коррекционно-развивающая программа для детей 4-6 лет "Незабудка"
Автор: Зиновьева Инна Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/сад № 152" Населённый пункт: город Магнитогорск Наименование материала: коррекционно-развивающая программа Тема: коррекционно-развивающая программа для детей 4-6 лет "Незабудка" Раздел: дошкольное образование
Коррекционно-развивающая программа
«Незабудка»
для детей 4-6 лет, социально не адаптированных
(на основе программы Л.Любиной «Уроки общения»)
Составитель:
Педагог-психолог высшей категории
МДОУ «ЦРР – д/сад № 152»
Зиновьева И.В.
г. Магнитогорск
2016
-1-
Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Пояснительная записка
Обоснованность программы
Детский сад № 152 г. Магнитогорска имеет 8 групп, которые осуществляют профилактику туберкулеза, дети поступают из
других д/садов,
часто болеющие, или не социализированные, на домашнем уходе, по направлению фтизиатра. Курс
профилактического лечения
- от 6 месяцев до 5-6 лет. Для поддержки общего оздоровительного направления работает
психологическая служба, цель которой – создание условий для развития психологического здоровья каждого ребенка.
В старшем дошкольном возрасте начинается активное становление и развитие социально-психологической адаптации
личности, которое невозможно без создания благоприятной обстановки.
Психологи выделяют два компонента психологического здоровья дошкольника:
- психическое здоровье (соответствие особенностей индивидуального развития ребенка нормативному развитию);
-
психологический комфорт (общее эмоциональное состояние ребенка, благополучность адаптации к образовательному
учреждению, комфорт участия и успешность при реализации образовательной программы).
Основными критериями психического здоровья детей выделяют следующие:
1.
Адекватность и критичность поведения, т.е. способность самостоятельно оценивать свое поведение и подстраиваться к
требованиям среды.
2.
Адаптационные возможности психики – устойчивость к информационному стрессу.
3.
Позитивные самоощущение и восприятие окружающего мира.
4.
Стремление улучшать качество своей деятельности.
5.
Адаптированность к социуму, т.е. к образовательной организации, умение выполнять основные социальные и семейные
роли (ППС ФГОС, с.236).
-2-
Задачами
психологического сопровождения дошкольного образования д/сада 152 являются:
Обеспечение адаптации к социуму, готовности к школе
Ранняя диагностика и коррекция трудностей в развитии и обучении
Обновление и расширение психологических знаний педагогов и родителей
Для осуществления задач необходимы методические инструменты. Одним из таковых является данная программа.
Актуальность программы
Необходимость создания программы возникла в связи с тем, что в д/сад стало поступать больше детей несоциализированных,
педагогически запущенных – либо они «домашние», не посещали д/сад до 5 лет, либо находились в другом д/с, но редко его
посещали, им сложно вновь влиться в большой коллектив детей. Кроме того, программа рассчитана и на тех, кого мы
называем «тревожными» детьми – «непринятые» детским коллективом, или из семьи не всегда благополучной.Такие дети с
первых дней пребывания испытывают массу стрессовых ситуаций, для них необходима «скорая психологическая помощь».
Т.к.
психолог
не
может
постоянно
находиться
рядом
с
каждым
ребенком,
последнего
необходимо
научить
способам
реагирования в различных ситуациях.
Концепция программы
Программа не столь коррекционная, сколько развивающая, нацелена на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка,
формирование социальных и коммуникативных навыков, поддержку индивидуальности. Программа помогает расширить
диапазон развития малыша, гармонизирует личность ребенка в целом.
Концептуальные положения:
Стержневым понятием программы являются знания о способах общения
Последовательное введение ребенка в социальный мир, доступность информации
При разработке сведений учитывается, что знания о социальной действительности выполняют триединую функцию:
- они должны нести информацию (информативность)
- вызывать эмоции, чувства (эмоциогенность)
- побуждать к деятельности, применять их в ситуациях (побудительность)
-3-
Т.о.
данная
структура
социальных
представлений
создает
в
сознании
ребенка
своеобразную
модель
социальных
отношений .
Тесное
единство
эмоционального,
волевого,
интеллектуального
и
нравственного
развития,
приобщение
к
общечеловеческим ценностям и культуре
Творческий
потенциал
и
индивидуальные
особенности
личности
формируются
в
результате
осознания
себя,
как
отдельной самоценной личности,
и других,
как подобных ребенку, отдельных личностей с учетом
социальной и
этнокультурной ситуации развития детей, т.е. той среды, в которой воспитывался ребенок.
Основные понятия и положения программы
Социально-эмоциональное
развитие
дошкольников
изучали
известные
психологи
Б.Г.Ананьев,
А.В.Запорожец,
Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.М.Якобсон, Я.Л.Коломинский, создавшие фундамент, базу знаний об изучаемых процессах.
В дальнейшем разработки таких ученых, как Т.А.Репина, Г.А.Урунтаева, Л.Я.Гозман, Н.Е.Веракса, Б.С.Волков, Н.В.Волкова,
Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, позволили конкретизировать понятия социализации, коммуникации, диагностировать и развивать
их.
