Напоминание

"Развитие воображения у старших дошкольников посредством композиции и поделок на занятиях кружка "Умелые ручки"


Автор: Тапыева Лидия Мировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Д/с №3 "Катюша"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие воображения у старших дошкольников посредством композиции и поделок на занятиях кружка "Умелые ручки"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Республика Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – Детский сад №3 «Катюша»

Тапыева Лидия Мировна, воспитатель

Тема публикации: Развитие воображения у старших дошкольников

посредством композиций и поделок

на занятиях кружка "Умелые ручки"
Во все времена государству были нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Но по данным психологов, творческие способности, как следует развиты лишь у 2-3% современников. Поэтому-то сегодняшний человек в большей мере-исполнитель. Как же способствовать разностороннему развитию человека? И действительно ли это так важно и актуально на современном этапе? Давайте подумаем, что является основной отличительной чертой разносторонне развитой личности. Такой человек может на одну и ту же ситуацию взглянуть с нескольких сторон, с разных точек зрения. Любую задачу он может решить несколькими способами. Он быстро создаёт в своей голове связи между различными объектами, мыслит легко, «играючи». Мощный компьютер может замечательно работать с введёнными в него изображениями - трансформировать их, крутить в пространстве, изменять почти до неузнаваемости. Такими же способностями обладает и мозг творческого человека. Именно это мы называем живостью ума, именно это является отражением внутренней свободы и пластичности мышления. Возрастание же разнообразия и сложности процессов, происходящих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим воображением, мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем. Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности. Одним из условий развития воображения является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребёнком художественно-творческой деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих её). Обучение, как известно, главным образом происходит на занятиях.
Исследователи зачастую не используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания выразительной композиции и развития воображения у детей. Часто поделки, выполненные руками дошкольников, выглядят малоэстетично, качество работ очень низкое. Занижаются или завышаются возможности дошкольников, что отрицательно сказывается на процессе развития детского воображения. У них не формируются творческие навыки, воображение. Такое ограничение приводит к повторам и снижению интереса детей к данному виду продуктивной деятельности. Используемые педагогами приёмы обучения и развития воображения, творчества однообразны, редко применяется создание игровой ситуации на занятии. В организации работы с поделками воспитателями редко используется коллективная форма проведения занятий. Это приводит к обеднению содержания и снижению художественной ценности детских работ. Слабо используются возможности интегрированных занятий для формирования творческих способностей, воображения детей, что отрицательно сказывается на формировании личностно значимых мотивов деятельности и снижается интерес к ней. Созданные детьми композиции и поделки редко применяются для оформления учреждений, праздников и досугов. В старшем дошкольном возрасте, на стыке 6-7 лет, ребёнок воспитанник детского сада, обладает наиболее высокой способностью мыслить нестандартно. Доказательство этому - результаты работы американских учёных, которую они провели в 1970 г." с целью оценить влияние возраста человека на способность мыслить нестандартно". Согласно этим данным 37% изящных, нестандартных, необычных решений показали шестилетние дети, семилетние - 17%. а затем обвал до 2% для следующих возрастных групп. Другими словами, творческие способности пропадают после 6-7 лет у 98% людей. К 10-12 годам пропадает и интерес делать что-нибудь своими руками [Журнал "Народное образование" 2002г. С.27]. Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребёнка, считают, что воображение является непременным условием психологической подготовки детей к школе (Л.С. Выготский, В.В. Кириллова, Е.Е. Сапогова, Ю.А. Полуянов и др.).Е. Е. Сапогова получила убедительные данные, согласно которым "уровень развития символической функции и воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе. Если уровень развития этого новообразования не достиг того, который достаточен для перехода ребёнка к школьному обучению, то помещение ребёнка в условия учебной деятельности является преждевременным" [50; 172].
Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста является воображение. Именно новообразование задаёт для ребёнка социальную ситуацию развития, которая "определяет целиком и полностью тебе формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным" [12; 259]. В.В. Давыдов подчёркивал, что именно в замысле ребёнка обнаруживается одна из важных особенностей воображения - умение "видеть" целое раньше частей. "Замысел - это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения замысла" [20; 135]. Психологи и педагоги признают, что именно воображение - основа творческой деятельности, а творчество - один из показателей развития личности, одна из сущностных её характеристик. В художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие детского творчества и воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла. Ознакомившись с теоретическими разработками в области изучения проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста, проведя собственное исследование, мы пришли к следующим выводам: - Старший дошкольный возраст признаётся сензитивным периодом для развития воображения, в силу оптимального соотношения внутренних условий и возможности осуществления своевременного и эффективного внешнего формирующего влияния. - Несмотря на оживление работы по данному направлению в ДОУ, её уровень, как правило, остаётся достаточно низким. - Для систематизации работы необходима программа развития воображения у старших дошкольников, обеспечивающая организационно познавательную, познавательно - развлекательную, практическую и исследовательскую деятельности детей, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приёмов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. - Развитие воображения у детей посредством композиций и поделок в большей мере зависит от создания педагогических условий. - Взаимосвязь художественно - творческой деятельности с другими эстетическими деятельностями: музыкой, литературой, словесно-художественной, экологической - ещё один путь развития детского воображения. Необходимость такой взаимосвязи для развития воображения полностью подтвердилась при проведении нашего эксперимента.
- При проведении эксперимента у дошкольников не только повысился уровень развития воображения, но и творческого и логического мышления, в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы детей. Таким образом, мы считаем, что в дошкольных учреждениях необходимо больше уделять внимания на развитие воображения детей посредством поделок и композиций.


В раздел образования