Напоминание

Коррекционно-развивающая программа по теме "Программа гармонизации личностного развития студентов"


Автор: Софиенко Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГПОУ ТТТ
Населённый пункт: Кемеровская область г. Топки
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекционно-развивающая программа по теме "Программа гармонизации личностного развития студентов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





-развивающая по «Программа личностного студентов»

Занятие №1. «с »
В начале группы участник карточку-визитку, где свое «тренинговое» имя. При он взять любое имя: настоящее, игровое, имя персонажа и т.д. В на протяжении участники друг к другу по этим . Ведущий 3-5 для , чтобы участники свои , прикрепили их к и к .
«Представление»
: - формирование на позитивных и качеств; - умение себя и войти в первичный с дается пояснение: в вы постараться свою так, чтобы остальные сразу выступившего. Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе . Внешность у меня , зато красивого и вьются, что предметом зависти женщин, но , на хочу ваше - со в компании и , знаете, как , играю тамады» или «Возраст у меня , внешность не броская, способности и возможности . Единственное, в я , может лучше и посвящать свое - это готовить и угощать. Обещаю яблочный к чаю».
«Ассоциации»
: развитие памяти запоминания ; психологическое с создания климата в группе. предлагается личностное , начинающееся на ту же букву, что и его «тренинговое» имя, например: «- обаятельная», «- вольный». Затем участник свое имя, к придуманное . Причем следующий повторяет то, что до . знакомства упражнением:
«Интервью»
разбиваются на пары и в 10 беседуют со своим , пытаясь о как больше. Затем готовит представление собеседника. Главная - подчеркнуть индивидуальность, непохожесть на других. После участники по очереди друг .
№ 2. «В море »
: «чувства» : Давайте , кто назвать слов, обозначающих чувства. По называйте и их на лист
для : Целью обогащение эмоций у участников. Можно это как между командами же, как «мозговой «. Результат группы - лист с на словами использовать на протяжении занятия. По работы в этот можно новые - это , отражающий опыт . : Какое из названных тебе больше ? Какое, по-твоему, самое чувство? Какое из названных знакомо лучше (хуже) всего?
: «Я грустный, когда
ЦЕЛЬ: проработка эмоционального (чувства). ХОД: небольшая (сказка) о чувстве (например, «словаОбсуждение: о чувстве , переживали ли они чувства, - бы , то оно (цвет, форма, что бы оно ) на , на , как звучит у запах - рисунок
«-бурум»
предлагается чувство, а только с помощью , отвернувшись от круга и, только «шурум-бурум», показать им .
«Бумажные (Снежки)»
: Старые или что-то подобное; клейкая , которой будет линию, разделяющую команды. : Возьмите по листу , как скомкайте и из хороший, достаточно мячик. Теперь , пожалуйста на две , и каждая в так, чтобы между составляло четыре . По команде вы начнете мячи на сторону . каждой стремятся можно забросить , оказавшиеся на их , на противника. Услышав «Стопвам будет бросаться . Выигрывает та команда, на стороне меньше . И не перебегайте, пожалуйста, за линию. Упражнение: «
Аплодисменты по кругу»
Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа. Завершение занятия: Упражнение: «
Спасибо за приятное занятие»
3
Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Занятие № 3. «Наше агрессивное поведение»
В начале занятия проводятся упражнения для разминки: Упражнение «
Ассоциация со встречей»
Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака». Упражнение: «
Прогноз погоды»
Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас «плохая « или «штормовое », а быть, « для солнце светит во всю». : «
»
Участники в , достаточно и сзади за руки. Кто-то, легко руку, посылает в последовательности или длинных . Сигнал по , пока не вернется к автору. В усложнения посылать сигналов , в или в разные движения. часть :
«Рисование гнева»
: отреагирование , негативной ХОД: подумать о негативной и изобразить её на бумаги. Постараться на : на похож ? что , что ? что сделать с рисунком? ... , нарисует рисунок обсуждение.
«Ревущий »
: Вы настоящие гонки? Сейчас мы организуем вроде по . Представьте рев автомобиля - «!» Один из вас , произнося «Рррмм!» и поворачивает налево направо. Его , в сторону он повернулся, тут же «в « и произносит 4
«Рррммповернувшись к следующему . Таким , «мотора» быстро по , пока не сделает оборот. Кто бы ?
«Письма »
ЦЕЛЬ: отреагирование , негативной ХОД: подумать о человеке, кот написать этому , что сделать с письмом? обсуждение.
«Представления»
ЦЕЛЬ: исследование и агрессивного , обучение контролю агрессивными . ХОД 1 часть: представить человека, как он себя : рецепт + портрет (как он ходит, голос, что и т.п.) : что в ребенке, что нет, они бы . 2 : подумайте, когда и как стали агрессию? Каким они вызвать по к ? лист , слева - окружающие, справа - он. Обсуждение: как считают, почему бывают всегда ли стоит к можно ли решить другим как себя агрессии, что сделать, чтобы не быть ?
«Ролевая игра, в агрессор»
ХОД: участникам список Обсуждение: как он себя в жертвы, что он чувствовал по отношению к нападающему, изменилось ли его к и к жертве ли данное ? Закрепление вариантов. обсуждение чувств и эмоций. Что с занятия.
«Подарок»
встают в круг Инструкция: мы делать друг . Начиная с ведущего, каждый по очереди пантомимы какой-то и его соседу (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.) «Спасибо за приятное «
№ 4 «Уменьшаем тревожность».

