Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края
Автор: Лукманова Рамиля Фриловна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад №222 Населённый пункт: г. Уфа Наименование материала: статья Тема: Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края Раздел: дошкольное образование
Совместная работа детского сада и семьи в приобщении
ребёнка к культуре родного края
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» и типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных
задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для
обеспечения
полноценного
развития
ребёнка».
Следовательно,
значением
совместной работы детского сада и семьи является обеспечение полноценного
развития ребёнка. Для этого ДОУ должны помогать семье в повышении её
педагогической культуры и стремиться к установлению единства в воспитании
детей в семье и в детском саду.
Для
того
чтобы
работа
дошкольного
учреждения
с
семьей
давала
действенные результаты, способствовала повышению уровня ее педагогической
культуры и установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы эта
работа велась целенаправленно, планомерно, систематически; не менее важны
конкретность и дифференцированный подход на основе знания каждой семьи и
ребенка. Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы
любое мероприятие — беседа, доклад, стенд, оформленный для родителей, —
было направлено на достижение определенной цели.
Планомерность
и
систематичность
работы
с
семьей
предполагает
ее
непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем,
комплексный
подход
к
формированию
личности
ребенка
как
процессу
всестороннего
ее
развития,
единство
и
взаимодействие
физического,
умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Немаловажное
значение
имеет
характер
взаимоотношений
работников
дошкольного учреждения с родителями. Эти взаимоотношения должны быть
доброжелательными и дружескими. Они основаны на совпадении интересов
семьи и дошкольного учреждения в полноценном развитии детей.
Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему
воспитания
ребенка,
чтобы
установить
необходимые
взаимопонимание
и
доверие,
работники
дошкольных
учреждений
используют
разнообразные
формы
индивидуальной
работы
с
родителями:
беседы,
консультации,
посещение семьи, приглашение в детский сад, индивидуальные памятки и
папки-передвижки.
Учитывая
условия
жизни
и
воспитания
детей
в
отдельных
семьях,
трудности,
с
которыми
сталкиваются
родители,
их
ошибки
и
промахи
в
воспитании,
педагог
составляет
памятки,
в
которых
лаконично
изложены
советы и рекомендации на определенную тему, например: как воспитывать у
ребенка вежливость, трудолюбие, волевые черты характера, как использовать
дома книгу и т. д.
Материал,
подробно
освещающий
одну
из
проблем
воспитания,
рассчитанный на помощь родителям, может быть оформлен в папке, которая
дается на некоторое время в семью. В папке несколько текстов, раскрывающих
сущность,
например,
умственного
воспитания
ребенка,
список
литературы,
рекомендуемой родителям для изучения, наглядно-иллюстративные материалы.
Умелый
подбор,
сочетание
и
использование
различных
форм
индивидуальной работы с семьей позволяют выявить положительный опыт
семейного воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а
также оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая
условия жизни данной семьи.
В ДОУ практикуются такие формы работы с родителями:
Групповые собрания
День открытых дверей
Беседы
Консультации
Семинары-практикумы
Родительские конференции и др.
Одна из нетрадиционных форм работы с родителями является совместная
деятельность детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного
края.
Культура – это свод правил и образцов поведения людей. Следовательно
культура родного края – это совокупность производственных, общественных,
духовных достижений, свод правил и образцов поведения людей того края, в
котором родился и вырос человек.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только
нравственного,
но
и
трудового,
умственного,
эстетического,
а
также
физического воспитания. Задачи эти должны решаться в совместной работе
детского сада и семьи. Ведь любовь к родному краю, знание культуры родного
края начинается с любви к семье.
В детском саду эти задачи решаются в повседневной жизни: на занятиях,
при проведении экскурсий, праздников, чтении художественной литературы и т.
д. Однако семья – основное связующее звено между ним и более широкой
общественной средой, окружающим миром. В семье в общении с родителями, с
братьями, сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к
сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывают у него
ответный
отклик.
Так,
начиная
с
раннего
возраста,
закладывается
эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более
сложные социальные чувства.
Сила
семейного
влияния
на
ребёнка
заключается
также
и
в
его
непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребёнка не только тогда, когда
родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность. На
ребёнка оказывает воздействие и особенности быта, уклада жизни семьи, её
традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества,
потребности и интересы. Поэтому привлечение педагогами к совместной работе
в развитии и воспитании детей семьи бесспорно важно.
Педагогам важно обращать внимание родителей на то, сколь положительно
сказывается на всестороннем развитии ребёнка активное приобщение его к
окружающей жизни. Важно объяснить родителям и другим членам семьи, с
какими явлениями общественной жизни нужно знакомить детей, как это делать,
чтобы
способствовать
образованию
у
ребёнка
элементарных
понятий,
формированию нравственных представлений и чувств. При решении этих задач
особенно ясно выступает необходимость тесной связи между умственным и
нравственным, эстетическим воспитанием ребёнка.
Знакомя детей с родным краем, нужно обязательно подчеркнуть, что, каким
бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то,
что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в
магазинах, на фермах, на полях и т. д. Результаты труда людей этого края
необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются
народные
традиции:
отмечают
общенародные
знаменательные
даты,
чтят
память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов и т. д.;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе
трудятся, отдыхают;
- здесь, как
и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять
природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду,
интерес к культуре родного народа.
