Напоминание

"Цикл экологических сказок"


Автор: Скалон Татьяна Андреевна
Должность: пдо эколог
Учебное заведение: МБДОУ № 236 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Конспекты
Тема: "Цикл экологических сказок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЦИКЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДАМИ ОБИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Скалон Татьяна Андреевна, ПДО эколог МБДОУ № 236 г. Кемерово,

Апаназова Марина Николаевна, педагог-психолог МБДОУ № 236 г. Кемерово

ТУНДРА

Экологическая сказка
Цель: знакомство с природой Севера. Задачи: содействовать расширению знаний детей о многообразии экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных сообществ растений и животных, познакомить с условиями для жизни на Севере, с растениями и животными, их особенностями приспособления к данным условиям среды обитания. Материал и оборудование: карта природных зон Земли, иллюстрации тундры в летний и зимний период, иллюстрации животных (белый медведь, тюлень, песец, волк, северный олень, полярная сова, гуси) и растений (карликовая береза, мхи и лишайники), фланелеграф, карточки с условными обозначениями: много воды, мало тепла, мало света, почва бедная и карточка белого цвета, обозначающего тундру. В зависимости от варианта практической работы – соответствующее оборудование Ключевые слова: Север, мерзлота, карликовая берёза, мох, ласты.
Ход занятия
Ребята, давайте вспомним, что нужно для жизни растений и животных? (Свет, тепло, еда, вода, почва). Как мы обозначали свет? (Лампочкой). Чем мы обозначали температуру? (Градусником) Как мы обозначали воду? (Каплей) А как обозначали почву. (Горкой земли). Дети, вы слышали сказку “Путешествие Нильса с дикими гусями”? Я коротко напомню её содержание. Жил-был мальчик по имени Нильс. Мальчик был ленивый, не хотел учиться, животных не любил, дразнил, а кота за хвост дёргал. Однажды он сидел дома, вдруг видит, по столу бежит маленький человечек – гном. А Нильс знал, что гномы – волшебники, которые могут исполнить любое желание. Взял сачок. Хлоп и поймал гнома. Гном попросил: “Отпусти меня”. “Ха-ха, - сказал Нильс, - отпущу, если ты исполнишь мои желания…” Вдруг видит Нильс ножки стола и вся мебель стали увеличиваться. Оказывается, это Нильс стал очень маленьким. Гном же бесследно исчез. Вышел Нильс во двор, где ходили домашние птицы, и слышит голоса пролетающих диких гусей: “Летите с нами на Север в тундру…”. Превратившись в маленького человечка, Нильс начал понимать голоса животных. Домашние белые гуси ответили, что не хотят лететь с ними. Только самый большой и умный гусь по кличке Мартин замахал крыльями, разбежался и попытался взлететь. “Стой, Мартин, стой! – закричал Нильс, ухватившись за гусиную лапу. Взлетевший Мартин повернул голову и сказал: “Забирайся на спину и сиди смирно, а не то сброшу на землю». Поглядел Нильс вниз – страшно стало. Пришлось сидеть тихо. Так и начал свое путешествие на Север с дикими гусями. К Северу относится Северный ледовитый океан (почему он
так называется, как вы думаете?) и тундра – узкая полоса земли, прилегающая к океану. Самая холодная точка на Севере – это Северный полюс. Зимой на Севере все покрыто снегом и льдом (демонстрируется иллюстрация тундры зимой). Поэтому север обозначим квадратом белого цвета. Когда стая гусей с Нильсом прилетела в тундру, наступило лето (демонстрируется иллюстрация тундры летом). Снег таял, появилось много озер и травы. “Скорее, скорее”, - торопились гуси. “Чего там хорошего?”, - подумал Нильс. Когда прилетели, Нильс огляделся и спросил у старой гусыни предводительницы стаи, почему здесь нет деревьев и столько много озер. -А это