Формирование универсальных учебных действий на уроках обществоведческого цикла через проектную деятельность
Автор: Советова Елена Андреевна Должность: учитель обществознания Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9" Населённый пункт: Рузаевский муниципальный район Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках обществоведческого цикла через проектную деятельность Раздел: среднее образование
Формирование универсальных учебных действий на уроках
обществоведческого цикла через проектную деятельность
Модернизация российского образования требуют переориентации обучения с
усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка,
его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства
личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В
такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной
фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер. В
последнее время проекты и исследовательские работы школьников
выполнялись, как правило, в рамках программ дополнительного образования
школ или в организации дополнительного образования детей. Работа носила
инициативный характер, так ею занимались ученики успешные в учебе. В
настоящее время ситуация изменилась: в соответствии с ФГОС проектная и
исследовательская деятельность становится обязательной для выполнения
всеми обучающимися. Проектная и исследовательская деятельность – это
эффективное средство для формирования универсальных учебных действий.
Работа по формированию проектных и исследовательских действий – долгий
процесс, охватывающий период от начальной школы. Каждый этап написания
проекта включает формирование определенных УУД. Так в 5-6 классах
формируются следующие умения. Способность проектировать деятельность:
Анализ и обработка информации: - использует в качестве источника
информации учителя или учебник , - проводит простейшую обработку и
анализ информации способами, предложенными учителем, - использует
несколько, найденных группой, источников информации, - с помощью
группы обрабатывает информацию и делает выводы по полученной
информации; Формулировка проблемы: - понимает и принимает для решения
проблему, сформулированную учителем, описывает проблемную ситуацию; -
рассматривает проблему под разными углами зрения, с разных позиций под
руководством учителя в групповой работе; - вместе с группой рассматривает
проблему под разными углами зрения, с разных позиций; - вместе с группой
формулирует проблему; - вместе с группой анализирует проблемную
ситуацию предложенную учителем, выявляет ее причины. Постановка цели
проектной деятельности: - понимает и принимает для реализации цель,
сформулированную учителем; - с помощью учителя формулирует задачи,
соответствующие цели проекта; - формулирует в групповой работе при
помощи учителя цель деятельности по решению проблемы; - формулирует в
групповой работе под руководством учителя задачи и определяет ожидаемые
результаты на каждом этапе проектной деятельности. Планирование
проектной деятельности: - принимает предложенный учителем план
действий и возможные ресурсы, - с помощью учителя проводит контроль и
коррекцию проектной деятельности, - планирует в групповой работе
поэтапное достижение цели, - совместно в группе определяет временные
рамки выполнении групповых действий. Проектирование проектного
продукта: - под руководством учителя описывает ожидаемый продукт в
общем виде, - при помощи учителя определяет ожидаемый результат проекта
с критериями его оценки, в группе формулирует характеристики проектного
продукта и критерии его измерения. Способность организовать и
регулировать проектную деятельность Реализация проектной деятельности: -
реализует деятельность по плану и под контролем учителя; - под
руководством учителя оформляет проектную документацию; - на основании
спланированной деятельности группы осуществляет свою по содержанию и
по времени деятельность; - участвует в совместном заполнении проектной
документации Контроль и коррекция проектной деятельности: -
осуществляет текущий контроль на уровне произвольного внимания, -
принимает предложения по коррекции своих действий со стороны учителя, -
осуществляет текущий контроль на уровне произвольного внимания, -
оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые
коррективы под руководством учителя, в групповом обсуждении оценивает
правильность выполнения групповых действий и вносит предложения по
корректировке исполнения. Оценка и рефлексия проектной деятельности: -
