Напоминание

Божья коровка на ромашке


Автор: Загоскина Анна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 18 Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Божья коровка на ромашке
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45 «Мечта»

Конспект занятия по непосредственной образовательной деятельности в

дошкольном учреждении.

Конспект НОД по теме: «Насекомые» с использованием технологии Савенкова А.И.

«Учебные исследования в детском саду».

Хрулева Наталья Владимировна
1

Актуальность.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Конспект НОД по теме «Насекомые» написан в рамках цикла занятий по формированию представлений о насекомых по направлению «Ознакомление с миром природы» образовательной области «Познавательное развитие» Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. На занятии были созданы необходимые учебно-материальные, гигиенические, психологические и эстетические условия. Выбор структуры занятия был определен его спецификой: - требованиями
основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - использованием педагогической технологии «Учебное исследование в детском саду» - интересом старших дошкольников к проблемам, выходящих за рамки их личного опыта Занятие имело четко выраженную структуру, соответствующую требованиям программы и специфике педагогической технологии «Учебное исследование в детском саду». Организационный этап был ориентирован на создание мотивации на проведение занятия в роли «ученых», направленной на формирование познавательных интересов детей, осуществление выбора направления «исследования». Отбор методов и приемов в основной части занятия (художественное слово, презентация, музыкальная физминутка, игра с цветными ладошками «Хорошо – плохо) был продиктован его итоговым характером, содержанием материала, возрастными особенностями детей. Необходимость использования наглядного материала была обусловлена наглядно-образным характером мышления детей, спецификой (запись пиктограммами) фиксирования результатов исследования. В процессе руководства самостоятельной деятельностью детей, обращалось внимание на установление причинно - следственных связей, лежащих в основе детских опытов.
В

заключительной
части НОД, было подведение итогов деятельности, выяснение эмоционального отношения детей к ее содержанию. Инновационность заключается в улучшении педагогической системы, способствующей достижения более качественных и более высоких результатов в образовании и воспитании детей. Конспект НОД «Насекомые» в своей работе могут использовать воспитатели дошкольных учреждений, специалисты и студенты, будущие педагоги. 2

Старший дошкольный возраст

Образовательная область «Познавательное развитие»
 Закреплять знания детей о представителях класса насекомых: бабочка, улитка.  Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи – ворсинки на брюшке бабочки и опыление растений.  Совершенствовать характер и содержание способов исследования объектов, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с познавательной задачей.  Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление свойств объектов.  Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
 Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.  Развивать умение составлять рассказы из личного опыта по самостоятельно составленному плану.  Закреплять в речи детей существительные, обозначающие лабораторное оборудование.  Развивать у детей интерес к художественной литературе.
Оборудование и материалы:

Демонстрационный:
видеоролик «Насекомые», специальные прозрачные контейнеры с бабочкой и улиткой, карточки с изображением бабочки и улитки.
Раздаточный:
«папки исследователей», простые карандаши, лупы, варежки с ворсом и гладкие на подгруппу детей, поднос с манной крупой, разный корм для улитки: растительные и мясные продукты.
Словарная работа:
ворсинки, пыльца, опылять, брюшко, рожки.
Предварительная работа:
просмотр презентаций «Божья коровка», «Микромир», чтение детских энциклопедий «Чудесные превращения в природе. Бабочка» М.Баттерфилд, «Чудо на ладони» С.Ильин, «Как появляется бабочка» И.Гурина, рассматривание иллюстраций, проведение опытов, экспериментов и наблюдений за насекомыми в живой природе.
1.Водная часть НОД
– 5 мин. Дети входят в группу под музыку «Божья коровка» (ансамбль «Непоседы»). Они одеты в мантии и шляпы бакалавров, в руках у детей «папки исследователей». Они проходят, встают перед гостями и здороваются.
Ребёнок читает стихотворение Б. Заходера

