Напоминание

"Проблемы преподавания музыки при переходе на новые ФГОС ООО""


Автор: Малова Жанетта Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 26"
Населённый пункт: Город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы преподавания музыки при переходе на новые ФГОС ООО""
Раздел: среднее образование





Назад





«Проблемы преподавания музыки при переходе

на новые ФГОС ООО и возможные пути решения»
МБОУ «СОШ № 26» Малова Ж.А. 
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – качественно новый

этап в развитии подходов к нормированию и проектированию образования.

- впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе

образования страны, а не только к предметному содержанию;

- впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни;

- основывается на запросах семьи, общества и государства;

- концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Специфика Федерального государственного образовательного стандарта состоит в том, что наряду с предметными результатами обращается самое пристальное внимание на метапредметные и личностные результаты. Также стандарт возвращает в школу одну из её важнейших, но, к сожалению, ныне забытых задач — воспитание учеников. Поскольку учителя умеют достигать предметных результатов, а личностные результаты могут оценивать лишь психологи, то основное и самое пристальное внимание при внедрении нового стандарта следует уделить метапредметным результатам — универсальным учебным действиям.
«Нам предлагают подумать о том, не принять ли на вооружение другие нормы,

закономерности и порядки, которые чересчур сильны, чересчур остры и странны…»

А. Якомиови

«Пока сам чего-то не поймешь, не замечаешь, что об этом говорили другие»

Гр. Померанц
В концепции стандарта отмечается, что системно-деятельностный подход опирается на все лучшее, что накоплено педагогической теорией и практикой. Пожалуй, основная но- визна стандарта для учителя – появление системной оценки результатов образовательной деятельности, включение в систему оценки качества образования метапредметных и лич- ностных результатов. Что называют УУД Давайте рассмотрим структуру УУД: Познавательные. Регулятивные Коммуникативные. Личностные 1
Универсальные учебные действия, носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Заключение. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Назначение учебного предмета «Музыка»
Если взглянуть на новые программы в соответствии с требованиями ФГОС, основное заключение в том, чтобы формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия через содержание самого предмета «Музыка» и релевантных способов организации

музыкально-образовательной деятельности. Изучая ФГОС, педагоги выделяют множество педагогических технологий, которые способствуют формированию УУД. А все ли технологии годны для учебного предмета «МУЗЫКА?»
Современные

образовательные

технологии
2

Проблемно-диалогическая технология.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы (куда пойти учиться и работать, какую книгу почитать, что съесть на завтрак и т.п.). Поскольку жизнь постоянно меняется, нам приходится решать такие задачи, с которыми мы ранее не сталкивались. Волей-неволей люди вынуждены действовать самостоятельно. А вот уроки в школе традиционно строятся иначе. Учитель сам называет тему, объясняет её, организует закрепление знаний учеников, и лишь потом ученики самостоятельно могут начать применять полученные знания. Налицо противоречие: школа не готовит учеников к жизни. В рамках реализации ФГОС используется целесообразно использовать проблемно- диалогическая технология. Главная её особенность — активное участие школьников в процессе познания. Учитель создаёт проблемную ситуацию, а ученики совместно с учителем формулируют проблему урока, вспоминают необходимые, изученные ранее знания и ищут в диалоге с учителем решение проблемы — новые знания и умения, используя для этого учебник и другие источники информации. Подводя итог, ученики выражают полученное решение в разных формах и учатся применять новые знания и умения. Главная цель проблемно-диалогической технологии — обучить самостоятельному решению проблем в процессе открытия новых знаний вместе с детьми. При этом у школьников формируются регулятивные (умения решать проблемы), коммуникативные (умение вести диалог), познавательные (умение извлекать и перерабатывать информацию, делать логические выводы) и оценочные (в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации) УДД. Наиболее сложный и непривычный элемент проблемно-диалогической технологии — создание проблемной ситуации. Для создания проблемной ситуации используется предъявление ученикам два противоречащих друг другу факта, мнения, теории и т.д. Приведём пример такой ситуации из учебника «Музыка. 2-й класс» (авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская). два противоположных настроения в музыке, объясняют значение двух терминов (мажор, минор). Столкнувшись с противоречием, ученики осознают проблему и формулируют вопрос урока. Для «открытия» новых знаний в рамках проблемно-диалогической технологии используют два вида диалогов. 3
Побуждающий диалог нацелен на большую самостоятельность учеников. Учитель побуждает их высказывать свои версии решения проблемы, задавая вопросы, на каждый из которых существует несколько вариантов правильного ответа. Подводящий диалог представляет собой направленную на освоение новых знаний цепочку вопросов, в каждом из которых запрограммирован правильный ответ (по сути — один). Этот вид диалога легко просчитывается по времени, быстро ведёт к нужному результату и развивает логическое мышление.
Практикум по проблемно-диалогической технологии

