Коррекционно-развивающая программа по теме "Программа гармонизации личностного развития студентов"
Автор: Софиенко Светлана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГПОУ ТТТ Населённый пункт: Кемеровская область г. Топки Наименование материала: Статья Тема: Коррекционно-развивающая программа по теме "Программа гармонизации личностного развития студентов" Раздел: среднее профессиональное
Занятие №1. «с »
В начале группы участник карточку-визитку, где свое «тренинговое»
имя. При он взять любое имя: настоящее, игровое, имя персонажа и т.д. В на
протяжении участники друг к другу по этим . Ведущий 3-5 для , чтобы
участники свои , прикрепили их к и к .
«Представление»
:
- формирование на позитивных и качеств;
- умение себя и войти в первичный с
дается пояснение: в вы постараться свою так, чтобы остальные сразу
выступившего.
Например,
«Я
высокий,
сильный
и
уверенный
в
себе
.
Внешность у меня , зато красивого и вьются, что предметом зависти женщин,
но , на хочу ваше - со в компании и , знаете, как , играю тамады» или
«Возраст у меня , внешность не броская, способности и возможности .
Единственное, в я , может лучше и посвящать свое - это готовить и угощать.
Обещаю яблочный к чаю».
«Ассоциации»
: развитие памяти запоминания ; психологическое с создания климата в
группе.
предлагается личностное , начинающееся на ту же букву, что и его
«тренинговое» имя, например: «- обаятельная», «- вольный». Затем участник
свое имя, к придуманное . Причем следующий повторяет то, что до .
знакомства упражнением:
«Интервью»
разбиваются на пары и в 10 беседуют со своим , пытаясь о как больше.
Затем
готовит
представление
собеседника.
Главная
-
подчеркнуть
индивидуальность,
непохожесть
на
других.
После
участники
по
очереди
друг .
№ 2. «В море »
: «чувства»
: Давайте , кто назвать слов, обозначающих чувства. По называйте и их
на лист
для : Целью обогащение эмоций у участников. Можно это как между
командами
же,
как
«мозговой
«.
Результат
группы
-
лист
с
на
словами
использовать на протяжении занятия. По работы в этот можно новые - это ,
отражающий опыт .
: Какое из названных тебе больше ? Какое, по-твоему, самое чувство?
Какое из названных знакомо лучше (хуже) всего?
: «Я грустный, когда
ЦЕЛЬ: проработка эмоционального (чувства).
ХОД: небольшая (сказка) о чувстве (например, «словаОбсуждение: о
чувстве , переживали ли они чувства, - бы , то оно (цвет, форма, что бы оно )
на , на , как звучит у запах - рисунок
«-бурум»
предлагается чувство, а только с помощью , отвернувшись от круга и,
только «шурум-бурум», показать им .
«Бумажные (Снежки)»
:
Старые
или
что-то
подобное;
клейкая
,
которой
будет
линию,
разделяющую команды.
: Возьмите по листу , как скомкайте и из хороший, достаточно мячик.
Теперь , пожалуйста на две , и каждая в так, чтобы между составляло четыре .
По команде вы начнете мячи на сторону .
каждой
стремятся
можно
забросить
,
оказавшиеся
на
их
,
на
противника. Услышав «Стопвам будет бросаться . Выигрывает та команда, на
стороне меньше . И не перебегайте, пожалуйста, за линию.
Упражнение: « Аплодисменты по кругу»
Инструкция:
Мы
хорошо
поработали
сегодня,
и
мне
хочется
предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько,
а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно
подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы
следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д.
последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Завершение занятия:
Упражнение: « Спасибо за приятное занятие»
3
Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить
вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить
дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим
образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает
руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре,
по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за
свободную
руку
либо
первого,
либо
второго,
пожимает
ее
и
говорит:
«Спасибо
за
приятное
занятие!»
Таким
образом,
группа
в
центре
круга
постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей
группе
присоединится
последний
участник,
замкните
круг
и
завершите
церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Занятие № 3. «Наше агрессивное поведение»
В начале занятия проводятся упражнения для разминки:
Упражнение « Ассоциация со встречей»
Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К
примеру: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».
Упражнение: « Прогноз погоды»
Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок,
который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что
у вас «плохая « или «штормовое », а быть, « для солнце светит во всю».
: « » Участники в , достаточно и сзади за руки. Кто-то, легко руку,
посылает в последовательности или длинных . Сигнал по , пока не вернется к
автору. В усложнения посылать сигналов , в или в разные движения.