В лесу.
В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки. Природа – всем им жизнь дала, У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой, И одинокий, и пустой. Воспитатель: - Сегодня мы с вами в нашей лаборатории продолжим изучать насекомых. 3
- Мы не раз наблюдали за насекомыми, рассматривали их, читали о них. Так кто же такие насекомые? Дети: - Насекомые – это самые маленькие существа на Земле. Насекомых очень много и они все разные: большие и маленькие, красивые и не очень, живут насекомые везде: в пустыне и в лесу, под землей и в воде. Воспитатель: - Правильно, а сейчас рассаживайтесь поудобнее, мы с вами еще раз отправимся в небольшое путешествие в «Царство насекомых».
Просмотр видеопрезентации «Насекомые» (длительность 3 минуты).
- Назовите насекомых, которых вы сейчас видели. (бабочка, кузнечик, пчела, шмель, муравей, улитка и т.д.) - Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, божья коровка, паук, богомол). - Почему их называют хищными? (потому что они охотятся за другими насекомыми). - Назовите не хищных насекомых? (гусеница, улитка, бабочка, пчела). - Чем питаются эти насекомые? (травой, листьями, цветочной пыльцой). - Все правильно. Молодцы. - И сегодня в нашей лаборатории вы, как настоящие ученые, продолжите свои наблюдения за бабочкой и улиткой, проведете опыты, а потом подготовите сообщения по результатам ваших исследований и выступите с ними. А я буду вам помогать, буду вашим научным консультантом. - Я вас поделила на две группы. Сейчас каждая группа пройдет к своему столу. На столах стоят специальные контейнеры с насекомыми для исследований и материал для опытов и экспериментов.
2.Основная часть – 17 минут.
Воспитатель: - А теперь давайте откроем «папки исследователей» и вспомним, в какой последовательности вы будете работать: 1. Подумаем, что мы знаем. 2. Что мы хотим узнать нового. - Где мы можем узнать что – то новое? 3. Посмотреть в книге. 4. Спросить у другого человека. 5. Провести наблюдение 6. и опыт. -Для подготовки сообщений пользуетесь книгами, которые лежат у вас на столах, задавайте, интересующие вас вопросы гостям. Для проведения опытов используйте пособия у вас на столах. - А теперь приступайте к работе. Уже имеющиеся знания дети записывают в виде условных знаков на листочках, взятых из своих «папок исследователя». Новую информацию дети собирают из книг и энциклопедий, представленных на выставке. Задают вопросы гостям. - Уважаемые гости, дети будут вам задавать вопросы, не стесняйтесь, отвечайте. Самостоятельно проводят опыты и наблюдения за живыми объектами – насекомыми: бабочкой и улиткой.
1.Бабочка.
4
Дети рассматривают через объектив с увеличительным стеклом и через лупы внешний вид бабочки и его особенности. - у бабочки есть голова, на голове усики, грудь, брюшко, четыре крылышка (два больших и два поменьше), шесть лапок и хоботок, с помощь которого бабочка пьет цветочный нектар; - брюшко бабочки покрыто маленькими, тоненькими ворсинками, они нужны для того, чтобы бабочка могла опылять цветы – пыльца прилипает к ворсинкам и бабочка переносит пыльцу с одного цветка на другой. Опыт под руководством воспитателя: Дети надевают на руки варежки – одна гладкая, а другая с ворсом (имитация ворсинок, как на брюшке у бабочки) и опускают руки в варежках в поднос с манной крупой (имитация цветочной пыльцы). Затем поднимают осторожно руки и рассматривают варежки: на какую прилипла манная крупа, а на какую нет и почему. Вывод (делают дети): Брюшко бабочки покрыто мелкими ворсинками для того, чтобы к ним прилипала цветочная пыльца, это нужно для опыления растений, чтобы в дальнейшем на месте цветка вырастал плод.
2.Улитка.
Дети рассматривают внешний вид улитки, находящейся в контейнере. - у улитки есть ракушка – это ее домик, там находится тело улитки, есть голова с рожками, всего четыре рожка – два больших и два маленьких, это глаза улитки и антенки, еще у улитки есть одна большая нога, с помощью которой она ползает. Опыт под руководством воспитателя: Дети кормят улитку разным кормом (растительными и мясными продуктами): листочки одуванчика, капустные листочки, кусочки яблока, огурца и кусочки колбасы и сыра. Дети наблюдают за тем, какой корм будет есть улитка (растительный) и на основании наблюдений делают соответствующие выводы. Вывод (делают дети): Улитка ест только растительную пищу: листья растений, фрукты и овощи, поэтому улитка травоядное насекомое. Воспитатель оказывает детям необходимую информационную и другую помощь во время работы. Дети выступают со своими сообщениями, зачитывая их по листочкам с условными знаками (пиктограммам). Воспитатель, если необходимо, поддерживает выступающего, помогает ему выдать накопленную информацию. После выступления одной подгруппы воспитатель проводит музыкальную физминутку:
«Добрый жук»
Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! (идут по кругу друг за другом, взявшись за руки) Жил на свете добрый жук, (хлопают в ладоши) Старый добрый друг. (выполняют «пружинку», руки на пояс) Никогда он не ворчал, (грозят пальчиком правой руки) Не кричал, не пищал, (грозят пальчиком левой руки) Громко крыльями трещал, (помахивания кистями рук, переводят руки из положения «вниз» в положение «вверх») Строго ссоры запрещал. (выполняют руками скрестные движения над головой) Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! (идут по кругу друг за другом, взявшись за руки) 5
Ты – мой друг, и я – твой друг, (вытягивают руки вперёд ладонями вверх, затем прижимают ладони к груди) Старый верный друг! (хлопают в ладоши) Полюбили мы жука, Старика, добряка – (выполняют прыжки на месте на двух ногах, руки на пояс) Очень уж душа легка (шагают на месте, энергично взмахивая руками) У него, весельчака. (поднимают руки вверх – в стороны). Когда от каждой подгруппы выступят несколько человек, воспитатель благодарит детей за хорошую работу и интересные сообщения.
3.Заключительная часть – 3 минут.
Воспитатель: - В заключении я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». - У вас на столах лежат красные и синие ладошки. Кто считает, что насекомые это хорошо – поднимите красную ладошку, а кто считает, что насекомые это плохо – поднимите синюю ладошку и объясните свой выбор. Дети поднимают ладошки и объясняют свой выбор: - польза – бабочки красивые, насекомые опыляют растения и вырастают разные плоды, пчелы дают вкусный и полезный мед и т.д. - вред – комары больно кусаются, мухи – разносят вредных микробов, гусеницы – объедают листья растений и т.д. Воспитатель: - Нельзя однозначно сказать, что насекомые это только хорошо или только плохо. Природе все нужны и послушайте об этом стихотворение.
Ребёнок читает стихотворение Б. Заходера