В
настоящее
время
тема
социального,
коммуникативного
развития
широко
раскрывается
множественными
работами,
интереснейшими программами. Но данная программа создана под конкретный, своеобразный контингент детей, появившихся
в 2016 году, не справляющихся самостоятельно со своими проблемами, поэтому имеет право на существование.
Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к миру людей, социальной действительности, передачи и
дальнейшего развития им социокультурного опыта.
Гуров В.Н. под социально- личностным развитием ребенка предполагает формирование у него положительного отношения к
себе, другим людям, окружающему миру, формирование коммуникативной и социальной компетентности.
Социализация – это процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого индивид адаптируется к
внешним условиям, а также формируется как субъект общественных отношений. В этом процессе личность не только
усваивает социальный опыт, но и активно его перерабатывает, избирательно относится к внешним воздействиям.
-4-
Социальная ситуация развития – это, по Д.Б. Эльконину, своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике
ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Ребенок есть член общества и вне
общества он жить не может. В какой бы среде ни воспитывался ребенок, важно подготовить его
к социуму, не ломая
психику, учитывая зону ближайшего развития каждого ребенка.
Социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей,
норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Психическая природа человека, говорит Л.С.Выготский, - это «своеобразный слепок с социального», потому что социальное –
не просто влияние среды, а источник развития личности», «…среда определяет развитие ребенка через переживание среды».
Об успешности социализации ребенка можно говорить в том случае, если он не только знает нормы и правила и умеет им
следовать в своем поведении, но и эмоционально принимает их как необходимое условие взаимодействия с другими людьми.
Феномен
«засушенное
сердце»,
о
котором
писал
Л.С.Выготский,
встречается
и
в
наше
время.
Технологизация
и
компьютеризация
приводят
к
эмоциональным
«дырам»
в
душах
некоторых
детей.
Современные
дети
стали
менее
отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, очень актуальна и
важна.
Эмоции – реакции человека на воздействие
внутренних и внешних раздражителей.
Эмоциональная система, как и
когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире.
Уже на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание, эмоциональная чувствительность. По мере
взросления
происходят
изменения
в
эмоциональной
сфере
ребенка.
Меняются
его
взгляды
на
мир
и
отношения
с
окружающими.
Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать. Формирование «умных» эмоций,
коррекция
недостатков
эмоциональной
сферы
должны
рассматриваться
в
качестве
одной
из
наиболее
важных
задач
воспитания.
-5-
Развитие эмоциональной чувствительности, эмпатии включает в себя три компонента:
- когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);
- эмоциональный (я сочувствую ему);
- поведенческий (я делаю что-то, что ему поможет, улучшит его состояние).
Эмоции – это система «быстрого реагирования» человека на любые важные изменения внешней среды.
На эмоциональное состояние ребенка влияют ряд факторов – биологические, психологические, социальные, личностные.
Психологические факторы – это степень эмоционально-волевой зрелости, самостоятельности, желание познавать новое,
адекватное
отношение
к
успехам
и
неудачам. Социальные факторы – это влияние семьи и этнокультурных ценностей
(гиперопека, повышенный контроль, невнимание и попустительство, религиозные убеждения) , особенности социальной
среды ребенка (семья мигрантов, переезд из села в город, урбанизация и технизация, повышенные психические нагрузки в
связи с новой средой и др.). Личностные факторы - это влияние взрослых и детей на личность неадаптированного ребенка.
Мощным фактором психического здоровья старшего дошкольника являются личность воспитателя и коллектив сверстников.
Особенно вредны крайние проявления внимания к новому ребенку – чрезмерные требования, предвзятость или безразличие к
его трудностям, невнимание. В момент привыкания ребенка важны
гуманное к нему отношение, атмосфера принятия и
доброжелательности. Только так сформируется чувство безопасности в ДОУ, доверие и доброжелательность к окружающим.
В
основе
развития коммуникативной сферы лежит потребность в общении, которая формируется в процессе развития
ребенка. Общение является средством передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи.
Общение с окружающими определяет отношение ребенка к миру, к другим людям и к самому себе.
Сфера же общения
является и условием и результатом развития дошкольника. М.И.Лисина доказала, что потребность в общении со взрослым
формируется в первом полугодии жизни ребенка.
Е.О.Смирнова определила, что умение общаться заключается в том,
насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, как широко он использует контакты с
другими людьми. Интересно, что высокий уровень интеллекта необязательно обеспечивает высокий уровень успешности в
сфере общения. Но эмоции, эмоциональный интеллект всегда являются центральной составляющей лидера, социально
одаренной личности.
-6-
Основным
условием
развития
коммуникативной
сферы
дошкольника
по
ФГОС
является
обеспечение
чувства
психологической и эмоциональной безопасности. Принятие Стандарт определил как признание прав ребенка на присущую
ему индивидуальность.
Базовыми ценностями дошкольного образования согласно ФГОС являются поддержка специфики и разнообразия детства,
сохранение его уникальности и самоценности, уважение личности ребенка. Разрабатывая программу, исходила из того, что на
каждом возрастном этапе ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои, индивидуальные
особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью.
Условием
реализации
ФГОС
ДО
в
психолого-педагогическом
сопровождении
социализации
и
индивидуализации
дошкольников
явдяется
опора
на
позитивные
стороны
развития
ребенка.
