НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РЕФЕРАТ
на тему:
Экологическое воспитание в детском саду
Работу выполнил
слушатель _____ курса
Штых Юлия Юрьевна
Научный руководитель
к. психол. наук, доц.
Шелепанова Н.В.
Новосибирск -2015
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1. Актуальность экологического воспитания
6
1.2. Методы экологического воспитания
12
Глава 2. ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
ДЕТСКОМ САДУ
13
2.1. Формы работы с детьми
2.2. Формы работы с педагогическим коллективом
14
2.3. Формы работы с родителями
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
ЛИТЕРАТУРА
17
2
Введение
Взаимодействие
человека
с
природой
чрезвычайно
актуальная
проблема
современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком
уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда.
Там – лес погубили, там — лугов лишились, там– земля очерствела и не
хочет рожать хлеб….
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется
развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему
незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля,
что
бы
нас
ублажать.
А
про
то,
что
мы
сами
–
часть
этой
земли,
не
вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, — горсточка, а
нас
–
не
думавших
–
миллионы.
И
совсем
не
по
злому
умыслу,
а
по
недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что
поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с
землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и
рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что
это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни
земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-
то, где-то….
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно
использовать
природные
ресурсы
нельзя.
Сбываются
пророчества
слова
Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем,
однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую
победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что
от
детской
экологической
вседозволенности
(сорвать
цветок,
погубить
бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки)
дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше
эта дорога обрывается пропастью. [2 с.18]
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование
людей
в
области
окружающей
среды,
экологическое
воспитание
всего
3
населения,
включая
и
подрастающее
поколение.
Началом
формирования
экологической
направленности
личности
по
праву
можно
считать
дошкольное
детство,
так
как
в
этот
период
закладывается
фундамент,
осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие
эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь
остаются в памяти человека.
Но
вседозволенность
по
отношению
к
природе
прощалась
и
даже
поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от
детских стихов:
(«Мы были за речкой, на том берегу,
На большом, душистом заливном лугу.
Бабочек ловили и венки плели
На колхозном сене отдохнут легли….
Стрекозу поймали, крылья хороши!
За кувшинкой лезли через камыши….»)
До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.
Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему
городу, селу, где человек родился и живет.
В
необходимости
формирования
основ
экологической
культуры
с
дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же
нередко
случается
так,
что
дети
усваивают
определенный
объем
экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в
практической
деятельности.
На
мой
взгляд,
приоритетной
должна
быть
задача
воспитания
гуманного
отношения
к
природе.
Установление
положительных,
эмоционально
окрашенных
связей
-
вот
основа
экологической воспитанности.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели скворца, и
радость
от
общения
с
животными
и
растениями
-
именно
с
этого
и
начинается экологическое воспитание дошкольников. [3 с.23]
4
Хочется
остановиться
на
двух
условиях
успешности
экологического
воспитания.
Во-первых,
практика
показала
важность
интеграции
экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными
словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.
Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в
течение
дня,
повышают
заинтересованность
детей,
создают
условия
для
развития каждого ребенка. Чтобы помочь педагогам оценить возможности и
преимущества интегрированного подхода, был проведен педсовет в форме
деловой
игры
"Интеграция:
за
и
против",
разработана
таблица-схема
установления интегративных связей в процессе формирования экологической
культуры. Конкурс-фестиваль занятий помог педагогам осознать сущность
интеграции,
улучшить
координацию
работы
воспитателей
групп
и
узких
специалистов, пополнить " банк методических идей". Что же это в итоге
дает?
5
ГЛАВА 1 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1.
Актуальность экологического воспитания
"Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако
человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться к матери
без
должного
уважения.
Как
и
любая
мать,
природа
многое
прощала
и
прощает ему, но ведь не беспредельно. И чем раньше человек поймёт это, чем
раньше
осознает
свою
кровную
связь
с
землёй,
тем
крепче,
здоровее,
счастливее он будет. "
В. Владиславский
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема
современности.