Задание.
Установите правильный порядок действий учителя на уроке изучения нового материала, используя только те действия, которые соответствуют технологии (соедините стрелками / проставьте буквы). Порядок Действия учителя 1 А. Объясняет новый материал 2 Б. Предлагает выдвинуть версии // составить план действий 3 В. Задаёт вопросы на воспроизведение нового материала 4 Г. Даёт задания на выявление сути нового материала 5 Д. Объявляет цели и задачи урока Е. Создаёт ситуацию противоречия, вызывающую удивление Ж. Объявляет план урока З. Предлагает ученикам сформулировать проблему урока (тему, цель) И. Предлагает ученикам сделать вывод о том, что нового они узнали Правильный ответ: 1 – Е, 2 – З, 3 – Б, 4 – Г, 5 – И.
Практикум по технологии оценивания

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока изучения нового

материала.

!!!
Модель не жесткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов.
Цели урока по линиям развития личности

средствами предмета

Отбор обязательного минимума содержания урока по принципу минимакса
4
1-я линия развития - формулировка в виде умения – чему учить детей! 2-я линия развития … !!! К каждому уроку не обязательны все линии – только ведущие 1.Взять перечень обязательных знаний и умений на конец года (программу) 2.Отобрать те информационные единицы, которые впервые вводятся в теме данного урока – это и будет минимум! 3.Выделить в материале параграфа (текст, илл.) те части, где содержатся информационные единицы минимума. 4.Спланировать урок с использованием, прежде всего, этой обязательной части параграфа, а все остальное – как максимум – использовать, если хватит времени.
Этапы урока

(Время)

Учитель
(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)
Д о с к а

и

оборудование

Создание проблем-

ной ситуации
= 5-7 минут Создает для учеников проблемную ситуацию – противоре- чия, порождающего удивление (приемы): - Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения - Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их! - Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). - Дает задание невыполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений - Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? - Вступая в диалог с учи- телем (выполняя задания) вы- являют противоречие – прого- варивают и осознают его. Например, в двух разных углах доски фиксируются (слова- ми, символами) два противоречащих фактах
Формулирование

проблемы
- Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить? - По-разному формулируют вопрос Основной вопро с записывается
Версии
+ 2-3 минуты - Какие у вас есть версии решения проблемы? - Предлагают версии, принимаются и абсурдные От проблемы стрелками ключ.слова
Актуализация
имеющихся знаний Планирование деятельности + 5-10 минут - Что мы уже знаем по этой проблеме? Здесь и везде используются: Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые воз- можны разные правильные варианты ответа (развитие твор- чества). Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). - Что нужно узнать для решение проблемы? - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) - Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть) Например, в виде признаков понятия, опорного сигнала и т.п. План действий: 1…, 2…, …
П о и с к

р е ш е н и я

(открытие

нового

знания)
+ от 10 до 20-25 минут - Если на уроке одно новое знание ( по ня тие , закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод: - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основ- ной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) - Если новое знание состоит из нескольких информацион- ных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме. - Вступают в д и а л о г ( п а с с и в н ы х м о ж н о в ы т а с к и в а т ь ф р а з а м и «объясни, как ты понял, что сказал Миша..» - Выполняют задания на н о в ы й м а т е р и а л ( в с е м классом) - П р е д л а г а ю т с в о е о б о б щ е н и е и в а р и а н т ы ответов по учебной проблеме О т в е т ы – преодолевающие учебную проблему ф и кс и ру ю т с я н а доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п. !!! Принципиально важно при этом : 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».
Выражение

решения.

Применение нового

знания
. +5-10 мин. / Д/з - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою рабо- ту? - Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.) - Обобщают, делают вывод по проблеме - Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для работы Домашнее задание Зависит от предметной специфики. Главное не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать. 5

ОТВЕТЫ: 1Б,В 2А 3В 4А,В 5А,Б,В
6

«Нам предлагают подумать о том, не принять ли на вооружение другие нормы,

закономерности и порядки, которые чересчур сильны, чересчур остры и странны…»

А. Якомиови

«Пока сам чего-то не поймешь, не замечаешь, что об этом говорили другие»

Гр. Померанц
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Дополнительная литература: 1. Б а р х а е в Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с. 2. В а х р у ш е в А.А., Д а н и л о в Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2011. – № 5. – С. 3–16. 3. Д а в ы д о в а Н.Н., С м и р н ы х О.В. Универсальные учебные действия: управление образованием // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 167–175. 4. М у х и н а В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – изд-е 10-е., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 608 с. 5. Основы психологии: практикум: учебник / под ред. Столяренко Л.Д. – Изд-е 7-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 704 с. 6. П а н о в В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика – СПб.: Питер, 2007. – 352 с. 7. Педагогическая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с. 8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с. 9. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе. – Вологда: ВИРО, 2008. 10. Р е а н А.А. Психология подростка. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. –512 с. 11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. 12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. 13. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 7


В раздел образования