потому, - отвечала гусыня, - лето здесь короткое, света и тепла мало (выкладывается схема условий среды на фланелеграфе). Оттаивает только верхняя узкая полоса земли, а дальше – вечная мерзлота. Она-то и не пропускает воду вглубь. Вот растаявший снег и превращается в озера, где по берегам начинает расти трава. Здесь для гусей раздолье. А больших деревьев нет потому, что корни не могут прорастать через мерзлоту. Поэтому растут тут только маленькие карликовые березки. Гусыня показала Нильсу растение, похожее больше на маленький кустик, чем на дерево. Есть здесь мох (можно показать засохшие мхи и лишайники) и северная ягода. Вдруг Нильс увидел большого зверя. “Это же медведь, - догадался Нильс, - только почему он белого цвета? В нашем лесу живут бурые медведи”. -Эй! – закричал Нильс, - зачем тебе белая шерсть? - А посмотри, - ответил медведь, - если я закрою глаза и лягу на снег, да нос лапой прикрою, видно меня на снегу? - Ух, ты, - удивился Нильс, совсем не видно. - Так я маскируюсь, чтобы меня не заметили, - продолжал медведь. Кроме того, шерсть у меня очень длинная и густая, поэтому мне не страшны морозы. От морозов меня еще спасает толстый слой жира под кожей. Ну, разговаривать мне долго некогда, надо отправляться за добычей. Тут на льдине Нильс увидел необычных зверей (демонстрируется иллюстрация тюленя). Нильс таких ещё не видел. Лежат на берегу бочонки неуклюжие. - Ой, Мартин, отнеси меня к ним, - попросил Нильс. Я хочу с ними познакомиться. У них же ног нет. - Ног нет, зато есть ласты. А называют нас тюленями, -доброжелательно ответил “бочонок”. - А почему вы не мерзнете, лёжа на льду? – спросил Нильс - А посмотри, какие мы толстенькие, у нас под кожей как у медведя толстый слой жира. Он нас спасает от холода. На земле мы неуклюжие, зато очень хорошо плаваем, - ответил тюлень, подполз к краю льдины и ловко нырнул. - Мы приспособлены в жизни в воде, нам нужны ласты, как вёсла для лодки. Ну, больше разговаривать некогда, пара рыбу ловить, да и медведя остерегаться нам надо, - проговорил тюлень и нырнул в глубину. Увидел Нильс еще северного оленя, за которым гнался полярный волк (демонстрируются иллюстрации). Увидел он и полярную лисичку – песца, который в отличие от рыжей родственницы был белого цвета. Недалеко на кочке сидела белая полярная сова. - А где твой дом? - спросил Нильс. - А вот рядышком в ямке. Здесь нет деревьев, поэтому выращиваю совят в гнезде на земле.
Пока Нильс знакомился с обитателями Севера, короткое северное лето подошло к концу. Стали гуси собираться в обратное путешествие. Они вырастили в заводи птенцов, которые превратились уже во взрослых птиц. - А почему мы улетаем? – спросил Нильс, - Я не со всеми жителями Севера познакомился. - Но скоро станет очень холодно, - ответила старая гусыня, - Здесь наступит долгая, суровая зима. Все звери и птицы откочуют южнее в тайгу. Мы здесь замёрзнем и умрём с голоду - Га-га-га! - громко закричала гусыня, - Гуси, собирайтесь в ста-а-аю, мы летим на ю-ю-юг. А вот пингвинов на Севере нет. Они живут в сходных условиях, но у Южного полюса. Здесь также снег и холод. Пингвины откладывают всего одно яйцо, которое по очереди самец и самка обогревают, держа на лапах под складкой кожи. Один из родителей в море ловит рыбу, а другой на берегу обогревает яйцо или маленького птенца. Потом родители меняются. Пингвины, как и тюлени, неуклюжи на суше, но также ловко, хорошо плавают в воде, для жизни в которой они хорошо приспособлены. А теперь скажите, какие условия в тундре? Какие там растут растения и живут животные. Почему нет больших деревьев? Как животные защищаются от холода?
Практическая работа
1.
Опыт «Почему летом в Арктике солнце не заходит?
