералова Т.А. родители, дети,
д е т е й и р о д и т е л е й . Способствовать творческому развитию л и ч н о с т и . С о з д а т ь благоприятные условия для дружного детского коллектива воспитатели 2 1 Интеллектуальная игра «Я готов учиться в школе» Формировать у детей психологическую готовность обучаться в школе; закреплять у детей полученные знания, вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность Родители, воспитатель, дети 2 2 «Семинар- практикум» «Нам пора в школу» Информировать родителей о важности соблюдения режима для будущих первоклассников
.
Родители, воспитатель, дети
АПРЕЛЬ-МАЙ
2 3 Субботник по благоустройству территории д/с с привлечением родителей Привлечение родителей к с о в м е с т н о й с сотрудниками деятельности Родители, воспитатель, психолог, медсестра 2 4 «Педагогическая лаборатория» «Ура! Мы идём в поход» А н а л и з п р о ш е д ш и х мероприятий за год и совместный отдых на природе Родители, воспитатели Выпускной Демонстрация творческих способностей детей сформированных творческих умений и навыков. Родители, воспитатель, дети, сотрудники д/с В 2014 году нами было разработана рабочая программа семейного клуба «Родительская школа», сроком реализации на три учебных года. Все наши мероприятия были систематизированы. Были определены цели и задачи клуба. Деятельность клуба осуществлялась в соответствии с годовым планом ДОУ, на добровольной основе, с учётом возраста детей. Заседания клуба проводились не менее двух раз в год и по необходимости. Выстраивая взаимодействие с родителями можно развивать и использовать как традиционные, так и современные формы работы с семьёй. Планируя ту или
иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Это: «педагогические лаборатории», «семейные театры», «читательские конференции», «аукционы», «душевный разговор», «мастер-класс», «ток- шоу», «мини-библиотеки» и многое другое. В самом начале работы клуба родители предложили объявить конкурс на лучший девиз школы, в жюри входили родительский комитет и воспитатели группы. Из всех представленных девизов выбрали один, который сочинила семья Даниила Чугунова: «Счастье на лицах, улыбка всегда. Отдельно мы камушки, вместе скала». В течение трёх лет были проведены такие большие мероприятия как: праздник толерантности «Калейдоскоп народов мира» (Приложение). Задачи, которого были: знакомство детей с традициями и обычаями разных народов мира на основе народных игр, песен, танцев; формирование интереса к культурному наследию разных народов; воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа и толерантное отношение к представителям других национальностей; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Родители и воспитатели группы делились на пять национальностей: россияне, белорусы, индусы, японцы и народы севера. Каждая национальность представляла себя сказками, играми, небольшими презентациями, национальными блюдами, песнями, танцами. Часто использую в работе с родителями «семейный театр». Это конструктивная форма взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй. «Семейный театр» приобщает взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых, побуждает интерес к истории и культуре. Как известно, домашние театральные постановки на протяжении длительного времени к.VIII – н.XX веков были одной из ведущих форм проведения семейного досуга дворянства. По свидетельству историков, искусствоведов, педагогов в представлениях участвовали все члены семьи: дети, родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. На протяжении работы семейного клуба детьми и родителями было инсценировано пять сказок, среди них: сказка по мотиву произведения С.Я. Маршака «Как мы Кошкин дом тушили» (Приложение ). Целью, которой было формирование навыков правильного обращения с огнём и огнеопасными предметами; закреплять знания о правилах вызова пожарной бригады (уметь набирать по телефону
01, чётко называть свой домашний адрес); воспитывать уважение и интерес к работе пожарных. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»(Приложение). Цель : привлечение родителей к совместной с детьми драматизации сказки, развивать творческую инициативу. Русская народная сказка «Репка» (Приложение). Цель: привлечение родителей к участию в драматизации сказки, развивать творческую инициативу. Русская народная сказка «Теремок, где дети старались перевоплотиться в героев сказки, животных. «Муха- Цокотуха бизнес – леди» по мотивам сказки Корнея Чуковского (Приложение). Знакомясь с театром, мы совершили две поездки в ТЮЗ на спектакли: «Кошкин дом» и «Царевна лягушка». Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно- правовыми понятиями начинается в семье, а родители являются гарантами прав ребёнка, 20 ноября в День Всероссийской правовой помощи детям в нашей группе прошёл «мастер-класс» на тему «Под защитой Закона». На этом мероприятии я с помощью презентации и мультфильма напомнила родителям о правах их детей. Родители активно участвовали в дискуссиях, инсценировали сказки, где происходили нарушения прав ребёнка. За всем этим следил Закон, подготовленный и проконсультированный родитель. Основным назначением семьи можно назвать рождение и воспитание детей. Очень важно, что бы семья была прочной, ведь в семье ребёнок начинает постигать секреты общения между людьми, учится любви и заботе. В мае 2016 года у нас в группе прошёл большой праздник, посвящённый многодетным семьям. Он так и назывался «Я из многодетной семьи и горжусь этим». Каждая семья подготовила свой герб, девиз, небольшой семейный альбом, где рассказали о своих увлечениях, путешествиях, традициях.

Результативность опыта
. Каждый педагог задумывается над результатом соей работы: насколько плодотворна и динамично, прошла моя работа. Для этого в нашем детском саду разработали мониторинг «Сотрудничество семьи и детского сада». Он выявляет положительные ожидания родителей от сотрудничества с детским садом. Ежегодно родителям, предлагается сказать своё «да» или «нет» по каждому из пунктов анкеты. Основан мониторинг на опросе родителей. Подводя итоги за 2014-2015 учебный год было выявлено: 100% родителей заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с дошкольным учреждением, 96% - показатель активности родителей, все родители подтвердили, что ожидания от работы воспитателей с детьми подтвердились. За 2015-2016 учебный год: 90.6% родителей заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с дошкольным учреждением, 85.9% показатель активности родителей, 81.2 % ожидания от работы воспитателей с детьми подтвердились. Но появился сигнал тревоги 18.8%. Причина возникновения сигнала тревоги это появление в группе новых родителей. Цветовая циклограмма позволяет наглядно увидеть, насколько активны родители. Понравились ли им формы работы, использованные воспитателем.


В раздел образования