Автор: Маслова Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад 75 Красносельского района Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Формирование инициативноси и самостоятельности Раздел: дошкольное образование
Формирование инициативности и самостоятельности.
Период детства – самый счастливый промежуток времени, который очень быстро
перетекает во взрослую, уже сложившуюся жизнь. В детстве ребенок чистый, невинный,
не озлобленный, он еще не загружен повседневной жизнью и проблемами. И чтобы как
можно дольше продолжить этот период, нам взрослым, нужно приложить максимум
усилий для этого.
И чтобы с пользой шло время детства, нужно не только оберегать вашего ребенка, но и
конечно уделить массу времени воспитанию, развитию и обучению вашего малыша.
Также нужно не забывать, что помимо всего прочего, нужно также развивать у ребенка
инициативность. Давайте поговорим об этом, что это такое, как сформировать и какими
способами.
Сама тема о формировании инициативности ребенка дошкольного возраста, понятия и
условия становления наиболее актуальнее и остро встало с появлением федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ФГОС ДО
говорится, что самостоятельность и инициативность дошкольника, является целевым
ориентиром для детей, а способы их поддержки и развития – как обязательная часть
содержания образовательной программы в любом дошкольном образовательном
учреждении. Исходя из этого, можно сказать, что не только в детском саду необходимо
развивать самостоятельность детей и развивать инициативность, в домашних условиях,
тоже не надо забывать об этом.
Так каким же способом, можно добиться результаты, или какими способами развивать
инициативность у детей?!
Самый лучший и самый правильный способ- это конечно же игра. Во время игры
характеристики инициативного действия присутствуют естественным образом. В игре,
если все правильно подобрать и подготовить пространственную среду, ребенок может
полностью проявить свою инициативу. Начиная с выбора игры и заканчивая его
участниками.
В игровой ситуации дошкольник без особых усилий и напряжения создает замысел игры,
реализует ее, с помощью своего воображения. Благодаря, все тому же, воображению
появляются все новые и новее сюжеты, герои, атрибуты и т.д. Окружающие предметы и
атрибуты преобразуются, с помощью воображения ребенка, в те предметы, которые
необходимы ребенку в данной игре, не зависимо от их реальных характеристик и
принадлежности. То есть, проще говоря, ребенок использует выбранные предметы не по
их прямому назначению, а так как ему вздумается.
Все в детстве строили и играли в шалаши, сейчас происходит то же самое. Для игры
используется бросовый материал, неоформленные предметы, коробки, пластмассовые
трубы и так далее.
Получается, что при полной и раскрытой игре, ребенок имеет опыт произвольного
поведения, придумывания своего сюжета и опыт преодоления данной ситуацией.
Современное образование отходит от присущих ярлыков и правил, а все больше дает
возможность проявить инициативу детям и тем самым развивает и само реализовывает
детей как личностей.
Игра – это основное занятие ребенка для его развития. Через игру можно обучать,
воспитывать, сформировывать. Игра должна доставлять удовольствие ребенку.
С точки зрения формирования и развития инициативы у детей, игра является уникальной
деятельностью. Только в игре ребенок может быть на 100% самостоятельным и проявлять
инициативность, использовать свое воображение. Не забывайте об этом! Играйте со своим
ребенком, по его правил и по его задумке, везде и всегда!