часть :
«Рисование гнева»
: отреагирование , негативной
ХОД: подумать о негативной и изобразить её на бумаги. Постараться на
: на похож ? что , что ? что сделать с рисунком? ... , нарисует рисунок
обсуждение.
«Ревущий »
: Вы настоящие гонки? Сейчас мы организуем вроде по . Представьте
рев
автомобиля
- «!» Один из вас , произнося «Рррмм!» и поворачивает
налево направо. Его , в сторону он повернулся, тут же «в « и произносит
4
«Рррммповернувшись к следующему . Таким , «мотора» быстро по , пока не
сделает оборот. Кто бы ?
«Письма »
ЦЕЛЬ: отреагирование , негативной
ХОД: подумать о человеке, кот написать этому , что сделать с письмом?
обсуждение.
«Представления»
ЦЕЛЬ:
исследование
и
агрессивного
,
обучение
контролю
агрессивными .
ХОД 1 часть: представить человека, как он себя : рецепт + портрет (как
он ходит, голос, что и т.п.) : что в ребенке, что нет, они бы . 2 : подумайте,
когда и как стали агрессию? Каким они вызвать по к ? лист , слева -
окружающие, справа - он. Обсуждение: как считают, почему бывают всегда
ли стоит к можно ли решить другим как себя агрессии, что сделать, чтобы не
быть ?
«Ролевая игра, в агрессор»
ХОД: участникам список Обсуждение: как он себя в жертвы, что он
чувствовал по отношению к нападающему, изменилось ли его к и к жертве ли
данное ? Закрепление вариантов.
обсуждение чувств и эмоций. Что с занятия.
«Подарок»
встают в круг
Инструкция:
мы делать друг . Начиная с ведущего, каждый по очереди пантомимы
какой-то и его соседу (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
«Спасибо за приятное «
№ 4 «Уменьшаем тревожность».
: снижение у , нормализация их состояния.
«Прогноз «
. «лист и и рисунок, который соответствовать настроению. Вы показать,
что у вас «плохая « или «штормовое «, а быть, для солнце светит во всю».
«Сигнал». Участники в , достаточно и сзади за руки. Кто-то, легко
руку, посылает в последовательности или длинных . Сигнал по , пока не
вернется
к
автору.
В
усложнения
посылать
сигналов
,
в
или
в
разные
движения.
«Достань »
5
включает расслабляющую и :
«Представь , что ты стоишь на поляне. Над - темное небо, все звездами.
Они так , что совсем . Поляна мягким, нежно-голубым . Люди , что, когда
падает, нужно желание, и обязательно . Еще , что нельзя . Но быть, они не ?
Найди на небе взглядом яркую . О твоей она ? Хорошенько себе, чего бы ты .
А открой , глубоко , затаи и дотянуться до звезды. Это не просто: тянись всех
сил, руки, встань на носочки. Так, еще , ты почти ее. Есть! Ура! Выдохни и
расслабься, твое в руках! Положи звезду собой в красивую . Порадуйся, глядя
на нее. Ты что-то важное. Теперь немного . Закрой . Снова посмотри на небо.
Есть ли там звезды, напоминающие о заветных ? Если , то присмотрись к
выбранному . А открой , вдохни и тянись к своей цели!»
«Шарик»
: расслабление живота.
на , ноги . Психолог и : Представим, что мы надуваем шар. Положите
на так, будто воздушный шар. живота . Плечи не поднимаются. Выдохнули -
будто лопнул. Живот . Слушайте и делайте, как я.
Вот
шарик
и
проверяем.
Шарик
,
выдыхаем,
наши
расслабляем.
Дышится , ровно, глубоко.
Упражнение «Лодка»
Цель : расслабление всего тела.
Встать сбоку у ковриков - лодок, руки за спину. Психолог показывает и
объясняет. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я.
Стало
лодочку
качать
-
ногу
к
лодочке
прижать!
Крепко
ногу
прижимаем, а другую расслабляем. Сели, руки - на колени, а теперь немного
лени. Напряженье улетело и расслабленно все тело. Наши мышцы не устали,
и еще послушней стали. Дышим легко... ровно... глубоко...
Упражнение «Цветок»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы
семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца
достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из
ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в
стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый
6
лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок,
представьте,
что
вы
смотрите
на
солнышко
из-под
опущенных
век,
улыбнитесь,
медленно
поворачивайте
голову
вправо-влево.
А
теперь
расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».
