Автор: Загоскина Анна Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ № 18 Кировского района г. Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: "Развиваем речь детей" Раздел: дошкольное образование
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ.
Обрати своё сердце к книгам…
«Какое богатство мудрости и добра
рассыпано по книгам всех времен и
народов!»
Л.Н. Толстой
Наш ребенок пережил рубеж трехлетнего возраста, уже полностью
сформировался как личность. Словарный запас достаточно разнообразен и
объемен. Дошкольник легко вступает в контакт, как с взрослыми, так и со
сверстниками. Средний возраст или середина дошкольного детства
классифицируется современной педагогической наукой, как самый
оптимальный возраст для воспитания и обучения. Четырехлетний ребенок
переходит из пассивного слушателя в активного участника, сочувствующего
и негодующего, удивляющегося и радующегося, переживающего за героев
литературных произведений.
Именно в четырехлетнем возрасте происходят физиологические
процессы, которые повышают эмоциональность и активность ребенка. У
него появляется физиологическая потребность в знаниях всего, что его
окружает. Ему интересны сверстники, мир животных и мир взрослых. Он
интересуется явлениями природы. Как часто детей этого возраста мы
называем «Почемучкины».
В этом возрасте мы продолжаем знакомить детей с произведениями
русских и зарубежных писателей.
Дошкольники 4-5 лет с удовольствием слушают русские народные и
зарубежные сказки. Они уже могут сами определять добро и зло, оценивать
поступки героев. Симпатизировать одним героям и осуждать
неблаговидные поступки других героев.
Дети средней группы проявляют большое тяготение к рифме. Они
достаточно легко запоминают литературные сказки А.Пушкина,
К.Чуковского и С.Михалкова. Дошкольники охотно подбирают и рифмуют
слова, хотя при этом часто не обращают внимания на смысловое значение.
Любые попытки дошкольников рифмовать слова надо поощрять, так как это
способствует развитию речевого слуха.
В 4-5 летнем возрасте очень большая работа проводится по
формированию у дошкольников развития фонематического слуха. Дети
начинают достаточно правильно понимать значения терминов слово, звук и
употреблять их, более осознанно вслушиваясь в слова. Находить слова,
схожие по звучанию, выделять и называть в них определенные звуки. Речь
дошкольников среднего возраста отличается подвижностью и
неустойчивостью.
Отсюда и главные задачи по развитию речи детей пятого года жизни:
1.Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое
дыхание, слуховое восприятие, речевой слух. Побуждать дошкольников
пользоваться интонационными средствами выразительности.
Способствовать четкому и ясному произношению гласных и согласных
звуков в словах и фразовой речи. Развивать фонематический слух:
различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
2.Формировать, уточнять и активизировать словарный запас,
позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего
мира. Побуждать пользоваться в речи наиболее употребительными
прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.
3.Кристаллизовать речь дошкольников, предупреждая
многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в
предложении; обогащать речь детей за счет освоения новых
грамматических форм. Поощрять характерное для пятого года жизни
словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
4.Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую
речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать несложные
вопросы. Упражнять в составлении рассказов по картине, по плану
воспитателя.
Речевые игры: «Угадай, что звучит», «Семья медведей», «Узнай по
голосу», «Поймай звук», «Придумай слова на заданный звук», «Скажи
наоборот», «Загадки-добавлялки». «Загадки-обманки»- способствуют
развитию фонематического слуха детей. Чтение художественной
литературы, заучивание стихов направлено на достижение цели
формирования интереса и потребности в чтении книг. Ведь эти
сформированные навыки - залог грамотности и успешного обучения в
школе.