(по Дыбиной, 2004). Демонстрируется вращение Земли вокруг Солнца, обращается внимание на то, что часть времени Земля повернута к Солнцу так, что постоянно освещается Северный полюс. На Южном полюсе в это время долгая ночь. 2.
Опыт « Почему в тундре летом много воды?» (
по Дыбиной, 2004). Для проведения опыта необходима ёмкость с водой и прозрачная ёмкость с замёрзшей почвой. Промёрзшую почву вносят в помещение, дают подтаять и наливают воду, она остается на поверхности (многолетняя мерзлота не пропускает воду). В нашем краю озёра не образуются, потому что теплее и почва сильно не замерзает. Поэтому часть воды просачивается вглубь – в подземные озёра, а часть испаряется. 3.
Коллективная работа “Пингвины в Антарктиде
”. Изготовление пингвина из природного материала (по Гульянц, 1991, рис.7). Для работы необходимы шишки еловые, фисташки, чашечки жёлудя, пенопласт, веточки, горох, бумага, краски, ножницы, кисточка, крылатки ясеня. Для изготовления пингвина берут еловую шишку и поворачивают чешуйками вниз. Из пластилина делают голову, глаза – горошины, клюв – два треугольника из красной бумаги. Крылья можно сделать из кожуры фисташек или крылаток клёна, ясеня, укрепив их между чешуйками с помощью пластилина. Лапки можно сделать из чашечек желудя, прикрепив пластилином, или же из пластилина. Для большего сходства с пингвинами шишку-туловище, кожуру фисташек (или крылаток) – крылья можно покрасить черной и белой гуашью. Изготовленные фигурки расположить на пенопласте – “льдине”. 4.
Лепка пингвинов из пластилина
. Скатывается шар – «голова». «Туловище» – толстая колбаска. На голове глаза и красный клюв (маленькая морковка). Ноги – две толстые маленькие колбаски из красного пластилина. На груди – белая манишка (лепёшка), две маленькие колбаски из чёрного пластилина – «крылья», загнутые кверху. 5 .
Аппликация «Белый медведь на Севере
», рис.8. Для работы необходимы шаблоны белого медведя, половина листа бумаги или картона синего цвета, ¼ листа
белой бумаги, небольшой прямоугольник коричневой бумаги, клей, карандаш. Дети обводят шаблоны медведя и обрывают. Рыбу изготавливают также методом обрывания.
ТАЙГА

Экологическая сказка
Цель: знакомство с хвойными деревьям тайге. Задачи: расширить знания детей об особенностях хвойных деревьев, произрастающих в тайге, показать их значение для животных и человека, воспитывать бережное отношение к лесу, формировать патриотические чувства. Материал и оборудование: лупы, “Ящик ощущений”, “посылка” от старичка Лесовичка, ветки и шишки ели, пихты, сосны, лиственницы, кедра, орешки кедра, иллюстрации хвойных деревьев, фотография старого кедра, иллюстрация птицы- кедровки, карточка зелёного цвета, обозначающего тайгу и карточки с условными обозначениями условий среды (света, тепла, воды достаточно, почва богатая (см. занятие №7). Ключевые слова: хвоинки, пихта, сосна, кедр, лиственница.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с замечательными деревьями, которые растут в нашем крае. Отгадайте загадку: Стоит красавица В зеленом платьице. До нее дотронешься - Ой, уколешься! (Дети, как правило, отвечают – ель). Хорошо, пусть будет ель. Посмотрите, нам старичок Лесовичок прислал посылку. Кто не боится потрогать и определить, что в этом ящике? Не говорите вслух, чтобы другим ребятам было интересно (последний ребёнок вслух отвечает, что он обнаружил в ящике). Еще Лесовичок прислал маленький мешочек, а в нем записка. Прочитаем ее. “Ребята! – пишет старичок, - определите от каких деревьев ветки и шишки я вам отправил. Если справитесь с заданием, то получите гостинец из маленького мешочка”. Садитесь, ребята, за столы и посмотрим эти веточки и шишки. Сначала рассмотрим веточки ели. А ель - хвойное или лиственное дерево? А почему называется хвойным? (Ответы детей). Потрогайте веточки ели. Какие у нее хвоинки? Да, короткие и очень колючие. Посмотрите на них в лупы. Хвоинки – это листочки только узкие в виде иголочек. Иголочки у ели сердитые, друг с другом не дружат, каждая сидит в своем гнездышке. А вот шишка ели. Посмотрите, потрогайте, понюхайте. (Осматривают, обсуждают). Теперь посмотрим другую веточку. Это веточка пихты. Чем она отличается от веточки ели? (Ответы детей). Послушайте задание. Рассмотрите в лупы веточки ели и пихты и скажите, почему хвоинки ели колючие, а у пихты – нет? (Ответы детей). А пихтовые шишки очень похожи на еловые, только на ветках растут вверх. Если на ель и пихту посмотреть издалека, то они напоминают пирамиду. Посмотрите на иллюстрацию. А в шишках что есть? (Семена). Для чего они нужны деревьям? (Ответы детей). Давайте немного отдохнем. Я буду деревом-мамой, а вы – моими семенами-детками.