Воспитателям нужно информировать родителей о том, что узнали дети о
родном крае на занятии или экскурсии. Чтобы привлечь семью к совместной
работе педагоги могут советовать, куда следует совершить прогулку с ребёнком,
на что обратить внимание, о чём побеседовать с ребёнком.
Также
педагоги
советуют
родителям
посещение
краеведческого
музея,
различных
выставок,
экскурсий
по
родным
местам,
посещение
театров,
местных
праздников,
прослушивание
музыкальных
произведений,
чтение
художественной литературы, знакомство со сказами и легендами родного края.
Содержание совместной работы здесь дифференцируется по следующим
направлениям:
здоровье и физическое развитие;
познавательно-речевое развитие;
социально-личностное развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Ведущая
роль
во
взаимодействии
педагогов
и
семьи
по
физическому
воспитанию дошкольников принадлежит организации совместной деятельности
взрослых
и
детей.
В
качестве
интересной
формы
организации
совместной
деятельности предлагается использовать систему встреч-занятий в семейном
клубе
«День
здоровья».
Основное
содержание
встреч
в
семейном
клубе
составляет
совместное
участие
взрослых
и
детей
в
подвижных
играх,
соревнованиях, эстафетах, тренингах, парных упражнениях родителей и детей
под руководством воспитателя.
В приобщении ребёнка к культуре родного края можно воспользоваться
предложенными
формами
взаимодействия
с
семьёй
по
вопро сам
познавательного развития.
Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих
людей,
и
в
первую
очередь
родителей
и
близких
родственников
ребёнка.
Знакомство с родным краем, как уже было сказано, начинается со знакомства со
своей семьёй. Предлагается такая форма работы с семьёй, как создание альбома
«Моя семья». Дети с гордостью рассказывают своим друзьям о своей семье.
Таким образом, развивается и речь детей.
Также
предлагается
использование
традиции
«Встречи
с
интересными
людьми».Данная
традиция
нужна
для
формирования
у
детей
понятия
«деятельность людей», умение общаться с людьми.
Предлагается
ещё
и
такая
форма
работы,
как
–
семейные
проекты
«Познаём вместе». Совместная деятельность способствует появлению в семье
общих
интересов,
дел,
общение
родителей
с
детьми
наполняется
познавательным, развивающим содержанием.
Суть семейного проекта «Познаём вместе»: каждая семья, учитывая свои
познавательные
предпочтения
и
возможности,
готовит
материал
по
самостоятельно выбранной теме. Педагоги предлагают определённый порядок
по подготовке материала:
1. Родители вместе с ребёнком намечают план действий (что надо сделать
для выполнения задуманного: какие прочитать книги, посмотреть телепередачи,
посетить музеи, выставки и пр.)
2. Предусматриваются и практические дела в зависимости от выбранной
темы (например, как мы ухаживаем за собакой, выращиваем растения и пр.)
3. Выполнив все мероприятия, родители обсуждают с ребёнком, всё ли
сделано из того, что задумывалось; что получилось хорошо, что было делать
легко, а что трудно.
4. Собранная по теме информация оформляется (Газета, альбом, текст,
рисунки, фотографии).
Далее
следует
представление
своего
проекта
друзьям
в
группе.
В
презентации принимают участие и ребёнок, и его родители (близкие). Педагоги
могут
предложить
темы,
связанные
с
культурой
родного
края
(«Традиции
нашего села», «Памятные места родного города», «Красота родных мест» и др.)
Приобщение
детей
к
культуре
родного
края
невозможно
без
художественно-эстетического
развития
детей.
Для
воспитания
грамотного
читателя
родителям
необходимо
ежедневно
читать
детям
художественные
произведения, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о
прочитанном.
Для полноценного музыкального развития дошкольников взаимодействие с
семьёй
необходимо
осуществлять
по
нескольким
направлениям.
В
семье
родители
поддерживают
интерес
детей
к
прослушиванию
музыкальных
произведений. Кроме того, музыкальный руководитель может организовать для
родителей приобретение абонементов для посещения концертов.
Не
менее
важным
и
содержательным
должно
стать
взаимодействие
с
родителями в изобразительной деятельности.
Работа по формированию у детей интереса к произведениям народного
искусства
в
условиях
детского
сада
с
привлечением
родителей
может
осуществляться в разных формах. Одной из них является проведение выставок
подлинных произведений народного искусства с последующим проведением
праздника на фоне экспозиции. Главная цель таких выставок и праздников –
воспитание любви и уважения к народным мастерам, чувства гордости за свой
народ и его культуру.
Таким образом, используя разные формы взаимодействия, детский сад и
семья могут осуществлять совместную работу в приобщении детей к культуре
родного
края.
Нужно,
чтобы
у
дошкольников
постепенно
формировалось
представление о том, что главным богатством и ценностью родного края и всей
страны является Человек.
Список используемой литература:
1.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М. Издательский центр
«Академия», 2002
2.
Детский сад и семья/ Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под
ред. Т. А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986
3.
Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений
и родителей /[Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.] – М.:
Просвещение, 2005
4.
Жуковская Р. И. и др. Родной край / Р. И. Жуковская, Н. A Виноградова, С. А.
Козлова;
Под
ред.
С.
А.
Козловой.
–
3-е
изд.,
перераб.
и
доп.
–
М.:
Просвещение, 1990.