Про всех
Все - все - все на Свете На свете нужны. И мошки Не меньше нужны Чем слоны. Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мёд И кто делает яд. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых, И даже без хищников - Злых и свирепых. У мышки без кошки Не лучше делишки. Да если мы с кем-то Не очень дружны, Мы всё-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны, А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется… Все - все - все на Свете 6
На свете нужны, И это все люди Запомнить должны. Воспитатель: - И послушайте еще одно стихотворение.
Ребёнок читает стихотворение

Терентия Травника

«Такой случай»
Я в красивую коробку Спрятал божию коровку. К уху крышкой приложил: Копошится и шуршит. Донесу её до дома, И скажу об этом так: Был в лесу и… встретил гнома, Превратился гном в жука. Я его поклал в коробку И принёс вам показать. Посмотрите, только - быстро, Надо гнома ат-пус-кать. - Как мы поступим с нашими насекомыми, которые помогали нам сегодня делать интересные открытия? (отпустим на участке во время прогулки). - Кем вы сегодня были на занятии? (учеными). - Какие вы сделали для себя открытия? (что узнали интересного, нового)? (тело бабочки покрыто тонкими ворсинками, к которым прилипает цветочная пыльца, для того что бы бабочка могла опылять цветы; улитка травоядное насекомое, она ест только растительную пищу: траву, листья, овощи и фрукты). - Что вам понравилось на занятии? (проводить наблюдения и опыты) - Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, и мы и дальше будем продолжать наши исследования. До новых встреч. 7


В раздел образования