(Далее инсценировка стихотворения Н. Рыжовой). Воспитатель: Я дерево-мама, а вы мои детки, Качала я вас в колыбели на ветке, Но время пришло, вам пора улетать, Пора вам большими деревьями стать. Дети: На дереве-маме мы долго висели, Но время пришло, и мы полетели. Умчаться подальше от мамы хотим, Нас ветер подхватит, и мы улетим! Нам крылышки наши летать помогают, Где мы приземлимся, лишь ветер узнает. На землю родную мы все упадём, Земля нас накормит, земля – это дом. Весною нас солнце лучами согреет, А дождик напоит водой, как сумеет. Тогда прорастем мы зелёным ростком И маме помашем зелёным листком. Нам дерево-мама помашет в ответ. Как стать нам большими, не дашь ли совет? И дерево-мама, качаясь, шумит, Советы давая, листвой шелестит. А теперь снова сядем за столы и посмотрим веточки. Вот веточка сосны обыкновенной. Чем она отличается от веточки ели и пихты? (Ответы детей). Хвоинки у неё очень длинные и дружные: растут по две в каждом гнездышке, словно ушки зайчика. Посмотрите на внешний вид сосны. Чем она отличается от ели и пихты? (Ответы детей). Действительно, у нее другая форма, внизу на стволе нет веток и ствол коричневого цвета, а у ели и пихты – серого. А вот удивительные веточки. (Демонстрируется веточка лиственницы с желтыми хвоинками). Как вы думаете, это хвойное дерево? (Ответы детей). Это дерево хвойное, так как есть хвоинки, только они осенью желтеют и опадают как у лиственных деревьев. Это лиственница. Для этого дерева подходит загадка: стоит елочка, но без иголочек. Лиственница - самое крепкое дерево в нашем лесу. Из них раньше делали корабельные мачты. А теперь поиграем в
игру “Покажи веточку…”.