Актуальность
её
очевидна.
Это
и
ухудшение
состояния
воздуха,
воды,
вследствие
интенсивного
и
порой,
неграмотного
их
использования,
и
нарушение
природного
равновесия,
что
приводит
к
деградации целых экосистем, и прямая угроза здоровью и жизни людей,
особенно детей. Поток информации об экологической катастрофе, нависшей
над
человечеством,
её
анализ
показывает
и
главную
причину
-
низкий
уровень экологической культуры, экологического сознания у большинства
людей.
Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и как их можно
понимать применительно к области дошкольного воспитания и воспитания в
семье? Экологическое сознание - это общественное сознание, которое может
складываться двумя путями: стихийным или сознательным - посредством
целенаправленного воспитания и образования, этом немалую роль играют
воспитатели детского сада и родители.
Очень близко по своему содержанию к понятию "экологическое сознание"
подходит понятие "экологическая культура".
Экологическая культура - это культура единения человека с природой.
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются
основы
правильного
отношения
к
окружающему
миру,
ценностной
ориентации в нём.
6
Работа по экологическому воспитанию дошкольников обладает большими
возможностями и перспективой. Природа - сильнейшее средство воздействия,
прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым
необходимо овладеть. Все, кому неравнодушна судьба природы и наших
детей:
отворите
детям
окна
в
природу,
научите
ощущать
её
красоту
и
неповторимость! Помните, чем раньше познакомится с удивительным миром
природы маленький человек, тем раньше у него пробудится желание ценить и
беречь всё, что его окружает, тем больше будет посеяно в его душе зерен
доброты, тем скорее он почувствует неразрывную связь, своё родство с этим
удивительным миром.
Что значит "отворить окно" в природу? [7 с.34]
Это, прежде всего, научить детей видеть природу, ощущать себя её частью. А
для этого необходимо общение с природой сделать постоянным. Только в
результате
систематического
непосредственного
контакта
с
природой
маленький человек может почувствовать себя ей частью. Работа с детьми
должна начинаться с правильно организованных прогулок в природу. Они
должны носить не потребительский и развлекательный характер, не стоит
увлекаться сбором даров природы, ловлей насекомых и т. п. Существует, к
сожалению, мнение, что всё это способствует изученью природы, но это
далеко не так. Мне могут возразить: "Так что же теперь, ребёнку нельзя
даже ; сорвать цветок или веточку с дерева срезать? "
Конечно, можно, если цель оправдывает действия. Если же ребёнку нужен
цветок только лишь для того, чтобы вдохнуть его аромат или рассмотреть его
поближе, то гораздо разумнее будет предложить ему наклониться над цветком
или опуститься на землю рядом с ним - ведь в этом случае и увидеть, и
почувствовать
можно
гораздо
больше.
Детей
нужно
учить
выносить
с
прогулки не букетики цветов и сломанные веточки, а впечатления, мысли,
чувства,
открытия.
Только
тогда
они
могут
прийти
к
пониманию
самоценности жизни, кому бы она не принадлежала.
7
«Любая прогулка, имеющая целью приобщение ребёнка к природе, включает
в
себя
наблюдение
за
объектами
и
явлениями
окружающего
мира.
Наблюдение - вот основной способ познания природы. Среди множества
ощущений у человека преобладает зрение. Для него самое главное это -
увидеть. Здесь уместно будет вспомнить старинную русскую пословицу -
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. "
Но в наблюдении оказывается, и без слуха не обойтись. Всем известно, что
смотреть и видеть не одно и то же. Человек видит лишь тогда, когда осознаёт.
Поэтому, чтобы во время наблюдения ребёнок осознал, ему надо не только
показать объект, но и рассказать о нём.
Словесное
описание
помогает
подчеркнуть
особенности
наблюдаемого
объекта,
выделить
характерные
и
существенные
признаки.