Индивидуальные
проблемы
личностного
и
социального
развития
ребенка
корректируются
на
основании
действия
механизма
компенсации
и
включения
его
в
продуктивную творческую деятельность.
Программа
носит
интегративный,
игротерапевтический
характер.
Игра
–
не
только
радость
для
ребенка.
Играя,
он
приобретает новые навыки, умения, знания, раскрывает свои потенциальные возможности. В игре реализуются важные
жизненные потребности в познании, общении: ребенок учится действовать в реальной и воображаемой ситуации, усваивает
новые
социальные
роли,
формирует
морально-нравственные
ценности,
осознает
смысл
своих
и
чужих
действий,
переживаний, проблем, развивает волевые качества, произвольность. Игра является и действенной формой самопомощи
ребенка. Ведь в ней он может проигрывать беспокоящие его ситуации, но уже в ослабленном виде. Кроме терапевтической
функции, у игры очень мощная профилактическая функция – игра является способом укрепления уверенности ребенка в себе.
Игра невозможна без риска, а нежелание проиграть, надежда на победу есть моделирование, которое учит предвосхищать
ошибки, помогает легче адаптироваться к различным ситуациям. Не менее важно, что работа с ребенком становится
эффективнее, если он не просто получает знания, а проживает их в игровой, доступной ему форме.
На 2-3-м году жизни ребенка возникает потребность в общении со сверстниками на основе совместных игр и совместной
деятельности. Положение ребенка в группе сверстников, его социальный статус определяется путем выбора партнеров по
игре. Детское сообщество для ребенка – это прежде всего лаборатория социального творчества, в которой он испытывает на
практике различные формы поведения и отношений со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.
Но не все дети справляются с появившимися новыми проблемами, у них появляются психологические трудности, временные
эмоциональные расстройства и нарушения поведения.
-7-
Исходя
из
карт
наблюдений
воспитателя
и
собственных
наблюдений,
различных
диагностических
методик,
у
несоциализированных детей существуют следующие
основные проблемы при адаптации к детскому коллективу (внешние их проявления):
Неорганизованность, несамостоятельность
Трудности концентрации внимания, рассеянность
Неуверенность в себе, либо демонстративность, эгоцентризм
Агрессия, либо замкнутость, либо навязчивость
Неприятие правил д/сада (в том числе отказ от пищи), реакции протеста
Бессонница либо трудности засыпания
Нежелание идти в д/сад и (или) трудность расставания с мамой
Неумение занять себя самостоятельно или страх общения с детьми
Часто такие дети «теряются» в коллективе, им недостает должного внимания воспитателя. Чтобы такие дети были «не
забыты», к ним на помощь идет психолог с программой «Незабудка»! Также программа названа по аналогии с известной
сказкой, где маленький цветок потерялся на огромном лугу, и как он смог в дальнейшем раскрыться и показать себя. Это и
является целью всех взрослых – не дать потеряться ребенку в огромном мире, помочь ему подружиться, научить его жить
и быть успешным среди людей.
Основная идея программы «Незабудка» – оказание психолого-педагогической поддержки детям 4-6 лет, не имеющим
навыки коммуникации, создание условий для социализации дошкольника.
Программа составлена на основе программы Л.И.Любиной «Уроки общения» из методического пособия «Организация
творческой
деятельности
детей
3-7
лет»:
Конспекты
занятий,
информационно-методические
материалы/авт.-сост.
И.П.Посашкова.
–
Волгоград:
Учитель,
2009.
Дополнением
служит
программа
Е.А.Алябьевой
«Коррекционно-
развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие в помощь воспитателям и
психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера»,2002 .
Обе программы объединяет общая цель – создание условий для планирования и организации деятельности по развитию
у детей 4-6 лет социально-эмоциональных навыков.
-8-
Основные задачи программы:
1)
диагностические:
- углубленное изучение сведений о ребенке
- исследование тревожности ребенка, отношения к ряду типичных для него ситуаций общения с другими людьми
- выявление проблем в общении
- выявление факторов, порождающих страхи и тревожное состояние, неуверенность в себе
2)
коррекционные:
- повышение уверенности в себе, либо формирование адекватной самооценки
- обучение умению себя контролировать
3)
развивающие:
- формирование у детей представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире
- побуждение детей к осознанию собственной внутренней позиции, формирование собственных ценностных ориентаций
- развитие наблюдательности, любознательности, воображения
- обучение детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре
- развитие умения чувствовать и понимать другого
- обучение адекватному реагированию к успехам и неудачам, взаимодействию с окружающими
- формирование умения общаться и действовать в коллективе, нести ответственность за общее дело, произвольности
-9-
- помощь в индивидуальном самовыражении детей
- оказание психолого-педагогической поддержки семьям и повышение компетентности родителей в вопросах развития и
образования, укрепления здоровья детей
- оказание помощи воспитателям и специалистам в понимании позиции ребенка и его семьи, повышение компетентности
педагогов в вопросах адаптации малообщительных детей, помощь в составлении индивидуальных маршрутов развития.
4)
профилактические:
- обеспечение успешной адаптации детей в новых условиях
- способствование сплочению детского коллектива
- снятие эмоциональной и физической напряженности, профилактика эмоциональных перегрузок
-охрана и укрепление физического и психического здоровья
- создание условий для позитивных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-
культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья.