7
Упражнение «Драка»
Цель : расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также
снятие
эмоционального
напряжения
и
выражение
агрессии,
которую
тревожные дети стараются никогда не выплескивать.
Помогите
ребенку
представить
такую
ситуацию.
Они
с
другом
поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу
хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки
побелели
(пусть
ребенок
изобразит
это,
с
силой
сжав
кулаки).
Челюсти
сомкнуты,
в
них
чувствуется
напряжение.
(Это
напряжение
должен
почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы) От волнения перед дракой
ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать
дыхание на несколько ). И посмотрел (девочка) на друга и вспомнил, как его
выручил. Может , не драться? Выдохнул и (пусть ребенок то же самое). Вот
все можно спокойно.
«Отдых на море»
включает расслабляющую и :
в положении, закройте и мой . Представьте , что вы находитесь в
прекрасном на моря. Чудесный день. Небо , солнце . Вы себя спокойными и
счастливыми. Мягкие докатываются до ваших ног, и вы приятную морской .
ощущение все легкого и свежего
Воздух и . Приятное свежести и
бодрости лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы , как становится ,
сильным и послушным. Дышится и . Настроение бодрым и жизнерадостным,
хочется и .
глаза. Мы сил и энергии. Постарайтесь эти на день.
«Порхание »
включает расслабляющую и :
«Закройте и мой . Дышите и . Представьте , что вы находитесь на лугу в
прекрасный день. Прямо собой вы видите бабочку, порхающую с цветка на
цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев и .
Теперь каждый , что он - , что у него и крылья. Почувствуйте, как крылья и
движутся и . Наслаждайтесь медленного и плавного в . А взгляните на
пестрый
луг,
которым
вы
летите.
Посмотрите,
сколько
на
нем
цветов.
8
Найдите
самый
цветок
и
постепенно
приближаться
к
нему.
Теперь
вы
чувствуете своего . Медленно и плавно вы садитесь на мягкую середину .
Вдохните раз аромат… и глаза. Расскажите о своих «.
проведения
комплекса
проводится
обсуждение,
как
чувствуют
,
изменилось ли что-то в их .
№ 5. « конфликтов»
:
формирование
эффективного
в
ситуациях.
Анализ
и
разрешение
ситуаций.
: Что конфликт? Каковы возникновения ?
: В группы человека поделить -либо . Во обсуждения обращают на
разрешения ситуаций.
о :
конфликта.
Для конфликта минимум присутствие точек и спора.
Существует
варианта
конфликта:
обе
проигрывают,
выигрывает
с т о р о н а ,
в ы и г р ы в а ю т
с т о р о н ы .
стороны :
1. положительная – открытое различных зрения и их ;
2.отрицательная – повышенное , связанное с ухудшением климата.
решение – нахождение , при
обе или, по мере, которое стороны принять.
эффективного конфликта некоторые :
1. необходимости , готовность услышать и понять друга;
2. готовность с , а не друг с другом (можно о , о , а не лично о ком-то).
разрешение
.
Правильно
истинную
проблемы.
Определить
ее
значимость
групповых
. Определить
конфликта.
Формулирование
участников (дискуссии по поводу не вести).
того, чего достичь разных . Формулирование конечной . Возможен ,
превращающий сторону из соперника в партнера (особенно или совпадают).
поиск
проблемы.
Выработка
вариантов
конфликта,
альтернатив
ситуации. Расширение возможных решений, учитывающих обеих . Анализ
предложенных . Выбор решения.
: В подростки причины или сплоченности в классе, ищут преодоления
конфликтов, используя схему.
№ 6. «конфликты»
9
: Фокусировка на феномене (мотивационных) конфликтах и способах
их разрешения
Актуализация опыта:
:
ли вы однозначно , чего ?
типы мотивации вы можете ?
с бороться?
:
конфликты (К. Левин):
1) привлекательных ;
2) отталкивающих;
3)объект
Типы по :
1) решимость (полное ситуации);
2) решимость (жребий);
3) нерешительности (не обстоятельств);
4) нравственное личности (пересмотр );
5)решимость (придание значимости).
конфликтов
по
Фрейду.
Бессознательное
конфликтов.
Защитные
личности:
проекция,
идентификация,
отрицание,
выте снение,
интеллектуализация, рационализация, сублимация…
Ценности, как разрешения конфликтов. Образование .
игра «Мотивационный »
разбивается на группы по 3 (один символизирует , второй и третий –
противостоящие ). Совместно выбирают , вызывающую конфликт. Например,
1) молодой опаздывает на свидание (уйти подождать), 2) надо к завтрашнему
сделать , а зовут на улицу… и т.п.