под руководством учителя в конце действия сравнивает полученный продукт
с заранее выдвинутыми критериями и оценивает правильность его
выполнения; - в группе проводит сравнение полученного продукта с заранее
выдвинутыми критериями и оценивает правильность его выполнения; -
приводит аргументацию своей оценки проектной деятельности других
участников группы или разработчиков индивидуальных проектов, - под
руководством учителя (при наводящих вопросах учителя) высказывает
ценностно- смысловое отношение к содержанию проекта или к проектной
деятельности; Способность применять в проектной деятельности
предметные знания и способы деятельности (предметное содержание в
проектной деятельности). Владение предметным содержанием проекта: -
определяет предметное содержание проекта при помощи учителя, не выходя
за рамки предметной области; - определяет совместно с группой предметное
содержание проекта при помощи учителя, не выходя за рамки предметной
области Использование предметных способов действий: - принимает
предметные способы действия, предложенные учителем, определяет
предметные способы действия при помощи учителя Способность
коммуникативных действий в проектной деятельности: Организация и
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: -
выполняет порученные учителем групповую роль и обязанности; - участвует
в распределении ответственности между членами группы; участвует в
групповых обсуждениях и принятии общего решения, при необходимости
обращаясь к учителю, оказывает помощь и поддержку другим участникам
группы; - высказывает собственное предложение, выслушивает мнения
участников группы, - под руководством учителя осуществляет рефлексию
действий, как партнера, так и собственных, использует аргументацию для
убеждения других. Защита проектного результата: - готовит план
выступления с помощью учителя; - строит свою речь в соответствии с
нормами русского языка; - при ответах на вопросы повторяет нужный
фрагмент своего выступления, консультируясь с учителем, готовит план
выступления, соблюдает нормы публичной речи и регламент; - в ответ на
заданные вопросы дает объяснения или дополнительную информацию; -
создает средства, иллюстрирующие выступление представителя группы; -
самостоятельно создает и использует различные средства; - иллюстрирующие
выступление; использует письменную речь в соответствии с нормами и
правилами для оформления исследовательского продукта под руководством
учителя; -совместно с группой анализирует результат по степени решения
проблемы, аргументирует свою точку зрения, спорит и отстаивает свою
позицию без агрессии, использует языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме, использует различные приемы публичного
выступления, невербальные средства и/или наглядные материалы,
усиливающие эффект презентации (консультируясь с учителем).
Сформированность УУД у обучающихся 7 класса. Способность
проектировать деятельность Анализ и обработка информации: -
самостоятельно обрабатывает информацию и проводит коррекцию
полученной информации для группового проекта; - самостоятельно
организует информационный поиск для группового проекта; -
самостоятельно определяет способы поиска информации и виды источников;
- самостоятельно находит информацию и использует различные способы
обработки, анализа и систематизации данных; - создает модели (схемы,
таблицы, чертежи и т.п.) как способ структурирования информации; - делает
выводы на основе анализа структурированной информации. Формулировка
проблемы: - формулирует проблему на основе анализа ситуации и причины
существования проблемы в ходе групповой работы. Постановка цели
проектной деятельности: - вместе с группой формулирует цель; - выбирает
главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь в ходе групповой
работы; - проводит уточнение цели с учётом имеющихся средств её
достижения в ходе групповой работы; - планирует задачи для реализации
цели в ходе групповой работы; - определяет ожидаемый результат в ходе
групповой работы. Планирование проектной деятельности: - вместе с
группой обосновывает, какой ресурс, для решения какой задачи он будет
использовать . Проектирование проектного продукта : -вместе с группой
выдвигает гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов. Способность организовать и регулировать проектную
деятельность: Реализация проектной деятельности: - принимает решения в
проблемной ситуации на основе переговоров с участниками группы;
совместно с группой осуществляет исследование с целью проверки гипотез.