Взаимодействие с педагогами
Дата
Вид работы
Задачи
IX
X, XI
XII
I
II
1.
анализ карт наблюдений, индивидуальные беседы
2.
совместное построение индивидуального маршрута
3.
беседа по согласованию дальнейшей работы, тактики
взаимодействия с ребенком, поведения с родителями
4.
совместный анализ результатов диагностики, КРР
5.
совместное
планирование
работы
с
ребенком
и
его
семьей
6.
индивидуальная беседа по итогам работы
Дать индивидуальные рекомендации
по каждому ребенку.
Содействовать созданию психологически
безопасной среды для ребенка в группе.
Помогать формировать у ребенка
положительное отношение к ДОУ
Установление более тесной взаимосвязи с
семьей
Дать индивидуальные рекомендации
-10-
Взаимодействие с семьей
Дата
Вид работы
Задачи
IX
X
XI
XII , I
II
1.
индивидуальные
беседы,
согласие
на
КРР,
сбор
информации
2.
беседы по итогам первичной диагностики
3.
родительское сочинение «Наш ребенок»
4.
встреча в родительском клубе
5.
наглядная информация
6.
индивидуальная беседа по итогам работы
Установить
доверительные
отношения
с
семьей ребенка.
С о д е й с т в о в а т ь
э м о ц и о н а л ь н о й
безопасности ребенка в семье.
Познакомить
с
правилами
д/сада,
его
режимом.
Добиваться
единых
требований
семьи и ДОУ.
Выявить стиль родительского отношения к
ребенку.
Помогать лучше понимать ребенка
Дать
индивидуальные
рекомендации
для
каждой семьи
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для детей 4-6 лет.
Основная форма работы – подгрупповая. В подгруппе должно находиться не более 6 детей.
Программа рассчитана на 6 месяцев – с сентября по февраль, учитывая график поступления новых детей в ДОУ
(сентябрь, январь). При необходимости работа с ребенком может продолжиться в индивидуальном и групповом режиме
занятий.
-11-
Предполагаемый результат
Предполагается, что дети, прошедшие курс занятий, достигнут определенного уровня результатов:
Ожидаемый результат
Способ проверки
В интеллектуально-познавательной сфере
Дети должны знать:
- основные эмоции человека;
- нравственные нормы, правила этикета;
- способы регуляции поведения.
Дети должны уметь:
-
передавать
образ,
чувства,
настроение
с
помощью
мимики, жестов, телодвижения;
- выразить эмоциональное ощущение в рисунке
Тесты
В.Минаевой
«Изучение
пониманиям
детьми
эмоциональных состояний людей»
Методика Г.Урунтаевой «Изучение социальных эмоций»
Методики Р.Р.Калининой «Сюжетные картинки»
Наблюдения
Беседы с воспитателями и родителями
Наблюдения
Анализ детских работ
В психике и личности ребенка
- ребенок способен адекватно себя оценить
- способен проявлять инициативу и самостоятельность в
общении
- у ребенка снизился уровень поведенческих расстройств
- способен активно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместной деятельности
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам,
старается разрешать конфликты
-
обладает
установкой
положительного
отношения
к
другим людям
Методика «Лесенка» В.Щур, проективные рисуночные
методики
Тесты развития Н.Гатановой, Е.Туниной
Карта наблюдений Л.Макшанцевой
Тест В.Амена и др.
Наблюдения, методика исследования коммуникативно-
речевых способностей Т. Пироженко
Социометрия
Метод незавершенных предложений С.Сиднея
Проективные методики
-12-
Периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в комнате для кружковой работы.
Каждое занятие длится 25-30 мин.
Принципы проведения занятий:
безопасности окружающей среды
личностно-ориентированный подхода
ориентации на ЗБР и уровня социализации каждого ребенка
единства обучения, воспитания и развития (по А.Н.Леонтьеву)
ведущей деятельности – игры (по Л.С.Выготскому)
гуманитарно-аксеологической ориентации
учета этнокультурной ситуации развития детей
Основные средства и методы работы:
Психолого-педагогический мониторинг
развивающие игры и упражнения на ознакомление и развитие эмоций
коммуникативные игры
чтение художественных произведений
обсуждение сказок, историй, ситуаций
психогимнастические упражнения
телесно-ориентированные игры
арт-терапия (в т.ч. коллективная)
техника активного слушания
пластические этюды
разговор-беседа
ролевое проигрывание ситуаций
-13-
Организация и структура коррекционно-развивающих занятий
Программа включает 25 занятий, которые построены по единой схеме: занятие включает 3 части, каждая из которых
направлена на формирование социально-эмоциональной зрелости дошкольника.
1-я часть занятия содержит настрой и
формирует коммуникативные навыки. 2-я часть формирует нравственные
основы, развивает у детей приемы саморегуляции, оптимизации эмоциональных состояний.
3-я часть учит анализу
испытанных эмоций, чувств, закрепляет положительное отношение ребенка к взаимодействию в социуме.
Основные направления программы:
1.
«Я и другие» (развитие социальной перцепции).
2.
«Язык общения» (развитие культуры общения).
3.
