Напоминание

Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края


Автор: Лукманова Рамиля Фриловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №222
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края
Раздел: дошкольное образование





Назад





Совместная работа детского сада и семьи в приобщении

ребёнка к культуре родного края
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Следовательно, значением совместной работы детского сада и семьи является обеспечение полноценного развития ребёнка. Для этого ДОУ должны помогать семье в повышении её педагогической культуры и стремиться к установлению единства в воспитании детей в семье и в детском саду. Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьей давала действенные результаты, способствовала повышению уровня ее педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, планомерно, систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный подход на основе знания каждой семьи и ребенка. Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы любое мероприятие — беседа, доклад, стенд, оформленный для родителей, — было направлено на достижение определенной цели. Планомерность и систематичность работы с семьей предполагает ее непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию личности ребенка как процессу всестороннего ее развития, единство и взаимодействие физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Немаловажное значение имеет характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими. Они основаны на совпадении интересов семьи и дошкольного учреждения в полноценном развитии детей. Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные
формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение в детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки. Учитывая условия жизни и воспитания детей в отдельных семьях, трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи в воспитании, педагог составляет памятки, в которых лаконично изложены советы и рекомендации на определенную тему, например: как воспитывать у ребенка вежливость, трудолюбие, волевые черты характера, как использовать дома книгу и т. д. Материал, подробно освещающий одну из проблем воспитания, рассчитанный на помощь родителям, может быть оформлен в папке, которая дается на некоторое время в семью. В папке несколько текстов, раскрывающих сущность, например, умственного воспитания ребенка, список литературы, рекомендуемой родителям для изучения, наглядно-иллюстративные материалы. Умелый подбор, сочетание и использование различных форм индивидуальной работы с семьей позволяют выявить положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая условия жизни данной семьи. В ДОУ практикуются такие формы работы с родителями: Групповые собрания День открытых дверей Беседы Консультации Семинары-практикумы Родительские конференции и др. Одна из нетрадиционных форм работы с родителями является совместная деятельность детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края.
Культура – это свод правил и образцов поведения людей. Следовательно культура родного края – это совокупность производственных, общественных, духовных достижений, свод правил и образцов поведения людей того края, в котором родился и вырос человек. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Задачи эти должны решаться в совместной работе детского сада и семьи. Ведь любовь к родному краю, знание культуры родного края начинается с любви к семье. В детском саду эти задачи решаются в повседневной жизни: на занятиях, при проведении экскурсий, праздников, чтении художественной литературы и т. д. Однако семья – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, окружающим миром. В семье в общении с родителями, с братьями, сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства. Сила семейного влияния на ребёнка заключается также и в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность. На ребёнка оказывает воздействие и особенности быта, уклада жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Поэтому привлечение педагогами к совместной работе в развитии и воспитании детей семьи бесспорно важно. Педагогам важно обращать внимание родителей на то, сколь положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка активное приобщение его к окружающей жизни. Важно объяснить родителям и другим членам семьи, с какими явлениями общественной жизни нужно знакомить детей, как это делать, чтобы способствовать образованию у ребёнка элементарных понятий,
формированию нравственных представлений и чувств. При решении этих задач особенно ясно выступает необходимость тесной связи между умственным и нравственным, эстетическим воспитанием ребёнка. Знакомя детей с родным краем, нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны: - люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности; - в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов и т. д.; - здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях; - в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают; - здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу; - каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа. Воспитателям нужно информировать родителей о том, что узнали дети о родном крае на занятии или экскурсии. Чтобы привлечь семью к совместной работе педагоги могут советовать, куда следует совершить прогулку с ребёнком, на что обратить внимание, о чём побеседовать с ребёнком. Также педагоги советуют родителям посещение краеведческого музея, различных выставок, экскурсий по родным местам, посещение театров, местных праздников, прослушивание музыкальных произведений, чтение художественной литературы, знакомство со сказами и легендами родного края. Содержание совместной работы здесь дифференцируется по следующим направлениям:  здоровье и физическое развитие;
 познавательно-речевое развитие;  социально-личностное развитие;  художественно-эстетическое развитие. Ведущая роль во взаимодействии педагогов и семьи по физическому воспитанию дошкольников принадлежит организации совместной деятельности взрослых и детей. В качестве интересной формы организации совместной деятельности предлагается использовать систему встреч-занятий в семейном клубе «День здоровья». Основное содержание встреч в семейном клубе составляет совместное участие взрослых и детей в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах, тренингах, парных упражнениях родителей и детей под руководством воспитателя. В приобщении ребёнка к культуре родного края можно воспользоваться предложенными формами взаимодействия с семьёй по вопро сам познавательного развития. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребёнка. Знакомство с родным краем, как уже было сказано, начинается со знакомства со своей семьёй. Предлагается такая форма работы с семьёй, как создание альбома «Моя семья». Дети с гордостью рассказывают своим друзьям о своей семье. Таким образом, развивается и речь детей. Также предлагается использование традиции «Встречи с интересными людьми».Данная традиция нужна для формирования у детей понятия «деятельность людей», умение общаться с людьми. Предлагается ещё и такая форма работы, как – семейные проекты «Познаём вместе». Совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел, общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием. Суть семейного проекта «Познаём вместе»: каждая семья, учитывая свои познавательные предпочтения и возможности, готовит материал по
самостоятельно выбранной теме. Педагоги предлагают определённый порядок по подготовке материала: 1. Родители вместе с ребёнком намечают план действий (что надо сделать для выполнения задуманного: какие прочитать книги, посмотреть телепередачи, посетить музеи, выставки и пр.) 2. Предусматриваются и практические дела в зависимости от выбранной темы (например, как мы ухаживаем за собакой, выращиваем растения и пр.) 3. Выполнив все мероприятия, родители обсуждают с ребёнком, всё ли сделано из того, что задумывалось; что получилось хорошо, что было делать легко, а что трудно. 4. Собранная по теме информация оформляется (Газета, альбом, текст, рисунки, фотографии). Далее следует представление своего проекта друзьям в группе. В презентации принимают участие и ребёнок, и его родители (близкие). Педагоги могут предложить темы, связанные с культурой родного края («Традиции нашего села», «Памятные места родного города», «Красота родных мест» и др.) Приобщение детей к культуре родного края невозможно без художественно-эстетического развития детей. Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо ежедневно читать детям художественные произведения, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о прочитанном. Для полноценного музыкального развития дошкольников взаимодействие с семьёй необходимо осуществлять по нескольким направлениям. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений. Кроме того, музыкальный руководитель может организовать для родителей приобретение абонементов для посещения концертов. Не менее важным и содержательным должно стать взаимодействие с родителями в изобразительной деятельности. Работа по формированию у детей интереса к произведениям народного искусства в условиях детского сада с привлечением родителей может
осуществляться в разных формах. Одной из них является проведение выставок подлинных произведений народного искусства с последующим проведением праздника на фоне экспозиции. Главная цель таких выставок и праздников – воспитание любви и уважения к народным мастерам, чувства гордости за свой народ и его культуру. Таким образом, используя разные формы взаимодействия, детский сад и семья могут осуществлять совместную работу в приобщении детей к культуре родного края. Нужно, чтобы у дошкольников постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью родного края и всей страны является Человек. Список используемой литература: 1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М. Издательский центр «Академия», 2002 2. Детский сад и семья/ Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т. А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986 3. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей /[Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.] – М.: Просвещение, 2005 4. Жуковская Р. И. и др. Родной край / Р. И. Жуковская, Н. A Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990.


В раздел образования