Автор: Казакова Людмила Александровна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ "Кобинская ООШ" Населённый пункт: село Кобь Иркутской области Наименование материала: методическая разработка Тема: программа факультаива "Традиции русской культуры" Раздел: среднее образование
“ Любовь к отечеству дает воспитанию верный
ключ к сердцу человека…..”
К.Д.Ушинский.
Факультативный курс “ Традиции русской культуры” (Народоведение)
посвящен изучению истории, традициям, культуре русского народа.
Воспитывать учащихся на традициях русской культуры необходимо в нашем
многонациональном государстве.
Современный учитель, признавая неизбежность реформирования, должен
всегда указывать на идеал тысячелетней культуры, идеал, связанный с поиском
красоты, добра и правды. Русская культура в руках педагога позволяет привить
учащимся нравственные качества.
На Руси всегда чтили традиции, обычаи и праздники. Потому что народ,
умея трудиться, умел веселиться.
Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее
окружающая жизнь, чем она труднее и порою беспереспективнее, тем
необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность
быть вместе, как повод встретиться и даже помириться, если вдруг нарушились
дружеские связи и отношения. Праздник нужен как тот понедельник, с которого
мы обязательно начнем жить по– новому. Праздник хранит историю времени и
народа. Материал факультатива имеет неисчерпаемые возможности.
Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и
декоративно-прикладного творчества. Эти виды творчества в совокупности
позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных
произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного
творчества в его различных проявлениях с бытом , традициями, окружающей
природой .
До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из
поколения в поколения, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По
играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших
на Руси.
Я изучила имеющуюся государственную программу “ Введение в
народоведение” М.Ю Новицкой, апробировала ее. Результатом моей деятельности
стала разработка и написание собственной программы данного факультативного
курса. Эта программа создавалась при совместных действиях родителей, детей и
учителя, при постоянном изучении потребностей детей, при корректировке и
накоплении материала и стала продолжением курса «Основ духовно-
нравственной культуры народов России».
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов,
оборудования, методических приемов.
Целью является: прививать интерес детей к русской культуре и ее
традициям; ознакомить с историей славянского народа.
Задачами стали:
познакомить детей с историей славянского народа, их жизнью бытом и
местом в этой истории родного края;
способствовать развитию личностной культуры как основы любви к
Родине;
формировать уважение к своему народу, его традициям, его культуре;
развивать умения самостоятельно создавать изделия народных
промыслов, одежду славян;
формировать потребность к самопознанию и саморазвитию.
Этот курс закладывает основу знаний детей об истории славянского
народа, развитии родного края, своего поселка, об истории и развитии
декоративно – прикладных промыслов. Этот курс связан с
изобразительным искусством (роспись игрушек, создание народного
костюма по эскизу, создание славянской одежды и оружия по рисунку
и т.д), с географией (изучение исторических мест области и сбор
материалов), с музыкально-трудовой деятельностью.
Факультатив рассчитан на 3 года программного материала, и каждый
год имеет итоговую поисковую работу, которая ведется весь год. В
отличии от государственной программы этот курс составлен с учетом
регионального и местного компонента.
К концу каждого года обучения дети должны овладеть определенными
знаниями, умениями и навыками.
Предполагаемые результаты:
Обучающие приобретут знания по русской народной культуре;
Повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству,
фольклору, как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная
деятельность.
К концу 1 года обучения дети должны знать и уметь различать малые разделы
русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические
умения по изготовлению изделий некоторых промыслов (глиняная игрушка и т.д.),
получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.
К концу второго года обучения дети должны знать исторические места,
традиционные крупнейшие христианские праздники, уметь организовывать игру,
хоровод, быть исполнителем любой роли праздников, предусмотренных
программой, владеть знанием плетения из бересты, ткачеством, создавать
лоскутные одеяла, исполнять народные песни.
К концу 3 года обучения дети должны знать исторические основы о древних
славянах, о традиции построения славянского жилища, о всех видах одежды,
оружия славян, уметь различать виды одежды и оружия славян, получать навык
самостоятельного изготовления славянской одежды.
**Планирование курса используется в соответствии с временами года, время
празднования праздника по календарю по усмотрению учителя занятия можно
менять местами.
Учебно-тематический план курса
1 год обучения
№
п/п
Кол-во
часов
Тема
Оборудование
Малые разделы русского фольклора (7ч)
1
1
Введение - народоведение. Тайны народной игры.
Книги с народными
играми
2
1
Русская народная затейница. “Иван, Иван, вырывай
бурьян!”
3
1
Загадка, открой свою тайну! Считалки, потешки
4
1
Волшебная сила русской сказки. Осенины.
5
1
Урожай собирай, короб подставляй (праздник урожая)
6
1
Тайна деревянной и глиняной игрушек
Глина, замазка
7
1
Учим старинные задачи, игры. Строим бабу снежную
(о зимних играх)
Семья великая (7 ч)
8
1
Величаем свою семью.
9-10
2
Русь великая (дом, семья, деревня). Быт крестьянской
семьи
Бытовые предметы
старинной избы
11
1
О чем расскажет народный костюм. Создание деталей
русского костюма.
Ткань для костюма,
детали костюма
12-13
2
Дом крепок стенами (создание модели избы)
Деревянные
заготовки, картон
14
1
Поисковая работа : мир моей семьи
альбом
Христианские праздники (7ч)
15
1
Зимние святки. Дед Мороз
16
1
Колядки, колядки! Рождественский сочельник
Песенки-колядки
17
1
Ох, блины блиночки, масляны бочечки!