«Умение владеть собой» (развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы)
Содержание программы:
Направления
Теория
Практика
1.
« Я
и
другие»
2.
«Язык
общения»
a) Понятия: я – он – мы.
b) Мой товарищ.
c) Человек и его образ.
d)
Доверие друг к другу
e) Способы перцептивного
контакта
a) Эмоции. Настроение.
b)
Правила этикета.
c)
Дружба, вежливость,
забота.
d)
Вербальные и
невербальные способы
общения
Тренинговые упражнения:
«Передай улыбку по кругу», «Дружеское рукопожатие», «Улыбнись
соседу», «Назови ласково», «Эхо».
Коммуникативные игры:
«Волшебный стул», «Что я люблю», «Паровозик», «Справа от
меня…», «Кто тебя позвал, узнай», «Переходы», «Мяч в руки»,
«Найди друга».
Этюды на выражение эмоций радости, тепла, страха, грусти:
«Спаси птенца», «Солнышко», «Танец радости», «Сочиним
историю», «Глаза в глаза», «Я – ручеек»
Тренинговые упражнения: «Комплимент», «Передай добро по
кругу», «Доброе утро!», «Здравствуйте!», «Вежливые слова», «Ты
мне нравишься».
Беседы: «Как нужно здороваться», «Вежливые слова»,
«Беседа о настроении», «Хорошие и плохие поступки», «Как
можно пожалеть», «Кто такой друг?», «Почему мы ссоримся?»
3.
«Умение
владеть
собой»
a)
П р ие мы
с д е р ж и в а н и я
эмоций.
b)
Анализ поступков.
c)
Выход из конфликта.
d)
Дружеское поведение.
Коммуникативные игры:
«Слова-приветствия», «Зеркало», «Лото настроений», «Хорошие и
плохие поступки», «Это я, узнай меня», «Горячая картошка»
Ролевое проигрывание ситуаций: «Как обратиться с
просьбой», «спросите у прохожего», «Магазин игрушек», «Не
поделили игрушку»
Использование художественной литературы:А.Кузнецова
«Поссорились», Э.Мошковская «Вежливые слова»
Тренинговые упражнения: «Давай никогда не ссориться», «Я
хочу, чтобы мы с тобой», «Дружеское рукопожатие», «Извини
меня», «Возьми себя в руки».
Беседы: «Неудача», «Поссорились».
Коммуникативные игры: «Король», «Только вместе», «Коврик
мира», «Волшебные превращения», «Примирение». «Рычи лев,
рычи; стучи, поезд, стучи».
Этюды: «Обидели», «Дерево под сильным ветром», «Сочиним
историю», «Глаза в глаза»
Эффективность программы выявляется путем обследования, проводимого до начала и по завершении цикла развивающих
занятий
-15-
Материально-техническое обеспечение:
Макеты: дома с окошками, телевизора, посылки;
Пиктограммы, фото с различными эмоциями;
Иллюстрации людей разного возраста; иллюстрации из серии «Я и другие»;
Средний резиновый мяч, мягкий мяч из желтой ткани;
Бумага, акварель, кисти, стаканчики-непроливайки, мелки восковые;
Стул-трон, корона, зеркало, картофелина;
Мелкие резиновые игрушки, в т.ч. котенок и щенок;
Д/игры «Лото настроений», «Театр настроений», «Поступки»;
Цветная ткань, ножницы, клей, салфетки.
Аудиозаписи:
Спокойной музыки, веселой музыки, звуки природы, песня Б.Савельева «Если добрый ты…»
Стимульный материал:
Тексты сказки «Пес Барбос», стихотворений «Поссорились», «Вежливые слова»,
тексты для проведения пластических этюдов и психогимнастики
-16-
Ожидаемые результаты освоения программы «Незабудка»:
-психофизически здоровый ребенок-дошкольник, достигший адаптации и социализации
- обладающий адекватной самооценкой
- имеющий сформированную познавательную мотивацию, творчески мыслящий
- владеющий некоторым арсеналом способов саморегуляции
- готовый жить в социуме и имеющий навыки самостоятельности
-17-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дат
а
Тема занятия
Содержание
УУД - цели и задачи
Часы
IX
1я
нед.
Зан.1 «Теплый дом»,
Л.Любина, с.14
1.
диагностика «Наш теплый дом»
2.
игра «Солнышко»
3.
пластический этюд «Солнышко»
4.
рисование «Солнышко»
1 . Н а с т р о и т ь
г р у п п у
н а
совместную деятельность.
2.Формировать
доверие
друг
другу
3.снятие напряжения
4.учить
прислушиваться
к
своим чувствам и отражать их
в речи
1
2я
нед.
З а н . 2
« К а к
в а с
зовут?»,
Л.Любина, с.16
1.
тренинговое
упражнение
«Улыбнись
соседу»
2.
игра «Назови ласково»
3.
пластический этюд «Солнышко»
4.
диагностика настроения с пиктограммами
1.учить выражать и проявлять
чувства
2.настроить
на
восприятие
своего имени и имени другого
ребенка
3.учить
выражать
настроение
и образ в пластике движений, в
цвете
1
3я
нед.
Зан.3 «Твое имя»,
Л.Любина, с.18 +
Е.Алябьева, с.11
1.
