Напоминание

"Развиваем речь детей"


Автор: Загоскина Анна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 18 Кировского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Развиваем речь детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ. Обрати своё сердце к книгам… «Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех времен и народов!» Л.Н. Толстой Наш ребенок пережил рубеж трехлетнего возраста, уже полностью сформировался как личность. Словарный запас достаточно разнообразен и объемен. Дошкольник легко вступает в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Средний возраст или середина дошкольного детства классифицируется современной педагогической наукой, как самый оптимальный возраст для воспитания и обучения. Четырехлетний ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника, сочувствующего и негодующего, удивляющегося и радующегося, переживающего за героев литературных произведений. Именно в четырехлетнем возрасте происходят физиологические процессы, которые повышают эмоциональность и активность ребенка. У него появляется физиологическая потребность в знаниях всего, что его окружает. Ему интересны сверстники, мир животных и мир взрослых. Он интересуется явлениями природы. Как часто детей этого возраста мы называем «Почемучкины». В этом возрасте мы продолжаем знакомить детей с произведениями русских и зарубежных писателей. Дошкольники 4-5 лет с удовольствием слушают русские народные и зарубежные сказки. Они уже могут сами определять добро и зло, оценивать поступки героев. Симпатизировать одним героям и осуждать неблаговидные поступки других героев. Дети средней группы проявляют большое тяготение к рифме. Они достаточно легко запоминают литературные сказки А.Пушкина, К.Чуковского и С.Михалкова. Дошкольники охотно подбирают и рифмуют слова, хотя при этом часто не обращают внимания на смысловое значение. Любые попытки дошкольников рифмовать слова надо поощрять, так как это способствует развитию речевого слуха. В 4-5 летнем возрасте очень большая работа проводится по формированию у дошкольников развития фонематического слуха. Дети
начинают достаточно правильно понимать значения терминов слово, звук и употреблять их, более осознанно вслушиваясь в слова. Находить слова, схожие по звучанию, выделять и называть в них определенные звуки. Речь дошкольников среднего возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Отсюда и главные задачи по развитию речи детей пятого года жизни: 1.Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух. Побуждать дошкольников пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению гласных и согласных звуков в словах и фразовой речи. Развивать фонематический слух: различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. 2.Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира. Побуждать пользоваться в речи наиболее употребительными прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами. 3.Кристаллизовать речь дошкольников, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении; обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм. Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 4.Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать несложные вопросы. Упражнять в составлении рассказов по картине, по плану воспитателя. Речевые игры: «Угадай, что звучит», «Семья медведей», «Узнай по голосу», «Поймай звук», «Придумай слова на заданный звук», «Скажи наоборот», «Загадки-добавлялки». «Загадки-обманки»- способствуют развитию фонематического слуха детей. Чтение художественной литературы, заучивание стихов направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Ведь эти сформированные навыки - залог грамотности и успешного обучения в школе.


В раздел образования