:
снижение у , нормализация их состояния.
«Прогноз «
. «лист и и рисунок, который соответствовать настроению. Вы показать, что у вас «плохая « или «штормовое «, а быть, для солнце светит во всю».
«Сигнал».
Участники в , достаточно и сзади за руки. Кто-то, легко руку, посылает в последовательности или длинных . Сигнал по , пока не вернется к автору. В усложнения посылать сигналов , в или в разные движения.
«Достань »
5
включает расслабляющую и : «Представь , что ты стоишь на поляне. Над - темное небо, все звездами. Они так , что совсем . Поляна мягким, нежно-голубым . Люди , что, когда падает, нужно желание, и обязательно . Еще , что нельзя . Но быть, они не ? Найди на небе взглядом яркую . О твоей она ? Хорошенько себе, чего бы ты . А открой , глубоко , затаи и дотянуться до звезды. Это не просто: тянись всех сил, руки, встань на носочки. Так, еще , ты почти ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое в руках! Положи звезду собой в красивую . Порадуйся, глядя на нее. Ты что-то важное. Теперь немного . Закрой . Снова посмотри на небо. Есть ли там звезды, напоминающие о заветных ? Если , то присмотрись к выбранному . А открой , вдохни и тянись к своей цели!»
«Шарик»
: расслабление живота. на , ноги . Психолог и : Представим, что мы надуваем шар. Положите на так, будто воздушный шар. живота . Плечи не поднимаются. Выдохнули - будто лопнул. Живот . Слушайте и делайте, как я. Вот шарик и проверяем. Шарик , выдыхаем, наши расслабляем. Дышится , ровно, глубоко.
Упражнение «Лодка»

Цель
: расслабление всего тела. Встать сбоку у ковриков - лодок, руки за спину. Психолог показывает и объясняет. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я. Стало лодочку качать - ногу к лодочке прижать! Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем. Сели, руки - на колени, а теперь немного лени. Напряженье улетело и расслабленно все тело. Наши мышцы не устали, и еще послушней стали. Дышим легко... ровно... глубоко...
Упражнение «Цветок»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый 6
лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком». 7

Упражнение «Драка»

Цель
: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать. Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы) От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько ). И посмотрел (девочка) на друга и вспомнил, как его выручил. Может , не драться? Выдохнул и (пусть ребенок то же самое). Вот все можно спокойно.
«Отдых на море»
включает расслабляющую и : в положении, закройте и мой . Представьте , что вы находитесь в прекрасном на моря. Чудесный день. Небо , солнце . Вы себя спокойными и счастливыми. Мягкие докатываются до ваших ног, и вы приятную морской . ощущение все легкого и свежего Воздух и . Приятное свежести и бодрости лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы , как становится , сильным и послушным. Дышится и . Настроение бодрым и жизнерадостным, хочется и . глаза. Мы сил и энергии. Постарайтесь эти на день.
«Порхание »
включает расслабляющую и : «Закройте и мой . Дышите и . Представьте , что вы находитесь на лугу в прекрасный день. Прямо собой вы видите бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев и . Теперь каждый , что он - , что у него и крылья. Почувствуйте, как крылья и движутся и . Наслаждайтесь медленного и плавного в . А взгляните на пестрый луг, которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем цветов. 8
Найдите самый цветок и постепенно приближаться к нему. Теперь вы чувствуете своего . Медленно и плавно вы садитесь на мягкую середину . Вдохните раз аромат… и глаза. Расскажите о своих «. проведения комплекса проводится обсуждение, как чувствуют , изменилось ли что-то в их .
№ 5. « конфликтов»
: формирование эффективного в ситуациях. Анализ и разрешение ситуаций. : Что конфликт? Каковы возникновения ? : В группы человека поделить -либо . Во обсуждения обращают на разрешения ситуаций. о : конфликта. Для конфликта минимум присутствие точек и спора. Существует варианта конфликта: обе проигрывают, выигрывает с т о р о н а , в ы и г р ы в а ю т с т о р о н ы . стороны : 1. положительная – открытое различных зрения и их ; 2.отрицательная – повышенное , связанное с ухудшением климата. решение – нахождение , при обе или, по мере, которое стороны принять. эффективного конфликта некоторые : 1. необходимости , готовность услышать и понять друга; 2. готовность с , а не друг с другом (можно о , о , а не лично о ком-то). разрешение . Правильно истинную проблемы. Определить ее значимость групповых . Определить конфликта. Формулирование участников (дискуссии по поводу не вести). того, чего достичь разных . Формулирование конечной . Возможен , превращающий сторону из соперника в партнера (особенно или совпадают). поиск проблемы. Выработка вариантов конфликта, альтернатив ситуации. Расширение возможных решений, учитывающих обеих . Анализ предложенных . Выбор решения. : В подростки причины или сплоченности в классе, ищут преодоления конфликтов, используя схему.
№ 6. «конфликты»
9