тренинговое упражнение «Передай добро»
2.
этюд «Танец радости»
3.
игра «Волшебный стул»
4.
игра «Мяч в руки» (по Е.Алябьевой)
1.учить
называть
друг
друга
только по имени
2 . ф о р м и р о в а т ь
ч у в с т в о
г р у п п о в о г о
е д и н с т в а ,
эмоциональное
сближение
детей, преодолевать робость
Развивать
умения
передавать
э м о ц и и
ч е р е з
п л а с т и к у,
невербально
1
4я
нед.
Зан.4
«Кто
я,
кто
мы»,
1.
игра «Ветер дует на…»
2.
этюд «Сочиним историю»
1.учить
слушать
и
слышать
д р у г и х
д е т е й ,
ж е л а н и е
1
Е.Алябьева, с.10-11,
60-61
3.
игра «Найди друга»
4.
игра «Знаешь ли ты себя»
участвовать
в
коллективной
игре
2.познакомить
с
общими
и
отличительными
черт ам и
каждого ребенка группы
3.развивать воображение
4. развивать смелость
X
1я
нед.
Зан.5 «Кто ты?»,
Л.Любина, с.21 +
Е.Алябьева, с.12
1.
упражнение «Улыбнись соседу»
2.
тренинговое упражнение «Эхо»
3.
игра «Что я люблю»
4.
игра
«Рычи,
лев,
рычи;
стучи,
поезд,
стучи» (поЕ.Алябьевой)
1.развивать
произвольность
-
учить слушать и слышать
2.развивать
положительные
эм о ц и и
п р и
в о с п р и я т и и
другого человека
3 . ф о р м и р о в а т ь
н а в ы к и
совместной деятельности
4.снятие напряжения
1
2я
нед.
Зан.6
«Как
можно
пожалеть?»,
Е.Алябьева, с.12 +
Л.Любина, с.23-24
1.
беседа «Как можно пожалеть»
2.
этюды на выражение страдания и печали
3.
этюд «Мне тепло» (по Л.Любиной)
4.
игра «Солнышко» (по Л.Любиной)
1 . ф о р м и р о в а т ь
ч у в с т в а
сожаления, эмпатию
2.развивать
эмоциональную
сферу личности ребенка
3.развивать
положительные
эм о ц и и
п р и
в о с п р и я т и и
других
1
Зя
нед.
Зан.7
«Как
нужно
здороваться»,
Л.Любина, с.25-27 +
Е.Алябьева, с.64
1.
беседа «Как нужно здороваться»
2.
игра «Давайте поздороваемся»
3.
тренинговое упражнение «Доброе утро»
1.познакомить
со
способами
приветствия
2.учить правилам вежливости
с различной категорией людей
3 .
р а з в и в а т ь
у м е н и е
п р е од ол е ват ь
м ы ш еч н о е
напряжение и леность
4 . в о с п и т ы в а т ь
н а в ы к и
регуляции поведения
1
4я
нед.
Зан.8
«Здравствуйте!»,
Л.Любина, с.28-29 +
Е.Алябьева, с.62-63
1.
упражнение «Улыбнись соседу»
2.
тренинговое
упражнение
«Давайте
поздороваемся»
3.
игра «Здравствуйте»
4.
т р е н и н г о в о е
у п р а ж н е н и е
« Я
–
телеведущий»
5.
беседа «Как можно назвать человека по
имени» (по Е.Алябьевой)
6.
упражнение «Дружеское рукопожатие»
1.закрепить
знания
детей
о
способах приветствия
2 . у ч и т ь
п р е о д о л е в а т ь
стеснение,
отчуждение,
с
достоинством
произносить
свое имя
3.воспитывать
уважение
к
ст аршим
чере з
р а з в и т и е
умения
вежливо
здороваться,
говорить
ласковые
с л о ва
родным людям
4.развивать
эмоциональность,
интонационную
выразительность речи
2
5я
нед.
Зан.9
«Здравствуйте!»,
Л.Любина, с.31-32 +
Е.Алябьева, с.13, 64
1.
упражнение «Все здесь!»
2.
тренинговое упражнение «Приветствие»
3.
тренинговое
упражнение
«Как
можно
поздороваться»
4.
этюд «Глаза в глаза» (по Е.Алябьевой)
5.
упражнение «Передай дружбу»
1.создать позитивный настрой
2 . о т р а б а т ы в а т ь
н а в ы к и
приветствия
3 . в о с п и т ы в а т ь
ж е л а н и е
п р и в е т с т в о ват ь
к а ж д о г о
ребенка в группе
4формировать эмпатию
Зан.10
«Вежливые
слова»,
Л.Любина, с.34-35
1.
тренинговые упражнения «Доброе утро».
«Дружеские рукопожатия»
2.
беседа «В мире вежливых слов»
3.
чтение
и
беседа
по
стихотворению
Э.Мошковской «Вежливое слово»
4.
упражнение с мячом «Вежливые слова»
5.
упражнение «Передай дружбу»
1.формировать
э м п ат и ю ,
творческое мышление
2 . р а с к р ы т ь
п о н я т и е
«вежливость»
3.учить
говорить
вежливые
слова-обращения
1
2я
нед.
Зан.11«Настроение»,
Л.Любина, с.43 +
Е.Алябьева, с.13, 21
1.