Образное
и
выразительное, оно способствует воспитанию чувств, формирует отношение
к окружающему.
Но
и
самого
яркого
и
эмоционального
описания
не
достаточно,
чтобы
научить ребёнка видеть в природе источник мысли и творчества. Существует
давняя педагогическая истина: "Когда я слышу - я забываю, когда я вижу - я
запоминаю, когда я делаю - я понимаю. " Поэтому наблюдения должны
включать в себя активную эмоциональную и интеллектуальную деятельность
самих
детей.
Этому
помогает
использование
упражнений
типа:
"На
что
похоже", "Кто больше назовет", "Найди такой же». Впечатления, получаемые
детьми
во
время
наблюдений,
должны
подкрепляться,
усиливаться
с
помощью разнообразных методов и приёмов.
Во время прогулок с детьми можно встретить муравейник, выпавшего из
гнезда птенца. Не старайтесь пройти мимо, не заметив этого. Объясните
ребёнку, почему нельзя разрушать муравейники и брать в руки птенцов.
Выучите с детьми основные правила поведения в природе: в лесу надо
ходить по тропинкам, т. к. можно нечаянно наступить на насекомых; на
утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не
8
рыхлится,
а
корни
растений
"задыхаются"
без
воздуха
и
постепенно
отмирают; нельзя разжигать костры, ломать ветви, рвать много цветов.
Выучите с детьми пословицы о лесе:
"Лес-богатство и краса, береги свои леса! "
"Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу! "
"Враг природы тот, кто лес не бережёт! "
"Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади! "
Особое внимания советуют обратить на сочинение с детьми загадок, песенок,
коротеньких рассказов и сказок об удивительном мире природы, о том, что
особенно
поразило
на
прогулке.
Этот
приём
способствует
сближению
ребёнка
с
природой,
делает
её
ближе,
доступнее
и
понятнее
для
него.
Благодаря сказкам и забавам, песенкам, дети познают
окружающий мир не только умом, но и сердцем, что особо важно для детей
дошкольного возраста, ведь чувства у них часто превалируют над разумом.
Не следует забывать и об опыте В. А. Сухомлинского, который большое
внимание уделял знакомству детей с "музыкой природы", полагая, что она
является ключом к пониманию детьми классической музыки. А это значит
делает его духовно богаче.
Можно после знакомства детей со звучанием музыкальных инструментов
предложить
им
во
время
наблюдения
определить,
какой
музыкальный
инструмент мог бы изобразить полёт бабочки, гудение шмеля, песню птицы и
т. д., и так среди природы ребёнку нужно дать возможность посмотреть,
послушать, почувствовать, подумать.
Для
того
чтобы
организовать
такую
разнообразную
деятельность
детей,
следует
подумать
и
о
содержательной
стороне
наблюдений.
С
какими
природными объектами лучше всего знакомить детей на территории детского
сада и за его пределами. На какие особенности этих объектов обратить
внимание детей? О чём рассказать, что показать им, о чём дать возможность
догадаться самим, используя различные способы обследования?
9
Прежде всего откройте перед детьми удивительный мир растений. Растение
благодатный объект для познания, для развития системного мышления и
наблюдательности.
Они
всегда
доступны
взору,
их
можно
потрогать,
спрятаться под их кроной. Неподвижны и молчаливы они лишь на первый
взгляд, а присмотритесь, прислушайтесь и с вами заговорят стебли, листья,
цветки и плоды, ветви и почки. Нужно, чтобы дети выбрали в ближайшем
окружении
растение,
которое
им
кажется
самым
привлекательным,
и
наблюдали
за
его
жизнью:
весенним
пробуждением,
летним
цветением,
осенним увяданием, зимним сном. Пусть они относятся к любому растению
как к другу - навещают его, замечают изменения, которые с ним произошли,
заботятся о нём!. Забота о нём превратится в настоящий урок доброты,
рождающий
глубокое
чувство
причастности
ко
всему,
что
нас
окружает.