:
Фокусировка на феномене (мотивационных) конфликтах и способах их разрешения Актуализация опыта: : ли вы однозначно , чего ? типы мотивации вы можете ? с бороться? : конфликты (К. Левин): 1) привлекательных ; 2) отталкивающих; 3)объект Типы по : 1) решимость (полное ситуации); 2) решимость (жребий); 3) нерешительности (не обстоятельств); 4) нравственное личности (пересмотр ); 5)решимость (придание значимости). конфликтов по Фрейду. Бессознательное конфликтов. Защитные личности: проекция, идентификация, отрицание, выте снение, интеллектуализация, рационализация, сублимация… Ценности, как разрешения конфликтов. Образование .
игра «Мотивационный »
разбивается на группы по 3 (один символизирует , второй и третий – противостоящие ). Совместно выбирают , вызывающую конфликт. Например, 1) молодой опаздывает на свидание (уйти подождать), 2) надо к завтрашнему сделать , а зовут на улицу… и т.п. Задача разыграть ситуацию, борьбу и из разрешения, приведенных в теории
Занятие № 7. «. Преодоление »

:
Знакомство с понятием и стресса. Формирование оценки ситуации. : что стресс? Какое на человека стресс? Приведите стрессовых и преодоления . Плюсы и минусы .
«Оценка »
называют по 1-2 или события, когда- либо ими. Получившийся записывается. Далее первичная, вторичная и этих каждым из участников, используя ролевой , гротеска, наглядности, визуализации мышления и т.д. 10
Упражнение на собственных и возможностей ситуации, отработку оценки . Среди могут ребята, желающие мастерство в вопросах проблем и помощи . Можно им свои и подходы к по , оценки и эффективного поведения. Количество может любым.
«Я о »
предлагает перечислить на маленьких бумаги , при которых защитить , позаботиться о себе. Затем из складывает в конверт с надписью «Я о «. Способы о обсуждаются в группе. Участники свои «конверты» с , могут туда необходимости. Упражнение на навыков групповому и и права и необходимости себя. : Стресс – неспецифические и реакции при любых для факторов. развития : 1. стадия ; 2. сопротивления (резистентности) – расходование резервов в «Когнитивная стрессовой « и/или ситуации подвергаются оценки. Оценка в этапа: первичная, вторичная и переоценка. Первичная - это о как о приятной (положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т.д.) и . От как ситуация эмоции (положительные, отрицательные), влияющие на поведение . оценка - это альтернатив ситуации, ответ на вопрос «Что ?» Возможны варианты: произвести поведенческий , подумать, какую поведения . оценка от опыта проблемных и стрессовых , а ресурсов и , которыми воспользоваться в преодоления . (мне помочь? Кто помочь? Как я это раньше?). - это повторного события и продолжения о нём. основания, приобретенный могут мнение о событии. Переоценка открывает ресурсы и и повлиять на выбор стратегии .


8.

Стрессоустойчивость.

Доверие

и

контроль.

Самозащита

в

ситуациях и .

:
Создание для опыта отношения к окружению. Формирование самозащиты в ситуациях и . личного : ли вы? Зачем доверять? 11
виды вы ? связано и ? ли вы увеличить своего к ? С какими Вам встречаться? способы в угрозы и опасности Вы применяли?
Упражнение «Слепец-поводырь»
разбивается на пары. «« ведет с глазами на другую помещения, в проводится , преодолевая с устных . Упражнение на опыта и , доверия . Участники испытывать степень к группы.
«Доверяющее »
из падает на сцепленные остальных с более позиции, спиной. Задача – его не уронить. Упражнение на опыта недоверия и страха, приобретение доверительного и . Важно «поимку» падающего. В могут участие от 7-15 .
«Свечка»
из встает в круг другими группы. Участник раскачиваться, постепенно мышцы, поддерживающие в положении, а участники его. Так до пор, пока не состояния . : Базовое – основа с . Его . Влияние доверия на остальные . Доверие и уровень . Доверие – как в и мира. Тревожность фактор . снижения , закрепленные в культуре. Ситуации и . Самозащита.
№ 8. Методы преодоления . Предотвращение ситуаций.

:
Обучение эффективного стрессов. Формирование предотвращения ситуаций. личного : : методы стрессов Вы знаете? методы Вы используете всего? Приведите . В какие ситуации приходилось ? Вы опасные ?
«Дыхательной »
«…сядьте , так, чтобы вы чувствовали расслабленно… сделайте короткий … и… длинный…длинный… выдохТак раз, до состояния .
«Нервно-мышечной »
достижения расслабленности несколько напрячь до предела тела и потом . Есть этого : а) напрягать тело (не эффективно, но ), б) напрягать кулаки (опять, же не слишком , но не привлекает , поэтому легко в месте), 12
в) , расслаблять мышцы по , начиная с плеч, опускаясь до мышц и мышцами . : совладания со стрессом: активность; релаксации (расслабления); глубокое ; стрессовых заранее; стрессовой ; деятельность; предотвращения ситуаций. итогов работы. 13


В раздел образования