Напоминание

Проект по логоритмике "Лопотушки"


Автор: Веселова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Ивушка"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект по логоритмике "Лопотушки"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ-

НИЕ « ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА»

(МБДОУ «ДС «Ивушка»)
мкр. Мирный, дом 8. корпус 3, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629303 Телефон (Факс): (3494) 25-43-61, E-mail: ivushka- uvk@mail. ru
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель заведующего по ВМР Заведующий МБДОУ «ДС «Ивушка» МБДОУ «ДС «Ивушка» ______________З.А.Арабиева ________________Г.В. Кузик «____»_____________2016 г. «____»_____________2016 г.
Образовательный проект

по логоритмике для детей старшего

дошкольного возраста

"Лопотушки"

Разработан:
учитель-логопедВеселова Е.А., учитель-логопед Мельникова Н.И., музыкальный руководитель Шараборина Л.В.
Рецензент:
преподаватель психолого-педагогических дисциплин к.п.н Черноштан Е.В. г. Новый Уренгой 1
2016 г
Пояснительная записка
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь – основное средство общения, основа мышления. Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходима нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие органов зубочелюстной системы. В процессе формирования речи различают доречевой и речевой периоды. Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют обучение детей в школе. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания. Проявляется такое нарушение многообразно, так как зависит от локализации и тяжести очага поражения, возраста и состояния ребенка. Процесс преодоления речевых нарушений трудный и продолжительный. Вы можете подумать, где связь между пением и развитием речи у детей? А связь очень тесная, ведь пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует избавлению от дефектов речи. Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы в раннем возрасте еще не совсем сформированы и певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, именно поэтому большое внимание необходимо уделять распеванию. К «распевкам» относится разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формирование чистоты интонации и расширению диапазона голоса. В детском возрасте тембр голоса очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Цель проекта:
Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи проекта:
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, разви тие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомо торных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мы шечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сфе ры (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знаком 2
ство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музы кальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»). К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкально го произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
Принципы построения совместных занятий:
 Занятия строятся на основе общих положений коррекционно — педагогической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые речевые нарушения речи.  Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.  Принцип всестороннего воздействия.  Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.  Принцип наглядности.  Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Организация деятельности.
Занятия по логоритмике проводятся совместно 1 раз в неделю. Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
Формы совместной деятельности.
1 . План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. 2. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. 3 . Участие обеих сторон в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. 4 . Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи. 5 . Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических «распевок», речевых игр, логоритмических упражнений, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, музыкально-дидактических игр со словом, частушек, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Структурное содержание занятий.
Образовательная деятельность (ОД) по логоритмике включает в себя следующие элементы: - логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата; - пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук; - упражнения на развитие общей моторики; - вокально–артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания; - песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти; - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; - упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления; 3
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Ожидаемые результаты.
1. Нормализациия темпа и ритма речи; 2. Развитие:  речевой моторики для правильного произношения звуков,  слухового внимания развитие фонематического слуха,  общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики,  пространственной организации движений,  физиологического дыхания и фонационного дыхания. 3. Увеличение словарного запаса; 4. Устранение речевых аграмматизмов; 5. Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться. 6. Дети становятся более коммуникабельными, улучшается их эмоциональное состояние.
Механизмы реализации проекта.
Проект реализуется в рамках программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ивушка», целью которого является создание условий для обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями и требованиями ФГОС ДО. Контроль за исполнением проекта осуществляет заместитель заведующего по ВМР ДОУ Арабиева Зарина Анваровна, в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.
Участники проекта.
В проект вовлечены 20 детей групп компенсирующей направленности старшего (группа №10) и подготовительного к школе возраста (группа №3). 4 воспитателя, музыкальный руководитель, логопеды.
Научная новизна
Логоритмика - современная инновационная технология, являеющаяся наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, м о т и в а ц и ю к в ы п о л н е н и ю л о го п е д и ч е с к и х у п р а ж н е н и й и п р . Образовательная деятельность на всех этапах организации осуществляется в соответствии с ФГОС ДО исключительно в форме партнерской деятельности взрослого и детей, учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, а также обеспечивает развитие личности детей во всех основных образовательных областях.
Проект долгосрочный.

Срок реализации 7 месяцев (октябрь-апрель).