Контроль и коррекция проектной деятельности: - осуществляет
самостоятельное управление собственным временем и коррекцию своих
действий при реализации группового проекта. Оценка и рефлексия проектной
деятельности: - высказывает собственное мнение о содержании проекта или
осуществленной проектной деятельности; совместно с группой определяет
границы использования продукта. Способность применять в проектной
деятельности предметные знания и способы деятельности (предметное
содержание в проектной деятельности). Владение предметным содержанием
проекта : - совместно в группе определяет предметное содержание проекта,
может выйти за рамки предметной области; - при консультировании педагога
интегрирует знания из разных предметных областей. Использование
предметных способов действий: - вместе с группой может определить,
оценить и изменить необходимые предметные способы действия из тех,
которыми владеет. Способность коммуникативных действий в проектной
деятельности: Организация и планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками: - распределяет групповые роли и зоны
ответственности при выполнении групповых действий; -осуществляет
контроль за деятельностью других членов группы и оказывает в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - задает вопросы, необходимые
для организации своей деятельности в группе; - договаривается и участвует в
принятии общего решения, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; -
формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует ее и
координирует ее с позициями партнеров при выработке общего решения в
совместной деятельности; - согласовывает свои действия с действиями
группы; - учитывает разные мнения и осуществляет координацию различных
позиций в сотрудничестве; - осуществляет коммуникативную рефлексию как
осознание оснований действий как партнера, так и собственных; -
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определяет цели и функции участников группы, способы
взаимодействия; планирует общие способы работы, берет на себя инициативу
в организации совместного действия (деловое лидерство); - в совместной
деятельности четко формулирует цели группы и позволяет ее участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей; - устраивает
(принимает участие) групповые обсуждения и обеспечивает обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Защита проектного результата: - представляет обоснованный группой выбор
технологии изготовления (разработки, оформления) проектного продукта; -
использует различные приемы публичного выступления, невербальные
средства и/или наглядные материалы, усиливающие эффект презентации
(самостоятельно). Сформированность УУД у обучающихся 8 класса.
Способность проектировать деятельность Анализ и обработка информации: -
использует несколько видов самостоятельно найденных источников
информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Формулировка проблемы: - при выполнении индивидуального проекта
анализирует проблемную ситуацию, определенную при помощи учителя,
выбирает из выявленных проблем главную актуальную. Постановка цели
проектной деятельности: - ранжирует цели по срокам достижения
(перспективные, среднесрочные, ближайшие); - осуществляет
преобразование практической задачи в познавательную. Планирование
проектной деятельности: - самостоятельно выделяет альтернативные способы
достижения цели и выбирает наиболее эффективный; - самостоятельно
планирует способы реализации цели, определяет весь перечень необходимых
ресурсов под задачи. Проектирование проектного продукта: - самостоятельно
выдвигает гипотезу, как предполагаемое решение проблемы в данной области
исследования; - самостоятельно формулирует характеристики проектного
продукта и критерии его измерения. Способность организовать и
регулировать проектную деятельность: Реализация проектной деятельности: -
самостоятельно готовит полный отчет о проделанной работе; -
самостоятельно оценивает личные возможности и берет на себя
ответственность в решении поставленной задачи; - владеет приемами
саморегуляции эмоциональных состояний; прилагает волевые усилия и
преодолевает трудности и препятствия на пути достижения целей; -
самостоятельно проводит исследование на основе применения различных
методов с целью проверки гипотез и делает умозаключения. Контроль и
коррекция проектной деятельности: - самостоятельно контролирует и
проводит коррекцию проектной деятельности в случае необходимости.
Оценка и рефлексия проектной деятельности: - самостоятельно адекватно
оценивает правильность выполнения действия, осуществляет рефлексию в
отношении действий по решению задач проектной деятельности.
Способность применять в проектной деятельности предметные знания и
способы деятельности (предметное содержание в проектной деятельности):
Владение предметным содержанием проекта: самостоятельно интегрирует
знания из разных предметных областей. Использование предметных
способов действий: на основе анализа выбирает альтернативные способы
действия , в т.ч. выходя, за пределы предметной области. Способность
коммуникативных действий в проектной деятельности: Организация и
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: -
устанавливает и сравнивает разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выбор; - инициирует и планирует учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками в индивидуальной деятельности, определяет
способы взаимодействия; - задаёт вопросы необходимые для организации как
собственной деятельности, так и сотрудничества с партнером; - в процессе