Скольких детей это чувство впоследствии убережёт от плохих поступков,
скольким
поможет
стать
настоящими,
думающими
защитниками
нашего
общего дома. [12 с.34]
Эмоциональность,
увлечённость
детей
убеждает
в
том,
что
работа
по
экологическому воспитанию очень важна и даёт хорошие результаты. Эта
работа
поможет
воспитать
у
детей
любовь
к
родной
природе,
бережное
отношение к ней.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в
различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому
экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии
познания
окружающего
мира,
выработке
гуманного
отношения
ко
всему
живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Целью экологического воспитания является:
формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и
животном мире;
развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения
по отношению к миру природы;
10
побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными,
беречь и сохранять природные богатства.
Формирование
гуманного
отношения
к
природе
–
основная
задача
экологического
воспитания,
которая
реализуется
путем
развития
в
детях
сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на
планете.
Человек
–
часть
природы,
но
зачастую
именно
он
оказывает
пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции
«защитника
и
друга»
мира
природы
является
основой
в
воспитании
экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и
отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех,
кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более
сильную
позицию
по
отношению
к
миру
природы
(например,
растения
завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому
нам
следует
направить
все
усилия
на
то,
чтобы
все
живое
на
земле
развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном
будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует
тех, кто его поливал). [8 с. 13]
Полученные
знания
об
окружающем
мире
должны
подкрепляться
практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети
видели
положительный
результат
своей
деятельности
и
имели
желание
совершенствовать свои достижения.
11
1.2.
Методы экологического воспитания
Большое
значение
в
экологическом
воспитании
личности
занимают
экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного
мира
и
наблюдают
за
явлениями
природы.
Экскурсии
также
важны
для
накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования
на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные
приметы,
предсказывать
последствия
деятельности
человека,
как
благоприятной,
так
и
негативной.
Во
время
экскурсии
дети
учатся
взаимодействовать с окружающим миром. Для этого воспитатель уделяет
особое внимание тому факту, что человек – лишь гость в мире природы, и
поэтому должен следовать заповедям: соблюдать тишину, быть терпеливым и
внимательным.
Роль
сказки
в
воспитании
дошкольников
трудно
переоценить,
а
экологические
сказки
интересны,
прежде
всего,
новизной
сюжета
и
введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной
форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях
природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают
сказки, придуманные самими детьми.
Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические
игры
по
экологическому
воспитанию. Благодаря
игре
ребенок
учится
выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать.
Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и
восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление
и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний
для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации. [6 с.45]
Разумеется,
экологическое
развитие
детей
в
саду
будет
особенно
эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье.
Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных
условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.
12
ГЛАВА 2 ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Формы работы с детьми
Экологическое
воспитание
в
детском
саду
осуществляется
в
нескольких
направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного
процесса
—
с
детьми,
на
педагогическом
уровне,
во
взаимодействии
с
родителями.
Формы работы с детьми включают экологические занятия и беседы. С детьми
обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся занятия
«Кладовая природы», «Лес — помощник человека», «Полезные изобретения»
и другие.
Музыкальный
руководитель
вместе
с
методистом
и
воспитателями
готовит экологические
праздники:
«День
экологических
знаний»,
«День
Земли»,
«Праздник
лета».
Организуются
досуги
в
форме
КВН
«Знатоки
природы».
Во
время
целевых
прогулок,
экскурсий
воспитатель
вместе
с
детьми
проводит наблюдения
в
природе.
Это
может
быть
как
непосредственное
знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа,
например,
с
шедеврами
изобразительного
искусства:
рассматривание
пейзажных картин.
Практический
опыт дети
получают,
помогая
ухаживать
за
растениями
и
животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется.
