Напоминание

коррекционно-развивающая программа для детей 4-6 лет "Незабудка"


Автор: Зиновьева Инна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/сад № 152"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: коррекционно-развивающая программа
Тема: коррекционно-развивающая программа для детей 4-6 лет "Незабудка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционно-развивающая программа «Незабудка» для детей 4-6 лет, социально не адаптированных (на основе программы Л.Любиной «Уроки общения») Составитель: Педагог-психолог высшей категории МДОУ «ЦРР – д/сад № 152» Зиновьева И.В. г. Магнитогорск 2016
-1- Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери
Пояснительная записка
Обоснованность программы Детский сад № 152 г. Магнитогорска имеет 8 групп, которые осуществляют профилактику туберкулеза, дети поступают из других д/садов, часто болеющие, или не социализированные, на домашнем уходе, по направлению фтизиатра. Курс профилактического лечения - от 6 месяцев до 5-6 лет. Для поддержки общего оздоровительного направления работает психологическая служба,
цель которой
– создание условий для развития психологического здоровья каждого ребенка. В старшем дошкольном возрасте начинается активное становление и развитие социально-психологической адаптации личности, которое невозможно без создания благоприятной обстановки. Психологи выделяют два компонента психологического здоровья дошкольника: - психическое здоровье (соответствие особенностей индивидуального развития ребенка нормативному развитию); - психологический комфорт (общее эмоциональное состояние ребенка, благополучность адаптации к образовательному учреждению, комфорт участия и успешность при реализации образовательной программы). Основными критериями психического здоровья детей выделяют следующие: 1. Адекватность и критичность поведения, т.е. способность самостоятельно оценивать свое поведение и подстраиваться к требованиям среды. 2. Адаптационные возможности психики – устойчивость к информационному стрессу. 3. Позитивные самоощущение и восприятие окружающего мира. 4. Стремление улучшать качество своей деятельности. 5. Адаптированность к социуму, т.е. к образовательной организации, умение выполнять основные социальные и семейные роли (ППС ФГОС, с.236).
-2-
Задачами