Блины с рецептами
18
1
Вербный базар
Дары вербного базара
19-20
2
Пасха и ее обычаи пасхальный стол.
Блюда пасхального
стола
21
1
Заочная экскурсия в краеведческий музей.
Тысяча предметов в доме. Откуда они? (14 ч)
22
1
Как пришел к нам утюжек?
Утюги разной
модификации
23
1
Звонче голос колокола ( колокольчика)
Колокольчики, фото
24
1
Его величество вилка
вилки
25
1
Викторина: Ох, странные это предметы
Викторина
26
1
Ткем и вышиваем
Нити, мини станок
27
1
Посуда из дерева и глины
Глина, деревянные
ложки, плошки
28
1
Русские традиции в деревянной посуде
Посуда
29
1
Русские традиции в глиняной посуде
Посуда
30-31
2
Русские традиции в игрушках
Игрушки
32
1
Праздник русской игрушки
сценарий
33
1
Духовые народные инструменты
34
1
Раз струна, два струна
Гусли
35
1
Викторина об инструментах
викторина
2 год обучения
№
п/п
Кол-во
часов
Тема
Оборудование
Крестьянские традиции (10 ч)
1
1
Введение. Воспитывай лаской
Колыбельная песня
2
1
Черти бегают по кругу
3
1
Пирком, да за свадебку.
4
1
Мифические существа, населяющие крестьянскую
избу
5
1
Домовой, дворовой. Лес и леший.
6
1
Хоровод вожу, на людей гляжу
хороводные песни
7-8
2
Сама болезнь скажет что хочет. Лучший доктор
лекарственные травы
Заговоры
9
1
Праздник о лекарственных травах
10
1
Русская печка-матушка
Наша земля русская (10 ч)
11-12
2
«Золотое кольцо» России
фото
13-14
2
Былины древней Руси
15
1
Исторические места Старой Руссы Чудово
16
1
Исторические места родного края
17-18
2
Звон посуды
Русские традиции в
промыслах
19-20
2
В каждой деревушке свои игрушки
Обычаи деревни
Жилище (8 ч)
21
1
Места добрые и недобрые.
22
1
Выбор места у славян для дома и селения
Макет дома
23-24
2
Без Троицы дом не строится.
Легенды о постройках дома.
легенды.
25
1
Новоселье Красный угол
26
1
В едином хлебе
Одежда (18 ч)
27-28
2
Бабушкины сундуки славян
29
1
По одежде встречают Одежда, риза, порты
одежда
30
1
Детская одежда
Ткань нити
Оружие (16 ч)
31
1
Справедливый меч
32
1
Сабля, кинжал и боевое нож
рисунки
33
1
Копье и боевой топор, булава, палица, дубина,
кистень
34
1
Лук и стрелы. Кольчуга щит и шелом злаченый
35
1
Итоговая поисковая работа
3 год обучения
№
п/п
Кол-во
часов
Тема
Оборудование
Места проживания наших предков
1
1
Введение. Места проживания наших предков.
Строительство жилища.
Фото и репродукции
2
1
Церковное строительство.
Фото церквей
3
1
Быт и основные занятия русских людей.
4
1
Русская изба.
Народный костюм
5
1
История народного костюма.
6
1
Мужская и женская народная одежда.
7
1
Обувь и головные уборы.
Календарь
8
1
Календарь. История времяисчесления.
9
1
Народные приметы.
10-11
2
Русские народные праздники.
Промыслы
12
1
Русские народные художественные промыслы.
13-14
2
Городецкая роспись.
15-16
2
Русская матрешка.
17-18
2
Золотая хохлома.
19-20
2
Лаковая живопись.
21
1
Синие цветы гжели.
22-23
2
Русская народная игрушка.
Русские обычаи
24
1
Русские колокола и колокольчики.
25
1
Русская тройка.
26
1
Русские народные песни.
27
1
Русские народные игры.
28-29
2
Обычаи и традиции русской семьи.
30
1
Русские народные сказки, былины.
31
1
Русские народные предания.
32-33
2
Из истории русской кухни.
34
1
Русский самовар и чаепитие на Руси.
35
1
Итоговый урок.
Литература
1.
“Русские народные сказки”. Рига, 1993 г.
2.
Г.Федоров, “Глина”, Москва, 1997 г.
3.
М. Ильин, “Сто тысяч почему?” Дагучнедгиз, 1983 г.
4.
С. Газарян, “Прекрасное – своими руками”, Москва, 1987 г.
5.
З. Марина, “Лепим из пластилина”, СПб., “Кристалл” 1997 г.
6.
В. Горичева, “Сказку сделаем из глины”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
7.
М. Нагибина, “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
8.
О. Карпов, “Веселый меридиан”, Новгородский НГУ им. Я.Мудрого, 1997 г.
9.
Т. Кабинетская, “Традиционные русские праздники в нач. школе”, Псков, 1996 г.
10. А. Кинеман, “Детские народные подвижные игры”, Москва “Просвещение”, 1995 г.
11. С. Шмаков, “Нетрадиционные праздники в школе”, Москва “Новая школа”, 1997 г.
12. И. Панкеев, “Русские праздники”, Москва, 1998 г.
13. Т. Тарабина, “Пословицы поговорки”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
14. Т. Тарабина, “Тысяча загадок”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
15. В. Степанов “Русские пословицы и поговорки в играх”, АСТпресс Москва, 1998 г.