Дети становятся в круг. Перед каждым стоит коробка с веточками и шишками хвойных деревьев (ветви ели, пихты, сосны, лиственницы, шишки ели и сосны). Под музыку дети бегают по кругу. Когда музыка прекращается, детям дается задание: покажите веточку сосны, ели и т.д. Молодцы! Почти все запомнили, с какого дерева веточки и с какого дерева шишки. Садитесь за столы. А теперь посмотрите веточку самого главного дерева нашего сибирского леса – веточку кедровой сосны, но обычно у нас это дерево называют просто кедром. В высоту он растет до 50 метров. Посмотрите, какие длинные у него хвоинки. Да и растут по 5 в одном гнездышке, словно пять пальчиков на руке. Тайга –
это лес в Сибири, где растут различные хвойные деревья. Ребята, скажите, а зачем нужен лес? (Ответы детей). Лес нужен человеку, чтобы строить дома, топить печки, делать мебель. В лесу собирают ягоды, грибы. Лес очищает воздух. Он очень красивый. Лес – это дом для различных животных, где они находят еду, строят жилища, растят детенышей. Семена из шишек ели, сосны и пихты служат пищей для птиц и зверей. Лес - богатство нашего края, нашей родины России. Его надо беречь и охранять. В тайге всегда сумрачно, прохладно. Воды, тепла и света достаточно, чтобы росла такая богатая растительность (выкладывается схема условий среды). Если много растений – почва тоже богатая. Идти очень трудно, так как внизу много веток и поваленных деревьев. Летом трава вырастает до 2 метров. Весной нужно опасаться клещей, которые выползают из лесной подстилки и пытаются присосаться к зверям или людям. После их укуса человек может опасно заболеть. Красива тайга осенью, когда лес заиграет разноцветными красками. В это время нет ни комаров, ни мошки, ни клещей. Зато много грибов и ягод. Особенно тихо становится зимой. В это время на снегу можно увидеть следы различных животных. Посмотрите на эту фотографию. Этому кедру, как считают ученые, около 500 лет. А обхватить его могут только 4 взрослых человека. Посмотрите шишки кедра. Знаете их? А в шишках орешки. Щелкали такие? Это дерево называют кормильцем тайги. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Орешки кедра любят люди и животные от медведя до маленькой мышки. Но самый большой друг кедра, как вы думаете, кто? (Предположения детей). Это птица кедровка (демонстрируется иллюстрация). И называется так потому, что любит кедровые орешки и всегда делает запасы во мху на земле. Что найдет – съест, а что не найдет – весной прорастет, появятся маленькие деревца. Некоторые ученые утверждают, что кедровые леса, большей частью, посажены кедровками. А теперь, если вам загадают загадку “зимой и летом одним цветом”, как на неё можно ответить? (Дети перечисляют хвойные деревья кроме лиственницы). Занятие наше подошло к концу. Справились мы с заданием старичка Лесовичка? Да! Значит можно открыть маленький мешочек? И что же здесь? (Детям раздаются бумажные пакетики с орешками). Давайте договоримся, что щелкать вы будете, когда сегодня пойдете на прогулку. А что сделаете с бумажными пакетиками? (Ответы детей). Их нужно обязательно бросить в мусорный бачок на улице или, когда вернётесь с прогулки, в группе.
СТЕПЬ

Экологическая сказка
Цель: знакомство со степным сообществом. Задачи: содействовать расширению знаний детей о многообразии экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных сообществ растений и животных, познакомить с особенностями данной среды обитания, растениями и животными, их приспособлением к условиям жизни. Оборудование и материалы: иллюстрации степи, растений, животных, свеча, бумажная змейка (описание в опыте), условные обозначения среды: жёлтый квадрат, почва богатая, воды достаточно, жарко, света много (см. занятие №7). Ключевые слова: степь, степные растения, парить, грызуны.