психологического сопровождения
дошкольного образования д/сада 152 являются:  Обеспечение адаптации к социуму, готовности к школе  Ранняя диагностика и коррекция трудностей в развитии и обучении  Обновление и расширение психологических знаний педагогов и родителей
Для осуществления задач необходимы методические инструменты. Одним из таковых является данная программа.
Актуальность программы Необходимость создания программы возникла в связи с тем, что в д/сад стало поступать больше детей несоциализированных, педагогически запущенных – либо они «домашние», не посещали д/сад до 5 лет, либо находились в другом д/с, но редко его посещали, им сложно вновь влиться в большой коллектив детей. Кроме того, программа рассчитана и на тех, кого мы называем «тревожными» детьми – «непринятые» детским коллективом, или из семьи не всегда благополучной.Такие дети с первых дней пребывания испытывают массу стрессовых ситуаций, для них необходима «скорая психологическая помощь». Т.к. психолог не может постоянно находиться рядом с каждым ребенком, последнего необходимо научить способам реагирования в различных ситуациях. Концепция программы Программа не столь коррекционная, сколько развивающая, нацелена на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка, формирование социальных и коммуникативных навыков, поддержку индивидуальности. Программа помогает расширить диапазон развития малыша, гармонизирует личность ребенка в целом. Концептуальные положения:  Стержневым понятием программы являются знания о способах общения  Последовательное введение ребенка в социальный мир, доступность информации  При разработке сведений учитывается, что знания о социальной действительности выполняют триединую функцию: - они должны нести информацию (информативность) - вызывать эмоции, чувства (эмоциогенность) - побуждать к деятельности, применять их в ситуациях (побудительность)
-3- Т.о. данная структура социальных представлений создает в сознании ребенка своеобразную модель социальных отношений .  Тесное единство эмоционального, волевого, интеллектуального и нравственного развития, приобщение к общечеловеческим ценностям и культуре  Творческий потенциал и индивидуальные особенности личности формируются в результате осознания себя, как отдельной самоценной личности, и других, как подобных ребенку, отдельных личностей с учетом социальной и этнокультурной ситуации развития детей, т.е. той среды, в которой воспитывался ребенок. Основные понятия и положения программы Социально-эмоциональное развитие дошкольников изучали известные психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.М.Якобсон, Я.Л.Коломинский, создавшие фундамент, базу знаний об изучаемых процессах. В дальнейшем разработки таких ученых, как Т.А.Репина, Г.А.Урунтаева, Л.Я.Гозман, Н.Е.Веракса, Б.С.Волков, Н.В.Волкова, Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, позволили конкретизировать понятия социализации, коммуникации, диагностировать и развивать их. В настоящее время тема социального, коммуникативного развития широко раскрывается множественными работами, интереснейшими программами. Но данная программа создана под конкретный, своеобразный контингент детей, появившихся в 2016 году, не справляющихся самостоятельно со своими проблемами, поэтому имеет право на существование. Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к миру людей, социальной действительности, передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта. Гуров В.Н. под социально- личностным развитием ребенка предполагает формирование у него положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, формирование коммуникативной и социальной компетентности. Социализация – это процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого индивид адаптируется к внешним условиям, а также формируется как субъект общественных отношений. В этом процессе личность не только усваивает социальный опыт, но и активно его перерабатывает, избирательно относится к внешним воздействиям.
-4- Социальная ситуация развития – это, по Д.Б. Эльконину, своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Ребенок есть член общества и вне общества он жить не может. В какой бы среде ни воспитывался ребенок, важно подготовить его к социуму, не ломая психику, учитывая зону ближайшего развития каждого ребенка. Социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Психическая природа человека, говорит Л.С.Выготский, - это «своеобразный слепок с социального», потому что социальное – не просто влияние среды, а источник развития личности», «…среда определяет развитие ребенка через переживание среды». Об успешности социализации ребенка можно говорить в том случае, если он не только знает нормы и правила и умеет им следовать в своем поведении, но и эмоционально принимает их как необходимое условие взаимодействия с другими людьми. Феномен «засушенное сердце», о котором писал Л.С.Выготский, встречается и в наше время. Технологизация и компьютеризация приводят к эмоциональным «дырам» в душах некоторых детей. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, очень актуальна и важна. Эмоции – реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Уже на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание, эмоциональная чувствительность. По мере взросления происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. -5-
Развитие эмоциональной чувствительности, эмпатии включает в себя три компонента: - когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации); - эмоциональный (я сочувствую ему); - поведенческий (я делаю что-то, что ему поможет, улучшит его состояние). Эмоции – это система «быстрого реагирования» человека на любые важные изменения внешней среды. На эмоциональное состояние ребенка влияют ряд факторов – биологические, психологические, социальные, личностные. Психологические факторы – это степень эмоционально-волевой зрелости, самостоятельности, желание познавать новое, адекватное отношение к успехам и неудачам. Социальные факторы – это влияние семьи и этнокультурных ценностей (гиперопека, повышенный контроль, невнимание и попустительство, религиозные убеждения) , особенности социальной среды ребенка (семья мигрантов, переезд из села в город, урбанизация и технизация, повышенные психические нагрузки в связи с новой средой и др.). Личностные факторы - это влияние взрослых и детей на личность неадаптированного ребенка. Мощным фактором психического здоровья старшего дошкольника являются личность воспитателя и коллектив сверстников. Особенно вредны крайние проявления внимания к новому ребенку – чрезмерные требования, предвзятость или безразличие к его трудностям, невнимание. В момент привыкания ребенка важны гуманное к нему отношение, атмосфера принятия и доброжелательности. Только так сформируется чувство безопасности в ДОУ, доверие и доброжелательность к окружающим. В основе развития коммуникативной сферы лежит потребность в общении, которая формируется в процессе развития ребенка. Общение является средством передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи. Общение с окружающими определяет отношение ребенка к миру, к другим людям и к самому себе. Сфера же общения является и условием и результатом развития дошкольника. М.И.Лисина доказала, что потребность в общении со взрослым формируется в первом полугодии жизни ребенка. Е.О.Смирнова определила, что умение общаться заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, как широко он использует контакты с другими людьми. Интересно, что высокий уровень интеллекта необязательно обеспечивает высокий уровень успешности в сфере общения. Но эмоции, эмоциональный интеллект всегда являются центральной составляющей лидера, социально одаренной личности. -6-
Основным условием развития коммуникативной сферы дошкольника по ФГОС является обеспечение чувства психологической и эмоциональной безопасности. Принятие Стандарт определил как признание прав ребенка на присущую ему индивидуальность. Базовыми ценностями дошкольного образования согласно ФГОС являются поддержка специфики и разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, уважение личности ребенка. Разрабатывая программу, исходила из того, что на каждом возрастном этапе ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои, индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью. Условием реализации ФГОС ДО в психолого-педагогическом сопровождении социализации и индивидуализации дошкольников явдяется опора на позитивные стороны развития ребенка. Индивидуальные проблемы личностного и социального развития ребенка корректируются на основании действия механизма компенсации и включения его в продуктивную творческую деятельность. Программа носит интегративный, игротерапевтический характер. Игра – не только радость для ребенка. Играя, он приобретает новые навыки, умения, знания, раскрывает свои потенциальные возможности. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении: ребенок учится действовать в реальной и воображаемой ситуации, усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем, развивает волевые качества, произвольность. Игра является и действенной формой самопомощи ребенка. Ведь в ней он может проигрывать беспокоящие его ситуации, но уже в ослабленном виде. Кроме терапевтической функции, у игры очень мощная профилактическая функция – игра является способом укрепления уверенности ребенка в себе. Игра невозможна без риска, а нежелание проиграть, надежда на победу есть моделирование, которое учит предвосхищать ошибки, помогает легче адаптироваться к различным ситуациям. Не менее важно, что работа с ребенком становится эффективнее, если он не просто получает знания, а проживает их в игровой, доступной ему форме. На 2-3-м году жизни ребенка возникает потребность в общении со сверстниками на основе совместных игр и совместной деятельности. Положение ребенка в группе сверстников, его социальный статус определяется путем выбора партнеров по игре. Детское сообщество для ребенка – это прежде всего лаборатория социального творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношений со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя. Но не все дети справляются с появившимися новыми проблемами, у них появляются психологические трудности, временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения. -7-
Исходя из карт наблюдений воспитателя и собственных наблюдений, различных диагностических методик, у несоциализированных детей существуют следующие
основные проблемы при адаптации
к детскому коллективу (внешние их проявления):  Неорганизованность, несамостоятельность  Трудности концентрации внимания, рассеянность  Неуверенность в себе, либо демонстративность, эгоцентризм  Агрессия, либо замкнутость, либо навязчивость  Неприятие правил д/сада (в том числе отказ от пищи), реакции протеста  Бессонница либо трудности засыпания  Нежелание идти в д/сад и (или) трудность расставания с мамой  Неумение занять себя самостоятельно или страх общения с детьми Часто такие дети «теряются» в коллективе, им недостает должного внимания воспитателя. Чтобы такие дети были «не забыты», к ним на помощь идет психолог с программой «Незабудка»! Также программа названа по аналогии с известной сказкой, где маленький цветок потерялся на огромном лугу, и как он смог в дальнейшем раскрыться и показать себя. Это и является целью всех взрослых – не дать потеряться ребенку в огромном мире, помочь ему подружиться, научить его жить и быть успешным среди людей.
Основная идея программы «Незабудка»
– оказание психолого-педагогической поддержки детям 4-6 лет, не имеющим навыки коммуникации, создание условий для социализации дошкольника.
Программа составлена на основе
программы Л.И.Любиной «Уроки общения» из методического пособия «Организация творческой деятельности детей 3-7 лет»: Конспекты занятий, информационно-методические материалы/авт.-сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009. Дополнением служит программа Е.А.Алябьевой «Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера»,2002 . Обе программы объединяет
общая цель
– создание условий для планирования и организации деятельности по развитию у детей 4-6 лет социально-эмоциональных навыков. -8-