Часто привлекаются дети более старшего возраста к совместным проектам с
дошкольниками из ясельных и младших групп. Например, младшие ребята
выращивают
овощи
на
огороде,
а
их
старшие
товарищи
проводят
показательные мастер-классы по приготовлению салатов и других блюд из
этих овощей. [10 с.40]
Дети
подготовительной
группы
могут
вести «экологический
дневник»,
в
который заносят все наблюдения, заметки, опыты.
13
2.2. Формы работы с педагогическим коллективом
Как показало исследование, приведенное выше, педагогический коллектив
нуждается
в
повышении
квалификации,
приобретении
соответствующих
навыков по предмету экологии. На это направлены деловые игры, например,
«Экологическое
воспитание
средствами
живой
природы», обзоры
парциальных
программ,
семинары «Дидактические
игры
с
экологическим
содержанием».
Востребованным
оказывается практикум «Новые
игровые
п р и е м ы ,
способствующие экологическому воспитанию дошкольников».
Одним
из
стимулирующих
факторов
является
дух
соревновательности.
Организуются вернисажи
педагогических
идей «Экологические
прогулки»,
«Природоохранные
акции»,
«Формы
работы
по
экологиче скому
воспитанию».
Для
повышения
уровня
экологической
грамотности
педагогов
выпускаются буклеты по
актуальным
экологическим
проблемам
в
мире
вообще и в городе в частности.
14
2.3. Формы работы с родителями
Взаимодействие
с
родителями
является
необходимой
составляющей
экологического
воспитания
в
детском
саду.
Взрослый
своим
примером
должен подавать пример ребенку.
Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все
же
с
энтузиазмом
откликаются
на
предложения
принять
участие
в
совместном субботнике, озеленении территории детского сада, подготовке
кормушек, сборе мусора, батареек и прочее.
Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного
учреждения. На выходные или каникулы дети получают задание собрать
вместе с родителями экспонаты для музея природы в саду, сделать поделку из
природного материала, нарисовать стенгазету .
15
Заключение
Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет
существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое
воспитание
позволит
в
дальнейшем
предотвратить
многие
экологические
проблемы
человечества.
Именно
в
младшем
школьном
возрасте
ребенок
получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются
особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании
детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не
останутся
незамеченными.
Постановка
цели
и
задач
экологического
воспитания
позволила
определить
содержание
воспитательного
процесса.
Выделены
основные
этапы
сущности
процесса
воспитания,
тенденции
и
формы экологического воспитания.
Для
каждой
формы
выделены
основные
критерии
эффективности:
массовость,
стабильность,
умение
применять
экологические
знания.
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения,
практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися
общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными
средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить
природные связи и основные этапы изучения природы. [9 с.52]
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее
развитие,
и
будут
исправлены
недостатки
учителей
и
учебных
методик,
которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.
16
Литература
1.
Виноградова
Н.Ф.
«Умственное
воспитание
детей
в
процессе
ознакомления с природой». - М.: Просвещение, 1988 г.
2.
Зенина
Т.
«Экологические
акции
в
работе
с
дошкольниками»,
ж.//Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7 с. 18.
3. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». - М.:
Просвещение, 1988 г.
4. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», в 2-х частях
- Минск: «Аскар», 1996 г.
5. «Мы», программа экологического образования детей. СПб: «Детство -
Пресс», 2001 г.
6. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г.
7. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве». М., 1995г.
8. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», ж//
Дошкольное воспитание, 1998 г. № 2, с. 13.
9.
Николаева
С.Н.
«Обзор
зарубежных
и
отечественных
программ
экологического
образования
и
воспитания
детей»
ж//
Дошкольное
воспитание, 2002 г. № 7, с.52.
10. Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» ж//
Дошкольное воспитание, 2002 г. № 10, с. 40.
11. Попова Т.И. «Мир вокруг нас», материалы комплексной программы
культурно-экологического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
и
младшего школьного возраста. -1998 г. Педагогика - 2002 г. , № 7.
12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.
17