игра «Тренируем эмоции»
2.
пластический этюд «Я – ручеек»
3.
беседа
«Как
можно
понять
настроение
человека?» (по Е.Алябьевой)
4.
игра «На что похоже настроение?»
5.
игра «Лото настроений»
1.дать понятие «настроение»
2 . у ч и т ь
р а с п о з н а в а т ь
настроения других, передавать
н а с т р о е н и е
с
п о м о щ ь ю
пластики
3.учить
анализировать
свои
ощущения
1
3я
нед.
Зан.12
«Комплимент»,
Л.Любина, с.35 +
Е.Алябьева, с.14.
1.
тренинговое
упражнение
«Дружеское
рукопожатие», «Доброе утро»
2.
беседа «Приятные слова»
3.
игра «Паутинка» (по Е.Алябьевой)
4.
рисование «Я – маленький, я – сейчас»
5.
упражнение «Передай дружбу»
1.познакомить
с
понятием
«комплимент»
2.формировать
п р и в ы ч ку
п о л ь з о в а т ь с я
с л о в а м и -
комплиментами
3.воспитывать
уважительное
отношение
к
собеседнику
в
процессе общения
4.в процессе подвижной игры
учить
думать
о
чувствах
партнера
1
4я
нед.
Зан.13 «Просьба»,
Л.Любина, с.36 +
Е.Алябьева, с.55,57
1.
тренинговое упражнение «Доброе утро»
2.
упражнение «Комплимент»
3.
тренинг «Попроси правильно»
4.
рисование «Игрушка» с дарением
5.
упражнение «Передай дружбу»
1.закрепить знания о понятии
«комплимент»
2 . о р и е н т и р о в ат ь
н а
е г о
использование в повседневной
жизни
3.учить правильно и вежливо
обращаться
с
просьбой
к
другому человеку
4.учить
проявлять
дружеские
симпатии
1
XII
1я
нед.
Зан.14
«Спросите
у
прохожего»,
1.
тренинговое
упражнение
«Дружеское
рукопожатие»
2.
упражнение «Вежливые слова»
1.довести
до
автоматизма
у м е н и я
о б р а щ а т ь с я
с
просьбой, говорить вежливо
1
Л.Любина, с.38,
Е.Алябьева, с.12
3.
ролевая игра «Спросите у прохожего»
4.
пластический этюд «Спаси птенца»
2.учить
договариваться
с
товарищами в совместной игре
3.развивать
эмпатию,
учить
выражать
эмоции
страха
и
решительности, нежности
2я
нед.
Зан.15 «В магазине»,
Л.Любина, с.39 +
Е.Алябьева, с.15, 84.
1.
тренинговое упражнение «Передай мяч»
2.
ролевая игра «Магазин игрушек»
3.
чтение и беседа по сказке «Пес Барбос»
(по Е.Алябьевой)
4.
э т юд
« С л о м а н н а я
к у к л а »
( п о
Е.Алябьевой)
1.закрепить умение передавать
просьбу
2 . р а з в и в а т ь
у м е н и е
договариваться
в
совместной
игре
3.во с пит ы ват ь
б е р е ж н о е
от н о ш е н и е
к
и г р у ш к а м ,
уважение к труду взрослых
1
3я
нед.
З а н . 1 6
« С п р о с и
вежливо»,
Л.Любина, с.41, 44
1.
тренинговое упражнение «Комплимент»
2.
ролевое
проигрывание
«Не
поделили
игрушку»
3.
упражнение «Песенка о дружбе»
1 . з а к р е п л я т ь
у м е н и е
использовать
комплимент
в
повседневной жизни
2 . у ч и т ь
р а з р е ш а т ь
конфликтную
ситуацию
без
вреда для себя и окружающих
3.развивать эмпатию
4.воспитывать толерантность
1
4я
нед.
З а н . 1 7
« М о е
настроение»,
Л.Любина, с.42,44 +
Е.Алябьева, с.50,62
1.
пластический
этюд
«Снежинки»
(по
Е.Алябьевой)
2.
Игра «Зеркало»
3.
Пластический этюд «Ручеек»
4.
беседа
«Как
можно
узнать
настроение
человека?» (по Е.Алябьевой»)
5.
игра «Театр настроений»
1.формировать
произвольность,
радость
от
взаимодействия с другими
2.развитие
эмоциональной,
мимической
выразительности,
эмпатии
3.учить передавать настроение
с помощью пластики
4 у ч и т ь
п о н и м а т ь
и
1
анализировать
настроения
других
I
2я
нед.
Зан.18 «Поступки»,
Л.Любина, с.48
1.
упражнение «Передай улыбку»
2.
анализ игровых ситуаций
3.
игра «Хорошие и плохие поступки»
4.
игра «Море волнуется»
1.формировать
представления
о хороших и плохих поступках
2 . у ч и т ь
а н а л и з и р о в а т ь
поступки и оценивать их
3.развивать смелость, свободу
самовыражения
1
3я
нед.
Зан.19
«Найди
себе
друга»,
Л.Любина, с.52, 54
1.
упражнение «Передай улыбку»
2.
Беседа «Кто такой друг»
3.
Игра-упражнение «Опиши друга»
4.