Основные задачи программы:

1)

диагностические:
- углубленное изучение сведений о ребенке - исследование тревожности ребенка, отношения к ряду типичных для него ситуаций общения с другими людьми - выявление проблем в общении - выявление факторов, порождающих страхи и тревожное состояние, неуверенность в себе
2)

коррекционные:
- повышение уверенности в себе, либо формирование адекватной самооценки - обучение умению себя контролировать
3)

развивающие:
- формирование у детей представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире - побуждение детей к осознанию собственной внутренней позиции, формирование собственных ценностных ориентаций - развитие наблюдательности, любознательности, воображения - обучение детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре - развитие умения чувствовать и понимать другого - обучение адекватному реагированию к успехам и неудачам, взаимодействию с окружающими - формирование умения общаться и действовать в коллективе, нести ответственность за общее дело, произвольности -9- - помощь в индивидуальном самовыражении детей
- оказание психолого-педагогической поддержки семьям и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, укрепления здоровья детей - оказание помощи воспитателям и специалистам в понимании позиции ребенка и его семьи, повышение компетентности педагогов в вопросах адаптации малообщительных детей, помощь в составлении индивидуальных маршрутов развития.
4)

профилактические:
- обеспечение успешной адаптации детей в новых условиях - способствование сплочению детского коллектива - снятие эмоциональной и физической напряженности, профилактика эмоциональных перегрузок -охрана и укрепление физического и психического здоровья - создание условий для позитивных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья.
Взаимодействие с педагогами
Дата Вид работы Задачи IX X, XI XII I II 1. анализ карт наблюдений, индивидуальные беседы 2. совместное построение индивидуального маршрута 3. беседа по согласованию дальнейшей работы, тактики взаимодействия с ребенком, поведения с родителями 4. совместный анализ результатов диагностики, КРР 5. совместное планирование работы с ребенком и его семьей 6. индивидуальная беседа по итогам работы Дать индивидуальные рекомендации по каждому ребенку. Содействовать созданию психологически безопасной среды для ребенка в группе. Помогать формировать у ребенка положительное отношение к ДОУ Установление более тесной взаимосвязи с семьей Дать индивидуальные рекомендации -10-
Взаимодействие с семьей

