Напоминание

агрессия дошкольноков


Автор: Ермоленко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/сад №1 "Сказка"
Населённый пункт: Белгородская обл., Город Короча
Наименование материала: статья
Тема: агрессия дошкольноков
Раздел: дошкольное образование





Назад




Агрессия — часто проявляется у детей дошкольного возраста. Некоторые психологи говорят, что возникающая агрессия - это нормальная реакция ребенка. В младенческом возрасте агрессия ребенка выражается, так:с самого рождения родителям кажется, что он родился агрессивным, потому что он кусает грудь, отталкивает бутылочку, срыгивает, всё — как будто он делает это специально. Подрастая, ребенок может проявлять свою агрессию в жестоком, безжалостном отношении домашним животным. Когда ребенку исполняется два-три года его агрессивность выражается в других проявлениях таких как приступ гнева и крики, когда родители требуют от ребенка послушания (иногда именно в этот период многие говорят что у ребенка начался кризис его возраста) . Именно в этот период он проявляет протест в виде разрушений: ребенок ломает игрушки. Так ребенок осваивает что такое запрет. По мере того как малыш подрастает его агрессивность ограничивается только тем временем, когда он чем-то недоволен. В возрасте четырех-пяти лет агрессивность детей проявляется в большей части в отношениях друг с другом. Ребенок этого возраста даже тот кто на первый взгляд достаточно хорошо воспитанный, вдруг начинает демонстрировать приступы ярости, он крушит все вокруг. Так у ребенка проходит обучение управления гневом. Социализация ребенка зависит от того как он способен управлять своей агрессивностью и противостоять агрессивности других.
У многих взрослых эта необъяснимая агрессия ребенка вызывает тревогу. Иногда агрессия для ребека становится одним из важнейших средств самовыражения или самозащиты. Однако необходимо беспокоиться, когда у малыша наблюдается слишком сильное подавление его агрессивности или страх перед агрессивностью других. Это может в дальнейшем помешать ребенку нормально сосуществовать со сверстниками в группе. В обоих случаях ему потребуется помощь либо родителей,либо в наиболее сложных случаях помощь специалиста. Если ребенок кусается (что бывает очень часто) в таком поведении нет ничего трагического. Значит ребенок именно в это время проходит первую стадию развития. В период прохождения этой стадии познание мира ребенком идет главным образом через рот. С ребенком необходимо поговорить и объяснить так, чтобы он понял, что тому кого он укусил становится очень больно, и именно поэтому все взрослые начинают защищать укушеного. Бывают и такие случаи когда ребенок часто дерется или просто бьет других детей. Агрессивность ребенка первый раз пришедшего в детский сад, может быть знаком того, что у него трудно проходит период расставания с мамой или у ребенка тяжелый адаптационный период. В этом случае совет для родителей может быть такой: необходимо проводить с малышом больше времени; спокойно разговаривать с ним; спрашивать, что он делал в детском саду; интересоваться тем, как и с кем играл ваш ребенок; где гулял, а не только тем, какие проводились занятия. Необходимо вместе с ребенком искать способы разрешения конфликтов,а не побуждать его давать сдачи.
То что у ребенка в поведении присутствует агрессия это не может быть знаком того, что он вырастет асоциальным типом. Иногда, конечно, в редких случаях такое случается. Каковы же все таки причины агрессивного поведения ребенка. Причиной того, что ребенок проявляет агрессию может быть насилие, пассивным свидетелем которого и стал этот ребенок, увидев в телепередаче или видеоигре. В таком случае необходимо ограничить время, которое ребенок проводит перед телевизором или компьютером, и строго следить за тем, что он смотрит. Другой причиной является насилие в семье. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что насилие, которое родители проявляют по отношению друг к другу, негативно отражается на детях и может сказаться на их поведении в детском саду. За любым агрессивным поведением необходимо искать эмоциональную боль которую он переживает. Например, ребенок переживает из-за соперничества в семье с братьями и сестрами, агрессия по отношению к его сверстникам может быть всего лишь способом переноса на них своих страданий. Естественным и логичным продолжением этой проблемной ситуации может стать консультация у детского психолога. Для того чтобы консультация у специалиста прошла удачно нужно, чтобы ребенок проникся к психологу полным доверием, иначе разговор с ним окажется невозможен. Совершенно нормальной реакцией малыша будет если малыш не сразу примет необходимость такого разговора.
Но не все родители могут позволить себе поход к специалисту. Поэтому есть несколько рекомендаций для родителей. 1. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи. Взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет. 2. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям необходимо контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. 3. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
— повышение голоса, изменение тона на угрожающий; — демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); — крик, негодование; — использование физической силы; — непреклонное настаивание на своей правоте; — сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу; — команды, жесткие требования, давление; — оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение. 4. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание и не могут понять что лучше бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.


В раздел образования