Ход занятия
Захотел Незнайка попутешествовать. Соорудил он себе воздушный шар и полетел. Сначала он летел над лесом, потом деревья исчезли и появилось светлое, открытое пространство. Растёт только трава и редко кустарники. Спустился Незнайка. Интересно ему стало узнать, кто здесь живет. Вдруг видит, стоит столбиком зверёк желтоватого цвета на белку похожий. - Ты кто, белка? – спросил Незнайка. - Нет, я родственник белки. Я тоже грызун и называют меня сусликом, - ответил зверёк. Здесь ещё живут мои родственники – хомяки, сурки, песчанки. В. Степанов Кто там спрятался за кустик И как “столбик” замер вдруг? Это суслик, умный суслик, Зорко смотрит он вокруг - А что ты делаешь? – спросил Незнайка. - Я смотрю, нет ли опасности. Уж очень много у нас, сусликов, врагов: лисица, дикий кот, хищные птицы. Чуть зазеваешься – и поминай, как звали. - Расскажи про степь, - попросил Незнайка. Уж очень она на лес непохожа. Деревьев совсем нет. Как же здесь животные живут? - Совсем неплохо, - ответил суслик. Смотри, простор какой! Куда ни глянь – степь бескрайняя: гуляй – не хочу. Почва богатая, видишь, сколько травы растет (выкладывается на фланелеграфе схема условий данной среды обитания: света много, жарко, воды достаточно, почва богатая). Весной после дождей вся степь покрывается цветущими красными маками. Есть и другие цветы. А если много цветов, значит и насекомых много. А вот еще замечательное растение – ковыль (при возможности показать настоящее растение, т.к. у нас есть маленькие остепнённые участки, где растёт это замечательное растение) Когда ветер его колышет – будто волны по степи ходят. Зима у нас холодная, но короткая, а лето длинное и жаркое. Поэтому шерсть у животных короткая и не густая, обычно серого или жёлтого цвета. С такой шерстью удобно маскироваться в этой местности: пройдешь рядом – не заметишь. Вон, посмотри, как малыш сайгака замаскировался. Тут только Незнайка увидел телёнка этой антилопы, который лежал на земле, вытянув голову и закрыв глаза. - Его мать испугалась твоего воздушного шара и убежала, - продолжал суслик. Теперь поняла, что нечего бояться и возвращается. Незнайка увидел стадо возвращающихся животных. Самым необычным был облик самцов: у них был горбатый, вытянутый нос, напоминающий хобот слона. В.Степанов Сайгак к жаре привычный, Сайгак – бегун отличный, С коротким он хвостом, А нос его – горбом. Вдалеке пробежало стадо куланов – животных похожих на ослов.
- Они очень боятся человека и хорошо бегают. С ними не поговоришь, так же как и с верблюдом, - пояснил суслик. - А кто еще у вас тут живет? – спросил Незнайка. - А вон посмотри, кто ползет. Живет спокойно, не спешит На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет … (черепаха). Ты, Незнайка, видел в городе в живых уголках черепах? Их кормят капустой, морковью, яблоками, а летом – одуванчиками. Это и есть степные черепахи. Их дом здесь, в степи. Кроме черепах здесь живут ящерицы и змеи. - Я боюсь змей, - сказал Незнайка - Я тоже, - ответил суслик. - Но обычно змеи первыми не нападают. Не ходи босиком и смотри под ноги, чтобы не наступить. Тогда всё будет в порядке. Каждое животное выполняет в природе свою работу. Кстати, из яда змей изготавливают ценное для людей лекарство. Тут суслик взглянул на небо и быстро юркнул в нору. Незнайка тоже посмотрел и увидел хищную птицу, которая приземлилась недалеко. Мальчик подбежал и увидел, что там было гнездо орла. - А почему гнездо ты делаешь на земле? – спросил Незнайка. - Здесь нет деревьев, поэтому в степи мы строим гнёзда на земле, - ответил орёл и широко расставил крылья, прикрывая от палящего солнца птенцов. Высоко в небе Незнайка увидел еще одну птицу, которая, не двигая крыльями, поднималась в высоту. - А почему она не падает? – удивился Незнайка. Орёл объяснил. Удивленный Незнайка довольно ответил, что он об этом непременно расскажет своим друзьям после окончания путешествия. А вы, дети, хотите знать, почему в степи и пустыне хищные птицы могут парить в воздухе?
Практическая работа

Опыт «Почему вращается бумажная змейка».
(по Ковинько Л.В., 2004). Разрезать тонкую цветную бумагу как показано на рис. 13. В центре закрепить нитку длиной 20 см. Если бумажную змейку, держа за нитку, расположить над пламенем свечи, то она начинает вращаться. Спросить у детей, что вращает змейку. Вспомнить с детьми, что тёплый воздух легкий и поднимается вверх. Он то и вращает змейку. В степи и пустыне происходит то же самое. Воздух возле земли нагревается и начинает столбом подниматься вверх. Когда птица попадает в этот столб тёплого воздуха, то может вместе с ним подниматься высоко в небо, не затрачивая усилий на взмахи крыльями.