Дата Вид работы Задачи IX X XI XII , I II 1. индивидуальные беседы, согласие на КРР, сбор информации 2. беседы по итогам первичной диагностики 3. родительское сочинение «Наш ребенок» 4. встреча в родительском клубе 5. наглядная информация 6. индивидуальная беседа по итогам работы Установить доверительные отношения с семьей ребенка. С о д е й с т в о в а т ь э м о ц и о н а л ь н о й безопасности

ребенка в семье. Познакомить с правилами д/сада, его режимом. Добиваться единых требований семьи и ДОУ. Выявить стиль родительского отношения к ребенку. Помогать лучше понимать ребенка Дать индивидуальные рекомендации для каждой семьи
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа
предназначена для детей 4-6 лет.

Основная форма работы
– подгрупповая. В подгруппе должно находиться не более 6 детей.
Программа рассчитана на 6 месяцев
– с сентября по февраль, учитывая график поступления новых детей в ДОУ (сентябрь, январь). При необходимости работа с ребенком может продолжиться в индивидуальном и групповом режиме занятий. -11-
Предполагаемый результат

Предполагается, что дети, прошедшие курс занятий, достигнут определенного уровня результатов: Ожидаемый результат Способ проверки
В интеллектуально-познавательной сфере
Дети должны знать: - основные эмоции человека; - нравственные нормы, правила этикета; - способы регуляции поведения. Дети должны уметь: - передавать образ, чувства, настроение с помощью мимики, жестов, телодвижения; - выразить эмоциональное ощущение в рисунке Тесты В.Минаевой «Изучение пониманиям детьми эмоциональных состояний людей» Методика Г.Урунтаевой «Изучение социальных эмоций» Методики Р.Р.Калининой «Сюжетные картинки» Наблюдения Беседы с воспитателями и родителями Наблюдения Анализ детских работ
В психике и личности ребенка
- ребенок способен адекватно себя оценить - способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении - у ребенка снизился уровень поведенческих расстройств - способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, старается разрешать конфликты - обладает установкой положительного отношения к другим людям Методика «Лесенка» В.Щур, проективные рисуночные методики Тесты развития Н.Гатановой, Е.Туниной Карта наблюдений Л.Макшанцевой Тест В.Амена и др. Наблюдения, методика исследования коммуникативно- речевых способностей Т. Пироженко Социометрия Метод незавершенных предложений С.Сиднея Проективные методики -12-
Периодичность и продолжительность занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в комнате для кружковой работы. Каждое занятие длится 25-30 мин.
Принципы проведения занятий:
 безопасности окружающей среды  личностно-ориентированный подхода  ориентации на ЗБР и уровня социализации каждого ребенка  единства обучения, воспитания и развития (по А.Н.Леонтьеву)  ведущей деятельности – игры (по Л.С.Выготскому)  гуманитарно-аксеологической ориентации  учета этнокультурной ситуации развития детей
Основные средства и методы работы:
 Психолого-педагогический мониторинг  развивающие игры и упражнения на ознакомление и развитие эмоций  коммуникативные игры  чтение художественных произведений  обсуждение сказок, историй, ситуаций  психогимнастические упражнения  телесно-ориентированные игры  арт-терапия (в т.ч. коллективная)  техника активного слушания  пластические этюды  разговор-беседа  ролевое проигрывание ситуаций -13-
Организация и структура коррекционно-развивающих занятий

Программа включает 25 занятий, которые построены по единой схеме: занятие включает 3 части, каждая из которых направлена на формирование социально-эмоциональной зрелости дошкольника. 1-я часть занятия содержит настрой и формирует коммуникативные навыки. 2-я часть формирует нравственные основы, развивает у детей приемы саморегуляции, оптимизации эмоциональных состояний. 3-я часть учит анализу испытанных эмоций, чувств, закрепляет положительное отношение ребенка к взаимодействию в социуме.
Основные направления программы:
1.
«Я и другие»
(развитие социальной перцепции). 2.
«Язык общения»
(развитие культуры общения). 3.
«Умение владеть собой»
(развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы)
Содержание программы:
Направления Теория Практика
1.

« Я

и

другие»

2.