Уровень основной направленности:
- Повышение качества образовательной деятельности, - Изменение содержания и форм образовательного процесса, - Повышение уровня профессионального интереса и творческой активности педагогов.
Планируемая популяризация данного проекта.
Данный образовательный проект будет осуществляться различными путями - участие в методических объединениях города; - участие в окружном конкурсе "Продвижение" в номинации "Лучший педагогический проект"; 4
- презентация данного проекта для детей и родителей ДОУ, педагогов; - публикация в СМИ социально-политической газете "Правда севера".
Технология (механизм реализации проекта):

Этапы проекта

Содержание работы

1 этап




1. Поисковая работа по подбору дидактического материала по лексическим темам. 2. Подбор распевок, песен, стихов, музыкальных игр и др. 3. Подбор загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр и др. литературного материала. 4. Анкетирование родителей.
2 этап
1. Организация предварительной работы с педагогами по подготовке к занятию. 2. Проведение занятий. 3. Инсценировка сказок, рассказов. 4. Оформление фотоотчетов. 5. Консультирование воспитателей. 6. Консультирование родителей. 7. Проведение итоговых викторин "От А до Я" (раз в квартал)
3 этап
1. Презентация по проекту на педагогическом совете. 2. Выпуск методической разработки по проекту. 3. Фото и видеоотчет для родителей на родительском собрании.
Список рекомендуемой литературы.
1. Т.Б. Филичева «Основы логопедии» 1989г. 2. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000. 3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006. 4. М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой. Методические пособия по логоритмике. 5. Микляева Н. В. «Пособие для логопедов. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ» Полозова О. А. 6. Бабушкина Л. Р., Кисляков О. М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР»
Приложение 1
5

РАСПЕВКИ И УПРАЖНЕНИЯ
: Любое вокальное занятие должно начинаться с «распевки». «Распевка» разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. «Распевка» — это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается«распевка» в среднем, удобном диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, «распевку» повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.
РЕКОМЕНДАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
Одна из рекомендаций, касающаяся того, как правильно распеваться, относится к режиму дыхания, которое осуществляется только животом. При этом важно следить, чтобы плечи и грудь не двигались, и не было никаких напряжений мышц шеи. Дышать следует очень спокойно, расслаблено, почти не заметно для окружающих, а гласные извлекать без обдумывания, как можно быстрее избавляясь от звука и не задерживая в себе ничего. Очень полезно, дышать лежа на спине. Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:  Вдох и выдох через нос;    Вдох через нос, выдох через рот;    Вдох через рот, выдох через нос;    Вдох и выдох через рот.   Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. Упражнение «Жук»: Вдох через нос, выдох через рот со звуком «Ж». Губы вытянуты в трубочку. Язык за верхними альвиолами. Ладошками придерживаем щеки, чтобы не надувались. Звук произносится в нижнем регистре. Поочередно призносится длинный звук «Жук летит» «ЖЖЖЖЖ», а затем короткий звук «Ж, Ж, Ж» пальцами массажируя щеки. Если ребенок не выдает нужный звук, педагог –логопед создает механический звук» Ж». левой рукой держим щеки, чтобы не надувались. Воздух идет правильно «губы-трубочкой», со звуком «Ш», а правой рукой гладит по гортани, при этом создается нужный звук «Ж». Упражнение «Комарики»: Вдох через нос, выдох через рот со звуком «З». Звук произносится в верхнем регистре. Язык за зубами внизу. Зубы сжаты. Если у ребенка не получается правильный звук, педагог-логопед с помощью личного показа создает механический звук «З». Произносится звук «С», правой рукой гладит по гортани, при этом получается звук «З». Упражнение чередуется длительным звуком «З» (комарик летит) и коротким «З.. З.. З» (комарик прыгает), влияет на работу легких и диафрагмы.  Упражнение «Водичка» звук «С»  Упражнение «Дятел» для постановки звука «Р»  Упражнение «Лошадки» цоканье языком.  Упражнение «Змейки»:  Вдох через нос, выдох через рот со звуком «Ш».  Упражнение «Ежики»:  Вдох через нос, выдох через рот со звуком «Ф». Данные упражнения чередуются длительным произношением звуков (летят, ползут) коротким (прыгают), что положительно влияет на развитие легких и диафрагмы. № 1 6
Закрытый слог "М". Вдох носом. Одновременно опустить гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе поем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация легкое подрагивание ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Начинать это упражнение надо с любой удобной ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. №2 Упражнение «МОТОРЧИК». Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон. №3 Упражнение «МОТОРЧИК» такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо(скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию. № 4 Упражнение «ТИГРЫ». Звук «Р». В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон. Каждый раз повышая на тон. №5 Упражнение «КУРОЧКА». Слог «КО». Пальцы принимают форму «клюва». При пропевании упражнения «Клювик» кивает в такт. Тональность повышается по полутонам. №6 Упражнение «ГУСИ». Слог «ГА». Сидеть ровно. Руки за спиной, как крылья у гуся. Вдох через нос, выдох через рот со слогом «ГА»». При каждом произношении слога. Руки-крылья отводятся назад. №7 Упражнение «ДЯТЕЛ». Слог «ТУК». Одна рука (дерево) другая рука в форме клюва. Во время пропевания дети стучат рукой (клювом) по руке (дереву) происходит пальчиковая гимнастика и самомассаж. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон. Упражнение «Индюшата» Регулярная хорошая распевка позволяет расширить диапазон, улучшить интонацию, сделать звучание голоса более ровным во время пения, совершенствовать навыки артикуляции и орфоэпии многое другое. Для каждого навыка предусмотрены различные упражнения, что вам, наверняка, известно. Начинайте каждое занятие по вокалу с распевки! 7


В раздел образования