коммуникации точно, последовательно и полно передает информацию,
необходимую партнеру как ориентиры для построения действия. Защита
проектного результата: - самостоятельно создает и использует различные
средства, иллюстрирующие выступление; - самостоятельно оформляет
исследовательский продукт с использованием письменной речи в
соответствии с нормами и правилами; - самостоятельно готовит и проводит
презентацию проекта; - самостоятельно анализирует результат проектной
деятельности по социальной важности (актуальности); - представляет
самостоятельно обоснованный выбор технологии изготовления (разработки,
оформления) проектного продукта4 - при ответах на вопросы приводит
развернутую, сильную аргументацию, умеет защитить свою позицию; -
вступает в диалог, а также участвует в коллективном обсуждении проблем, в
дискуссии. Сформированность УУД у обучающихся 9 класса. Способность
проектировать деятельность Анализ и обработка информации: организует
индивидуальный информационный поиск, определив способы поиска
информации и виды источников, предлагает и использует различные способы
обработки, анализа и систематизации данных; Формулировка проблемы: -
при выполнении индивидуального проекта анализирует проблемную
ситуацию, определенную самостоятельно, выбирает из выявленных проблем
главную актуальную (по тем или иным признакам); - самостоятельно
называет противоречие, лежащее в основании проблемы, указывает
последствия существования проблемы. Постановка цели проектной
деятельности: - устанавливает целевые приоритеты; - самостоятельно
формулирует цель и задачи, определяя их достижимость через анализ
ресурсов и рисков, определяет ожидаемый результат проекта с критериями
его оценки. Планирование проектной деятельности: самостоятельно
планирует пути достижения целей. Проектирование проектного продукта: -
самостоятельно выдвигает гипотезу, как предполагаемое решение проблемы в
данной области исследования; - самостоятельно формулирует характеристики
проектного продукта и критерии его измерения. Способность организовать и
регулировать проектную деятельность Реализация проектной деятельности:
самостоятельно создает новый интеллектуальный или прикладной продукт в
ходе проектной деятельности путем интеграции из разных областей знаний.
Контроль и коррекция проектной деятельности: - адекватно оценивает
(обосновывает) объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; - осуществляет
констатирующий (по факту возникновения проблемы в получении
результата) и предвосхищающий (учитывающий возможные риски) контроль
по результату и по способу действия (самостоятельно, системно и
целенаправленно). Оценка и рефлексия проектной деятельности: -
самостоятельно видит и комментирует связь научного знания и ценностных
установок, моральных суждений при получении, распространении и
применении научного знания; - делает умозаключения (индуктивное и по
аналогии) и высказывает аргументированную оценку по отношению к
явлениям и событиям предметного содержания реализуемого проекта; -
самостоятельно определяет перспективы дальнейшей работы с полученным
проектным продуктом (прогнозирует развитие ситуации). Способность
применять в проектной деятельности предметные знания и способы
деятельности (предметное содержание в проектной деятельности). Владение
предметным содержанием проекта: - создает новый интеллектуальный
продукт (новые знания) путем интегрирования знаний из разных предметных
областей. Использование предметных способов действий: - на основе анализа
выбирает альтернативные способы действия , в т.ч. выходя, за пределы
предметной области. Способность коммуникативных действий в проектной
деятельности: Организация и планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками: - по своей инициативе устанавливает и управляет
ориентированными на реализацию цели рабочими отношениями, проводит
обсуждение алгоритма совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми, учитывает разные мнения и интересы. Защита проектного
результата: - самостоятельно создает и использует различные средства,
иллюстрирующие выступление; - представляет самостоятельно
обоснованный выбор технологии изготовления (разработки, оформления)
проектного продукта; -при ответах на вопросы приводит развернутую,
сильную аргументацию, умеет защитить свою позицию; -вступает в диалог, а
также участвует в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии. Таким
образом, формирование УУД через проектную деятельность позволит: -
обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и
оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создать условия развития
личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со
взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает
личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и
профессиональную мобильность; - обеспечить успешное усвоение знаний,
умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой
предметной области познания. Используемая литература: • Учебный проект:
от «школы знаний» – к «школе деятельности»/О.В.Плетенева, В.Я. Бармина,
В.В.Целикова.- Н.Новгород: НИРО, 2014г. • Формирование проектной
компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС ООО/
О.В.Плетенева, В.Я. Бармина, В.В.Целикова, О.В. Тулупова.- Н.Новгород:
НИРО, 2013г. • Портфель дидактических материалов для разработки
программы развития компетентности обучающихся в области учебно-
исследовательской деятельности на ступени ООО/ О.В.Плетенева, В.Я.
Бармина, В.В.Целикова, Е.А. Белаш.- Н.Новгород: НИРО, 2014г. • ФГОС
ООО, 2010г. • Примерная ООП ООО, 2015г.