«Язык

общения»
a) Понятия: я – он – мы. b) Мой товарищ. c) Человек и его образ. d) Доверие друг к другу e) Способы перцептивного контакта a) Эмоции. Настроение. b) Правила этикета. c) Дружба, вежливость, забота. d) Вербальные и невербальные способы общения  Тренинговые упражнения: «Передай улыбку по кругу», «Дружеское рукопожатие», «Улыбнись соседу», «Назови ласково», «Эхо».  Коммуникативные игры: «Волшебный стул», «Что я люблю», «Паровозик», «Справа от меня…», «Кто тебя позвал, узнай», «Переходы», «Мяч в руки», «Найди друга».  Этюды на выражение эмоций радости, тепла, страха, грусти: «Спаси птенца», «Солнышко», «Танец радости», «Сочиним историю», «Глаза в глаза», «Я – ручеек»  Тренинговые упражнения: «Комплимент», «Передай добро по кругу», «Доброе утро!», «Здравствуйте!», «Вежливые слова», «Ты мне нравишься».  Беседы: «Как нужно здороваться», «Вежливые слова», «Беседа о настроении», «Хорошие и плохие поступки», «Как можно пожалеть», «Кто такой друг?», «Почему мы ссоримся?»

3.

«Умение

владеть

собой»
a) П р ие мы с д е р ж и в а н и я эмоций. b) Анализ поступков. c) Выход из конфликта. d) Дружеское поведение.  Коммуникативные игры: «Слова-приветствия», «Зеркало», «Лото настроений», «Хорошие и плохие поступки», «Это я, узнай меня», «Горячая картошка»  Ролевое проигрывание ситуаций: «Как обратиться с просьбой», «спросите у прохожего», «Магазин игрушек», «Не поделили игрушку»  Использование художественной литературы:А.Кузнецова «Поссорились», Э.Мошковская «Вежливые слова»  Тренинговые упражнения: «Давай никогда не ссориться», «Я хочу, чтобы мы с тобой», «Дружеское рукопожатие», «Извини меня», «Возьми себя в руки».  Беседы: «Неудача», «Поссорились».  Коммуникативные игры: «Король», «Только вместе», «Коврик мира», «Волшебные превращения», «Примирение». «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи».  Этюды: «Обидели», «Дерево под сильным ветром», «Сочиним историю», «Глаза в глаза» Эффективность программы выявляется путем обследования, проводимого до начала и по завершении цикла развивающих занятий -15-

Материально-техническое обеспечение:
Макеты: дома с окошками, телевизора, посылки; Пиктограммы, фото с различными эмоциями; Иллюстрации людей разного возраста; иллюстрации из серии «Я и другие»; Средний резиновый мяч, мягкий мяч из желтой ткани; Бумага, акварель, кисти, стаканчики-непроливайки, мелки восковые; Стул-трон, корона, зеркало, картофелина; Мелкие резиновые игрушки, в т.ч. котенок и щенок; Д/игры «Лото настроений», «Театр настроений», «Поступки»; Цветная ткань, ножницы, клей, салфетки.
Аудиозаписи:
Спокойной музыки, веселой музыки, звуки природы, песня Б.Савельева «Если добрый ты…»
Стимульный материал:
Тексты сказки «Пес Барбос», стихотворений «Поссорились», «Вежливые слова», тексты для проведения пластических этюдов и психогимнастики -16-

Ожидаемые результаты освоения программы «Незабудка»:
-психофизически здоровый ребенок-дошкольник, достигший адаптации и социализации - обладающий адекватной самооценкой - имеющий сформированную познавательную мотивацию, творчески мыслящий - владеющий некоторым арсеналом способов саморегуляции - готовый жить в социуме и имеющий навыки самостоятельности -17-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дат

