Напоминание

"Богатства нашей земли" с использованием ЭОР


Автор: Капралова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель I категории
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №50"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Конспект
Тема: "Богатства нашей земли" с использованием ЭОР
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД для

детей средней

группы

«Богатства нашей

земли» с

использованием ЭОР

Воспитатель: Капралова Татьяна Васильевна


Цель:
выявить знания детей о почвах: о земле; песке, глине и об их свойствах, познакомить с природными камнями: с речными и морскими камнями, рудой, гранитом и их свойствами, с природными ископаемыми: с углём, мелом и их свойствами, рассказать детям где их добывают и для чего нужны, вызвать познавательный интерес к практическим опытам с разными почвами и камнями, вызвать желание у детей в формировании мини- музея в группе.
Оборудование:
глобус, почва: земля глина, песок в контейнерах, пробирки для опытов, вода, лейка, растение в горшке, камни разных пород, уголь, мел, иллюстрации , кувшин и игрушки, сделанные из глины, магнитофон с диском, электронные образовательные ресурсы.
Предварительная работа:
на прогулке наблюдение за свойствами земли, песка, глины, рассматривание иллюстраций, беседы о камнях, чтение художественной литературы: Бажов « Хозяйка медной горы», уход за комнатными растениями, беседа о труде шахтера.
Используемая литература:
программа под редакцией М. А. Васильевой,Н. Е. Веракса,Т. С. Комаровой «Программа дошкольного образования от рождения до школы», С. Н. Николаева « Юный эколог», С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников».