Игра «Кораблик»
1.развивать эмпатию
2.дать понятие слова друг
3.развивать
мыслительные
п р о ц е с с ы
а н а л и з а
и
самоанализа
4.формировать доверие друг к
другу
1
4я
нед.
Зан.20
«Этичные
и
неэтичные
поступки»,
Л.Любина, с.56, 58,
Е.Алябьева, с44
1.
Игра «Птицы» (по Е.Алябьевой)
2.
Беседа о хороших и плохих поступках
3.
Упражнение «Ты мне нравишься, потому
что…»
4.
Игра «Это я, узнай меня»
1.воспитывать
уважение
к
другим, скромность, доброту
2 . у п р а ж н я т ь
в
а н а л и з е
поступков своих и других
3 . р а з в и т и е
т а к т и л ь н о г о
восприятия. эмпатии
1
5я
нед.
Зан.21
«Чтобы
не
ссориться»,
Л.Любина, с.59 +
Е.Алябьева, с.19
1.
упражнение «Солнечные лучики»
2.
чтение
и
беседа
по
стихотворению
А.Кузнецовой «Поссорились»
3.
игра «Не поделили игрушку»
4.
игра «Поезд» (по Е.Алябьевой)
5.
игра «Передай добро по кругу»
1 . у ч и т ь
а н а л и з и р о в а т ь
проступки,
находить
причину
конфликта
2.знакомить
с
с о ц и а л ь н о
приемлемыми
с п о с о б а м и
решения конфликта
3.учить
прислушиваться
к
д р у г и м ,
с о в м е с т н ы м
действиям,
контролировать
свои действия и эмоции
1
4 . р а з в и в а т ь
н а в ы к и
невербального общения
II
1я
нед.
Зан.22 «Неудача»,
Л.Любина, с.61,
Е.Алябьева, с.50
1.
упражнение «Снежинки»
2.
игра «Справа от меня есть одно местечко»
3.
беседа о неудачах
4.
игра «Горячая картошка»
5.
игра «Зеркало»
1.снятие
напряжения,
«+»
настрой
2.развивать
с п о с о б н о с т ь
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
пространстве среди других
3.познакомить
с
понятием
«неудача»
4.учить
кон ст рукти вн ом у
о т н о ш е н и ю
к
д а н н о м у
состоянию
5.развивать
воображение,
эмпатию
1
2я
нед.
З а н . 2 3
« К о в р и к
мира»,
Л.Любина, с.65-68
1.
упражнение «Все здесь!», «Возьми себя в
руки!»
2.
игра «Примирение»
3.
игра «Коврик мира»
4.
совместная аппликация «Наш коврик»
1 . П р о д о л ж а т ь
о б у ч а т ь
способам
контроля
своих
эмоций
2.учить
вести
переговоры
и
участвовать в дискуссиях
3.учить
признавать
успехи
других
1
3я
нед.
Зан.24
«Превращения»,
Л.Любина,
с.67
+
Е.Алябьева, с.16
1.
упражнение «Все здесь!»
2.
игра «Король»
3.
игра «Превращения»
4.
упражнение «Торт» (по Е.Алябьевой)
1.формировать
адекватную
самооценку
2 . з н а к о м и т ь
с
н о в ы м и
формами поведения
3. учить снимать напряжение,
с о о т н о с и т ь
д е й с т в и е
с
инструкцией,
контролировать
свою активность
4воспитывать
терпеливость,
толерантность
1
4я
нед.
З а н . 2 5
« М ы
–
дружные ребята»,
Л.Любина,с.69 +
Е.Алябьева, с.21
1.
игра «Обратись ласково к соседу»
2.
игра «Прогулка с завязанными глазами»
3.
игра «Надежное падение»
4.
беседа «Как мы изменились»
5.
игра «Передай тепло по кругу», «Эстафета
дружбы»
1.закрепить умение называть и
обращаться
друг
к
другу
по
имени
2 . ф о р м и р о в а т ь
ч у в с т в о
доверия и ответственности за
другого
3 . п о д в е д е н и е
и т о г о в ,
признание успехов детей
4 . р а з в и т и е
э м п а т и и ,
доброжелательности к другим
1
Всего:
25
-25-
Учебно-методический комплекс
Список литературы
Список основной литературы:
1.
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в
помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.
2.
Организация творческой деятельности детей 3-7 лет: конспекты занятий, информационно-методические материалы /
авт.-сост. И. П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 222 с.
Список дополнительной литературы:
3.
Гуров В.Н.Социальная работа ДОУ с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
4.
Психолого-педагогическое
сопровождение
реализации
Федеральных
государственных
стандартов
дошкольного
образования (ФГОС ДО) / Т.П. Авдулова, Е.И.Изотова, Г.Н.Толкачева и др. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
– 316 с.
5.
Психология
социальной
одаренности:
пособие
по
выявлению
и
развитию
коммуникативных
способностей
дошкольников / (Е.А. Панько и др.); под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М : Линка-Пресс, 2009. – 272 с.
6.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для работников ДОУ. – 3-е изд., испр. И доп. –
М.: АРКТИ, 2003. – 48 с.
7.
Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006 –
88 с.
8.
Социально-эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: - Сфера, 2013. – 160 с.
9.
Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.