а

Тема занятия

Содержание

УУД - цели и задачи

Часы

IX
1я нед. Зан.1 «Теплый дом», Л.Любина, с.14 1. диагностика «Наш теплый дом» 2. игра «Солнышко» 3. пластический этюд «Солнышко» 4. рисование «Солнышко» 1 . Н а с т р о и т ь г р у п п у н а совместную деятельность. 2.Формировать доверие друг другу 3.снятие напряжения 4.учить прислушиваться к своим чувствам и отражать их в речи 1 2я нед. З а н . 2 « К а к в а с зовут?», Л.Любина, с.16 1. тренинговое упражнение «Улыбнись соседу» 2. игра «Назови ласково» 3. пластический этюд «Солнышко» 4. диагностика настроения с пиктограммами 1.учить выражать и проявлять чувства 2.настроить на восприятие своего имени и имени другого ребенка 3.учить выражать настроение и образ в пластике движений, в цвете 1 3я нед. Зан.3 «Твое имя», Л.Любина, с.18 + Е.Алябьева, с.11 1. тренинговое упражнение «Передай добро» 2. этюд «Танец радости» 3. игра «Волшебный стул» 4. игра «Мяч в руки» (по Е.Алябьевой) 1.учить называть друг друга только по имени 2 . ф о р м и р о в а т ь ч у в с т в о г р у п п о в о г о е д и н с т в а , эмоциональное сближение детей, преодолевать робость Развивать умения передавать э м о ц и и ч е р е з п л а с т и к у, невербально 1 4я нед. Зан.4 «Кто я, кто мы», 1. игра «Ветер дует на…» 2. этюд «Сочиним историю» 1.учить слушать и слышать д р у г и х д е т е й , ж е л а н и е 1
Е.Алябьева, с.10-11, 60-61 3. игра «Найди друга» 4. игра «Знаешь ли ты себя» участвовать в коллективной игре 2.познакомить с общими и отличительными черт ам и каждого ребенка группы 3.развивать воображение 4. развивать смелость
X
1я нед. Зан.5 «Кто ты?», Л.Любина, с.21 + Е.Алябьева, с.12 1. упражнение «Улыбнись соседу» 2. тренинговое упражнение «Эхо» 3. игра «Что я люблю» 4. игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (поЕ.Алябьевой) 1.развивать произвольность - учить слушать и слышать 2.развивать положительные эм о ц и и п р и в о с п р и я т и и другого человека 3 . ф о р м и р о в а т ь н а в ы к и совместной деятельности 4.снятие напряжения 1 2я нед. Зан.6 «Как можно пожалеть?», Е.Алябьева, с.12 + Л.Любина, с.23-24 1. беседа «Как можно пожалеть» 2. этюды на выражение страдания и печали 3. этюд «Мне тепло» (по Л.Любиной) 4. игра «Солнышко» (по Л.Любиной) 1 . ф о р м и р о в а т ь ч у в с т в а сожаления, эмпатию 2.развивать эмоциональную сферу личности ребенка 3.развивать положительные эм о ц и и п р и в о с п р и я т и и других 1 Зя нед. Зан.7 «Как нужно здороваться», Л.Любина, с.25-27 + Е.Алябьева, с.64 1. беседа «Как нужно здороваться» 2. игра «Давайте поздороваемся» 3. тренинговое упражнение «Доброе утро» 1.познакомить со способами приветствия 2.учить правилам вежливости с различной категорией людей 3 . р а з в и в а т ь у м е н и е п р е од ол е ват ь м ы ш еч н о е напряжение и леность 4 . в о с п и т ы в а т ь н а в ы к и регуляции поведения 1
4я нед. Зан.8 «Здравствуйте!», Л.Любина, с.28-29 + Е.Алябьева, с.62-63 1. упражнение «Улыбнись соседу» 2. тренинговое упражнение «Давайте поздороваемся» 3. игра «Здравствуйте» 4. т р е н и н г о в о е у п р а ж н е н и е « Я – телеведущий» 5. беседа «Как можно назвать человека по имени» (по Е.Алябьевой) 6. упражнение «Дружеское рукопожатие» 1.закрепить знания детей о способах приветствия 2 . у ч и т ь п р е о д о л е в а т ь стеснение, отчуждение, с достоинством произносить свое имя 3.воспитывать уважение к ст аршим чере з р а з в и т и е умения вежливо здороваться, говорить ласковые с л о ва родным людям 4.развивать эмоциональность, интонационную выразительность речи 2 5я нед. Зан.9 «Здравствуйте!», Л.Любина, с.31-32 + Е.Алябьева, с.13, 64 1. упражнение «Все здесь!» 2. тренинговое упражнение «Приветствие» 3. тренинговое упражнение «Как можно поздороваться» 4. этюд «Глаза в глаза» (по Е.Алябьевой) 5. упражнение «Передай дружбу» 1.создать позитивный настрой 2 . о т р а б а т ы в а т ь н а в ы к и приветствия 3 . в о с п и т ы в а т ь ж е л а н и е п р и в е т с т в о ват ь к а ж д о г о ребенка в группе 4формировать эмпатию Зан.10 «Вежливые слова», Л.Любина, с.34-35 1. тренинговые упражнения «Доброе утро». «Дружеские рукопожатия» 2. беседа «В мире вежливых слов» 3. чтение и беседа по стихотворению Э.Мошковской «Вежливое слово» 4. упражнение с мячом «Вежливые слова» 5. упражнение «Передай дружбу» 1.формировать э м п ат и ю , творческое мышление 2 . р а с к р ы т ь п о н я т и е «вежливость» 3.учить говорить вежливые слова-обращения 1