ПУСТЫНЯ

Экологическая сказка
Цель: знакомство с пустыней. Задачи: содействовать расширению знаний детей о многообразии экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных сообществ растений и животных,
познакомить с условиями жизни в пустыне, обитающими здесь растениями и животными, показать их удивительные приспособления. Оборудование и материалы: иллюстрация пустыни, растений и животных данной среды обитания, карточки с условными обозначениями среды: оранжевый квадрат, почва бедная, воды мало, света много, жарко (см. занятие №7), в зависимости от опыта – соответствующее оборудование. Ключевые слова: пустыня, верблюжья колючка, перекати-поле, тушканчик, пустынная лисичка.
Ход занятия
После того как Незнайка побывал в степи, захотелось ему побывать ещё в пустыне. Собрался он и полетел на своем воздушном шаре. Сначала он пролетел над тайгой, затем увидел степи. Пролетев еще некоторое время, увидел он пустыню: куда не глянешь – песок, песок… Только кое-где росли небольшие кустики растений. (Демонстрируется иллюстрация пустыни). Когда Незнайка приземлился – его обдало жаром. Пришлось ему снять некоторые вещи и обувь. “Пройдусь-ка я по песочку босиком”, - подумал Незнайка. Но только он встал на песок как вскрикнул – “Ой!”, - и отдернул ногу. - Разве в пустыне можно ходить босиком? - услышал он голос. Оглянувшись, Незнайка увидел под маленьким кустиком ящерицу. Она лежала в тени и внимательно рассматривала коротышку. “Не часто в пустыне людей увидишь”, - заметила она, - Здесь босиком ходить нельзя среди дня. Песок раскаляется до 70 градусов. Если на него положить яйцо – оно сварится. - Как здесь жарко, - вздохнул Незнайка. - Постоянно пить хочется. - Воды в пустыне очень мало, - ответила ящерица (выкладывается схема условий). Почва здесь бедная, растений очень мало. А ты взял с собой воды? В пустыне человек без воды может прожить только один день. - Воды у меня маловато, до вечера хватит. А ты мне расскажи про пустынных растений и животных. Что-то я никого не вижу. - Днём, когда очень жарко, все жители пустыни прячутся в укрытия. Можно увидеть только верблюдов, переносящих для людей грузы. - А что же они здесь едят? Как без воды обходятся? – спросил Незнайка. - Верблюд может без воды в пустыне прожить несколько дней. Зато, когда дойдет до воды, может сразу выпить целую ванну воды (150 л). Если другое животное или человек после долгого периода жажды выпьет воды столько, сколько он хочет, то может умереть. А с верблюдом ничего не случается. Питается он здесь ветками верблюжьей колючки. Это небольшой куст с мелкими листочками и большими колючками (демонстрируется иллюстрация). Из-за колючек его другие животные не едят. У верблюжьей колючки очень длинные корни, которыми он достает воду глубоко из-под земли. Ведь в пустыне почти нет дождей. В некоторых пустынных местах дождей не бывает 3-4 года. Поэтому растения приспособились своими длинными корнями доставать подземную воду. Вот еще интересное растение. Называется перекати-поле. Оно похоже на шар (демонстрируется иллюстрация). Когда на нём созревают семена, стебель у почвы пересыхает и обламывается. Ветер начинает перекатывать по пустыне шар, разбрасывая семена. Поэтому растение так и называется “перекати-поле”. Тут ящерица с опаской стала поглядывать в сторону, откуда подул слабый, но горячий ветерок, поднимая песчинки в воздух.