Ход занятия
Играет музыка
Воспитатель.
Ребята, вы сегодня такие красивые , нарядные. Я приготовила для вас сюрприз. Стук в дверь
Воспитатель .
Кто это? Давайте посмотрим.
Незнайка .
Здравствуйте , ребята! Вы меня узнали? Я - Незнайка. Я получил ваше письмо, очень обрадовался. Узнал ,что вы собираете разные камни. Хотите сделать мини - музей в группе. Я сразу поспешил к вам. Ведь я ничего не знаю о камнях. И хочу вам помочь организовать музей в группе.
Воспитатель .
А рассказ я начну с того , что мы живём с вами на огромной планете(показ слайда№1). Она круглая, как шар и называется Земля. А в руках у меня – глобус. Вот так выглядит наша планета. Глобус-это изображение нашей планеты в уменьшенном виде во много раз. Посмотрите , он- разноцветный. Какого цвета здесь больше?
Дети.
Синего , голубого.
Воспитатель .
Синий цвет - обозначает реки, моря, океаны, озёра. Это всё вода.(показ слайда №2) Белый цвет- это снег, лёд. А всё остальное - суша. Зелёный цвет- это лес, жёлтый цвет - песок, коричневый - горы. По суше можно ходить. А ходим мы по почве. Почва бывает разная. Воспитатель показывает детям баночку с землёй.
Воспитатель.
Ребята, что это?
Дети.
Земля.
Воспитатель.
Какого она цвета?
Дети.
Чёрная. Она сыпется. Воспитатель: Земля пропускает воду. Вот горшок с растением, сейчас Настя его польёт. Посмотрите, куда вода подевалась?
Дети:
Она просочилась сквозь землю.
Воспитатель показывает другую баночку.
Воспитатель:
А это что? Кто знает?
Дети:
Это песок. Он жёлтый. Он сыпется.
Воспитатель:
Где вы видели , встречали песок?
Дети
: В песочнице , на берегу моря, на берегу реки.
Воспитатель:
Песок рассыпчатый, легко и быстро пропускает воду. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением реки и песчаного берега .(Слайд№3) Воспитатель показывает баночку с глиной.
Воспитатель:
Ребята, а это что?
Дети:
Глина.
Воспитатель:
Глина какого цвета?
Дети
: Красно- коричневая.
Воспитатель:
Она плохо пропускает воду. Когда она сухая, она твёрдая. А если её намочить, она становится липкой, пластичной, из неё можно лепить. Давным – давно , когда не было кукол Барби и таких красивых машин, детям лепили из глины игрушки : куклы, свистульки. А ещё из глины лепят посуду, горшки для цветов. Воспитатель показывает старооскольскую игрушку сделанную из глины, предлагает рассмотреть и посвистеть в глиняные свистульки.
Воспитатель
: Ребята, а вы любите опыты?
Дети :
Да.
Воспитатель
: Тогда смотрите. Воспитатель насыпает в одну пробирку землю, в другую- песок, а в третью- глину. Наливает в каждую пробирку воду, взбалтывает. Дети наблюдают и делают выводы: что земля пропускает воду, песок пропускает воду, а вот глина воду не пропускает, вода осталась на поверхности.
Воспитатель:
Земля нужна всем растениям, они укрепляются корнями, растут. В земле есть питательные , полезные вещества, которые необходимы
растениям. Благодаря им растение живёт, растёт, цветёт. А в песок и глину растение не сажают , потому что там нет питательных, полезных веществ.
Физкультминутку
проводит Незнайка , читает текст , а дети выполняют движения. РАЗ — и стану я землей, Мягкой, теплой и живой! Очень сильной, очень крепкой, Очень доброй и большой. ДВА — и вмиг я глиной стану, Может, к обуви пристану, Если дождик во дворе. Не ходите вы по мне! ТРИ — сейчас я холм зыбучий, Очень желтый и сыпучий. Осторожней, люди, будьте, Если вы не на верблюде! А ЧЕТЫРЕ — камни мы, Крепкие ребята. И бросать в окошко нас Никому не надо. ПЯТЬ — я почва — верхний слой, Дружат травы все со мной, И деревья, и кусты, Червяки, жуки, кроты. Всем живущим говорю: «Чтите матушку свою!»
Наша круглая планета Называется ЗЕМЛЯ, Все живущие под солнцем Братья нам. И мы друзья!
Воспитатель:
А ребята , а кто выполнил домашнее задание? Дети показывают природные камни, которые они принесли, но не знают, как они называются и откуда они. Воспитатель рассказывает о каждом.
Воспитатель:
Речные и морские камни они твёрдые, крепкие, бывают разной формы, цвета и размера. Морские камни всегда гладкие и округлой формы – такими их сделало море, постоянное движение волн. Камни можно найти в земле и в воде.
Воспитатель:
Сейчас я опущу камень в воду. Посмотрите, он сразу заблестел. Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением моря, камней на берегу.(Слайд №4)
Воспитатель:
Гранит - очень твёрдый камень, разной пёстрой окраски. Его добывают в горах, обрабатывают, шлифуют, он становится гладким, блестящим, красивым. Гранит очень прочный. Его используют в строительстве зданий, магазинов, домов, памятников. Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением здания . Колонны, ступеньки сделаны из гранита
.
(Слайд№5)
Воспитатель:
Гранит - горная порода. Воспитатель показывает кусочки руды. Её добывают на карьере, перерабатывают, а потом из неё делают самолёты, ракеты, машины. Воспитатель обобщает , что это природные камни.
Воспитатель
: Уголь - это полезное ископаемое. Он чёрный, твёрдый, но хрупкий, его можно поломать на мелкие кусочки, пачкается, им можно рисовать. Уголь находится глубоко в земле. Есть такая опасная профессия- шахтёр. Он спускается на лифте глубоко в землю, чтобы добыть уголь. Уголь хорошо горит, даёт много тепла. Уголь нужен для топки заводам, для обогрева жилища.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением шахтёра. (Слайд№6)
Воспитатель:
Мел - тоже полезное ископаемое. Он твёрдый , хрупкий, легко ломается, пачкается, им можно рисовать, побелить потолок. Мел – это горная порода. Его добывают в горах. Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением гор.(Слайд№7)
Воспитатель :
А теперь, ребята, я предлагаю вам сделать мини - музей в группе, в уголке « Мой родной город- Самара». Воспитатель вместе с детьми и Незнайкой оформляют музей, дети довольны.
Воспитатель:
Вы такие умные, теперь вы всё знаете о камнях , почве, о полезных ископаемых. Давайте вместе с Незнайкой пригласим ребят из соседней группы посетить наш мини- музей.


В раздел образования