2я нед. Зан.11«Настроение», Л.Любина, с.43 + Е.Алябьева, с.13, 21 1. игра «Тренируем эмоции» 2. пластический этюд «Я – ручеек» 3. беседа «Как можно понять настроение человека?» (по Е.Алябьевой) 4. игра «На что похоже настроение?» 5. игра «Лото настроений» 1.дать понятие «настроение» 2 . у ч и т ь р а с п о з н а в а т ь настроения других, передавать н а с т р о е н и е с п о м о щ ь ю пластики 3.учить анализировать свои ощущения 1 3я нед. Зан.12 «Комплимент», Л.Любина, с.35 + Е.Алябьева, с.14. 1. тренинговое упражнение «Дружеское рукопожатие», «Доброе утро» 2. беседа «Приятные слова» 3. игра «Паутинка» (по Е.Алябьевой) 4. рисование «Я – маленький, я – сейчас» 5. упражнение «Передай дружбу» 1.познакомить с понятием «комплимент» 2.формировать п р и в ы ч ку п о л ь з о в а т ь с я с л о в а м и - комплиментами 3.воспитывать уважительное отношение к собеседнику в процессе общения 4.в процессе подвижной игры учить думать о чувствах партнера 1 4я нед. Зан.13 «Просьба», Л.Любина, с.36 + Е.Алябьева, с.55,57 1. тренинговое упражнение «Доброе утро» 2. упражнение «Комплимент» 3. тренинг «Попроси правильно» 4. рисование «Игрушка» с дарением 5. упражнение «Передай дружбу» 1.закрепить знания о понятии «комплимент» 2 . о р и е н т и р о в ат ь н а е г о использование в повседневной жизни 3.учить правильно и вежливо обращаться с просьбой к другому человеку 4.учить проявлять дружеские симпатии 1
XII
1я нед. Зан.14 «Спросите у прохожего», 1. тренинговое упражнение «Дружеское рукопожатие» 2. упражнение «Вежливые слова» 1.довести до автоматизма у м е н и я о б р а щ а т ь с я с просьбой, говорить вежливо 1
Л.Любина, с.38, Е.Алябьева, с.12 3. ролевая игра «Спросите у прохожего» 4. пластический этюд «Спаси птенца» 2.учить договариваться с товарищами в совместной игре 3.развивать эмпатию, учить выражать эмоции страха и решительности, нежности 2я нед. Зан.15 «В магазине», Л.Любина, с.39 + Е.Алябьева, с.15, 84. 1. тренинговое упражнение «Передай мяч» 2. ролевая игра «Магазин игрушек» 3. чтение и беседа по сказке «Пес Барбос» (по Е.Алябьевой) 4. э т юд « С л о м а н н а я к у к л а » ( п о Е.Алябьевой) 1.закрепить умение передавать просьбу 2 . р а з в и в а т ь у м е н и е договариваться в совместной игре 3.во с пит ы ват ь б е р е ж н о е от н о ш е н и е к и г р у ш к а м , уважение к труду взрослых 1 3я нед. З а н . 1 6 « С п р о с и вежливо», Л.Любина, с.41, 44 1. тренинговое упражнение «Комплимент» 2. ролевое проигрывание «Не поделили игрушку» 3. упражнение «Песенка о дружбе» 1 . з а к р е п л я т ь у м е н и е использовать комплимент в повседневной жизни 2 . у ч и т ь р а з р е ш а т ь конфликтную ситуацию без вреда для себя и окружающих 3.развивать эмпатию 4.воспитывать толерантность 1 4я нед. З а н . 1 7 « М о е настроение», Л.Любина, с.42,44 + Е.Алябьева, с.50,62 1. пластический этюд «Снежинки» (по Е.Алябьевой) 2. Игра «Зеркало» 3. Пластический этюд «Ручеек» 4. беседа «Как можно узнать настроение человека?» (по Е.Алябьевой») 5. игра «Театр настроений» 1.формировать произвольность, радость от взаимодействия с другими 2.развитие эмоциональной, мимической выразительности, эмпатии 3.учить передавать настроение с помощью пластики 4 у ч и т ь п о н и м а т ь и 1
анализировать настроения других
I