- Что случилось? – спросил Незнайка. - Начинается песчаная буря, - ответила ящерка. Советую обмотать голову тканью и лечь под кустом на песок. Вон и верблюды с людьми ложатся. Мне тоже надо спрятаться, - продолжала она, зарываясь в песок. Ветер всё усиливался и поднимал массу песка в воздух, который набивался в уши, глаза, нос. Дышать становилось все тяжелее. Незнайка накрылся тканью и сел под куст. Так просидел он до вечера, пока не стих свист и завывание ветра. Стряхнув с себя толстый слой песка, Незнайка выпрямился. Вдалеке он увидел поднимающихся верблюдов и людей: караван трогался в путь. Быстро темнело: надвигалась ночь. Тут Незнайка увидел животное размером с мышку, но похожего на кенгуру. Зверёк передвигался так же - прыжками. - Ты кто? – спросил Незнайка. - Я - тушканчик, - ответил тихо зверек. Мне некогда с тобой разговаривать: я должен искать себе пищу, - сказал он и попрыгал дальше. Незнайка заметил некоторое оживление в пустыне: то там, то здесь показывались животные и убегали по своим делам. Увидел он пустынную маленькую лисичку – фенека, у которой были очень длинные уши. - Зачем тебе такие уши? – спросил Незнайка. - Этими ушами я очень хорошо слышу звуки в пустыне, так как охочусь ночью и зрение у меня не очень хорошее, - ответила лисичка. - А как вы пустынные животные обходитесь без воды? – спросил Незнайка. - А мы её вообще не пьём. Нам хватает воды в пище. Некоторые же насекомые утром слизывают росу с камней, сказал фенек и, прислушавшись, побежал в сторону. Увидел Незнайка ушастого ёжика, пустынного зайца, некоторых насекомых. Но в целом, как отметил Незнайка, мало растений, мало животных. Одним словом, пустынное место. Пора домой собираться, уж день начинается.
Физкультминутка.
Зайцы скачут: Скок – скок – скок! Да на зелёненький лужок, Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. (выполняются соответствующие движения) Отдохнули? А теперь скажите, какие условия для жизни в пустыне? Почему у животных длинные ноги и короткая шерсть? Какая окраска шерсти у зверей пустыни?
Практической работа
(по Дыбиной О.В. и др., 2004). 1
. Опыт «Почему в пустыне мало воды?»

Ребята, в пустыне, почва обычно глинистая или песчаная. Заполним одну воронку глиной, а другую - песком, уплотним, поставим на стаканы. Теперь в каждую воронку нальем воды и понаблюдаем. Вода через песок быстро просачивается и уходит вглубь. А через глину, наоборот, пройти не может. Видите, сверху лужа. Если покажется солнце и быстро нагреет воду, что с ней произойдет? (Испарится). И опять растения не смогут напиться, потому что вода до корней не доходит. Нет в почве воды, не могут расти растения. 2 .
Опыт « Много – мало»
. Для опыта необходимы три растения: одно – с крупными листьями, второе – с обычными, третье с маленькими или кактус, полиэтиленовые пакеты, нитки. Детям предлагается выяснить, почему растения с большими листьями не могут расти в пустыне. Надевают по одному пакету на листья всех трёх растений, закрепляют нитками, наблюдают за испарениями листьев течение суток. Больше всего воды на стенке у того пакета, которым был покрыт большой лист. Значит, растения с большими листьями испаряют много воды, их нужно часто поливать. Растения с маленькими листочками или кактусы испаряют очень мало воды, очень экономно. А так как в пустыне мало воды, значит, растения с большими листьями погибнут. 3.
Опыт «Почему у животных, которые живут в пустыне окраска светлее,

чем у тех, которые живут в лесу».
Для проведения опыта нужны две рукавички: тёмная и светлая. Вспомнить, что почва в пустыне светлого цвета. Здесь можно лучше замаскироваться со светлой шерстью. Кроме того, количество тепла разное. Одеть рукавички и в солнечную погоду подержать на солнце. Через несколько минут сравнить ощущения: в какой рукавичке теплее. Значит, в лесу нужен более темный мех, чтобы он лучше нагревался. Животным, живущим в пустыне, нужен более светлый мех, чтобы не перегреться и не погибнуть. ЛИТЕРАТУРА 1. Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1991. – 173 с. 2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Творческий центр, 2004. – 188 с. 3. Ковинько Л.В. Сереты природы – это так интересно! [Текст] – М.: Линка-Пресс, 2004. – 68 с.


В раздел образования