Задача разыграть ситуацию, борьбу и из разрешения, приведенных в
теории
Занятие № 7. «. Преодоление »
: Знакомство с понятием и стресса. Формирование оценки ситуации.
:
что
стресс?
Какое
на
человека
стресс?
Приведите
стрессовых
и
преодоления . Плюсы и минусы .
«Оценка »
называют
по
1-2
или
события,
когда-
либо
ими.
Получившийся
записывается. Далее первичная, вторичная и этих каждым из участников,
используя ролевой , гротеска, наглядности, визуализации мышления и т.д.
10
Упражнение на собственных и возможностей ситуации, отработку оценки .
Среди могут ребята, желающие мастерство в вопросах проблем и помощи .
Можно им свои и подходы к
по , оценки и эффективного поведения. Количество может любым.
«Я о »
предлагает перечислить на маленьких бумаги , при которых защитить ,
позаботиться о себе. Затем из складывает в конверт с надписью «Я о «.
Способы о обсуждаются в группе. Участники свои «конверты» с , могут туда
необходимости.
Упражнение
на
навыков
групповому
и
и
права
и
необходимости себя.
: Стресс – неспецифические и реакции при любых для факторов.
развития : 1. стадия ;
2.
сопротивления
(резистентности)
–
расходование
резервов
в
«Когнитивная стрессовой «
и/или
ситуации
подвергаются
оценки.
Оценка
в
этапа:
первичная,
вторичная и переоценка.
Первичная
-
это
о
как
о
приятной
(положительной),
неприятной
(вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т.д.) и . От как ситуация
эмоции (положительные, отрицательные), влияющие на поведение .
оценка - это альтернатив ситуации, ответ на вопрос «Что ?» Возможны
варианты: произвести поведенческий , подумать, какую поведения .
оценка от опыта проблемных и стрессовых , а ресурсов и , которыми
воспользоваться
в
преодоления
. (мне
помочь?
Кто
помочь?
Как
я
это
раньше?).
-
это
повторного
события
и
продолжения
о
нём.
основания,
приобретенный могут мнение о событии. Переоценка открывает ресурсы и и
повлиять на выбор стратегии .
№
8.
Стрессоустойчивость.
Доверие
и
контроль.
Самозащита
в
ситуациях и .
:
Создание
для
опыта
отношения
к
окружению.
Формирование
самозащиты в ситуациях и .
личного :
ли вы?
Зачем доверять?
11
виды вы ?
связано и ?
ли вы увеличить своего к ?
С какими Вам встречаться?
способы в угрозы и опасности Вы применяли?
Упражнение «Слепец-поводырь»
разбивается
на
пары. «« ведет с глазами на другую помещения, в
проводится , преодолевая с устных . Упражнение на опыта и , доверия .
Участники испытывать степень к группы.
«Доверяющее »
из падает на сцепленные остальных с более позиции, спиной. Задача –
его не уронить. Упражнение на опыта недоверия и страха, приобретение
доверительного и . Важно «поимку» падающего. В могут участие от 7-15 .
«Свечка»
из встает в круг другими группы. Участник раскачиваться, постепенно
мышцы, поддерживающие в положении, а участники его. Так до пор, пока не
состояния .
: Базовое – основа с . Его . Влияние доверия на остальные . Доверие и
уровень . Доверие – как в и мира. Тревожность фактор .
снижения , закрепленные в культуре. Ситуации и . Самозащита.
№ 8. Методы преодоления . Предотвращение ситуаций.
:
Обучение
эффективного
стрессов.
Формирование
предотвращения
ситуаций.
личного :
:
методы стрессов Вы знаете?
методы Вы используете всего? Приведите .
В какие ситуации приходилось ?
Вы опасные ?
«Дыхательной »
«…сядьте
,
так,
чтобы
вы
чувствовали
расслабленно…
сделайте
короткий … и… длинный…длинный… выдохТак раз, до состояния .
«Нервно-мышечной »
достижения
расслабленности
несколько
напрячь
до
предела
тела
и
потом . Есть этого :
а) напрягать тело (не эффективно, но ),
б) напрягать кулаки (опять, же не слишком , но не привлекает , поэтому
легко в месте),
12
в) , расслаблять мышцы по , начиная с плеч, опускаясь до мышц и
мышцами .
:
совладания со стрессом:
активность;
релаксации (расслабления);
глубокое ;
стрессовых заранее;
стрессовой ;
деятельность;
предотвращения ситуаций.
итогов работы.
13