2я нед. Зан.18 «Поступки», Л.Любина, с.48 1. упражнение «Передай улыбку» 2. анализ игровых ситуаций 3. игра «Хорошие и плохие поступки» 4. игра «Море волнуется» 1.формировать представления о хороших и плохих поступках 2 . у ч и т ь а н а л и з и р о в а т ь поступки и оценивать их 3.развивать смелость, свободу самовыражения 1 3я нед. Зан.19 «Найди себе друга», Л.Любина, с.52, 54 1. упражнение «Передай улыбку» 2. Беседа «Кто такой друг» 3. Игра-упражнение «Опиши друга» 4. Игра «Кораблик» 1.развивать эмпатию 2.дать понятие слова друг 3.развивать мыслительные п р о ц е с с ы а н а л и з а и самоанализа 4.формировать доверие друг к другу 1 4я нед. Зан.20 «Этичные и неэтичные поступки», Л.Любина, с.56, 58, Е.Алябьева, с44 1. Игра «Птицы» (по Е.Алябьевой) 2. Беседа о хороших и плохих поступках 3. Упражнение «Ты мне нравишься, потому что…» 4. Игра «Это я, узнай меня» 1.воспитывать уважение к другим, скромность, доброту 2 . у п р а ж н я т ь в а н а л и з е поступков своих и других 3 . р а з в и т и е т а к т и л ь н о г о восприятия. эмпатии 1 5я нед. Зан.21 «Чтобы не ссориться», Л.Любина, с.59 + Е.Алябьева, с.19 1. упражнение «Солнечные лучики» 2. чтение и беседа по стихотворению А.Кузнецовой «Поссорились» 3. игра «Не поделили игрушку» 4. игра «Поезд» (по Е.Алябьевой) 5. игра «Передай добро по кругу» 1 . у ч и т ь а н а л и з и р о в а т ь проступки, находить причину конфликта 2.знакомить с с о ц и а л ь н о приемлемыми с п о с о б а м и решения конфликта 3.учить прислушиваться к д р у г и м , с о в м е с т н ы м действиям, контролировать свои действия и эмоции 1
4 . р а з в и в а т ь н а в ы к и невербального общения
II
1я нед. Зан.22 «Неудача», Л.Любина, с.61, Е.Алябьева, с.50 1. упражнение «Снежинки» 2. игра «Справа от меня есть одно местечко» 3. беседа о неудачах 4. игра «Горячая картошка» 5. игра «Зеркало» 1.снятие напряжения, «+» настрой 2.развивать с п о с о б н о с т ь о р и е н т и р о в а т ь с я в пространстве среди других 3.познакомить с понятием «неудача» 4.учить кон ст рукти вн ом у о т н о ш е н и ю к д а н н о м у состоянию 5.развивать воображение, эмпатию 1 2я нед. З а н . 2 3 « К о в р и к мира», Л.Любина, с.65-68 1. упражнение «Все здесь!», «Возьми себя в руки!» 2. игра «Примирение» 3. игра «Коврик мира» 4. совместная аппликация «Наш коврик» 1 . П р о д о л ж а т ь о б у ч а т ь способам контроля своих эмоций 2.учить вести переговоры и участвовать в дискуссиях 3.учить признавать успехи других 1 3я нед. Зан.24 «Превращения», Л.Любина, с.67 + Е.Алябьева, с.16 1. упражнение «Все здесь!» 2. игра «Король» 3. игра «Превращения» 4. упражнение «Торт» (по Е.Алябьевой) 1.формировать адекватную самооценку 2 . з н а к о м и т ь с н о в ы м и формами поведения 3. учить снимать напряжение, с о о т н о с и т ь д е й с т в и е с инструкцией, контролировать свою активность 4воспитывать терпеливость, толерантность 1
4я нед. З а н . 2 5 « М ы – дружные ребята», Л.Любина,с.69 + Е.Алябьева, с.21 1. игра «Обратись ласково к соседу» 2. игра «Прогулка с завязанными глазами» 3. игра «Надежное падение» 4. беседа «Как мы изменились» 5. игра «Передай тепло по кругу», «Эстафета дружбы» 1.закрепить умение называть и обращаться друг к другу по имени 2 . ф о р м и р о в а т ь ч у в с т в о доверия и ответственности за другого 3 . п о д в е д е н и е и т о г о в , признание успехов детей 4 . р а з в и т и е э м п а т и и , доброжелательности к другим 1 Всего: 25
-25-
Учебно-методический комплекс

Список литературы
Список основной литературы: 1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2002. – 96 с. 2. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет: конспекты занятий, информационно-методические материалы / авт.-сост. И. П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 222 с. Список дополнительной литературы: 3. Гуров В.Н.Социальная работа ДОУ с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. 4. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) / Т.П. Авдулова, Е.И.Изотова, Г.Н.Толкачева и др. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 316 с. 5. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / (Е.А. Панько и др.); под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М : Линка-Пресс, 2009. – 272 с. 6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для работников ДОУ. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 48 с. 7. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006 – 88 с. 8. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: - Сфера, 2013. – 160 с. 9. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.


В раздел образования